Элективный курс "Планиметрия" для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Левчук Оксана Николаевна

Данная программа предпрофильного курса освещает намеченные, но достаточно не проработанные в общем курсе математики вопросы применения учащимися своих геометрических знаний. Предлагаемый элективный курс составлен в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся основной школы.

Элективный курс “Планиметрия» поможет продолжать обучающимся развивать мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний так же и в жизненной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_planimetriya_9ab_levchuk.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ«УСШ»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

 _____/

Протокол  №  ___  

от «   » сентября 2018г.                    

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

    ______/ /

 «   » сентября 2018 г.                    

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор УМСОШ

________/ /

 «   »  сентября 2018г.                    

Рабочая программа

элективного курса

«Планиметрия»

  для  9 а,б  классов

Левчук Оксана Николаевна

учитель математики

 высшая квалификационная категория  

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Данный курс составлен на основе глав «Дополнительные задачи» учебника «Геометрия 7-9» под редакцией Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.   М.: Просвещение, 2017 г.

Данная программа предпрофильного курса освещает намеченные, но достаточно не проработанные в общем курсе математики вопросы применения учащимися своих геометрических знаний. Предлагаемый элективный курс составлен в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся основной школы.

Элективный курс “Планиметрия» поможет продолжать обучающимся развивать мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний так же и в жизненной практике. Этот курс направлен в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Он отвечает запросам общества, т.е. помогает учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности.

Цель курса: знакомство учащихся с важнейшими методами применения геометрических знаний на практике.

Задачи: 

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;

- повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности;

- совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса, выполнения практических заданий, отбор и систематизация информации, подготовка презентации;

- овладение учащимися знаниями о широких возможностях применения геометрии в жизни человека.

Элективный курс рассчитан на 17 часов.

Оценивание осуществляется согласно Положения  об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения в МБОУ «УСШ».

«п.3.1. Для оценивания учебных достижений обучающихся по освоению ЭК используется дихотомическая система:  «зачет – незачет». Курс считается освоенным (зачтенным), если обучающийся посетил не менее 2/3 занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу (при объеме ЭК свыше 17 часов допускается проведения комплекса зачетных работ, но не более 4-ех). Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, практической, презентационной, исследовательской работы, защиты проекта или другой форме. Форму зачетной работы определяет педагог, ведущий ЭК.

Если изучение элективного курса не завершено в течение полугодия или учебного года, то учителем осуществляется промежуточное оценивание освоения обучающимся ЭК за полугодие и учебный год по системе «зачет – незачет»».

Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность узнать:

- гипотезы, аксиомы, теоремы, следствия;

- решения практических задач;

- представление о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических задач.

научатся:

- применять геометрические понятия в быту;

- выполнять различные измерительные работы;

- выполнять построения;

- выполнять своими руками простейшие приборы для решения поставленной геометрической  задачи;

- работать с таблицами и справочными материалами.

Личностные  результаты изучения курса.

Обучающийся получит возможность развить следующие качества:

– независимость и критичность мышления;

– воля и настойчивость в достижении цели.

Средством достижения этих результатов является:

– система заданий;

– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.

Метапредметными  результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Обучающийся получит возможность:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература,  компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ученик получит возможность научиться:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.

самому создавать источники информации разного типа и  соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения

Предметными результатами изучения курса  являются следующие умения:

учащиеся научатся:

Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения  знание о (об):

  • определении параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойствах и признаках;
  • определении трапеции; элементах трапеции; теореме о средней линии трапеции;
  • определении окружности, круга и их элементов;
  • теореме об измерении углов, связанных с окружностью;
  • определении и свойствах касательных к окружности; теореме о равенстве двух касательных, проведённых из одной точки;
  • определении вписанной и описанной окружностей, их свойствах;
  • определении тригонометрические функции острого угла, основных соотношений между ними;
  • приёмах решения прямоугольных треугольников;
  • тригонометрических функциях углов от 0 до 180°;
  • теореме косинусов и теореме синусов;
  • приёмах решения произвольных треугольников;
  • формулах для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;
  • теореме Пифагора.
  • применять признаки и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата при решении задач;
  • решать простейшие задачи на трапецию;
  • находить градусную меру углов, связанных с окружностью; устанавливать их равенство;
  • применять свойства касательных к окружности при решении задач;
  • решать задачи на вписанную и описанную окружность;
  • выполнять основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки;
  • находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;
  • применять соотношения между тригонометрическими функциями при решении задач; в частности, по значению одной из функций находить значения всех остальных;
  • решать прямоугольные треугольники;
  • сводить работу с тригонометрическими функциями углов от 0 до 180° к случаю острых углов;
  • применять теорему косинусов и теорему синусов при решении задач;
  • решать произвольные треугольники;
  • находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;
  • применять теорему Пифагора при решении задач;
  • находить простейшие геометрические вероятности;
  • находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства.


Содержание курса

Построение циркулем и линейкой. 2ч

Признаки равенства треугольников. 2ч

Соотношения между сторонами и углами треугольника. 2ч

Расстояния. Задачи на нахождение расстояния. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора.2ч

Подобие. Подобие треугольников. Признаки подобия. 2ч

Метрические соотношения в треугольниках.2ч

Площадь. Задачи на нахождение площадей фигур.2ч

Объемы. Решение задач на нахождение объемов.2ч

Итоговое занятие. 1 ч

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Построение циркулем и линейкой

1

2

Построение циркулем и линейкой

1

3

Признаки равенства треугольников

1

4

Признаки равенства треугольников

1

5

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

6

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

7

Расстояния. Задачи на нахождение расстояния. Теорема Пифагора.

1

8

Расстояния. Задачи на нахождение расстояния. Теорема Пифагора.

1

9

Подобие. Подобие треугольников. Признаки подобия

1

10

Подобие. Подобие треугольников. Признаки подобия

1

11

Метрические соотношения в треугольниках

1

12

Метрические соотношения в треугольниках

1

13

Площадь. Задачи на нахождение площадей фигур

1

14

Площадь. Задачи на нахождение площадей фигур

1

15

Объемы. Решение задач на нахождение объемов

1

16

Объемы. Решение задач на нахождение объемов

1

17

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...