Рабочая программа по геометрии 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по геометрии 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.) | 65.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательное учреждение
«Харламовская школа»
Таврического района Омской области
«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании МО Директор
__________________ ОУ «Харламовская школа»
_________________ __________________
Протокол №____. Кабылдакова Г.К.
от «___» ___________ 20__ Приказ № _____
от ___» ___________ 20__
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Геометрия»
Класс 9
Всего часов на учебный год__70______
Количество часов в неделю______2_____
Составлена по УМК:
- Авторская программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программ
мы: 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2013.
- Учебник «Геометрия 9 класс» под ред. А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко – М.:
Вентана-Граф, 2018 г.
Составитель: Баранова Т.А.
учитель математики
Общеобразовательного учреждения
«Харламовская школа»
Таврического района
Омской области
2018 - 2019 уч.год.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учетом преемственности с примерными программами начального общего образования по математике:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
5. Основная образовательная программа основного общего образования ОУ «Харламовская школа»;
УМК:
1. Авторская программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 152 с.)
2. Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.
3. Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
4. Геометрия: 9 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2018.
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 8 класса и специфики классного коллектива. В классе ___ обучающихся. По итогам учебного года (предыдущего) качество знаний составляет ___ %. Поэтому в содержание уроков включены задания базового и повышенного уровней.
Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования
Практическая значимость школьного курса геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на Пазе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Цели изучения предмета «Геометрия» в соответствии с содержанием учебного курса для 9 класса
- Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи изучения предмета «Геометрия» в соответствии с содержанием учебного курса для 9 класса
- Приобретение математических знаний и умений;
- Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
- Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
2. Общая характеристика учебного предмета
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.
Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой: (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 112 с.), на 68 часов.
По авторской программе: 70 часов, 2 ч в неделю, всего 2ч*35 нед.=70 часов, в т.ч. 6 контрольных работ.
В соответствии с Учебным планом и календарным учебным графиком на 2018 - 2019 учебный год в рабочая программа скорректирована на 68 часов и выполнена полностью (лист корректировки прилагается).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса геометрии.
Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
- компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1) осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о фигурах и их свойствах;
6) практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
- распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
- выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
- читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
- проводить практические расчёты.
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Методы социологического исследования: анкетирование, самооценка.
Формы контроля:
- письменный и устный опрос
- тестирование
- самостоятельная работа
- контрольная работа
- мини-проекты
Образовательные технологии:
- элементы проектной технологии;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
5. Содержание учебного предмета «Геометрия»
Решение треугольников (16 часов).
Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0о до 180о. Теорема косинусов. Теорема синусов. Решение треугольников. Формулы для нахождения площади треугольника.
Правильные многоугольники (8 часов).
Правильные многоугольники и их свойства. Длина окружности. Площадь круга.
Декартовы координаты на плоскости (11 часов)
Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнения окружности. Уравнение прямой. Угловой коэффициент прямой.
Векторы. (12 часов)
Понятие вектора. Координаты вектора. Длина вектора. Равные векторы. Коллинеарные векторы. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Косинус угла между двумя векторами.
Геометрические преобразования (13 часов)
Движение (перемещение) фигуры. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.
Повторение и систематизация учебного материала (8 часов).
Учебно-тематическое планирование
6. Тематическое планирование. Геометрия. 9 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока | Дата урока | Тема урока | Домашнее задание | ||
По плану | По факту | ||||
Глава 1. Решение треугольников. (16 часов) Характеристика основных видов деятельности ученика Формулировать: Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. Вычислять значение тригонометрической функции угла по значению одной из его заданных функций. Формулировать и доказывать теоремы: синусов, косинусов, следствия из теоремы косинусов и синусов, о площади описанного многоугольника. Записывать и доказывать формулы для нахождения площади треугольника, радиусов вписанной и описанной окружностей треугольника. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | |||||
1 | Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180° | Читать §1, решить №3, 5, 7 | |||
2 | Синус, косинус, тангенс и котангенс угла от 0° до 180° | Читать §1, решить №9, 12, 16, 18 | |||
3 | Теорема косинусов | Читать §2, решить №29, 31, 33 | |||
4 | Теорема косинусов | Читать §2, решить №36, 38, 42 | |||
5 | Теорема косинусов | Читать §2, решить №44, 48, 50 | |||
6 | Теорема синусов | Читать §3, решить №80, 81, 83 | |||
7 | Теорема синусов | Читать §3, решить №86, 90, 92 | |||
8 | Теорема синусов | Читать §3, решить №94, 96, 99 | |||
9 | Решение треугольников | Читать §4, решить №117, 119 | |||
10 | Решение треугольников | Читать §4, решить №121, 124 | |||
11 | Решение треугольников | Читать §4, решить №126, 130 | |||
12 | Формулы для нахождения площади треугольника | Читать §5, решить №133, 136 | |||
13 | Формулы для нахождения площади треугольника | Читать §5, решить №139, 141, 143 | |||
14 | Формулы для нахождения площади треугольника | Читать §5, решить №145, 147, 150 | |||
15 | Формулы для нахождения площади треугольника | Читать §5, решить №154, 156, 159 | |||
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Решение треугольников» | Повторить §1-5, решить №170-172 | |||
Глава 2. Правильные многоугольники. (8 часов) Характеристика основных видов деятельности ученика Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | |||||
17 | Правильные многоугольники и их свойства | Читать §6, решить №180, 182 | |||
18 | Правильные многоугольники и их свойства | Читать §6, решить №185, 187, 189 | |||
19 | Правильные многоугольники и их свойства | Читать §6, решить №191, 193, 195 | |||
20 | Правильные многоугольники и их свойства | Читать §6, решить №198, 200, 203 | |||
21 | Длина окружности. Площадь круга | Читать §7, решить №236, 240 | |||
22 | Длина окружности. Площадь круга | Повторить §7, решить №252, 257 | |||
23 | Длина окружности. Площадь круга | Повторить §7, решить №260, 263, 266 | |||
24 | Контрольная работа № 2 по теме: «Правильные многоугольники» | Повторить §6-7, решить №281, тест стр. 71-72 | |||
Глава 3. Декартовы координаты на плоскости. (11 часов) Характеристика основных видов деятельности ученика Описывать прямоугольную систему координат. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | |||||
25 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | Читать §8, решить №292, 295, 298 | |||
26 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | Читать §8, решить №300, 302, 304, | |||
27 | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | Читать §8, решить №310, 313, 315 | |||
28 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | Читать §9, решить №329, 331, 333 | |||
29 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | Читать §9, решить №335, 337, 339 | |||
30 | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | Читать §9, решить №341, 343, 349 | |||
31 | Уравнение прямой | Читать §10, решить №358, 361, 363 | |||
32 | Уравнение прямой | Читать §10, решить №365, 367, 370 | |||
33 | Угловой коэффициент прямой | Читать §11, решить №389, 392 | |||
34 | Угловой коэффициент прямой | Читать §11, решить №396, 399 | |||
35 | Контрольная работа № 3 по теме: «Декартовы координаты на плоскости» | Повторить §8-11, решить №317, тест стр.100 | |||
Глава 4. Векторы. (12 часов) Характеристика основных видов деятельности ученика Описывать понятия векторных и скалярных величин. Иллюстрировать понятие вектора. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | |||||
36 | Понятие вектора | Читать §12, решить №408, 410, 412 | |||
37 | Понятие вектора | Читать §12, решить №414, 416, 420 | |||
38 | Координаты вектора | Читать §13, решить №444, 449, 451, 453, 455 | |||
39 | Сложение и вычитание векторов | Читать §14, решить №467, 471, 473 | |||
40 | Сложение и вычитание векторов | Читать §14, решить№475, 483, 485, 491 | |||
41 | Умножение вектора на число | Читать §15, решить №523, 525, 528 | |||
42 | Умножение вектора на число | Читать §15, решить №532, 536, 538, 551 | |||
43 | Умножение вектора на число | Читать §15, решить №541, 544, 548, 563 | |||
44 | Скалярное произведение векторов | Читать §16, решить №579, 582, 584, 586 | |||
45 | Скалярное произведение векторов | Читать §16, решить №588, 593, 595, 597 | |||
46 | Скалярное произведение векторов | Читать §16, решить №601, 603, 609 | |||
47 | Контрольная работа № 4 по теме: «Векторы» | Повторить §12-16, решить №613, тест стр. 145-146 | |||
Глава 5. Геометрические преобразования. (13 часов) Характеристика основных видов деятельности ученика Приводить примеры преобразования фигур. Описывать преобразования фигур: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот, гомотетия, подобие. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач | |||||
48 | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос | Читать §17, решить №622, 624, 627 | |||
49 | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос | Читать §17, решить №631, 635 | |||
50 | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос | Читать §17, решить №637, 641 | |||
51 | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос | Читать §17, решить №648, 650 | |||
52 | Осевая и центральная симметрии. Поворот | Читать §18, решить №661, 664 | |||
53 | Осевая и центральная симметрии. Поворот | Читать §18, решить №668, 679 | |||
54 | Осевая и центральная симметрии. Поворот | Читать §19, решить №695, 696, 698 | |||
55 | Осевая и центральная симметрии. Поворот | Читать §19, решить №702, 706 | |||
56 | Гомотетия. Подобие фигур | Читать §20, решить №734, 737 | |||
57 | Гомотетия. Подобие фигур | Читать §20, решить №739, 742 | |||
58 | Гомотетия. Подобие фигур | Читать §20, решить №744, 746 | |||
59 | Гомотетия. Подобие фигур | Повторить §17 - 20, решить №748, 751 | |||
60 | Контрольная работа № 5 по теме: «Геометрические преобразования» | Повторить §17 - 20, решить №753, 756 | |||
Повторение и систематизация учебного материала ( 8 часов). Характеристика основных видов деятельности ученика Обобщить приобретенные знания, навыки и умения за 9 класс. Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки, в конкретной деятельности. | |||||
61 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §1-6, решить №72, 81, 187 | |||
62 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §7-10, решить №353, 384 | |||
63 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §11-14, решить №457, 463 | |||
64 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §15-16, решить №618, 611 | |||
65 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §17-18, решить№ 665, 690 | |||
66 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §19-20, решить №701, 714 | |||
67 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §19-20, решить тест стр.193-194 | |||
68 | Итоговая контрольная работа №6 | Повторить §19-20, решить №788, 789 | |||
69 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §19-20, решить №744, 779 | |||
70 | Упражнения для повторения курса 9 класса | Повторить §19-20, решить №790 |
Лист корректировки
Тема | Количество часов по авторской (примерной) программе | Количество часов по рабочей программе | Количество часов и способ корректировки |
Праздничный день
Праздничный день
Праздничный день
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно – методический комплект
1. Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2018.
2. Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2018.
3. Геометрия: 9 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2018.
Справочные пособия, научно – популярная и историческая литература
- Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика: районные олимпиады :6-11 классы. – М.: Просвещение,1990.
- Гаврилова Т.Д. Занимательная математика:5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.- М.: Илекса, 2007.
- Екимова М.А, Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО,2002
- Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М. : Педагогика-Пресс,1994.
- Пичугин Л.Ф. За станицами учебника алгебры. – М.: Просвещение, 2010.
- Пойа Дж. Как решать задачу? – М.: Просвещение,1975.
- Произволов В.В. Задачи на вырост. – М. : МИРОС, 1995.
- Шарыгин.И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М. :МИРОС,1995.
- Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5-11 классы. М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Энциклопедия для детей. Т.11 : Математика. – М.: Аванта+,2003.
Печатные пособия
1. Таблицы по геометрии для 7− 9 классов.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный комплекс.
Учебно-практическое оборудование
1. Комплект чертёжных инструментов (классных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
8. Планируемые результаты обучения и освоения
содержания курса по геометрии 9 класса.
В результате изучения курса геометрии в 9 классе ученик:
научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
- распознавать виды углов, виды треугольников;
- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
- применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
- овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
- приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
- овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
- приобретения опыта выполнения проектов.
Система оценки планируемых результатов
Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено использование:
- вопросов и заданий для самостоятельной подготовки;
- заданий для подготовки к итоговой аттестации;
- тестовых задания для самоконтроля;
Виды контроля и результатов обучения
- Текущий контроль
- Тематический контроль
- Итоговый контроль
Методы и формы организации контроля
- Устный опрос.
- Монологическая форма устного ответа.
- Письменный опрос:
- Математический диктант;
- Самостоятельная работа;
- Контрольная работа.
Особенности контроля и оценки по математике.
Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в тетради.
Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на бумаге Время работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока. При этом возможно введение оценки «за общее впечатление от письменной работы» (аккуратность, эстетика, чистота, и т.д. ). Эта отметка дополнительная и в журнал выносится по желанию ребенка.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Оценка ответов учащихся
Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1. Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов в требуемом на «отлично» объеме;
- допустил не более одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
- или не более трех недочетов в требуемом на «отлично» объеме.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок в требуемом на «отлично» объеме;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест
- Время выполнения работы: на усмотрение учителя.
- Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50% правильных ответов.
График контрольных работ
№ урока | Тема контрольной работы | Дата проведения |
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Решение треугольников» | |
24 | Контрольная работа № 2 по теме: «Правильные многоугольники» | |
35 | Контрольная работа № 3 по теме: «Декартовы координаты на плоскости» | |
47 | Контрольная работа № 4 по теме: «Векторы» | |
60 | Контрольная работа № 5 по теме: «Геометрические преобразования» | |
68 | Итоговая контрольная работа №6 | |
Лист корректировки
Тема | Количество часов по авторской (примерной) программе | Количество часов по рабочей программе | Количество часов и способ корректировки |
Текущий контроль успеваемости в 9 классе:
- осуществляется в виде отметок по пятибалльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся);
- при изучении образовательных курсов части, формируемой участниками образовательного процесса, осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале (прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся).
Промежуточная аттестация обучающихся 8 класса проводится 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) образовательной программы. Промежуточная аттестация по геометрии обучающихся 8 класса проводится в форме: итоговая контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...
Рабочая программа по математике в 6 классе. Автор учебника - Мерзляк А.Г.
Рабочая программа содержит разделы: основное содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое планирование и подробное описание каждого урока математики в 6 класс...
Рабочая программа по алгебре 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Рабочая программа по алгебре 8 класс (Авторы учебника:Мерзляк А.Г. и др.)...
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Рабочая программа по алгебре 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...
Рабочая программа по геометрии 7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Рабочая программа по геометрии 7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...
Рабочая программа по геометрии 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
Рабочая программа по геометрии 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...
Рабочая программа 5-6 класс к учебнику А.Г. Мерзляк
Рабочая программа 5-6 класс к учебнику А.Г. Мерзляк...