Элективный курс "Планиметрия" для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Данная программа предпрофильного курса освещает намеченные, но достаточно не проработанные в общем курсе математики вопросы применения учащимися своих геометрических знаний. Предлагаемый элективный курс составлен в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся основной школы.
Элективный курс “Планиметрия» поможет продолжать обучающимся развивать мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний так же и в жизненной практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_planimetriya_9ab_levchuk.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ«УСШ»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО _____/ Протокол № ___ от « » сентября 2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ______/ / « » сентября 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор УМСОШ ________/ / « » сентября 2018г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Планиметрия»
для 9 а,б классов
Левчук Оксана Николаевна
учитель математики
высшая квалификационная категория
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данный курс составлен на основе глав «Дополнительные задачи» учебника «Геометрия 7-9» под редакцией Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2017 г.
Данная программа предпрофильного курса освещает намеченные, но достаточно не проработанные в общем курсе математики вопросы применения учащимися своих геометрических знаний. Предлагаемый элективный курс составлен в соответствии с требованиями к математической подготовке учащихся основной школы.
Элективный курс “Планиметрия» поможет продолжать обучающимся развивать мышление, нестандартное видение объекта, обогатить личностный опыт, найти реальные пути применения знаний так же и в жизненной практике. Этот курс направлен в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Он отвечает запросам общества, т.е. помогает учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности.
Цель курса: знакомство учащихся с важнейшими методами применения геометрических знаний на практике.
Задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации;
- повышение информационной, коммуникативной культуры, опыта самостоятельной деятельности;
- совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса, выполнения практических заданий, отбор и систематизация информации, подготовка презентации;
- овладение учащимися знаниями о широких возможностях применения геометрии в жизни человека.
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Оценивание осуществляется согласно Положения об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения в МБОУ «УСШ».
«п.3.1. Для оценивания учебных достижений обучающихся по освоению ЭК используется дихотомическая система: «зачет – незачет». Курс считается освоенным (зачтенным), если обучающийся посетил не менее 2/3 занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу (при объеме ЭК свыше 17 часов допускается проведения комплекса зачетных работ, но не более 4-ех). Зачетная работа может быть выполнена в форме контрольной, практической, презентационной, исследовательской работы, защиты проекта или другой форме. Форму зачетной работы определяет педагог, ведущий ЭК.
Если изучение элективного курса не завершено в течение полугодия или учебного года, то учителем осуществляется промежуточное оценивание освоения обучающимся ЭК за полугодие и учебный год по системе «зачет – незачет»».
Планируемые результаты:
Обучающиеся получат возможность узнать:
- гипотезы, аксиомы, теоремы, следствия;
- решения практических задач;
- представление о соотношениях размеров реальных объектов и связанных с ними геометрических задач.
научатся:
- применять геометрические понятия в быту;
- выполнять различные измерительные работы;
- выполнять построения;
- выполнять своими руками простейшие приборы для решения поставленной геометрической задачи;
- работать с таблицами и справочными материалами.
Личностные результаты изучения курса.
Обучающийся получит возможность развить следующие качества:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Средством достижения этих результатов является:
– система заданий;
– использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Обучающийся получит возможность:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ученик получит возможность научиться:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации.
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
– понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
– самому создавать источники информации разного типа и соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения
Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:
учащиеся научатся:
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о (об):
- определении параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойствах и признаках;
- определении трапеции; элементах трапеции; теореме о средней линии трапеции;
- определении окружности, круга и их элементов;
- теореме об измерении углов, связанных с окружностью;
- определении и свойствах касательных к окружности; теореме о равенстве двух касательных, проведённых из одной точки;
- определении вписанной и описанной окружностей, их свойствах;
- определении тригонометрические функции острого угла, основных соотношений между ними;
- приёмах решения прямоугольных треугольников;
- тригонометрических функциях углов от 0 до 180°;
- теореме косинусов и теореме синусов;
- приёмах решения произвольных треугольников;
- формулах для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;
- теореме Пифагора.
- применять признаки и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата при решении задач;
- решать простейшие задачи на трапецию;
- находить градусную меру углов, связанных с окружностью; устанавливать их равенство;
- применять свойства касательных к окружности при решении задач;
- решать задачи на вписанную и описанную окружность;
- выполнять основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки;
- находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;
- применять соотношения между тригонометрическими функциями при решении задач; в частности, по значению одной из функций находить значения всех остальных;
- решать прямоугольные треугольники;
- сводить работу с тригонометрическими функциями углов от 0 до 180° к случаю острых углов;
- применять теорему косинусов и теорему синусов при решении задач;
- решать произвольные треугольники;
- находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;
- применять теорему Пифагора при решении задач;
- находить простейшие геометрические вероятности;
- находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства.
Содержание курса
Построение циркулем и линейкой. 2ч
Признаки равенства треугольников. 2ч
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 2ч
Расстояния. Задачи на нахождение расстояния. Теорема Пифагора. Применение теоремы Пифагора.2ч
Подобие. Подобие треугольников. Признаки подобия. 2ч
Метрические соотношения в треугольниках.2ч
Площадь. Задачи на нахождение площадей фигур.2ч
Объемы. Решение задач на нахождение объемов.2ч
Итоговое занятие. 1 ч
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Построение циркулем и линейкой | 1 |
2 | Построение циркулем и линейкой | 1 |
3 | Признаки равенства треугольников | 1 |
4 | Признаки равенства треугольников | 1 |
5 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
6 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 1 |
7 | Расстояния. Задачи на нахождение расстояния. Теорема Пифагора. | 1 |
8 | Расстояния. Задачи на нахождение расстояния. Теорема Пифагора. | 1 |
9 | Подобие. Подобие треугольников. Признаки подобия | 1 |
10 | Подобие. Подобие треугольников. Признаки подобия | 1 |
11 | Метрические соотношения в треугольниках | 1 |
12 | Метрические соотношения в треугольниках | 1 |
13 | Площадь. Задачи на нахождение площадей фигур | 1 |
14 | Площадь. Задачи на нахождение площадей фигур | 1 |
15 | Объемы. Решение задач на нахождение объемов | 1 |
16 | Объемы. Решение задач на нахождение объемов | 1 |
17 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...