1. | Самоопреде-ление к учебной деятельности (мотивация) | Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность, способствует созданию комфортной ситуации для усвоения знаний. Приветствует обучающихся, объявляет девиз урока: «Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает В жизни что – то достигает» | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок. | Самоопределе-ние к деятельности- (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- (К). |
2 | Актуализа-ция знаний. Проверка д/з. | Тест по вариантам, с взаимопроверкой. Вариант 1. 1.Выберите верные утверждения: Площадь параллелограмма равна: а) произведению его сторон; б) произведению его высот; в) произведению его стороны на высоту, проведённую к этой стороне. 2. Закончите фразу: площадь трапеции равна: а) произведению ее стороны на высоту, проведенную к ней; б) произведению полусуммы ее оснований на высоту; в) половине произведения основания на высоту. 3. По какой формуле можно вычислить площадь ромба: а) S = 1/2 ah; б) S = 1/2d 1d 2 в) S = a2. 4. Выберите верное утверждение: а) если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна произведению площадей этих многоугольников б) равные многоугольники имеют равные площади; в) площадь фигуры может выражаться любым числом. | Вариант 2. 1.Выберите верные утверждения: Площадь квадрата равна: а) произведению всех его сторон; б) квадрату его стороны; в) произведению его стороны на 4. 2. Закончите фразу: площадь треугольника равна: а) произведению его сторон; б) произведению его высот; в) половине произведения основания на высоту. 3. По какой формуле можно вычислить площадь трапеции: а) S = 1/2 ah; б) S = 1/2d 1d 2 в) S = h 4. Выберите неверное утверждение: а) площадь измеряется квадратами со стороной 1 см; б) равные многоугольники имеют равные площади; в) площадь фигуры может выражаться любым числом. |
| Выполняют самостоятельную работу. Проводят взаимопроверку по слайду. Вариант 1.
Вариант 2.
| Умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности – (П); анализ, сравнение, синтез – (Л). |
3 | Целеполага-ние.
| Создает условия для формулирования темы и задач урока. -Ребята, последние несколько уроков, что мы изучали?
-Да, мы изучали много формул и рассмотрели решение задач на применение данных формул. И сегодня мы будем с вами закреплять и продолжать решать задачи. Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока? Какие задачи мы должны решить?
| Отвечают на вопросы учителя. -Мы изучали формулы площадей многоугольников.
-Формулируют тему: «Решение задач на вычисление площадей фигур». Задачи урока: Уметь решать задачи на применение формул площадей. | Умение поставить учебные задачи – (Р); умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; выделять и формулировать цели – (П); |
4 | Решение задач. | Предлагает решить задачи: 1. (Из банка ФИПИ) Основания равнобедренной трапеции равны 5 и 17, а ее боковые стороны равны 10. Найдите площадь трапеции.
2. Решение задачи по готовому чертежу. (Из банка ФИПИ) Сторона ромба равна 5, а диагональ равна 6. Найдите площадь ромба.
Физкультминутка. Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты, для снятия утомления на уроке. Последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно).
3. В треугольнике KMP высота MB делит сторону KP на отрезки 6см и 8см, 0. Найдите площадь треугольника KMP.
4.В параллелограмме ABCD на стороне AD отмечена точка M так, что AM : MD=3:2. Найдите площадь треугольника ABM , если площадь параллелограмма равна 60 см2. | 1. Ученик решает у доски и объясняет (остальные пишут в тетради) Проведём высоты в трапеции и введём обозначения как показано на рисунке. В четырёхугольнике HBCK BC||HK и BH||CK, следовательно, он параллелограмм. Угол BHK=900 значит, HBCK -прямоугольник, откуда BH=CK и BC=HK=5. Поскольку трапеция равнобедренная, углы BAH и CDK равны. Треугольники ABH и CDK прямоугольные, BH=CK, BAH= CDK,следовательно, эти треугольники равны, откуда AH=KD= = Из треугольника ABH по теореме Пифагора найдём высоту BH= =8 Найдём площадь трапеции:S= Ответ: 88. 2. Ученик у доски решает и объясняет: (остальные пишут в тетради)
Диагонали ромба пересекаются под углом 90° и точкой пересечения делятся пополам. Из прямоугольного треугольника, катетами которого являются половины диагоналей ромба, а гипотенузой — сторона ромба, по теореме Пифагора найдем половину неизвестной диагонали: Тогда вся неизвестная диагональ равна 8. Площадь ромба равна половине произведения диагоналей: d1d2= Ответ: 24.
Выполняют физкультминутку.
3. Ученик у доски решает и объясняет: (остальные пишут в тетради): Треугольник KMB прямоугольный т.к. MB высота (по условию).
< MKP = 450 (по условию), по теореме о сумме углов треугольника < KMB = 450 ⇒ треугольник KMB равнобедренный. KB=MB=6 см
S=1/2KP·MB
S=1/2·(6+8)·6=1/2·14·6=42 см² Ответ: 42 см2 4. Ученик у доски решает и объясняет: (остальные пишут в тетради) SABCD=AD·h, отсюда h=S/AD=60/AD Рассмотрим треугольник АВМ. По условию AM : MD = 3 : 2, AD равна 5 частям, отсюда АМ=3/5·AD S ABM = 1/2·AM·h Подставим в это выражение значение h и АМ: SABM=1/2·3/5·AD·60/AD= =18см² Ответ: 18 см2 | Поиск и выделение необходи-мой информации –(П); умение слушать и понимать речь других –(К); умение планировать самостоя-тельную деятельность –(Р). |
5 | Итог урока. Рефлексия. | Предлагает обучающимся подвести итог урока. Заполнить таблицу. Провести самопроверку по слайду.
Многоугольники | Формулы для вычисления площадей | Квадрат |
| Прямоугольник |
| Ромб |
| Параллелограмм |
| Трапеция |
| Треугольник |
|
Учитель предлагает сделать самооценку своей деятельности:
| -Подводят итог урока. Заполняют таблицу. Проводят самопроверку по слайду. Многоугольни-ки | Формулы для вычисления площадей | Квадрат | | Прямоугольник | | Ромб | | Параллелограмм | | Трапеция | | Треугольник | |
Лист самооценки На уроке я работал… | активно | пассивно | Своей работой на уроке я… | доволен | не доволен | Урок для меня показался… | коротким | длинным | Материал урока мне… | понятен | не понятен |
| Осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха и неуспеха; подводят итоги своей познавательной и учебной деятельнос-ти – (Р). |
6 | Домашнее задание. | Раздает карточки с разноуровневым заданием по теме: «Площади многоугольников». Дает комментарии к выполнению д/з. 1 уровень: 1. Найдите площадь параллелограмма, если одна из его сторон равна 4 см, а высота, проведенная к этой стороне, равна 7 см. 2. Найдите площадь прямоугольника, если его длина 110 см, а ширина 10 м. 3.Основания трапеции 6см и 8 см, высота 2 см. Найдите площадь трапеции. 2 уровень. 1.Стороны параллелограмма равны 10 см и 18 см и угол между ними 150 градусов. Найдите площадь параллелограмма. 2.Найдите высоту прямоугольного треугольника, проведённую к гипотенузе, если его катеты 8 см и 15 см. 3. Ширина окна прямоугольной формы 8 дм, а длина в 3 раза больше. Вычислите площадь окна. 3уровень. 1.Стороны параллелограмма равны 8 см и 15 см и угол между ними 120 градусов. Найдите площадь параллелограмма. 2.Найдите высоту прямоугольного треугольника, проведённую к гипотенузе, если его катеты 10 см и 18 см.
| Записывают домашнее задание. | Принимают и сохраняют учебную задачу, осуществля-ют поиск средств её выполнения – (Р) |