Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе учебника Атанасяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_geom_7_fgos.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса составлена в соответствии с норматив- ными документами:

- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями.

- Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2016 г.

- Основная образовательная программа основного общего образования.

- Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения.

     В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос- новного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ТООШ» предмет «геометрия» входит в состав предметной области «Матема- тика и информатика». Реализуется за счет часов предусмотренных обязательной частью учебного плана основного общего образования. На изучение геометрии в основной школе в 7-9 классах от- водится 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения.

     Рабочая  программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составле- на на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике,  «Обязательного минимума содержания основного общего об- разования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7 - 9 клас сы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др. составитель Т.А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2008. – с. 19-43)

     Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и ин- туиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геомет- рии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Пре образование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, спо собностей к математическому творчеству.

     Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, оп- ределяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планирова- нии уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимуще ственно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизирован- ное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование тех- нических средств, ИКТ - компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональ ное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её вы- полнения, критическую оценку результатов.

     Основные цели курса:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования  выбора решений;

- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

- развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

- научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

      Задачи обучения

- ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

- научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

- ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

- изучить все о треугольниках (элементы, признаки равенства);

- изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказа- тельстве теорем;

- научить решать геометрические  задачи  на доказательства и вычисления;

- подготовить к дальнейшему изучению  геометрии  в последующих классах.

          Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

     Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Россий- ской Федерации на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. На изучение курса в соответствии с методическими рекомендациями так же отводится 68 часов (2 часа в неделю). Планирование учебного материала по геометрии  рассчитано на 68 учебных часов согласно календарно-тематическому планированию на 2017 - 2018 учебный год.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы.

                                                   Содержание учебного предмета

     Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.

   

        Содержание курса геометрии 7 класса включает следующие тематические блоки:

п/п

Наименование тем

Всего

часов

Контрольные работы

1

Начальные геометрические сведения.

10

1

2

Треугольники.

17

1

3

Параллельные прямые.

13

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

18

2

5

Повторение. Решение задач

10

-

Итого:

68

5

                                               1. Начальные геометрические сведения - 10 ч

     Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства гео метрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные пря- мые. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Ломаная. Расстояние между двумя точками. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Сравне ние отрезков и углов. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярность прямых.

Цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойст вах; ввести понятие равенства фигур.

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения».

                                                           

                                                        2. Треугольники - 17 ч

     Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Перпендикуляр к прямой. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Равнобедренные и равносторонние треуголь- ники. Свойства равнобедренного треугольника. Три признака равенства треугольников, окруж- ность и круг, центр, радиус, диаметр, дуга, хорда. Основные задачи на построение с помощью цир куля и линейки: деление отрезка пополам, построение перпендикуляра к прямой, построение бис- сектрисы угла.

Цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помо- щью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линей ки.

Контрольная работа № 2 «Треугольники»

                                                         3. Параллельные прямые - 13 ч

     Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых (Свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных пря мых секущей). Теоремы о параллельных и перпендикулярности прямых. Аксиома параллельных.

Цель - ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представ- ление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые».

                           4. Соотношения между сторонами и углами треугольника - 18 ч
     Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенст во треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величи нами сторон и углов треугольника. Неравенство треугольника. Признак равнобедренного треуголь ника. Прямоугольный треугольник, его свойства. Признаки равенства прямоугольных треугольни ков. Перпендикуляр и наклонная. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельны ми прямыми. Построение с помощью циркуля и линейки: построение треугольника по трем сторо нам.

Цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Контрольная работа № 4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».

                                              5. Повторение. Решение задач - 10 ч

                                               

                                                      Контроль уровня обученности

                                              Перечень контрольных работ (геометрия)

№ п/п

Тема

Сроки проведения

1

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

2

Контрольная работа №2 «Треугольники»

3

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

4

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

5

Контрольная работа №5 «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

                                                Планируемый результат обучения

     Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной прог раммы основного общего образования:

          Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальней шего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых поз навательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование коммуникативной компетентности и общения и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассужде ний;

          Метапредметные:

   регулятивные универсальные учебные действия:

- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выби рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного вни мания и вносить необходимые коррективы;

- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с пред ложенным алгоритмом;

- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных ма тематических проблем;

- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задачи исследовате льского характера;

   познавательные универсальные учебные действия:

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установле- ния родовидовых связей;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозак- лючение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схе- мы для решения учебных и познавательных задач;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использо- вания информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

- формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсаль- ном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математиче- ских проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и из быточной, точной и вероятностной информации;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схе- мы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные страте- гии решения задач;

   коммуникативные универсальные учебные действия:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверст никами: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

- умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласо- вания позиций и учета интересов;

- слушать партнера;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

          Предметные:

- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, величина) как важнейших математичес- ких моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

- умение работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать раз -личные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

- овладение навыками устных письменных, инструментальных вычислений;

- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружаю- щего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять система тические знания о них для решения геометрических и практических задач;

- умение измерять длины отрезков, величины углов;

- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического ха рактера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материа лы и технические средства.

          Раздел «Геометрия»

   В результате изучения темы «Начальные геометрические сведения» учащиеся должны знать и уметь:

- начальные понятия планиметрии;

- геометрические фигуры;

- понятие о равенстве фигур;

- отрезок, равенство отрезков, длина отрезка и её свойства;

- угол, равенство углов, величина угла и её свойства;

- определение смежных и вертикальных углов и их свойства;

- перпендикулярные прямые;

- умение применять изученные понятия, определения, свойства при решении задач.

   В результате изучения темы «Треугольник» учащиеся должны знать и уметь:

 - определение треугольника;

- признаки равенства треугольников, умение доказывать данные признаки;

- определение перпендикуляра к прямой;

- определение медианы, биссектрисы и высоты треугольника;

- определение равнобедренного треугольника и его свойства;

- выполнять основные задачи на построения циркулем и линейкой;

- применять признаки, определения, свойства при решении задач.

   В результате изучения темы «Параллельные прямые» учащиеся должны знать и уметь:

- определение параллельных прямых;

- признаки параллельности прямых;

- аксиому параллельности прямых;

- свойства параллельности прямых;

- умение применять определения, признаки, свойства, аксиомы при решении задач.

   В результате изучения темы «Соотношение между сторонами и углами треугольника» учащи- еся должны знать и уметь:

- теорему о сумме углов треугольника;        

- виды треугольников;

- соотношение между сторонами и углами треугольника;

- неравенство треугольника;

- некоторые свойства прямоугольных треугольников;

- признаки равенства прямоугольных треугольников;

- что называется расстоянием от точки до прямой;

- что называется расстоянием между двумя параллельными прямыми;

- решение задач на построение;

- умение применять изученные теоремы, свойства, признаки при решении задач.

   В результате повторения учащиеся должны знать и уметь:

- пользоваться языком геометрии для описания окружающего мира;

- распознавать, изображать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- выполнять чертежи по условию задач;

- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур;

- решать задачи на вычисления геометрических величин (длин, отрезков);

- применять изученные свойства фигур в ходе решения задач;

- владеть алгоритмами решения основных задач на построение.

                                                      Используемая литература:

1. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений/ В.Ф. Бутузов. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2013. – 31с

2. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. учеб. пособие для общеобразоват. организа- ций/ Л.С. Атанасян и др. - М.: Просвещение, 2016. - 95с

3. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс. учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Б.Г Зив, В.М. Мейлер. - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 127с

4. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразо- ват. организаций/ М.А. Иченская. 5-е изд.- М.: Просвещение, 2017. - 144с

5. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян и др. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 384с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...

8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)

Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С....

7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)

Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....