Урок по теме "Теорема Пифагора"
план-конспект урока по геометрии (8 класс)

Крендясова Лариса Анатольевна

Урок геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по геометрии в 8 классе

«Теорема Пифагора»

Учитель математики: Крендясова Лариса Анатольевна

Предмет: геометрия

Класс: 8 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: Способствовать формированию универсальных учебных действий посредством создания проблемной ситуации. Как результат вывод теоремы Пифагора;  Формирование в процессе поиска новых знаний  по принципу действенного и наглядно; доказать теорему Пифагора;  использовать ее при решении задач.

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, интерактивная доска, рабочая тетрадь, учебник, раздаточный материал.

Технологическая карта урока геометрии  в 8 классе  

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Определение потребностей и мотивов.

 Орг. Момент

Слайд 1

Включаются в деловой ритм урока.

(2 минуты)

Приветствуют учителя и друг друга,

Слушают учителя

 

Определяет

готовность учащихся. Раздает листки самооценки учащихся.  Сосредотачивает внимание учащихся.

Дорогие ребята и коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Сегодня нам предстоит хорошо поработать, желаю вам прекрасного настроения и активной работы.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Разминка. Актуализация знаний, затруднение.

Слайд 2

Фронтально отвечают на задачи со слайда

Находят путь (когда путники передвигаются по прямой из одной точки в разных направлениях).

Задача 2 вызывает затруднение (когда путники передвигаются во взаимно перпендикулярных направлениях из одной точки).

Координирует   деятельность учащихся. Формулирует теоретические вопросы.

Организует коммуникацию.

Задача1.  

Пешеход и Велосипедист отправились одновременно из одного населённого пункта в противоположных направлениях. Велосипедист поехал на восток со скоростью 12 км/ч, а пешеход пошёл на запад со скоростью 5 км/ч.

Какое расстояние будет между ними через час?

Задача 2.

Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в разных направлениях. Пешеход пошёл на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час?

Уметь построить геометрическую модель задачи.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Формирование способностей конкретно и ясно излагать содержание и отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные: использование знаково-символические средства для решения задач

3. Формулировка  цели урока, планирование деятельности. Слайд 3.

Формулируют затруднение и цели урока

Направляет деятельность учащихся

 

Научиться формулировать на математическом языке, цели урока

Познавательные: анализ, аналогия, осознанное построение речевого высказывания., самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация.

Исследовательская деятельность

Задание №1

Понимают задание, выполняют. Измеряют стороны линейкой, возводят полученные результаты в квадрат и заполняют общую таблицу.

Выводят формулу теоремы Пифагора, и ее словесную формулировку.

Выставляют отметку в лист самооценки.

Организует деятельность учащихся

  • Исследуйте треугольники с помощью линейки.
  • Возведите полученные значения длин сторон треугольника в квадрат и заполните таблицу

Уметь делать измерения линейкой, возводить в квадрат полученные величины.

Познавательные: использование знаково-символические средства для решения задач; самостоятельное выделение-формулирование формулы и ее словесного определения. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

Шаг 1. Задание 2 с дополнением прямоугольного треугольника до квадрата

Слайд 4

Работа в диадах. Выполняют, формулируют затруднение. Используют раздаточный материал (4 прямоугольных треугольника)

Выставляют отметку в лист самооценки.

Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию, помогает учащимся у которых это задание вызвало затруднение.

Шаг 1 доказательства теоремы дополнить прямоугольный треугольник до квадрата со стороной a+b, записать дано и сделать чертеж к теореме.

Уметь делать дополнительные построения для доказательства утверждений.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Задание №3

Шаг 2. Доказательство теоремы Пифагора

Понимают задание, выполняют, предъявляют результат данного шага. Находят площадь фигуры по 2 свойству

Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию

Сформулируйте второе свойство площади. Найдите площадь квадрата по 2 свойству.

Знать и уметь находить площадь фигуры по 2 свойству площадей.

Познавательные: самостоятельная актуализация ранее полученных знаний

Шаг 3.

Понимают задание, выполняют, предъявляют результат данного шага. Находят площадь фигуры по 3 свойству

Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию

Сформулируйте третье свойство площади. Найти площадь фигуры по 3 свойству.

Знать и уметь находить площадь фигуры по 3 свойству площадей.

Познавательные: самостоятельная актуализация ранее полученных знаний

Шаг 4.

Понимают задание, выполняют, предъявляют результат данного шага. Составляют тождество и с помощью тождественных преобразований получают формулу, которую вывели ранее.

Выставляют отметку в лист самооценки.

Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию

Составить тождество и с помощью тождественных преобразований получить формулу, которую надо было доказать.

Уметь делать тождественные преобразования выражений.

Познавательные: самостоятельная актуализация ранее полученных знаний; - устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Вернуться к проблеме, поставленной в начале урока Слайд 2

Применяют новые знания на практике.

Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию

Находят путь между путниками которые двигались во взаимно перпендикулярных направлениях (гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам).

Уметь применять теорему Пифагора на практике.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные: вносить коррективы в план или способ выполнения действий в зависимости от изменившихся условий.

Задание 4. Первичное закрепление. Слайд 5

Самостоятельная индивидуальная работа. Выполняют задание в тетради;

- выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки;

Обобщают выведенную информацию.

Делают отметку в оценочном листе соседа.

Организует деятельность по применению новых знаний в нестандартной ситуации;

Обобщает всю полученную информацию, обращает внимание учащихся на правило нахождения гипотенузы и правило нахождения катета по двум другим известным сторонам

Найти гипотенузу по двум известным катетам, и найти катет по гипотенузе и другому катету.

Сформулировать правило нахождения гипотенузы по известным катетам, правило нахождения катета по известной гипотенузе и катету в прямоугольном треугольнике

Уметь находить: гипотенузу по двум известным катетам, и катет по гипотенузе и другому катету.

Коммуникативные: - сотрудничать с учителем при решении учебных проблем; адекватно воспринимать оценку учителя / одноклассников.

Регулятивные: сопоставлять полученный результат с образцом; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации;

- анализировать, сравнивать разные виды решения задания;

- владеть рядом общих приемов решения задач.

Задание 5. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой.

Приложение 2.

Слайд 7

Работа в диадах. Решают задачи, сопоставляют полученный ответ с буквой по данному ключу и составляют, и записывают тему урока на слайде.

 

Делают отметку в оценочном листе.

Контролирует, организует деятельность учащихся и коммуникацию

В прямоугольном треугольнике находят неизвестную сторону, по двум известным сторонам с помощью теоремы Пифагора.

Уметь находить: гипотенузу по двум известным катетам, и катет по гипотенузе и другому катету.

Коммуникативные: - сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; строить взаимное сотрудничество в совместном решении проблемы. Регулятивные: сопоставлять полученный результат с образцом; учитывать правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации;  анализировать, сравнивать разные виды решения задания;  владеть рядом общих приемов решения задач.

Историческая справка.

Слайд 8

Слушают учителя

Рассказывает исторические факты о теореме Пифагора,

Проявить заинтересованность в исторических фактах о теореме Пифагора.

Коммуникативные: умение слушать. Регулятивные

  Постановка домашнего задания.

Слайд 9

Записывают домашнее задание. Просматривают задания, задают вопросы, если что-то непонятно по домашнему заданию.

 Желающие выбирают тему исторического мини проекта на следующий урок.

Дает домашнее задание. Презентации по темам: Пифагор, Школа Пифагора, Теорема Пифагора

Подготовить презентацию, использовать язык понятный аудитории.

Рефлексия, итоги урока

Слайд 10

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

Выставляют итоговую отметку за урок, сдают листки самооценки

Возвращает обучающихся к ранее поставленным целям урока.

Показывает своеобразное доказательство теоремы

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способа и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Регулятивные: оценивать свою работу и полученный результат.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________

№ Задания

Справился

Были затруднения

Не справился

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Общая оценка за урок

В конце урока сдается учителю

Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________

№ Задания

Справился

Были затруднения

Не справился

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Общая оценка за урок

В конце урока сдается учителю

Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________

№ Задания

Справился

Были затруднения

Не справился

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Общая оценка за урок

В конце урока сдается учителю

Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________

№ Задания

Справился

Были затруднения

Не справился

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Общая оценка за урок

В конце урока сдается учителю

Лист самооценки учащегося ФИ _________________________________________

№ Задания

Справился

Были затруднения

Не справился

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Общая оценка за урок

В конце урока сдается учителю



Предварительный просмотр:

Приложение 1

        

         a        c        a        c

              b

        b

        a         c

     a        c               b

        b

                                   a                     c

             a                                                                                                                 b

        b

                             

                                                                                       a                                 c

 a                                                                b

           

                           b        

        a                 c

        b

        



Предварительный просмотр:

Приложение 2

1)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=3, b=4, c=?____

a=6, b=?_____  , c=10

a=?____, b=16, c=20

2)

ФИ______________________

ФИ______________________

a=7, b=24, c=?_____

a=5, b=?____, c=

a=3b, b=?____, c=2

3)

ФИ _______________________

ФИ _______________________

a=8, b=15, c=?_____

a=?_____, b=16, c=20

a=3b, b=?____, c=2

5)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=5, b=?_____   , c=

a=3, b=4, c=?_____

a=?_____   , b=16, c=20

4)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=6, b=?_____, c=10

a=7, b=24, c=?_____

a=?______, b=16, c=20

6)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=?_______, b=16, c=20

a=8, b=15, c=?_______

a=5, b=?_______, c=

8)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=3b, b=?_____, c=2

a=3, b=4, c=?_____

a=?_____, b=16, c=20

7)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=12, b=5, c=?_____

a=?_____, b=16, c=20

a=5, b=?_____, c=

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=8, b=15, c=?_____

a=6, b=?_____, c=10

a=5, b=?_____, c=

9)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=?_____, b=?_____, c=6 (рис.)

a=5, b=?______, c=

a=?______, b=?_____, c=6 (рис.)

a=12, b=5, c=?_______

                                                  9)

ФИ_______________________

ФИ_______________________

a=?______, b=?____, c=6 (рис.)

 a=3b, b=?______, c=2

9)

ФИ_______________________

ФИ_______________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда. Марк Твен

Слайд 2

5 км 17 км 12 км 12 + 5 = 17 км Пешеход и Велосипедист отправились одновременно из одного населённого пункта в противоположных направлениях. Велосипедист поехал на восток со скоростью 12 км/ч, а пешеход пошёл на запад со скоростью 5 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? ? км Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населённого пункта в разных направлениях. Пешеход пошёл на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? 5 км ? км

Слайд 3

Цель урока Хочу узнать: Хочу научится:

Слайд 4

Заполните таблицу Запишите закономерность: Практическая работа

Слайд 5

Задача: Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам а и b . a = 6 , b = 8 , c = ? Найдите катет прямоугольного треугольника по известному катету и гипотенузе. а=7, с=9, b =?

Слайд 6

Обрати внимание Если находим длину гипотенузы c , то выполняем сложение квадратов длин катетов a и b и определяем квадратный корень : Если находим длину одного катета, то выполняем вычитание длины квадрата другого катета из квадрата длины гипотенузы и определяем квадратный корень:

Слайд 7

Решите задачи, установите соответствие и запишите тему урока. a =3, b = 4 , c =? a =7, b = 24 , c =? a =8, b = 15 , c =? a =6, b = ? , c = 10 a =5, b = ? , c = a =? , b = 16 , c = 20 a =12, b = 5 , c = ? a =3 b , b = ? , c = 2 a =? , b = ? , c = 6 (рисунок) 5 П 25 Т 17 и 8 о 6 г 13 м 3 а 2 е 12 Р 3 ф

Слайд 8

Пифагоровы штаны во все стороны равны, что бы это доказать надо снять и показать С помощью теоремы можно вычислить длину стропила для двускатной крыши. Определить, какой высоты вышка мобильной связи нужна, чтобы сигнал достигал определенного населенного пункта. И даже устойчиво установить новогоднюю елку на городской площади. Как видите, эта теорема живет не только на страницах учебников, но и часто бывает полезна в реальной жизни.

Слайд 9

Домашнее задание Вопрос 9 стр. 133, № 483 (в), 484 (б, г, е), 486(а) Презентации на тему: Пифагор Теорема Пифагора Школа Пифагора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока геометрии "Теорема Пифагора"

Урок разработала для оказания методической помощи молодым учителям...

Урок геометрии "теорема Пифагора"

Сценарий урока геометрии в 8 классе, содержит краткую биографию пифагора, доказательство теоремы, анимацию доказательства теоремы....

Урок - повторение "Теорема Пифагора и площадь многоугольников"

Урок-презентация предназначен  для повторения пройденного материала по темам: теорема пифагора и площади многоугольников. Урок можно провести перед контрольной работой по теме "Теорема Пифагора"...

Урок- исследование "Теорема Пифагора"

Конспект урока с использованием элементов исследования...

Презентация для урока геометрии "Теорема Пифагора"

Презентация для урока геометрии "Теорема Пифагора"...

К заключительному уроку по теореме Пифагора.

4 задачи на готовых чертежах, с кратким решением.Подробное решение задач из учебника № 492, 495 (а)....