рабочая программа по геометрии для 7 класса (Атанасян)
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Верещак Ольга Юрьевна

рабочая программа по геометрии для 7 класса (Атанасян)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7a7u_klass_geometriya_atanasyan.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по геометрии 7класс

Учебники: «Геометрия, 7-9 класс», автор Л.С.Атанасян и др.

Программа рассчитана на 68 часов;2 часа в неделю.

Плановых контрольных работ-5.

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.

        Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

        Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
  • развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.

В курсе геометрии 7-го класса расширяются сведения о геометрических фигурах. На начальном этапе основное внимание уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствами измерения отрезков и углов. Главное место занимают признаки равенства треугольников. Формируются умения выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. Особое внимание уделяется доказательству параллельности прямых с использованием соответствующих признаков. Теорема о сумме углов треугольника позволяет получить важные следствия, что существенно расширяет класс решаемых задач. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.

Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 68 часов в учебный год. Из них контрольных работ 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Начальные геометрические сведения» 1 час, «Треугольники» 1 час, «Параллельные прямые» 1 час, «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 2 часа и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения геометрических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.

Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 7-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды), различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин отрезков, градусную меру углов);
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
  • использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач;
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков: Т – тестовая работа.

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР самостоятельная работа.

ПР проверочная работа.

МД- математический диктант.

№ урока

Содержание учебного материала

по геометрии  7 класса,  

учебник Атанасян Л. С. и др.

Примерные сроки изучения

2 урока в неделю

Глава 1. Начальные геометрические сведения

 (10 уроков).

1

Прямая и отрезок (п. 1,2 – 1 урок).

2-3

Луч и угол (п. 3,4 – 2 урока).

4

Сравнение отрезков и углов (п. 5,6 – 1 урок).

5

Измерение отрезков (7.8 – 1 урок).

6

Измерение углов (п. 9,10 – 1 урок).

Перпендикулярные прямые (2 урока).

7

Смежные и вертикальные углы, п. 11.

8

Перпендикулярные прямые.

Построение прямых углов на местности, п. 12, 13.

9

Решение задач по теме.

10

Контрольная работа №1.

Глава II. Треугольники (17 уроков).

11

Треугольник, п. 14.

12-13

Первый признак равенства треугольников, п. 15.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

 (4 урока).

14

Перпендикуляр к прямой, п. 16.

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника, п. 17.

16-17

Свойства равнобедренного треугольника, п, 18.

Второй и третий признаки равенства треугольников (3 урока).

18-19

Второй признак равенства треугольников, п.19.

20

Третий признак равенства треугольников, п.20.

21

Решение задач по теме.

§4. Задачи на построение (п. 21-23, 1 урок).

22

Окружность, п.21.

23-25

Построением циркулем и линейкой

Примеры задач на построение, п. 22,23.

26

Обобщающий урок по теме “Треугольники”,

решение задач.

27

Контрольная работа №2.

Глава III. Параллельные прямые (13 уроков).

§1. Признаки параллельности двух прямых

 (5 уроков).

28-30

Определение параллельности прямых. Признаки параллельных прямых, п.24, 25.

31

Практические способы построения параллельных прямых, п.26.

32

Решение задач по теме.

§2. Аксиома параллельных прямых (8 уроков).

33-34

Об аксиомах геометрии.

Аксиома параллельных прямых, п.27,28.

35-37

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей, п. 29.

38-39

Решение задач по теме.

40

Контрольная работа №3.

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 уроков).

§1. Сумма углов треугольника

(3 урока).

41-42

Теоремы о сумме углов треугольника, п.30.

43

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник, п.31.

§2. Соотношения между сторонами и углами треугольника (3 урока).

44-46

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника, п.32,33. Проверочная самостоятельная работа.

§3. Прямоугольные треугольники (4 урока).

47-48

Некоторые свойства прямоугольных треугольников, п.34.

49-50

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Уголковый отражатель, п.35,36.

 §4. Построение треугольника по трем элементам (10 уроков).

51-52

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми, п.37.

53-55

§4. Построение треугольника по трем элементам, п.38.

56-58

Задачи на построение

59

Обобщающий урок по теме “Соотношения между сторонами и углами треугольника”, п.30-38.

60

Контрольная работа №4.

Итоговое повторение

 курса геометрии 7 класса.

              61

         Начальные геометрические сведения, п. 1-13.

62

Признаки равенства треугольников.

Равнобедренный треугольник, п.14-26, 20.

63

Параллельные прямые, п. 24-29.

              64

Соотношение между сторонами

 и углами треугольника, п. 30-33.

              65

          Прямоугольный треугольник и его свойства,

                           п.31,34,35.

              66

                   Задачи на построение, 21-23,38.

              67

Итоговая контрольная работа.

68

Итоговый урок по материалу повторения,

решение задач.

Планирование учебного материала по геометрии в 7 классе.

Кол-во часов в разделе теме

№         №

урока

Тема урока

Требования к результатам обучения.

Отрабатываемые УУД и формируемые ключевых

компетенции.

КЭС

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

Глава Ι. Начальные геометрические сведения (10).               

1

§ 1.Прямая и отрезок.

  • Знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура называется отрезком; уметь обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке.

7.1.1

П.1,2№2,4,6

2

§ 2.Луч и угол.

Знать, какая геометрическая фигура называется углом, что такое стороны и вершина угла. Уметь обозначать неразвернутые и развернутые углы, показать на рисунке внутреннюю область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла.

7.1.1

П.3,4№11,13

3

§ 2.Луч и угол.

7.1.1

П.1-3№17

4

§ 3.Сравнение отрезков и углов.

Знать, какие геометрические фигуры называются равными, какая точка называется серединой отрезка, какой луч называется биссектрисой угла. Уметь сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла.

7.1.1

П.5,6№20,23

5

 § 4.Измерение отрезков.

Знать, что при выбранной единице измерения длина любого данного отрезка выражается положительным числом; уметь измерять данный отрезок с помощью линейки и выразить его длину в сантиметрах, миллиметрах, метрах, находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны.

7.1.1

П.7,8№24,26,31(б),33

6

 § 5.Измерение углов.

Знать, что такое градусная мера угла, чему равны минута и секунда; уметь находить градусные меры данных углов, используя транспортир, Изображать прямой, острый, тупой, развернутый углы.

7.1.1

тест

П.9,10№41,44,47(б)

§ 6.Перпендикулятные прямые.

7

Смежные и вертикальные углы.

Знать, какие углы называются смежными и чему равна сумма смежных углов, какие углы называются вертикальными и каким свойством обладают вертикальные углы, какие прямые называются перпендикулярными. Уметь строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, объяснять, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются, решать задачи типа 57, 58, 61, 64, 65, 69.

7.1.2

П.11№54,59,61(б

8

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.

7.1.3

П.12,13№70

9

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения».

Закрепить в процессе решения задач, полученные ЗУН, подготовиться к контрольной работе.

7.1.1,7.1.2,

7.1.3

с/р

П.1-13 №34,51,66(а)

10

Контрольная работа №1по теме «Начальные геометрические сведения».

Уметь применять все изученные формулы и теоремы при решении задач

к/р

Глава II. Треугольники(17).

§ 1.Первый признак равенства треугольников.

11

Треугольник.

Знать, что такое периметр треугольника, какие треугольники называются равными, формулировку и доказательство первого признака равенства треугольников. Уметь объяснить, какая фигура называется треугольником, и назвать его элементы, решать задачи типа 90, 92 – 95, 97.

7.1.1

П.14 №87,89(а,в),90

12

Первый признак равенства треугольников.

7.2.4

П.15№94,96

13

Первый признак равенства треугольников.

7.2.4

П.14,15№97,98

§ 2.Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

14

Перпендикуляр к прямой.

Уметь объяснить, какой отрезок называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой, какие отрезки называются медианой, биссектрисой, высотой треугольника, какой треугольник называется равнобедренным, равносторонним; знать формулировку теоремы о перпендикуляре к прямой; знать и уметь доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; уметь выполнять практические задания типа 100 – 104 и решать задачи типа 105, 107, 108, 112, 115, 117, 119.

7.1.4

П.16№100

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

7.2.1

П.17№103,106(б)

16

Свойства равнобедренного треугольника.

7.2.2

П.18№108,111

17

Свойства равнобедренного треугольника.

7.2.2

с/р

П.18№118,120

§ 3.Второй и третий признаки равенства треугольников.

18

Второй признак равенства треугольников.

Знать формулировки и доказательства второго и третьего признаков равенства треугольников; уметь решать задачи типа 121 – 123, 125, 129, 132, 136, 137 – 139.

7.2.4

П.19№122,124

19

Второй признак равенства треугольников.

7.2.4

П.19№126,114

20

Третий признак равенства треугольников.

7.2.4

П.20№138,140

21

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников».

7.2.2,7.2.4

с/р

П.19,20 №129,136

§ 4.Задачи на построение.

22

Окружность.

  • Знать определение окружности. Уметь объяснить, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной прямой; середины данного отрезка; применять простейшие построения при решении задач типа 148 – 151, 154, 155.

7.1.1

тест

П.21№145,147

23

Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение.

П.22,23 №148,150

24

Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение.

П.23№152

25

Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение.

с/р

П.23№155

26

Решение задач по теме «Треугольники».

П.14-23 №127,131,185

27

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники».

Уметь применять весь изученный материал при решении задач.

к/р

Глава ΙΙI. Параллельные прямые (13).

§ 1.Признаки параллельности двух прямых.

28

Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых.

Знать определение параллельных прямых, названия углов, образующихся при пересечении двух прямых секущей, формулировки признаков параллельности прямых; понимать какие отрезки и лучи являются параллельными; уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых и использовать их при решении задач типа 186 – 189, 191, 194.; уметь строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки.

7.1.3

П.24,25№186(в)

29

Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых.

7.1.3

П.25№188,189

30

Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых.

7.1.3

с/р

П.25№191

31

Практические способы построения параллельных прямых.

Уметь строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки, использовать теоретический материал при решении задач.

7.1.3

П.26№193,195

32

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых».

7.1.3

тест

П.24-25

§ 2.Аксиома параллельных прямых.

33

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.

Знать аксиому параллельных прямых и следствия из нее, знать и уметь доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач типа 196, 198, 199, 203 – 205, 209.

7.1.3

П.27-28,№197

34

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых.

7.1.3

П.28№199,213

35

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

7.1.3

П.29№203(а)

36

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

7.1.3

с/р

П.29№205,207

37

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

7.1.3

П.29№208,212

38

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

7.1.3

тест

П.24-29 №218,221

39

Решение задач по теме «Параллельные прямые».

7.1.3

П.24-29№216

40

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые».

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

к/р

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами

Треугольника (20).

§ 1.Сумма углов треугольника.

41

Теорема о сумме углов треугольника.

Знать, какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, тупоугольным, прямоугольным; уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, решать задачи типа 223 – 226, 228, 229, 234.

7.2.6

П.30№223а,в,225

42

Теорема о сумме углов треугольника.

7.2.6

П.30№227(б),229

43

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

7.2.6

с/р

П.31№235,232

§ 2.Соотношения между сторонами и углами треугольника.

44

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.

Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач типа 236 – 240, 243, 244, 248, 249, 250.

7.2.5,7.2.7

П.32№237,239

45

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.

7.2.5,7.2.7

П.32.33№241,246,249

46

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.

7.2.5,7.2.7

с/р

П.32,33, №243,250(в),253

§ 3.Прямоугольные треугольники.

47

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

Уметь доказывать свойства 10 – 30 прямоугольных треугольников; знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников уметь их доказывать; уметь применять свойства и признаки при решении задач типа 254 – 256, 258, 260, 263, 265.

7.2.3

П.34№254,256

48

Некоторые свойства прямоугольных треугольников.

7.2.3

с/р

П.34№259,307

49

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Уголковый отражатель.

7.2.3

П.35№262,264

50

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Уголковый отражатель.

7.2.3

с/р

П.35,36 №267,270

§ 4.Построение треугольника по трем элементам.

51

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

  • Знать, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой, что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми; уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой; теорему о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой; уметь  строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трем сторонам; уметь решать задачи типа 271, 273, 277, 278(а), 283, 284, 288, 290, 291.

7.5.1

П.37№273,274

52

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

7.5.1

тест

П.37№277,279

53

Построение треугольника по трем элементам.

П.38№290(б),291(б)

54

Построение треугольника по трем элементам.

П.38№292(б)

55

Построение треугольника по трем элементам.

с/р

П.38№287,288(б)

56

Задачи на построение.

№282,285

57

Задачи на построение.

№293,315(д,е)

58

Задачи на построение.

с/р

№314(б),315(з,и)

59

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

П.30-38 №228(в),269,289

60

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

к/р

Итоговое повторение (8).

61

П: Начальные геометрические сведения.

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7класса).

7.1.1,7.1.2

П.1-13№81,82,84

62

П: Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник.

7.2.2,7.2.4

П.14-16, 20 №157,167,170

63

П: Параллельные прямые.

7.1.3

П.24-29 №206,210

64

П: Соотношения между сторонами и углами треугольника.

7.2.5,7.2.7

П.30-33 №297,306

65

П: Прямоугольный треугольник и его свойства.

7.2.3

с/р

П.31,34,35№233, 256

66

П: Задачи на построение.

П.21-23,38 №291(г),315(д)

67

Контрольная работа №5 (итоговая).

Уметь применять все изученные теоремы при решении задач.

к/р

68

Итоговое повторение.


Учебно-методические средства обучения

  1. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение, 1990 (и последующие издания)
  2. Дидактические материалы по геометрии. 7 класс. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. / М: Просвещение, 1999.
  3. Дорофеев Г. В. и др.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике.  М., "Дрофа", 2001.
  4. Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян С.М. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы. - М.: Вербум- М, 2002
  5. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина. Методические рекомендации к учебнику. / 3-е издание.  М.: Просвещение, 2000.
  6. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе. -  2000. - № 2.
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// "Вестник образования" -2002- № 6
  8. Стандарт основного общего образования по математике//"Вестник образования" -2004 - № 12
  9. Тесты. Геометрия 7 – 9. / П.И. Алтынов. Учебно-методическое пособие. / М.: Дрофа, 1997.

 

Электронные учебные пособия

1.        Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО "Дрофа", ООО "ДОС», 2002.

2.        Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО "Дрофа", ООО "ДОС", 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян

Содержит посянительную записку к рабочей программе по геометрии 9 класс  к учебнику Атанасяна и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по геометрии. 8 класс.Атанасян

Рабочая программа по геометрии.8 класс.Атанасян...

Рабочая программа по геометрии.7 класс.Атанасян

Рабочая программа по геометрии в 7 классе.Атанасян...

Рабочая программа по геометрии 8 класс Атанасян

Рабочая программа и планирование по учебнику Атанасяна Геометрия 8 класс...

Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 7 класс Атанасян

Рабочая программа по геометрии, 7 класс, учебник Атанасяна...

Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян Л.С.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта (Федеральный компонент ГОС, 2004г.). За основу взята примерная программа по математике («Сборник нормативны...