Урок по теме "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)
Урок геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТКУ Урока | 25.17 КБ |
Лист самооценки учащегося | 12.2 КБ |
Приложение 1 | 40.68 КБ |
Приложение 2 | 41.95 КБ |
Презентация к уроку | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе
«Теорема Пифагора»
Учитель математики: Крендясова Лариса Анатольевна
Предмет: геометрия
Класс: 8 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: Способствовать формированию универсальных учебных действий посредством создания проблемной ситуации. Как результат вывод теоремы Пифагора; Формирование в процессе поиска новых знаний по принципу действенного и наглядно; доказать теорему Пифагора; использовать ее при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, интерактивная доска, рабочая тетрадь, учебник, раздаточный материал.
Технологическая карта урока геометрии в 8 классе
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для обучающихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Определение потребностей и мотивов. Орг. Момент Слайд 1 | Включаются в деловой ритм урока. (2 минуты) Приветствуют учителя и друг друга, Слушают учителя
| Определяет готовность учащихся. Раздает листки самооценки учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся. Дорогие ребята и коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Сегодня нам предстоит хорошо поработать, желаю вам прекрасного настроения и активной работы. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
Разминка. Актуализация знаний, затруднение. Слайд 2 | Фронтально отвечают на задачи со слайда Находят путь (когда путники передвигаются по прямой из одной точки в разных направлениях). Задача 2 вызывает затруднение (когда путники передвигаются во взаимно перпендикулярных направлениях из одной точки). | Координирует деятельность учащихся. Формулирует теоретические вопросы. Организует коммуникацию. | Задача1. Пешеход и Велосипедист отправились одновременно из одного населённого пункта в противоположных направлениях. Велосипедист поехал на восток со скоростью 12 км/ч, а пешеход пошёл на запад со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? Задача 2. Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в разных направлениях. Пешеход пошёл на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? | Уметь построить геометрическую модель задачи. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Формирование способностей конкретно и ясно излагать содержание и отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: использование знаково-символические средства для решения задач |
3. Формулировка цели урока, планирование деятельности. Слайд 3. | Формулируют затруднение и цели урока | Направляет деятельность учащихся |
| Научиться формулировать на математическом языке, цели урока | Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания., самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. |
Исследовательская деятельность Задание №1 | Понимают задание, выполняют. Измеряют стороны линейкой, возводят полученные результаты в квадрат и заполняют общую таблицу. Выводят формулу теоремы Пифагора, и ее словесную формулировку. Выставляют отметку в лист самооценки. | Организует деятельность учащихся |
| Уметь делать измерения линейкой, возводить в квадрат полученные величины. | Познавательные: использование знаково-символические средства для решения задач; самостоятельное выделение-формулирование формулы и ее словесного определения. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация |
Шаг 1. Задание 2 с дополнением прямоугольного треугольника до квадрата Слайд 4 | Работа в диадах. Выполняют, формулируют затруднение. Используют раздаточный материал (4 прямоугольных треугольника) Выставляют отметку в лист самооценки. | Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию, помогает учащимся у которых это задание вызвало затруднение. | Шаг 1 доказательства теоремы дополнить прямоугольный треугольник до квадрата со стороной a+b, записать дано и сделать чертеж к теореме. | Уметь делать дополнительные построения для доказательства утверждений. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
Задание №3 Шаг 2. Доказательство теоремы Пифагора | Понимают задание, выполняют, предъявляют результат данного шага. Находят площадь фигуры по 2 свойству | Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию | Сформулируйте второе свойство площади. Найдите площадь квадрата по 2 свойству. | Знать и уметь находить площадь фигуры по 2 свойству площадей. | Познавательные: самостоятельная актуализация ранее полученных знаний |
Шаг 3. | Понимают задание, выполняют, предъявляют результат данного шага. Находят площадь фигуры по 3 свойству | Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию | Сформулируйте третье свойство площади. Найти площадь фигуры по 3 свойству. | Знать и уметь находить площадь фигуры по 3 свойству площадей. | Познавательные: самостоятельная актуализация ранее полученных знаний |
Шаг 4. | Понимают задание, выполняют, предъявляют результат данного шага. Составляют тождество и с помощью тождественных преобразований получают формулу, которую вывели ранее. Выставляют отметку в лист самооценки. | Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию | Составить тождество и с помощью тождественных преобразований получить формулу, которую надо было доказать. | Уметь делать тождественные преобразования выражений. | Познавательные: самостоятельная актуализация ранее полученных знаний; - устанавливать закономерности, строить рассуждения. |
Вернуться к проблеме, поставленной в начале урока Слайд 2 | Применяют новые знания на практике. | Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию | Находят путь между путниками которые двигались во взаимно перпендикулярных направлениях (гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам). | Уметь применять теорему Пифагора на практике. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Регулятивные: вносить коррективы в план или способ выполнения действий в зависимости от изменившихся условий. |
Задание 4. Первичное закрепление. Слайд 5 | Самостоятельная индивидуальная работа. Выполняют задание в тетради; - выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки; Обобщают выведенную информацию. Делают отметку в оценочном листе соседа. | Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации; Обобщает всю полученную информацию, обращает внимание учащихся на правило нахождения гипотенузы и правило нахождения катета по двум другим известным сторонам | Найти гипотенузу по двум известным катетам, и найти катет по гипотенузе и другому катету. Сформулировать правило нахождения гипотенузы по известным катетам, правило нахождения катета по известной гипотенузе и катету в прямоугольном треугольнике | Уметь находить: гипотенузу по двум известным катетам, и катет по гипотенузе и другому катету. | Коммуникативные: - сотрудничать с учителем при решении учебных проблем; адекватно воспринимать оценку учителя / одноклассников. Регулятивные: сопоставлять полученный результат с образцом; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации; - анализировать, сравнивать разные виды решения задания; - владеть рядом общих приемов решения задач. |
Задание 5. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой. Приложение 2. Слайд 7 | Работа в диадах. Решают задачи, сопоставляют полученный ответ с буквой по данному ключу и составляют, и записывают тему урока на слайде.
Делают отметку в оценочном листе. | Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию | В прямоугольном треугольнике находят неизвестную сторону, по двум известным сторонам с помощью теоремы Пифагора. | Уметь находить: гипотенузу по двум известным катетам, и катет по гипотенузе и другому катету. | Коммуникативные: - сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; строить взаимное сотрудничество в совместном решении проблемы. Регулятивные: сопоставлять полученный результат с образцом; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации; анализировать, сравнивать разные виды решения задания; владеть рядом общих приемов решения задач. |
Историческая справка. Слайд 8 | Слушают учителя | Рассказывает исторические факты о теореме Пифагора, | Проявить заинтересованность в исторических фактах о теореме Пифагора. | Коммуникативные: умение слушать. Регулятивные | |
Постановка домашнего задания. Слайд 9 | Записывают домашнее задание. Просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию. Желающие выбирают тему исторического мини проекта на следующий урок. | Дает домашнее задание. Презентации по темам: Пифагор, Школа Пифагора, Теорема Пифагора | Подготовить презентацию, использовать язык понятный аудитории. | ||
Рефлексия, итоги урока Слайд 10 | Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. Выставляют итоговую отметку за урок, сдают листки самооценки | Возвращает обучающихся к ранее поставленным целям урока. Показывает своеобразное доказательство теоремы | Коммуникативные: аргументация своего мнения. Познавательные: рефлексия способа и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Регулятивные: оценивать свою работу и полученный результат. |
Предварительный просмотр:
Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________
№ Задания | Справился | Были затруднения | Не справился |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание 3 | |||
Задание 4 | |||
Задание 5 | |||
Общая оценка за урок |
В конце урока сдается учителю
Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________
№ Задания | Справился | Были затруднения | Не справился |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание 3 | |||
Задание 4 | |||
Задание 5 | |||
Общая оценка за урок |
В конце урока сдается учителю
Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________
№ Задания | Справился | Были затруднения | Не справился |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание 3 | |||
Задание 4 | |||
Задание 5 | |||
Общая оценка за урок |
В конце урока сдается учителю
Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________
№ Задания | Справился | Были затруднения | Не справился |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание 3 | |||
Задание 4 | |||
Задание 5 | |||
Общая оценка за урок |
В конце урока сдается учителю
Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________
№ Задания | Справился | Были затруднения | Не справился |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание 3 | |||
Задание 4 | |||
Задание 5 | |||
Общая оценка за урок |
В конце урока сдается учителю
Предварительный просмотр:
Приложение 1
a c a c
b
b
a c
a c b
b
a c
a b
b
a c
a b
b
a c
b
Предварительный просмотр:
Приложение 2
1) ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=3, b=4, c=?____ a=6, b=?_____ , c=10 a=?____, b=16, c=20 | 2) ФИ______________________ ФИ______________________ a=7, b=24, c=?_____ a=5, b=?____, c= a=3b, b=?____, c=2 | 3) ФИ _______________________ ФИ _______________________ a=8, b=15, c=?_____ a=?_____, b=16, c=20 a=3b, b=?____, c=2 |
5) ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=5, b=?_____ , c= a=3, b=4, c=?_____ a=?_____ , b=16, c=20 | 4) ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=6, b=?_____, c=10 a=7, b=24, c=?_____ a=?______, b=16, c=20 | 6) ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=?_______, b=16, c=20 a=8, b=15, c=?_______ a=5, b=?_______, c= |
8) ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=3b, b=?_____, c=2 a=3, b=4, c=?_____ a=?_____, b=16, c=20 | 7) ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=12, b=5, c=?_____ a=?_____, b=16, c=20 a=5, b=?_____, c= | ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=8, b=15, c=?_____ a=6, b=?_____, c=10 a=5, b=?_____, c= |
9) ФИ_______________________ ФИ_______________________ a=?_____, b=?_____, c=6 (рис.) a=5, b=?______, c= | a=?______, b=?_____, c=6 (рис.) a=12, b=5, c=?_______ 9) ФИ_______________________ ФИ_______________________ | a=?______, b=?____, c=6 (рис.) a=3b, b=?______, c=2 9) ФИ_______________________ ФИ_______________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5 км 17 км 12 км 12 + 5 = 17 км Пешеход и Велосипедист отправились одновременно из одного населённого пункта в противоположных направлениях. Велосипедист поехал на восток со скоростью 12 км/ч, а пешеход пошёл на запад со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? ? км Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в разных направлениях. Пешеход пошёл на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? 5 км ? км
Цель урока Хочу узнать: Хочу научится:
Заполните таблицу Запишите закономерность: Практическая работа
Задача: Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам а и b . a = 6 , b = 8 , c = ? Найдите катет прямоугольного треугольника по известному катету и гипотенузе. а=7, с=9, b =?
Обрати внимание Если находим длину гипотенузы c , то выполняем сложение квадратов длин катетов a и b и определяем квадратный корень : Если находим длину одного катета, то выполняем вычитание длины квадрата другого катета из квадрата длины гипотенузы и определяем квадратный корень:
Решите задачи, установите соответствие и запишите тему урока. a =3, b = 4 , c =? a =7, b = 24 , c =? a =8, b = 15 , c =? a =6, b = ? , c = 10 a =5, b = ? , c = a =? , b = 16 , c = 20 a =12, b = 5 , c = ? a =3 b , b = ? , c = 2 a =? , b = ? , c = 6 (рисунок) 5 П 25 Т 17 и 8 о 6 г 13 м 3 а 2 е 12 Р 3 ф
Пифагоровы штаны во все стороны равны, что бы это доказать надо снять и показать С помощью теоремы можно вычислить длину стропила для двускатной крыши. Определить, какой высоты вышка мобильной связи нужна, чтобы сигнал достигал определенного населенного пункта. И даже устойчиво установить новогоднюю елку на городской площади. Как видите, эта теорема живет не только на страницах учебников, но и часто бывает полезна в реальной жизни.
Домашнее задание Вопрос 9 стр. 133, № 483 (в), 484 (б, г, е), 486(а) Презентации на тему: Пифагор Теорема Пифагора Школа Пифагора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока геометрии "Теорема Пифагора"
Урок разработала для оказания методической помощи молодым учителям...
Урок геометрии "теорема Пифагора"
Сценарий урока геометрии в 8 классе, содержит краткую биографию пифагора, доказательство теоремы, анимацию доказательства теоремы....
Урок - повторение "Теорема Пифагора и площадь многоугольников"
Урок-презентация предназначен для повторения пройденного материала по темам: теорема пифагора и площади многоугольников. Урок можно провести перед контрольной работой по теме "Теорема Пифагора"...
Урок- исследование "Теорема Пифагора"
Конспект урока с использованием элементов исследования...
Презентация для урока геометрии "Теорема Пифагора"
Презентация для урока геометрии "Теорема Пифагора"...
К заключительному уроку по теореме Пифагора.
4 задачи на готовых чертежах, с кратким решением.Подробное решение задач из учебника № 492, 495 (а)....
Презентация к уроку геометрии "Теорема Пифагора"(8 класс)
Урок объяснения нового материала...