Урок "Признаки параллельности прямых" 7 класс
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Арустамян

Урок по теме "Признаки параллельности  прямых" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Признаки параллельности прямых563.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «открытия новых знаний»

Геометрия. 7 класс.

Определение параллельных прямых. Признаки параллельности прямых.

Цели урока:

Образовательные 

  • повторить определение параллельных прямых, смежных и вертикальных углов;
  • формировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов;
  • рассмотреть признаки параллельности прямых и первичное применение их  при решении задач.

Воспитательные 

  • воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;
  • воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения.

Развивающие 

  • развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление;
  • развивать умение работать в паре.

Ход урока

1. Орг. момент.

- Эпиграф к уроку:

“В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот достигнет ее сияющих вершин, кто не страшась усталости карабкается по ее каменистым тропам” (Карл Маркс).

- Так вот, ребята, изучая геометрию, мы и карабкаемся по ее каменистым тропам и очень надеюсь, что урок пройдёт с пользой для вас.

2. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем приступить к открытию новых знаний, давайте повторим то, что нам для этого понадобится.

- Что вы знаете о взаимном расположении двух прямых на плоскости?

(Две прямые на плоскости могут пересекаться, т.е. иметь одну общую точку или они не пересекаются, т.е. не имеют общих точек)

     а        1                                               а

                      4            

     в                          3             2                                  в

                            рис. 1                                                               рис.2

- Рассмотрим рис.1. Название  каких углов, полученных при пересечении  двух прямых, вы уже знаете? (подробные вопросы про вертикальные и смежные углы)


Вертикальные углы.

-Назовите, какие углы являются вертикальными.
1 и 3, 2 и 4

-Каким свойством обладают вертикальные углы?

Они равны.

-Какие ещё пары углов вы знаете?

Смежные.

-Назовите их?
1 и 2, 2 и 3, 1 и 4, 4 и 3

- Каким свойством обладают смежные углы?
Их сумма равна 180° .

- Рассмотрим рис.2.  О каких прямых идёт речь в стихотворении:

Эти линии все знают.
Направление храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.

Мы частенько их встречаем,
Невозможно все назвать:
Пара рельсов у трамвая,
В нотоносце целых пять...

Даже если линий много,
Не смешать одну с другой:
Они держат очень строго
Расстоянье меж собой.

(О параллельных прямых)

Слово параллельные произошло от греческого слова “параллелос”, что в переводе на русский язык означает “идущие рядом”.

Понятие «параллельные прямые» не является для учащихся новым, поскольку известно им с 6 класса. Поэтому, можно предложить учащимся заполнить первую колонку таблицы «Параллельные прямые» (определение параллельных прямых, их обозначение).

Я  знаю

Я узнал

3. Первичное усвоение новых знаний

Работа с учебником (прочитайте текст учебника п. 24 стр. 52 и ответьте на вопросы и дополните таблицу):

  1. Какие прямые называются параллельными?
  2. Изобразите и обозначьте параллельные прямые
  3. Какие отрезки называются параллельными?
  4. Изобразите и обозначьте параллельные отрезки
  5. Какими будут две прямые перпендикулярные к третьей прямой?

4. Устный опрос

1. Известно, что a||b. Означает ли, что b||a?

2. Два отрезка не имеют общих точек. Означает ли это, что данные отрезки обязательно параллельны?

3. Прямые KM и EF параллельны. Могут ли лучи MK и FE пересекаться?

4. На плоскости проведены три параллельные прямые. Может некоторая четвертая прямая:

а) пересекать только одну из данных прямых;

б) пересекать только две из данных прямых;

в) не пересекать ни одной из данных прямых?

5. Дано прямая a и точки A, B и C (рис.) Сколько прямых, параллельных прямой a, можно провести через данные точки? Проведите все такие прямые. Могут ли они пересекаться? Ответ обоснуйте.

 - А теперь оглянемся вокруг. Приведите примеры параллельных прямых, отрезков. (Учащиеся приводят примеры.)

-Ребята, можем ли мы, основываясь на нашем зрении утверждать, что прямые параллельны или не параллельны?

Нет.

-Как же нам быть в таких ситуациях?

В этих случаях помогают нам доказать параллельность или не параллельность прямых признаки.

-Итак, сформулируйте тему урока.

«Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых».

-Сформулируйте и запишите цель урока.

 

Познакомиться с признаками параллельных прямых

Начертите в тетради две прямые a и b и прямую с, которая пересекает прямые a и b. Прямая с 

называется секущей.

При этом образовалось несколько пар углов, часть из которых вам уже знакома.

Но на рисунке есть ещё пары неразвернутых углов, которые пока вы не знаете.

Запишите:

http://festival.1september.ru/articles/648480/img1.gif

-Выполните задание и выпишите пары углов.

5. Исследовательская работа. (см. Приложение)

Задание: сформулировать признак параллельности двух прямых

Работа в парах. Исследовать, сделать вывод. Выступить. Признаки записать в тетрадь.

6. Первичное закрепление. (Решение задач)

Задача 1.

Вопрос. Какие прямые будут параллельными?

Задача 2.

Вопрос. Чему равен угол?

7. Подведение итогов.

-Итак, вернёмся к таблице.  Заполните колонку «Я узнал» в таблице.

-Вспомните названия углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей? Как называются углы первой группы? Второй? Третьей?

8. Рефлексия («Карта настроения»)

Ребята, у каждого из вас на парте лежат  карточки эмоционального состояния, в которых вы  укажите  свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

9. Домашнее задание.

п. 24-25

  • Выучить определение параллельных прямых;
  • Знать названия новых углов и уметь их находить на рисунке.
  • Выучить признаки  параллельности прямых.
  • №186 c.58

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

До новых встреч!!!

Приложение.

Практическая работа № 1

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами  

          некоторых углов.

Оборудование: транспортир.

                                                с

         а                     1

         в           2

                                                  с

        1

а

 

   в

                          2

рис. 1

рис. 2

Порядок выполнения работы:

  1. < 1 и < 2 – это __________________________________________ углы.
  2. Измерить с помощью транспортира < 1  и  < 2 на рис. 1 и рис. 2
  3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

< 1=  

< 1=  

< 2=

< 2=

  1. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

  1. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

Практическая работа № 2

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами  

          некоторых углов.

Оборудование: транспортир.

                                                с

         а                        

                           1

         в            2

                                                  с

            а                     

                                 1    

   в

        2

рис. 1

рис. 2

Порядок выполнения работы:

  1. < 1 и < 2 – это __________________________________________ углы.
  2. Измерить с помощью транспортира < 1  и  < 2 на рис. 1 и рис. 2
  3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

< 1=  

< 1=  

< 2=

< 2=

  1. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

  1. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей ______________________________ углы _______________ , то прямые __________________________ .

Практическая работа № 3

Цель: сформулировать признак параллельности двух прямых, связанный с парами  

          некоторых углов.

Оборудование: транспортир.

                                                с

         а                        

                                   1

         в           2

                                                  с

        

а

                                   1    

   в

                       2

рис. 1

рис. 2

Порядок выполнения работы:

  1. < 1 и < 2 – это __________________________________________ углы.
  2. Измерить с помощью транспортира < 1  и  < 2 на рис. 1 и рис. 2
  3. Результаты измерения записать в таблицу:

рис. 1

рис. 2

< 1=  

< 1=  

< 2=

< 2=

< 1 + < 2 =

< 1 + < 2 =

  1. Сравнить результаты измерения и сделать вывод о параллельности и не параллельности двух прямых при пересечении их секущей:

на рис. 1___________________________________________________________

на рис. 2___________________________________________________________

  1. Сделать вывод (сформулировать признак):

Если при пересечении двух прямых секущей сумма   __________________  углов равна ______ , то прямые __________________________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)

1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n    2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n    3) развив...

Урок по геометрии в 7 классе по учебнику авторов Л.С.Атанасян, Б.Ф.Бутузов Тема : Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых (повторение темы)

1) привести в систему знания, умения, навыки по теме «Параллельные прямые»;n    2) совершенствовать навыки решения задач по данной теме;n    3) развив...

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых"

Представлен конспект укрока по геометрии для учащихся с недостаточной математической подготовкой по теме "Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых". На уроке используется презентация....

Урок геометрии в 7 классе по теме Параллельные прямые.Признаки параллельности

Урок  геометрии   в   7 классе Автор   Безносова Анна Ивановна МБОУ СОШ № 2 Иркутская обл п. Усть-Уда Тема: «Параллельные прямые. Признаки параллельности прямы...

Конспект урока по теме "Признаки параллельности" 7 класс

Конспект урока по теме "Признаки параллельности" 7 класс...

Воспитание качеств мужественности у мальчиков в параллельно – раздельных классах

Ни для кого не секрет, что в нашем обществе воспитание мальчиков осуществляют, в основном, женщины. С малышом до трёх лет возятся мамы и няни, в детских садах женщины-воспитатели, в школах - женщины-у...