Урок "Свойства параллельных плоскостей" (содержит разработку и технологическую карту). 10 класс.
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме

Маленкина Светлана Алексеевна

Урок "Свойства параллельных плоскостей" содержит разработку и технологическую карту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_parallelnyh_ploskostey.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.10.2016

Урок № 17

Класс 10

Предмет Геометрия

МБОУ Шерекинская СОШ

Тема урока: Свойства параллельных плоскостей.

УМК Атанасяна Л.С. Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 10-11 класс

Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 19/12

Тип урока: Комбинированный урок

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке

Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке

Описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями

Обоснование свойств параллельных плоскостей

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение использовать теоретические знания, делать выводы на основе полученных результатов (о свойстве параллельных плоскостей); умение применять свойства параллельных плоскостей к решению задач

Обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач

Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, формированию потребности приобретения новых знаний

Технология обучения

Форма обучения

Метод обучения

Развивающее обучение

практикум

объяснительно-иллюстративный

Средства обучения

Презентация по теме урока.

Раздаточный материал.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран

Источники информации:

для учителя

для обучающихся

конспект

Презентация (диск), раздаточный материал

Цель урока:

(определяется планируемыми результатами и способами их достижения)

Задачи урока:

(конкретизация цели)

Создать условия для закрепления свойств параллельных плоскостей. Совершенствовать навыки применения свойств параллельных плоскостей при решении задач. Развивающая - создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету. Воспитывать умение критически относиться к результатам деятельности; обеспечить гуманистический характер обучения

Научить учащихся самостоятельно работать;

высказывать предположения и догадки;

уметь делать обобщение изучаемых факторов


Характеристики этапов урока

1

2

3

4

5

6

7

Этап урока, время

Цель этапа

Формируемые УУД

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт деятельности учащихся

Используемые на этапе СО

Организационный момент, 2 мин.

Создать благоприятный

психологический

настрой на работу

Самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

ф

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Готовятся к уроку

Тетради, канцелярские принадлежности

Актуализация знаний, 3мин

Актуализация опорных знаний и способов деятельности. Проверка домашней работы.

Контроль, оценка, умение слушать

и, ф

Контролирует выполнение работы

Учащийся проверяют домашнее задание

Заметки в тетради

Презентация

Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях, 15 мин

Озвучивает тему и цель урока.

Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу.

ф, г

Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу. Предлагает выполнить задания

Выполняют задание, отвечают на вопросы, формулируют выводы

Записанная тема урока, число.

Выводы

Восприятие образца применения знаний, 7 мин

Обоснование свойств параллельных плоскостей; умение делать выводы на основе полученных результатов

Формулирует задачу.

Напоминает обучающимся, как оформляются задачи по геометрии.

г, г

Организует работу учащихся.

Отвечают на вопросы, записывают вычисления в тетрадь. Выполняют работу по учебнику

Запись выполненного задания

Презентация

Самоконтроль, 8 мин

Установить правильность применения свойств в понимании изучаемого материала

Умение находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

и

Предлагает выполнить индивидуальные задания по различным вариантам.

Предлагает проверить задания

Выполняют задания

Сравнивают свое решение с решением на слайде, подчеркивают ошибки, проговаривают правила

Запись выполненного задания

Презентация

Информация о домашнем задании, 2 мин

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

ф

Поясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание

Запись о домашнем задании в дневнике

Подведение итогов,3 мин.

Дать оценку работы класса

ф

Подводит итого урока, ставит задачи на следующий урок

Анализируют, выбирают соответствующую оценку на карте, высказывают своё мнение.

Оценивание урока


Ход урока

1. Организационный момент (готовность к уроку).

Мотивация.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашней работы № 59 (по слайду 1). Обсуждение задачи.

Класс работает  устно по рисунку (Слайд 2)

http://festival.1september.ru/articles/623140/img1.jpg

а) Взаиморасположение плоскостей (АВС) и (А1В1С1)
б) Взаиморасположение прямых А1В1 и DС; А1В1 и BС.
в) Взаиморасположение прямых А1С1 и АС; А1С1 и B

Давайте вспомним, что нам известно.  Теоретический опрос.

  1. Какие плоскости называются параллельными?
  2. Признак параллельности прямой и плоскости.
  3. Признак параллельности плоскостей.
  4. Признак параллельности прямых.
  5. Взаимное расположение двух прямых в пространстве.
  6. Признак скрещивающихся прямых.
  7. Определение скрещивающихся прямых.
  8. Свойства параллельных плоскостей.
  9. Закончи предложение: “Если плоскость проходит через прямую, параллельную другой плоскости и пересекает ее, то …
  10. Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то …
  11. Определение параллельных прямых …

3. Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях.

http://festival.1september.ru/articles/623140/img2.jpg

-Просмотрите рисунки. У  нас появилась проблема. Какая?

Какой  рисунок верный?

-Кто сможет выдвинуть гипотезу? (Слайд №3)

О.: Верным будет второй вариант.

-Тогда подтвердите  ее или  опровергните.

О.:  Прямые, а и  b параллельны, т.к. а и b лежат в одной плоскости  и  не пересекаются, потому что они лежат в параллельных  плоскостях.

У.: А теперь грамотно сформулируем наш вывод и запишем его в тетрадь.

.Если две параллельные плоскости пересечены третьей,  то линии пересечения параллельны

У.: Мы справились с первой проблемной ситуацией. Но в пространстве есть и другие фигуры – прямые. Какое взаиморасположение может быть между прямыми?

О.: Они могут пересекаться, быть параллельными и скрещиваться.

У.: Рассмотрим  первую ситуацию, когда две пересекающиеся прямые пересекают данные параллельные плоскости. Какие при этом  надо рассмотреть случаи, в зависимости от расположения точки пересечения прямых? Обратите внимание на рисунки. (На боковой доске 3 рисунка)

К доске вызываются  2 ученика для построения точек пересечения прямых a и b с параллельными плоскостями.

http://festival.1september.ru/articles/623140/img3.jpg

У.: Обозначьте точки пересечения с прямой  – А1 и А2 и с прямой  – В1, В2. Какое взаимоположение между прямыми А1В1 и  А2В2? Может ли здесь возникнуть  проблема? Почему при этом построении не должно возникать вопросов?

О.: Через прямые a и b можно провести плоскость, где полученные прямые  линии пересечения, по ранее обоснованному выводу они должны быть параллельными.

У.: Хорошо. А если точка пересечения прямых лежит между плоскостями. Этот вариант рассмотрите самостоятельно. (Учитель проходит по классу и просматривает рисунки, одного вызывает закончить рисунок № 3) А теперь снова посмотрите на рисунки, какие еще геометрические фигуры вы видите? Что можете о них сказать?

О.: Треугольники, они подобны.

У.: Рассмотрим случай, когда прямые параллельны и пересекают данные плоскости. Точки пересечения можно снова обозначить А1, А2, В1, В2. Уточните взаиморасположение прямых А1В1 и А2В2.

О.: Они параллельны.

У.: Почему?

О.: Через две параллельные прямые можно  провести плоскость и линии пересечения параллельны.

У.: Сравните отрезки А1А2 и В1В2.

О. Они равны.

У.: Почему? Объясните.

О.: А1В1А2В2 – параллелограмм.

У.: Итак, мы получили еще одно свойство, сформулируйте и запишите в тетрадь.

2. Отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны.(Слайд № 4)

Третий случай, когда параллельные плоскости пересечены скрещивающимися прямыми рассмотрите дома.

У.:  Мы с вами сумели установить два свойства параллельных плоскостей. А верны ли утверждения, обратные полученным утверждениям (дать возможность учащимся самим попытаться сформулировать эти утверждения):

1. Если линии пересечения плоскостей   третьей плоскостью параллельны, то плоскости   параллельны. (Слайд №5)
2. Если отрезки двух прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны, то эти отрезки параллельны. (Слайд №6)

4. Восприятие образца применения знаний.

– Приведите примеры параллельных плоскостей.
– Дайте определение параллельных плоскостей.
– По какому признаку устанавливается параллельность плоскостей,
– Какими свойствами обладают параллельные плоскости.

Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы научиться применять изученные свойства при решении задач.

А как вы думаете, для чего изучаются свойства? Молодцы! Для облегчения вычислительной работы.

Для закрепления свойств решим задачи.

5. Самостоятельная работа на отработку первичного закрепления знаний.

Вариант 1

1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскостей А1АВ и С1СД.

2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках Аи В2 соответственно.

а) Докажите, что А1Впараллельно А2В2.

б) Найдите угол А2А1В1, если угол А1А2В2 = 1400.

Вариант 2

1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскости А1АД и С1СВ.

2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках А2 и В2 соответственно.

а) докажите, что А1В1 = А2В2.

б) найдите угол В1В2А2, если угол В1А1А = 500.

6. Домашнее задание: Оформить доказательство теорем, при необходимости воспользоваться учебником п.11 стр. 21; №63(а),  №65. Рассмотреть случай со скрещивающимися прямыми.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

Перед каждым из вас лежат магниты. Пристрелите их к кругу-5,4,3,2

Спасибо за урок!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".

Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...

Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....

Учебно-методическая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства.

Учебно-методичекая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства изащита населения....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....