Рабочая программа по геометрии 9 класс Атанасян Л.С.
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Матюнькова Зульфия Искандаровна

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта (Федеральный компонент ГОС, 2004г.). За основу взята примерная программа по математике («Сборник нормативных документов. Математика.»/ сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2006г.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch.pr_.po_geom_9_klass.docx59.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Матюньковой Зульфии Искандаровны

учителя математики

ПРЕДМЕТ: геометрия

Класс: 9

2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта (Федеральный компонент ГОС, 2004г.). За основу взята примерная программа по математике («Сборник нормативных документов. Математика.»/ сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2006г.).

Общая характеристика учебного предмета

        Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

        

        Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 9 класса  обучающиеся учатся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; знакомятся с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач; развивается умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач; расширяется знание обучающихся о многоугольниках; рассматриваются понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления; знакомятся обучающиеся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений; даётся более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе; даётся начальное представление телах и поверхностях в пространстве; знакомятся обучающиеся с основными формулами для вычисления площадей; поверхностей и объемов тел.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии  в 9 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 ч в неделю.

Количество учебных часов:

В год – 68 часов (2 часа в неделю, всего 68 часов)

В том числе:

Контрольных работ - 4

Резервное время - 8 ч.

Изучение геометрии в 9 классе направлено на достижение следующих

 ц е л е й:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Всего

Уроков

Контр. Меропр.

Повторение

2

Векторы

12  

11

1

Метод координат

11

10

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника

14

13

1

Длина окружности и площадь круга

12

11

1

Движение

11

10

1

Повторение

6

Итого

68

Содержание курса

1. Векторы. Метод координат 

  • Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.
  • Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, разложение. 
  • Применение векторов к решению задач: средняя линия трапеции.
  • Координаты вектора. Решение простейших задач в координатах.
  • Коллинеарные векторы. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
  • Уравнение прямой и окружности.

Основная цель — сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.

При изучении данной темы основное внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Понятие равенства векторов вводится на интуитивной основе. Завершается изучение темы знакомством с понятием координат вектора.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

  • Синус, косинус и тангенс угла от 0° до 180°; приведение к острому углу. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. 
  • Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.
  • Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.
  • Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

Основная цель — познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.

В процессе изучения данной темы знания учащихся о треугольниках дополняются сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольников, основанных на теоремах синусов и косинусов. Кроме того, здесь же учащиеся знакомятся еще с одной формулой площади треугольника. При этом воспроизведения доказательств этих теорем от учащихся можно не требовать.

3. Длина окружности и площадь круга 

  • Правильные многоугольники.
  • Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
  • Формулы, выражающие площадь правильного многоугольника через периметр и радиус вписанной окружности.
  • Построение правильных многоугольников.
  • Длина окружности. Число .
  • Площадь круга и площадь сектора.

Основная цель — расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках. В этой теме учащиеся знакомятся с окружностями, вписанными в правильные многоугольники, и окружностями, описанными около правильных многоугольников, и их свойствами. При этом воспроизведения доказательств этих теорем можно не требовать от всех учащихся.

Здесь учащиеся на интуитивном уровне знакомятся с понятием предела и с его помощью рассматривают вывод формул длины окружности и площади круга.

4. Движение 

  • Примеры движений фигур.
  • Параллельный перенос и поворот.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.

Понятие отображения плоскости на себя как основы для введения понятия движения рассматривается на интуитивном уровне с привлечением уже известных учащимся понятий осевой и центральной симметрии. Изучение понятия движения и его свойств дается в ознакомительном плане.                

При изучении темы основное внимание следует уделить выработке навыков построения образов точек, отрезков, треугольников при симметриях, параллельном переносе, повороте.

5. Повторение. Решение задач

Учебно-методический комплект.

Учитель: Матюнькова З. И.

2006-2007 уч.г.

Класс

Кол-во часов по учебному плану

Наименование программы, автор, издательство, год издания

Вид программы

Учебники: автор, название, издательство, год издания

9

2

Примерная программа по математике (2Сборник нормативных документов. Математика»/сост.: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев- М: Дрофа, 2006

Государст

Геометрия.7-9кл. под ред. Л.С. Атанасяна.-М.: Просвещение,

2000г.

Изучение геометрии в 7,8,9классах: Метод. Рекомендации к учебн.: Книга для учителя/Л. С. Атанасян и др., 2002г.


Краткие методические рекомендации, средства обучения, методические и технологические аспекты управления и организации учебно- познавательным процессом.

Формы организации учебного процесса:

Индивидуальные, групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, классные, внеклассные.

Формы контроля:

Самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, наблюдение, зачет.

Виды организации учебного процесса:

Самостоятельная работа, контрольная работа, зачет, лекции, практикумы

Методические рекомендации к урокам:

Уроки- лекции. Как правило, это два часа, в течении которых излагается весь теоретический материал. На основе фронтальной беседы с классом, привлечение учащихся к объяснению учитель выясняет, как усваиваются вопросы теории. Достижению более эффективного конечного результата способствуют элементы первичного контроля (например, ответы на вопросы, диктанты, тесты и т.д.). На этих же уроках рассматриваются случаи применения вопросов теории к решению несложных упражнений. Образцы решений показывает учитель или наиболее подготовленный учащийся. Учащиеся при этом конспектируют лекцию.

        Уроки- практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического материала изложенного на лекции. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки решения основных типов задач. Обсуждаются подходы к решению опорных (ключевых) задач, их оформление.

Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.

        Уроки- семинары. Семинары, посвященные повторению, углублению,обобщению пройденного материала. На подготовку дается 2 недели (сообщается тема, основные вопросы теории, по которым будет проведен опрос, указываются номера задач из учебника, приемами, решения которых должны владеть учащиеся, дается набор нестандартных упражнений, где нужно проявить творчество при их решении). Распределяются индивидуальные, групповые задания.

        Урок- зачет. При проведении зачета, вопросы теории к зачету и практические задания известны учащемуся заранее не менее, чем за 3 недели до него. Класс делится на группы по 4 человека в каждой. Для получения положительной оценки, учащемуся надо знать вопросы теории (записать нужные формулы, понимать их смысл, рассказать о содержании вопроса, включаются в карточки к зачету и упражнения, отмеченные звездочкой).

Система измерения результатов.

Система измерения результатов состоит из:

  • Входного, промежуточного и итогового контроля
  • Тематического и текущего контроля
  • Административного

Входной- сентябрь

Промежуточный- октябрь

Итоговый- май

Календарно-тематическое планирование курса

 (68 часов)

  

№ п\п

№ по теме

Наименование темы

Кол-

во часов

Дата

план

Дата факт

Корректировка

1 глава

Векторы

8

1

1

Понятие вектора.Равенство векторов

1

2

2

Откладывание вектора от данной точки

1

 

 

3

3

Сумма двух векторов.Законы сложения векторов.Правило параллелограмма

1

 

 

4

4

Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов

1

 

 

5

5

Вычитание векторов

1

6

6

Умножение векторов на число

1

7

7

Применение векторов к решению задач

1

8

8

Средняя линия трапеции

1

2 глава

Метод координат

10

9

1

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

 

 

10

2

Координаты вектора

1

 

 

11

3

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца

1

 

 

12

4

Простейшие задачи в координатах

1

13

5

Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Математический диктант

1

14

6

Уравнение прямой

1

15

7

Использование уравнений окружности и прямой при решении задач

1

16

8

Решение задач с использованием метода координат. Самостоятельная работа

1

17

9

Решение задач с использованием метода координат

1

18

10

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»

1

 

 

3 глава

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

19

1

Синус, косинус тангенс угла

1

 

 

20

2

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения

1

 

 

21

3

Формулы для вычисления координат точки. Математический диктант

1

 

 

22

4

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов

1

 

 

23

5

Теорема синусов

1

24

6

Решение треугольников. Самостоятельная работа.

1

25

7

Измерительные работы

1

26

8

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

27

9

Скалярное произведение векторов в координатах. Свойства скалярного произведения.Терминологический диктант

1

28

10

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

29

11

Контрольная работа  № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

 

 

4 глава

Длина окружности и площадь круга

12

30

1

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

 

 

31

2

 Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1

 

32

3

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

 

 

33

4

Построение правильных многоугольников. Математический диктант

1

34

5

Длина окружности. Самостоятельная работа

1

35

6

Площадь круга

1

36

7

Площадь кругового сектора

1

37

8

Решение задач на нахождение длины окружности и площади круга. Самостоятельная работа

1

38

9

Решение задач на вычисление площади правильного многоугольника

1

39

10

Решение задач на нахождение площади кругового сектора

1

40

11

Решение задач по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

41

12

Контрольная работа № 3  по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 

 

5 глава

Движение

8

42

1

Отображение плоскости на себя

1

 

 

43

2

Понятие движения

1

 

 

44

3

Решение задач  на движение и отображение плоскости на себя

1

 

 

45

4

Параллельный перенос

1

46

5

Поворот

1

47

6

Решение задач по теме «Движение»

1

48

7

Решение задач по теме «Движение»

1

49

8

Контрольная работа № 4  по теме «Движение»

1

 

 

6 глава

Начальные сведения из стереометрии

8

50

1

Предмет стереометрии. Многогранники

1

 

 

51

2

Призма. Параллелепипед

1

 

 

52

3

Объем тела. Свойства прямоугольного параллепипеда

1

53

4

Пирамида

1

54

5

Цилиндр

1

55

6

Конус

1

56

7

Сфера и шар

1

57

8

Решение задач по теме «Начальные сведения из стереометрии»

1

8

Об аксиомах геометрии

2

58

1

Об аксиомах планиметрии

1

59

2

Некоторые сведения о развитии геометрии

1

Повторение

9

60

1

Начальные геометрические сведения

1

 

 

61

2

Треугольники. Признаки равенства и подобия

1

62

3

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

63

4

Параллельные прямые

1

64

5

Четырехугольники.

1

65

6

Площади

1

66

7

Векторы. Метод координат

1

67

8

Годовая контрольная работа

1

68

9

Работа над ошибками

1

 

 

 

 Итого:

68

 

 

Требования к уровню подготовки девятиклассников

 - Уметь выполнять основные действия с векторами, понимать геометрический смысл вектора; использовать векторы при решении задач;

-Уметь выполнять действия над векторами, заданными координатами, находить координаты, абсолютную величину вектора, вычислять координаты середины отрезка, уметь использовать уравнение окружности и прямой при решении задач

-Уметь применять скалярное произведение векторов при решении задач; находить площадь треугольников по формулам; решать задачи, используя основные алгоритмы решения произвольных треугольников.

- Уметь решать задачи на вычисление площадей и сторон правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей, длины дуги окружности и площади круга, кругового сектора.

-Знать основные виды движения и уметь применять при решении задач. -Владеть навыками вычисления по формулам, знать основные единицы измерения и уметь перейти от одних единиц к другим в соответствии с условиями задачи.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения геометрии выпускники основной школы должны

уметь:

  1. пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  2. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  4. распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  5. в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  6. проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  7. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  8. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  9. проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  10. решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2. расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  3. решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  4. решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  5. построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Список литературы по геометрии

  1. Геометрия. 9 класс / И.И. Баврин. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Геометрия. Техника решения задач. Учебное пособие. / М.В. Лурье. – Ростов-на-Дону: Феникс: Издательский центр УНЦ ДО, 2002-2010.
  3. Геометрия. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Учимся решать задачи: учебное пособие / Б.И. Вольфсон, Л.И. Резницкий. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
  4. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  5. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика. 2012. Учебное пособие. / А.В. Семенов и др.; под ред. И.В. Ященко; МЦНМО. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
  6. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
  7. Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-2012. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие /Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. –Ростов- на-Дону: Легион-М, 2011.
  8. ГИА. Математика. 9 класс. Государственная(итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / И.В. Ященко и др.  –М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  9. ГИА-2012. Математика: типовые тестовые варианты. 30 вариантов /под ред. И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2011.

Использование цифровых образовательных ресурсов для подготовки учащихся  к государственной итоговой аттестации по геометрии

Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении геометрии способствует не только  повышению интереса у школьников к учебному предмету, но и развитию аналитических, проекционных и конструкторских способностей; развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие, др.); формированию коммуникативных навыков и готовности к самостоятельной  научно-исследовательской работе.

1) Учебники геометрии, к которым разработаны наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Атанасян Л. С. и др. Геометрия, 7—9. — М.: Просвещение, 2010.

2) Информационные источники сложной структуры (ИИСС) – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п.) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учащихся и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.

  1. «Геометрический планшет для построения на плоскости»

Булычев В., Емельянов Л. ооо «дос»,2009.

Этот ресурс предназначен для использования в рамках курса планиметрии 7—9-х классов основной шко лы и 10—11-х классов профильной школы, а так же для проведения математических кружков и факультативов. Регулярное применение планшета призвано сделать изучение геометрии более осознанным и интересным, раскрыть творческие способно сти учащихся, помочь в нахождении законо мерности в геометрических конструкциях, дать возможность не только экспериментально про верять геометрические факты и гипотезы, но и выдвигать собственные гипотезы на основании эксперимента. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.

  1. «Конструктивные геометрические задания»

Дубровский В., Егоров Ю., Ерганжиева Л.

М.:ЗАО «1С»,2009.

Этот ресурс представляет собой подборку 200 задач с про веркой их решений и представлением авторских решений в нескольких вариантах, выполненных в виде интерактивных моделей. Ресурс можно эффективно использовать для подготовки к итоговой аттестации по геометрии. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.

  1. «Школьный математический словарь-справочник»

Дубровский В., Раббот Ж.  М.: ЗАО «1С»,2009.

Этот ресурс представляет собой гипертекстовую справоч ную систему, содержащую определения и разъ яснения основных понятий школьного курса ма тематики, описания их взаимосвязей, разбор основных методов и алгоритмов решения типовых задач и иллюстраций к ним. Словарные статьи, сгруппированные в алфавитном порядке, содер жат и понятия, и конкретные примеры в виде графиков и моделей. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.

  1. «Дидактические игры на уроке математики»

Башмаков М., Дубровский В., Поздняков С.

М.: ЗАО «1С»,2009.

Этот ресурс предназначен для введения дидактической игры как одного из основных средств решения учебных задач в преподавании математики в 5-6-х классах, алгебры и геометрии — в 7-9-х классах. Активное использование на уроке игровых си туаций позволяет повысить мотивацию учебной работы, включить в работу недостаточно под готовленных учащихся, индивидуализировать процесс обучения, развивать коммуникативные способности и коммуникативные навыки. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки геометрии 7 класс», «Уроки геометрии 8 класс», «Уроки геометрии 9 класс» .  

М.:ОАО «Кирилл и Мефодий,2008..

Этот ресурс предназначен для использования в рамках курса планиметрии 7—9-х классов основной шко лы, а так же для проведения математических кружков и  факультативов. Этот комплект позволяет осуществить

  1. получение основополагающих знаний по изучаемому курсу;
  2. дополнительные материалы – энциклопедические статьи;
  3. отработку умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров;
  4. проверку знаний по отдельным частям темы, целиком по теме;
  5. обучение самостоятельной работе с материалом;
  6. выявление слабых мест в понимании предмета и стимулирование к более глубокому его изучению;
  7. подготовку к экзамену.

3) Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) – это полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:

• фундаментальность общеобразовательной подготовки;

• способность учиться;

• коммуникабельность, умение работать в коллективе;

• способность самостоятельно мыслить и действовать;

• способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

  1.  «Геометрия. 9 класс. Динамическая геометрия»  

Вернер А., Никитин А., Поздняков С. и др.

М.: Просвещение,2009.

По сравнению с классическими подходами к преподаванию геометрии в  данном ИУМК ставится задача познакомить выпускников основ ной школы с более современными методами геометрии: векторным методом, методом координат и методом преобразований. При этом ключевой становится тема «Преобразования»: появление в школе компьютерной техники позволяет изучать эту тему на новом, динамическом уровне, невозможном ранее при статичных иллюстрациях в школьных учебниках и учебных пособиях. ИУМК предоставляет учителю и ученику возможность дифференцированного подхода к изучению геометрии: от опытной, наглядной геометрии до углубленного уровня путем рассмотрения более серьезных вопросов, касающихся тонкостей теории. В ИУМК реализовано три уровня сложности: общеобразовательный, расширенный и углубленный. Этот ресурс включен в Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов, можно скачать с http://school-collection.edu.ru/.

Ссылки на ресурсы Интернет

  1. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
  2. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
  3. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/
  4. Московский центр непрерывного математического образования
  5. http://www.mccme.ru/
  6. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики  
  7. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
  8. Открытый класс. Сообщество «Мир математики» http://www.openclass.ru/node/2367
  9. Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" http://1september.ru/
  10. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») http://festival.1september.ru/
  11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов                   http://school-collection.edu.ru/
  12. Сайт УМК Смирновых по геометрии для 7-11 классов http://geometry2006.narod.ru/
  13. Геометрия – электронный урок «Многоугольники»  –              http://www.geometry-exe.h17.ru/
  14. Математика в Открытом колледже http://www.mathematics.ru/
  15. Интернет-поддержка учителей математики http://www.math.ru/
  16. AIlmath.ru — вся математика в одном месте http://www.allmath.ru/
  17. Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru/
  18. Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net/
  19. Геометрический портал http://www.neive.by.ru/
  20. Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru/
  21. Математические этюды http://www.etudes.ru/
  22. Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru/
  23. Международный математический конкурс "Кенгуру" http://www.kenguru.sp.ru/
  24. Методика преподавания математики http://methmath.chat.ru/
  25. Московская математическая олимпиада школьников http://olympiads.mccme.ru/mmo/
  26. Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru/
  27. Сайт Издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru 
  28. Сайт Издательства «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru 
  29. Сайт Издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru 
  30. Сайт Издательства «Вентана-Граф» http://www.vgf.ru 
  31. Сайт Издательства «Интеллект-Центр» http://www.intellectcentere.ru 
  32. Интернет-магазин ООО «Топ-Книга»  http://top-kniga.ru 

Критерии оценок по математике 

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2.  Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются  письменная контрольная  работа  и  устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность  считается  ошибкой, если  она  свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и  преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.

5.  Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.  Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

 

Критерии ошибок

К    грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

К    негрубым ошибкам относятся:  потеря корня или сохранение в ответе  постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

К    недочетам относятся:  нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

 

Оценка письменных работ учащихся

Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет

обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....