РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 7 класс Атанасян
рабочая программа по геометрии (7 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии, 7 класс, учебник Атанасяна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 7 класс Атанасян | 233.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «Геометрия 7» на 2013-14 учебный год. Составлено учителем математики ГБОУ СОШ №914 Фёдоровой А.И. стр. из
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 914
_________________________________ГБОУ СОШ № 914___________________________________
119517, Москва, ул. Матвеевская, д.34, корпус 2
тел. (495) 441 – 15 – 11,факс (495) 441 – 00 – 38,сайт: sch914.mskzapad.ru,
e-mail: school 914@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №_____
от __________________20____года
Председатель педсовета
__________________ Чужмарова Т.И.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
Ступень обучения (класс): основное общее образование, 7Б класс
Количество часов: 68 часов в год Уровень: базовый
Учитель: Фёдорова А.И.
Программа разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2009)
Дополнительная литература:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
- Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутузов. – М: Просвещение, 2011
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
- Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна / авт.-сост. Т.А. Саталова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010
- Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] «Геометрия 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л. Афанасьефа, Л.А. Тапилина. – 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2011
- Гаврилова Н Ф. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб. Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по геометрии 7 класса для основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования», учебного плана ГБОУ СОШ №914. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования и рекомендации из следующего списка литературы:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
- Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутузов. – М: Просвещение, 2011
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
- Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна / авт.-сост. Т.А. Саталова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010
- Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] «Геометрия 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л. Афанасьефа, Л.А. Тапилина. – 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2011
- Гаврилова Н Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб. Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003
Сознательное овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что ее объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников. Умение анализировать текст, извлекать из него необходимую информацию, строить доказательную базу, опираясь на факты, строго и последовательно излагать аргументы, приобретаемые учащимися в процессе изучения геометрии, помогают учащимся при написании сочинений, при изучении и изложении знаний по всем предметам школьного курса и при общении в повседневной жизни.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и емко, приобрести навыки четкого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии».
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 7 классе основной школы отводит 2 часа в неделю, всего 68 уроков.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры разверток многогранников, цилиндра и конуса.
Понятие объема; единицы объема. Объем прямоугольного параллелепипеда, куба.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Виды треугольников. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Четырехугольник. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства. Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Вписанные и описанные многоугольники.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на n равных частей.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности, число , длина дуги окружности. Градусная мера угла.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника, треугольника. Площадь круга и площадь сектора.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ
Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если…, то; в том и только в том случае…, логические связки и, или.
ГЕОМЕТРИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа . Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л.Эйлер. Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА, ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометриических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
- умение работать с геометрическим текстом (структурировать, анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умение применять аппарат алгебры при решении задач геометрического характера;
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Начальные геометрические сведения (10 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся, путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1 – 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Хотя учителю есть смысл провести общую беседу о аксиоматике, опытным путем подвести учащихся к формированию аксиомы :»Через две точки на плоскости можно провести прямую и при том только одну». Остальные необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальныммоментомданнойтемыявляетсявведениепонятияравенствагеометрическихфигурнаосновенаглядногопонятияналожения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Треугольники(18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства с помощью какого-то признака – следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Параллельные прямые(14 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Цель: ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрестлежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Соотношения между сторонами и углами треугольника (19 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии – теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение следует обратить внимание учащихся на отличие алгоритма решения таких задач от задач, решаемых ими ранее при изучении математики, алгебры, геометрии, а также при изучении других предметов школьного курса – при решении задач на построение необходимо выполнить анализ, исследование, доказательство, и только потом можно переходить к построению и описанию построения. Однако, при решении задач на построение в 7 классе анализ, исследование и доказательство можно выполнить устно, а при записи ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение (7 часов)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Учащийся научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объем прямоугольного параллелепипеда
Учащийся получит возможность:
- вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- применять понятие развертки для выполнения практических расчетов
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, симметрия, поворот, параллельный перенос);
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве
Учащийся получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- приобрести опыт применения алгебраического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек
ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Учащийся научится:
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
Учащийся получит возможность:
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
- приобрести опыт применения алгебраического и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 7 КЛАССЕ
В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными УУД, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАССА ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
овладеть следующими понятиями:
- угол, луч, прямая, отрезок;
- треугольник и его виды;
- медиана, биссектриса, высота;
- признаки равенства треугольников;
- признаки параллельных прямых;
- свойства параллельных прямых;
- аксиомы параллельных прямых;
- соотношения между сторонами и углами треугольника;
- неравенство треугольника;
- свойства прямоугольного треугольника;
- расстояние между параллельными прямыми;
- построение треугольника по трем элементам;
- окружность
знать и уметь:
- формулировать изученные определения, аксиомы, теоремы
- доказывать изученные теоремы;
- уметь проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;
- знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;
- знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;
- знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;
- знать и уметь использовать для решения поставленной задачи определение параллельных прямых, свойства и признаки, связанные с пересечением прямых секущей
- уметь строить треугольник по трем элементам;
- знать понятие математического доказательства и уметь проводить его; знать и уметь приводить примеры доказательств;
- знать понятие алгоритма и уметь строить алгоритмы и действовать по алгоритму; уметь приводить примеры алгоритмов;
- знать, как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач, оперировать с понятиями больше на, больше в, меньше на, меньше в;
- знать, каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимосвязи;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие формулы;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Требования к уровню подготовки установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления.
Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности. Использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к приемам из практики развивает умение учащихся выделять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:
- Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 18-е изд. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009
- Тематический контроль по геометрии. 7 класс. Учебное пособие / Мельникова Н.Б. – Москва: «Интеллект-Центр», 2013
- Белицкая О.В. Геометрия. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010 – Ч. 1
- Белицкая О.В. Геометрия. 7 класс. Тесты: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010 – Ч. 2
- Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы / Э.Н. Балаян. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
ЛИТЕРАТУРА:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
- Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / В.Ф. Бутузов. – М: Просвещение, 2011
- Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
- Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень. Линия Л.С. Атанасяна / авт.-сост. Т.А. Саталова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010
- Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] «Геометрия 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л. Афанасьефа, Л.А. Тапилина. – 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2011
- Гаврилова Н Ф. Поурочные разработки по геометрии. Дифференцированный подход. 7 класс. М.: «ВАКО», 2004
- Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: Метод. Рекомендации к учеб. Кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003
- Геометрия. 7-9 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля \ авт.-ссот. Г.И. Ковалева, Н.И. Мазурова. – Волгоград: Учитель, 2008
- Рабочая тетрадь по геометрии: к учебнику Л.С. Атанасяна и др. «Геометрия. 7-9 класс» (изжательство «Просвещение»): 7-й кл. / Т.М. Мищенко. – М.: Аст: Астрель: Полиграфиздат, 2010
- Левитас Г.Г. Математические диктанты. Геометрия. 7-11 классы. Дидактические материалы. – М.: ИЛЕКСА, 2008
- Карпушина Н.М. Развивающие задачи по геометрии. 7 класс. – М.: Школьная пресса, 2004 («Библиотека журнала «Математика в школе»)
- Азевич А.И. Задачи по геометрии. 7-9 классы: Дидактические материалы и контрольные работы. – М.: Школьная пресса, 2004 («Библиотека журнала «Математика в школе»)
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – 7-е изд., испр. и доп. – М: Илекса, 2008
- Левитас Г.Г. Карточки для коррекции знаний по математике для 7 класса. – М: Илекса, 2003
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов и контрольных работ, предусмотренных данной программой на изучение каждого раздела соответствует количеству соответствующих часов, рекомендуемых в примерной программе
План контрольных работ:
номер контрольной работы | примерные сроки проведения |
Контрольная работа №1 "Начальные геометрические сведения" | 30.10.13 – 05.10.13 |
Контрольная работа №2 "Треугольники" | 16.12.13 – 21.12.13 |
Контрольная работа №3 "Параллельные прямые" | 17.02.14 – 22.02.14 |
Контрольная работа №4 "Соотношения между сторонами и углами треугольника" | 17.03.14 – 22.03.14 |
Контрольная работа №5 "Прямоугольные треугольники. Задачи на построение" | 28.04 – 03.05.14 |
Итоговый зачет | 26.05 – 31.05.14 |
Изучае-мый раздел, кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Краткое содержание материала | Кол-во часов |
Выражения, тождества, уравнения, 26 ч | Основная цель:
| Выражения Преобразование выражений | 14 |
Контрольная работа №1 "Выражения, преобразование выражений" ВХОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ МЦКО | 1 | ||
Уравнения с одной переменной | 6 | ||
Статистические характеристики | 4 | ||
Контрольная работа №2 | 1 | ||
Функции, 18ч | Основная цель: | Функции и их графики | 8 |
Линейная функция и ее график | 9 | ||
Контрольная работа №3 | 1 | ||
Степень с натуральным показателем, 18 ч | Основная цель: | Степень и ее свойства | 9 |
Одночлены | 3 | ||
Функции y=x2 и y=x3 | 5 | ||
Контрольная работа №4 | 1 | ||
Многочлены, 23 ч | Основная цель: | Сумма и разность многочленов | 6 |
Произведение одночлена и многочлена Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена. Подготовка к контрольной работе | 7 | ||
Контрольная работа №5 | 1 | ||
Произведение многочленов | 7 | ||
Контрольная работа №6 | 1 | ||
Формулы сокращенного умножения, 23 ч | Основная цель: | Квадрат суммы и квадрат разности | 5 |
Разность квадратов | 2 | ||
Куб суммы и разности, сумма и разность кубов | 3 | ||
Применение формул сокращенного умножения | 3 | ||
Контрольная работа №7 | 1 | ||
Преобразование целого выражения в многочлен | 8 | ||
Контрольная работа №8 | 1 | ||
Системы линейных уравнений, 18 ч | Основная цель: | Линейное уравнение с двумя переменными и их системы | 4 |
Системы линейных уравнений, 18 ч | |||
Решение систем линейных уравнений | 7 | ||
Решение задач с помощью систем уравнений | 6 | ||
Контрольная работа №9 | 1 | ||
Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс | Основная задача: выявить пробелы в знаниях каждого учащегося и помочь ему в обнаружении материала, усвоенного им на недостаточном уровне, в коррекции знаний. Формирование понимания возможности использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
| Выражения, тождества, уравнения | 1 |
Функции. График функции | 1 | ||
Линейная функция | 1 | ||
Функции y=x2 и у=х3 | 1 | ||
Степень с натуральным показателем | 1 | ||
Многочлены | 1 | ||
Формулы сокращенного умножения | 1 | ||
Системы линейных уравнений | 1 | ||
Решение задач | 1 | ||
Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс | 1 | ||
1 | |||
Итоговый зачет | 1 | ||
Анализ результатов и коррекция знаний | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс
Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ
рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...
Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС
Программа по геометрии для 8 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....