Урок "Свойства параллельных плоскостей" (содержит разработку и технологическую карту). 10 класс.
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме
Урок "Свойства параллельных плоскостей" содержит разработку и технологическую карту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_parallelnyh_ploskostey.docx | 46.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 25.10.2016 | Урок № 17 | Класс 10 | Предмет Геометрия | МБОУ Шерекинская СОШ | |||
Тема урока: Свойства параллельных плоскостей. | УМК Атанасяна Л.С. Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 10-11 класс | ||||||
Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 19/12 | |||||||
Тип урока: Комбинированный урок | |||||||
Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке | Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке | ||||||
Описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении; распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями | Обоснование свойств параллельных плоскостей | ||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Умение использовать теоретические знания, делать выводы на основе полученных результатов (о свойстве параллельных плоскостей); умение применять свойства параллельных плоскостей к решению задач | Обобщать полученные знания; применять полученные знания к решению задач | Способствовать развитию познавательного интереса, логического мышления, эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, формированию потребности приобретения новых знаний | |||||
Технология обучения | Форма обучения | Метод обучения | |||||
Развивающее обучение | практикум | объяснительно-иллюстративный | |||||
Средства обучения | |||||||
Презентация по теме урока. Раздаточный материал. | |||||||
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран | |||||||
Источники информации: | |||||||
для учителя | для обучающихся | ||||||
конспект | Презентация (диск), раздаточный материал | ||||||
Цель урока: (определяется планируемыми результатами и способами их достижения) | Задачи урока: (конкретизация цели) | ||||||
Создать условия для закрепления свойств параллельных плоскостей. Совершенствовать навыки применения свойств параллельных плоскостей при решении задач. Развивающая - создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету. Воспитывать умение критически относиться к результатам деятельности; обеспечить гуманистический характер обучения | Научить учащихся самостоятельно работать; высказывать предположения и догадки; уметь делать обобщение изучаемых факторов |
Характеристики этапов урока | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Этап урока, время | Цель этапа | Формируемые УУД | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Продукт деятельности учащихся | Используемые на этапе СО |
Организационный момент, 2 мин. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Самоопределение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ф | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Готовятся к уроку | Тетради, канцелярские принадлежности | |
Актуализация знаний, 3мин | Актуализация опорных знаний и способов деятельности. Проверка домашней работы. | Контроль, оценка, умение слушать | и, ф | Контролирует выполнение работы | Учащийся проверяют домашнее задание | Заметки в тетради | Презентация |
Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях, 15 мин | Озвучивает тему и цель урока. | Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу. | ф, г | Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу. Предлагает выполнить задания | Выполняют задание, отвечают на вопросы, формулируют выводы | Записанная тема урока, число. Выводы | |
Восприятие образца применения знаний, 7 мин | Обоснование свойств параллельных плоскостей; умение делать выводы на основе полученных результатов | Формулирует задачу. Напоминает обучающимся, как оформляются задачи по геометрии. | г, г | Организует работу учащихся. | Отвечают на вопросы, записывают вычисления в тетрадь. Выполняют работу по учебнику | Запись выполненного задания | Презентация |
Самоконтроль, 8 мин | Установить правильность применения свойств в понимании изучаемого материала | Умение находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно. | и | Предлагает выполнить индивидуальные задания по различным вариантам. Предлагает проверить задания | Выполняют задания Сравнивают свое решение с решением на слайде, подчеркивают ошибки, проговаривают правила | Запись выполненного задания | Презентация |
Информация о домашнем задании, 2 мин | Обеспечить понимание содержания домашнего задания | ф | Поясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | Запись о домашнем задании в дневнике | ||
Подведение итогов,3 мин. | Дать оценку работы класса | ф | Подводит итого урока, ставит задачи на следующий урок | Анализируют, выбирают соответствующую оценку на карте, высказывают своё мнение. | Оценивание урока |
Ход урока
1. Организационный момент (готовность к уроку).
Мотивация.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашней работы № 59 (по слайду 1). Обсуждение задачи.
Класс работает устно по рисунку (Слайд 2)
а) Взаиморасположение плоскостей (АВС) и (А1В1С1)
б) Взаиморасположение прямых А1В1 и DС; А1В1 и BС.
в) Взаиморасположение прямых А1С1 и АС; А1С1 и B
Давайте вспомним, что нам известно. Теоретический опрос.
- Какие плоскости называются параллельными?
- Признак параллельности прямой и плоскости.
- Признак параллельности плоскостей.
- Признак параллельности прямых.
- Взаимное расположение двух прямых в пространстве.
- Признак скрещивающихся прямых.
- Определение скрещивающихся прямых.
- Свойства параллельных плоскостей.
- Закончи предложение: “Если плоскость проходит через прямую, параллельную другой плоскости и пересекает ее, то …
- Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то …
- Определение параллельных прямых …
3. Самостоятельное применение знаний в привычной и новой ситуациях.
-Просмотрите рисунки. У нас появилась проблема. Какая?
Какой рисунок верный?
-Кто сможет выдвинуть гипотезу? (Слайд №3)
О.: Верным будет второй вариант.
-Тогда подтвердите ее или опровергните.
О.: Прямые, а и b параллельны, т.к. а и b лежат в одной плоскости и не пересекаются, потому что они лежат в параллельных плоскостях.
У.: А теперь грамотно сформулируем наш вывод и запишем его в тетрадь.
.Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии пересечения параллельны
У.: Мы справились с первой проблемной ситуацией. Но в пространстве есть и другие фигуры – прямые. Какое взаиморасположение может быть между прямыми?
О.: Они могут пересекаться, быть параллельными и скрещиваться.
У.: Рассмотрим первую ситуацию, когда две пересекающиеся прямые пересекают данные параллельные плоскости. Какие при этом надо рассмотреть случаи, в зависимости от расположения точки пересечения прямых? Обратите внимание на рисунки. (На боковой доске 3 рисунка)
К доске вызываются 2 ученика для построения точек пересечения прямых a и b с параллельными плоскостями.
У.: Обозначьте точки пересечения с прямой – А1 и А2 и с прямой – В1, В2. Какое взаимоположение между прямыми А1В1 и А2В2? Может ли здесь возникнуть проблема? Почему при этом построении не должно возникать вопросов?
О.: Через прямые a и b можно провести плоскость, где полученные прямые линии пересечения, по ранее обоснованному выводу они должны быть параллельными.
У.: Хорошо. А если точка пересечения прямых лежит между плоскостями. Этот вариант рассмотрите самостоятельно. (Учитель проходит по классу и просматривает рисунки, одного вызывает закончить рисунок № 3) А теперь снова посмотрите на рисунки, какие еще геометрические фигуры вы видите? Что можете о них сказать?
О.: Треугольники, они подобны.
У.: Рассмотрим случай, когда прямые параллельны и пересекают данные плоскости. Точки пересечения можно снова обозначить А1, А2, В1, В2. Уточните взаиморасположение прямых А1В1 и А2В2.
О.: Они параллельны.
У.: Почему?
О.: Через две параллельные прямые можно провести плоскость и линии пересечения параллельны.
У.: Сравните отрезки А1А2 и В1В2.
О. Они равны.
У.: Почему? Объясните.
О.: А1В1А2В2 – параллелограмм.
У.: Итак, мы получили еще одно свойство, сформулируйте и запишите в тетрадь.
2. Отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны.(Слайд № 4)
Третий случай, когда параллельные плоскости пересечены скрещивающимися прямыми рассмотрите дома.
У.: Мы с вами сумели установить два свойства параллельных плоскостей. А верны ли утверждения, обратные полученным утверждениям (дать возможность учащимся самим попытаться сформулировать эти утверждения):
1. Если линии пересечения плоскостей третьей плоскостью параллельны, то плоскости параллельны. (Слайд №5)
2. Если отрезки двух прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны, то эти отрезки параллельны. (Слайд №6)
4. Восприятие образца применения знаний.
– Приведите примеры параллельных плоскостей.
– Дайте определение параллельных плоскостей.
– По какому признаку устанавливается параллельность плоскостей,
– Какими свойствами обладают параллельные плоскости.
Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы научиться применять изученные свойства при решении задач.
А как вы думаете, для чего изучаются свойства? Молодцы! Для облегчения вычислительной работы.
Для закрепления свойств решим задачи.
5. Самостоятельная работа на отработку первичного закрепления знаний.
Вариант 1
1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскостей А1АВ и С1СД.
2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках А2 и В2 соответственно.
а) Докажите, что А1В1 параллельно А2В2.
б) Найдите угол А2А1В1, если угол А1А2В2 = 1400.
Вариант 2
1.Через вершины А и С параллелограмма АВСД проведены параллельные прямые А1А и С1С, не лежащие в плоскости параллелограмма. Докажите параллельность плоскости А1АД и С1СВ.
2. Параллельные прямые а и в пересекают одну из двух параллельных плоскостей в точках А1 и В1, а другую в точках А2 и В2 соответственно.
а) докажите, что А1В1 = А2В2.
б) найдите угол В1В2А2, если угол В1А1А = 500.
6. Домашнее задание: Оформить доказательство теорем, при необходимости воспользоваться учебником п.11 стр. 21; №63(а), №65. Рассмотреть случай со скрещивающимися прямыми.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
Перед каждым из вас лежат магниты. Пристрелите их к кругу-5,4,3,2
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "Разработка фрагмента технологической карты при производстве каменных работ"
Методиская разработка...
Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"
Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...
Разработка урока - технологическая карта по УМК "Сферы" презентация Smart Notebook по теме "Население Южной Америки. 7 класс".
Разработка урока по УМК "Сферы" предусматривает практико-деятельный подход, где учитель выступает в качестве "дирижера" учебного действия. В разработку открытого урока входят: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ...
Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.
Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду рад Вашим комментариям....
Учебно-методическая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства.
Учебно-методичекая разработка урока (технологическая карта) ОБЖ 8 класс. Тема: Химически опасные объекты производства изащита населения....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс
Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....