Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (10, 11 класс) на тему

Боросгоева Дарима Дамбаевна

  Представлен небольшой сборник многовариантных задач:

·        Решение упражнений из  главы 1 пособия  А.Г. Корянова, А.А. Прокофьева  «Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи).   Типовые задания С4»;

·        Решение  задач из тренировочных, диагностических тестов для подготовки к ЕГЭ;

·         КИМов  ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planimetricheskie_zadachi_s_neodnoznachnostyu_v_uslovii.docx355.16 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

                      При решении геометрических  задач учащиеся испытывают значительно больше трудностей, чем при решении уравнений и неравенств. Это отчасти объясняется тем, что для решения уравнений, неравенств или их систем можно использовать некоторый набор известных алгоритмов и приемов, так как сама задача уже формализована, математизирована. А для геометрической задачи математическую модель  нужно составить самостоятельно. И поэтому  геометрические задачи   требуют существенно больших логических усилий.  Для решения   задач по геометрии необходим тщательный  ее анализ,  ясное  осознание  того, что уже  известно, как связаны между собой данные величины, какие следствия из них можно получить, что требуется найти в задаче и что нужно для этого знать.  Трудным моментом является выбор метода  решения задачи.  Он, как правило, не однозначен и почти каждая задача допускает не одно решение (имеется в виду не результат, а процесс). Рассуждения, используемые для решения, могут быть чисто геометрические или позаимствованные из алгебры или тригонометрии.  Хорошо известно, что немаловажную роль в решении геометрических задач имеет чертеж. Если он выполнен, верно, то поможет в правильном выборе решения, если ошибочен, то может навести на ложный путь.  В подавляющем большинстве задачи школьного учебника предполагают однозначную геометрическую трактовку: задача  построения чертежа по исходным данным имеет одно решение. Естественно, такая практика формирует   стереотип, результатом которого являются неполные решения определенного класса геометрических задач, а именно таких, где заданные параметры не позволяют выполнить чертеж одновариантно. Как показывают результаты ЕГЭ, большинство выпускников испытывают трудности с рассмотрением второго случая расположения геометрических фигур.

              Решение  многовариантных планиметрических  задач часто вызывает затруднения у учащихся. Анализ содержания задачной базы школьных учебников по геометрии показывает, что многовариантных задач  практически нет, и поэтому они довольно непривычны для школьников. Следовательно, чтобы исключить ситуацию, когда выпускник впервые сталкивается с такой задачей непосредственно на экзамене, их нужно включать в учебный процесс. Причем делать это надо систематически, начав с достаточно простых задач, постепенно увеличивая их сложность.

               Многовариантные планиметрические задачи – это задачи самые обычные, с привычными фигурами и формулировками, но в каждой нужно обнаружить два, три, а иногда и четыре варианта расположения фигур, отвечающих первоначальному условию.              

Необходимо тренировать «многовариантную зоркость». Для этого при  решении  любой задачи полезно включить исследовательский этап, задавая себе вопросы:

 «Можно ли построить другую фигуру неравную данной, но также удовлетворяющую условию задачи?»

 «При каких числовых значениях заданных элементов нельзя построить описанную в условии фигуру?».

 Ответы на подобные вопросы позволяют выявить различные ситуации, возникающие при решении задачи.

           Работа над любой геометрической задачей требует твердого знания основных утверждений школьного курса геометрии, уверенного владения приемами решения задач, большого опыта решения задач.  

Решение упражнений из  главы 1 пособия  А.Г. Корянова,

А.А.Прокофьева «Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи)»

№ 8

В треугольнике даны стороны     AC= ,AB= 2 . Угол B, противолежащий стороне AC, равен 30°. Найдите третью сторону.

Решение:

АС2=ВС2+АВ2-2ВСАВcosВ

Сторону BC обозначим  через  x

3= x2+12-2

x2 – 6x + 9=0

(x – 3)2=0

x = 3

                                                                                                Ответ: BC = 3

№  18

Треугольник со сторонами 13, 14,15 разделен на три равновеликие части

прямыми, перпендикулярными большей стороне. Найдите расстояния до этих прямых от ближайших к ним вершин  треугольника, находящихся на большей стороне.

Решение:    По формуле Герона найдем площадь треугольника  ABC,

 p=21,      SABC==84     =>   SADE=SFGC=28 ,

 по формуле площади 0,5∙AC∙BH=84 , BH=11,2  ,AH=8,4

Найдем площади    SABH= , SCBH= 

Треугольники AED~ABH=> в подобных треугольниках площади относятся как квадраты соответственных сторон  

 =  ;      =  

x² === 33         AD=

по той же теореме находим GC=  из подобия треугольников  FGC и BHC

                                                                                     Ответ: AD=  GC=

№ 19

В треугольнике АВС АВ = 12. Сторона ВС разделена на 4 равные части и через точки деления проведены прямые параллельные АВ. Найдите отрезки этих прямых, заключенных внутри треугольника.

Решение:  Треугольники CFE, CJG, CHI и CBA подобны  => 12:4=3 – EF,      JG=6     IH=9

                                                                                  Ответ: EF=3   JG=6   HI=9

№22

В треугольник со сторонами 10, 17, 21 см вписан прямоугольник с Р =24 см так, что одна из его сторон лежит на большей стороне треугольника.  Найдите стороны прямоугольника.

=24       MN+NK=12=P  MN, NK-?

Решение:  NBKABC       =  =>  == 48    p = 24  

  = ==84

    84= ·BH·21      BH=8

=           =         

       x+y=12                      y=12 – x  

 (8 – x)·21=8·(12 – x)                                                                                                               8·21 – 21x=8·12 – 8x

         –13 x= – 72                                                                                                                                                                            

               x =     

            y =12 –=                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Ответ: x =;    y =       

№31

  Стороны треугольника равны 7, 24 и 25. Найдите его высоты.

Решение:  По формуле Герона,     p=28

SABC=          SABC =84

По формуле площади треугольника, возможны три случая:

  1. 84=0,5∙25∙BH ,BH=6,72
  2. 84=0,5∙7∙BH ,BH=24
  3.        3)  84=0,5∙24∙BH ,BH=7                          Ответ: BH=6,72  BH=24  BH=7
  4.    

№54

 Найдите расстояние от точки пересечения медиан прямоугольного треугольника до его катета, равного 12, если гипотенуза равна 15.

BC=12     AB=15    OK-?

Решение:

AC2 =152  – 122 =81,  AC = 9,   DC = 4,5  

DB 2  = 144 – 20,25 = 164,25 , DB  

По свойству медианы,  OD : OB = 1: 2, значит  

OB =  , из этого следует что KB = 8

так как    (по двум углам)   

,    OK = 3

                                                                                                     Ответ: OK = 3

№61

 Высота, основание и сумма боковых сторон треугольника равны соответственно 24, 28 и 56 см. Найдите боковые стороны.

Решение:

BH=24,  AC=28,  AB+BC=56,  BC=x,  HC=y,

                                                    AH=28 – y,  AB=56 – x

   x2 – HC2=242   (1) из треуг.BHC

 (56 – x)2– AH2=242  из  треуг. ABH

(56 – x)2 –(28 – y)2 = x2 – y2 из этого получаем

                             y=2x – 42,

     подставляем  в формулу (1) и получаем      

       x2 – (2x – 42)2 = 242  

находим корни       x1=30  и   x2=26

                                                                                              Ответ: 26;30

   № 68(ЕГЭ 2005)     

 Площадь равнобедренного треугольника АВС равна 10, а боковая сторона равна 5. К основанию АС и стороне ВС проведены высоты ВМ и АН, пересекающиеся в точке K. Найдите площадь треугольника АВK.

Решение:

SABC = BM∙AC = 10,    BM∙AC = 20 = AH∙BC

Значит AH = 4, т.к. BC =5 , BH =3, HC =2

AC == 2 , значит AM =

BM = = 2,

SABC = ∙AH ∙ AC = ∙ 4 ∙ 2 = 4,

BKH ~ BMC  =  =  

X = = =1,5, SBKM =3 =

SABK =10 – 4 – 2,25 = 3,75                                       Ответ: SABK=3,75

№ 69

В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС высоты BD и АН пересекаются в точке Т, причем АТ = 10, ТН = 8. Найдите площадь треугольника  АВТ.

Решение:

AH=18    SABC=0,5∙AH∙BC=0,5∙18∙x=9x

  == ,    = ,    

AD-t,     2t2=180 ,

 t=3– AD,     AC=6 ,     HC== 6 =>=

DT == ,     = 0,5∙18∙6 = 54

Треугольник AHC~BDC =

x==30 – BC, => BH=24 , =0,5∙BH∙TH=0,5∙24∙8=96

=0,5∙18∙30=270

=270-54-96=120                                                           Ответ:  =120          

№ 70

Высоты АН и ВK равнобедренного  треугольника АВС с основанием ВС пересекаются в точке О так, что ВО=5,ОK = 3. Найдите АН.

Решение:

Треугольник BOH~BKC ,     =

2x2=40 , x=2 – BH  =>  BC=4=>

KC= =4 треугольникBKC~AHC ,

         =         y= = 4– AH

                                                                                               Ответ: AH=4   

№ 81

Биссектриса треугольника делит  противоположную сторону на отрезки 2,8см и 4,2 см. Периметр треугольника равен 22 см. Найдите стороны треугольника.

Решение:

BK=2,8;   KC=4,2;   P= 22

BC = BK + KC = 7,  BA + AC = 15 ,

BK = BC,  KC =BC    =  3AB=2AC

AB =AC   AC+AC=15

AC=15

                                                                       Ответ: 6; 7; 9.

№97

 Найдите площадь треугольника  АВС, если в него вписана окружность с центром О, причем угол AOC =165 , АВ = 8,

ВС = 7.                                SABC-?

Решение:

Угол AOC=165=>углы   OAC+OCA=15°=>углы A+C=30°

=>угол B=150°

SABC=0,5∙AB∙BC∙sinB=0,5∙8∙7∙sin150=14

                                                                                                 Ответ: SABC=14

№100

    В треугольник со сторонами   AB = 8,  

ВС = 6  АС = 4 вписана окружность.  Найдите длину отрезка  DE, где D и E – точки касания этой окружности со сторонами АВ и АС соответственно.

Решение:

AE = AD =  = 3

OD = r  S =  P r,  P = 18

p = 9,  S = 3  по формуле Герона =>

r =  ,  AO =  из AOD по т. Пифагора ADO~HDO => HD= => ED=

                                                                                            Ответ:   ED=

 

№105

В треугольник АВС  вписана окружность с центром О. Луч АО пересекает сторону ВС в точке K. Найдите площадь треугольника АВС, если АВ = 13,

 АС = 15, ВK = 6,5.

 Решение: AO-биссектриса

Получим отношение сторон    =  KC=7,5  BC=14 , P=13+14+15=42 ,  p=21

==84

-по формуле Герона

Ответ: =84

№106

Основание равнобедренного треугольника равно 36,  вписанная окружность касается боковых сторон в точках А и Р,  АР = 12. Найдите периметр треугольника.

Решение:

Треугольники  KPAKBC, BC=3PA, => KC=3KA,   KA=x,   KC=3x ,

3x – x=18 (т.к. AC=CH),  x = 9 =>

KA=9,  KC=27.

P = 90

 Ответ: Р = 90

№111

В равнобедренный треугольник с  боковой стороной, равной 50, с основанием, равным 30, вписана окружность. Найдите расстояние между точками касания на боковых сторонах.

Решение:

BC=30, AC=50, HM - ?

CM = KC = 15 по св-ву касательных, провед. из одной точки,  AM=35

HAM ~ ABC => HM = 21

Ответ: HM = 21

№142

Из точки A проведены две прямые, касающиеся окружности радиуса r в точках M и N. Найдите длину отрезка MN, если расстояние от точки A до центра окружности равно a

Решение:

OM=r , OA=a , MN-?

AM=        =  , =

 MH=  =>MN=

                                        Ответ: MN=

№143

Из одной точки проведены к окружности две касательные длиной 12 см,а расстояние между точками касания 14,4см. Определите радиус окружности.

Решение:

MN=14,4        AM=AN=12            r-?

MN=∙AM    =>       7,2=12

  • ===

    AO2=AM2+MO2 =>

 a2=144+ a2 ,    x2=144 ,

x2=144∙  , x=15  ,=

r = 15=9  

                                                                                              Ответ: r=9

Задачи с неоднозначностью в условии

Вариант 1  (Alexlarin.net )

Дан прямоугольный треугольник АВС, с катетами АВ и ВС  (АВ=5, ВС=12). Пусть точкаO- центр окружности, вписанной в треугольник АВС. Прямая, проходящая  через точку O, параллельна одной из сторон треугольника АВС  и пересекает две другие стороны в точках К и Р. Найдите длину отрезка КР.

Решение: Неоднозначность заключается в том, что не сказано,  какой   стороне параллельна прямая KP

1 случай

,

60=30r, r=2  =>  ,

,  

 

2 случай

 

- KP

 3 случай

,  

,   ,    ,  

 

Ответ: 7,2;  

Вариант 2  (Alexlarin.net)

Дан треугольник АВС, где ВА=5,  ВС=8. В треугольник вписана  окружность, касающаяся стороны ВС в точке Р. Известно, что ВР=3.Найдите площадь треугольника ВМР, где М- точка касания окружности со стороной треугольника АВС.

Решение:

1 случай. М – точка касания окружности со стороной АВ

ВР=3, ВС=8, СР=5, ВА=5, ВМ=3

СК=СР=5

АК=АМ=2     АС=7      

По теореме косинусов

 АС2=ВС2+ АВ2-2ВСАВcosВ  

    49=64+25-285 cosВ                                cosВ=    В=60°   РМ=3

∆РВМ – равносторонний    

      =  =    

 

2 случай. М – точка касания окружности со стороной АС

СР= СМ = 8 – 3 = 5,  ВК=3,   АК= АМ =2,  АС=7

АВ2=ВС2+АС2 – 2ВСАС cos 

 25=64+49-287 cos   

56 cos= 113-25 ,

 cos==       

  sin= =

=

= 8             => =  -  ,        =

                                                                                         Ответ:    

 

Вариант №23 (alexlarin.net)

Дан параллелограмм ABCD  т. M лежит на диагонали  BD и делит ее в отношении 2:3. Найдите площадь параллелограмма  ABCD, если площадь четырехугольника  ABCM  равна 60.

1 случай:

  ,         

 

 

                    

           

           

2 случай:        

                                   

 

 

                                                                                                           Ответ: 150;  100.

Вариант №276 (ЕГЭ 2012-2013)

В параллелограмме ABCD  биссектрисы углов при стороне AD делят сторону  BC точками  M и  N так, что  BM: MN =1:7.   Найдите  BC, если  AB=12.

Решение:

1 случай:

 

2 случай: BN=12  составляет  8 частей

MC =12,    BM=1,5

AB=BN=12         MB=CN        

CD=CM=12

 MN – 7частей             BN – 6 частей  

MB – 1 часть  

  1 часть:  MB=2       BC=10            

                                                                                                          Ответ:  13,5; 10

ЕГЭ 2011-2012

В прямоугольнике ABCD, АВ=2, ВС= , т.Е на прямой АВ выбрана так, что угол АЕD равен углу DЕС. Найдите АЕ.

 Решение:

1 Cлучай

АЕ=Х, ВЕ=2-Х

 

 

 

  AE = 1

2Случай

DC=CE

 

         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Ответ: ВЕ=3,   ВЕ=1

ЕГЭ 2011-2012 

В описанной около окружности равнобокой трапеции основания относятся как 3:5.Из вершины меньшего основания опущена высота на большее основание, т.Н-основание высоты. Из точки Н опущен перпендикуляр НЕ на боковую сторону трапеции. В каком отношении т.Е делит боковую сторону трапеции?

Решение:

1 случай.

ВС=3х, AD=5x

 

HD=x

 

2Случай.

AH=4x ,   AB=4x,    A-общий угол,

 

 

 

                                                                                                           Ответ:     ;  

ЕГЭ 2011-2012

Дана трапеция ABCD, основание которой ВС=44, AD=100, АВ=CD=35.Окр-ть, касающаяся прямых AD и АС касается стороны CD в точке К.Найдите длину отрезка СК.

Решение:

1 случай.

 ,  

 

 

 

 

2 Случай

AP=AM

AP=AC+CP=75+CP +AM=AD+DM=100+DM  =>

AP+AM=75+100+CD=175+35=210

AP=105=>DM=5=> CP=30

  r=CK=10

                                                                                                       Ответ: СК=10.СК=5

ЕГЭ 2011-2012

Дан равнобедренный треугольник с боковой стороной 4 и углом 120 градусов. Внутри него расположены две равные касающиеся окружности, каждая из которых касается двух сторон треугольника. Найдите радиусы окружностей.

Решение:

1Случай.

r-?

 

, , , ,

, ,

2Случай

,  ,

,  

,        

   

,

.

                                                                                               Ответ: r= , r=

Пробный вариант №12  (Сибирь, 2012-2013)

В  а радиус описанной окружности равен 169.Найдите радиус вписанной окружности.

Решение:

1случай.

S=,  R=,   

,

,

,

,

,

P=312+312+240=864

R=

2 случай.

Угол В- тупой  ,

HC=

,

,

AC=240, BH=50 P=240+130+130=500

     r=

                                                                                                               Ответ:  80 и 24.


Список и источники литературы:

1.Корянов А.Г, Прокофьев А.А «Планиметрические задачи с неоднозначностью в условии (многовариантные задачи)»

http://www.alexlarin.net/ege/2011/C4-2011.pdf

2.Гордин Р.К. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С4.  Геометрия. Планиметрия/ Под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко – М.: МЦНМО, 2011.

3. ЕГЭ 2010 (2011, 2012). Математика. Типовые тестовые задания/ под ред. Ф.Л.Семенова, И.В.Ященко.- М.: Издательство «Экзамен».

4.Единый государственный экзамен 2012. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2012.

5. Корянов А.Г. Математика. ЕГЭ 2011. Задания типа С4. Многовариантные задачи по планиметрии. http://www.alexlarin.net.ru/ege/2011/C4agk.pdf

5.www.mathege.ru - Математика ЕГЭ 2013( открытый банк заданий).

6.www.alexlarin.net - сайт по оказанию информационной поддержки ученикам и студентам, подготовке к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы и изучении различных разделов высшей математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно -методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"

Учебно методический комплект прикладного курса "Решение планиметрических задач"  состоит из методического руководства, рабочей тетради для учащихся и рабочей программы прикладного курса.  В...

ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

(подборка планиметрических задач, охватывающие в своем решении наиболее важные теоремы планиметрии)...

Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"

Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы....

Решение планиметрических задач в ЕГЭ

Данный урок может являтся завершающим в повторении планиметрических задач группы В. Цели урока: Совершенствовать навыки решения планиметрических задач, повторить признаки равенства и подобия треуголь...

Окружность, как основной элемент планиметрических задач

Цель урока: обеспечение усвоения сведений об окружности Тип урока: Обобщение знаний об окружности. Решение всех типов задач ЕГЭ. Методы: Объяснительно-иллюстративный. Вид урока: теоретических и пра...

Неоднозначность понимания сущности организационных форм обучения

Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия орг...

«Литература как нравственная опора в воспитании подрастающего поколения: взгляд из неоднозначности»

Современная молодёжь, как и молодёжь предыдущих поколений не может быть равнодушна к живому слову, студент, слушающий монолог или играющий роль– невольно проникается чувствами и характером героя...