Урок геометрии в 8 классе " Четырехугольники"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
Систематизация знаний учащихся по теме " Четырёхугольники". Цель урока - привести в систему теоретические знания , закрепить навыки решения задач по данной теме , определить место практического использования знаний. Развитие пространственного и логического мышления .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок геометрии 8 класс. Четырёхугольники. | 147.8 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по геометрии 8 класса .
Открытый урок по теме: «Четырехугольники».
Цель урока: Систематизация знаний учащихся по теме «Четырехугольники»
Задачи:
обучающие:
привести в систему теоретические знания по теме “Четырехугольники”;
закрепление навыков решения задач по данной теме;
определить сферы практического использования знаний;
развивающие:
развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
развивать пространственное мышление;
развивать логическое мышление;
воспитывающие:
развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
прививать интерес к предмету.
Форма проведения: открытый урок
Ход урока: класс делится предварительно на 5 группы, равных по силе.
План урока:
- орг. момент (сообщение целей, представление участников, критерии оценки) 2 мин
- повторение свойств . сказка (учитель) 5 мин .
- математический диктант 3 мин .
- Устная работа по готовым чертежам 5 мин.
- Групповая работа по карточкам с разбором у доски. 10 мин
- Самостоятельная работа . 10 мин
- Практическая работа3 мин
- Итог урока 2 мин.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
1. Вступление.
“Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни”.
Сказка (сопровождается презентацией)
В некотором царстве, в некотором государстве с названием Эквадрия, жили – были граждане Четырехугольники. Были они все, как и положено, разные. Только обязательно у всех должно было быть 4 стороны, 4 вершины и 4 угла. А ежели у кого чего было не четыре – так он у них иностранцем считался. Конституция была своя, где все законы записаны, права, обязанности, свойства, признаки… «Если ты четырехугольник – то сумма углов в тебе 360 градусов», например. Или «быть у всех по 2 диагонали!»
И был в той стране царь, как и положено. И было у него, понятно, 3 сына. Все в отца красавцы: и стороны у них попарно параллельны, и противоположные стороны равны, и противоположные углы равны, и диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. А если пройдет биссектриса, то непременно отсечет от любого из братьев равнобедренный треугольник. И биссектрисы-то не простые: коли выходят из противоположных углов – то параллельны, а коли из смежных – то непременно взаимно перпендикулярны.
Гордился отец сыновьями, любовался.
Зовет как–то их к себе и спрашивает: «Как же, сыны, мне вас различать? Больно уж вы на меня все похожи!»
Говорит старший: «Я, батюшка, такой как все, да все же особенный: имею я все четыре угла прямые. А коли приглядитесь ко мне, то увидите, что диагонали мои равные! Нет такого у царя самого!»
Говорит средний: «Нет у меня, царь – батюшка ни одного прямого угла. Но зато все стороны у меня равны, не то что у некоторых. А диагонали мои тоже особенные: взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.»
Подошла очередь младшенького. «Не на что мне жаловаться! И углы у меня прямые, и стороны все равны, и диагонали равны и взаимно перпендикулярны, да и биссектрисами углов являются. А еще ребята в школе меня самого первого изучают, в первом классе еще! Так что по всему видать, любимчик я в нашем царстве-государстве».
И была у царя дочка любимая. Две стороны у нее были параллельны, в отца, значит, а две другие – не параллельны, то в мать, наверно. И имя красивое у нее было, с латинского «трапеза». И такая переменчивая особа! Коли равны у нее боковые стороны – назовется равнобедренной, коли угол появится прямой – она тогда прямоугольная. Пойди угадай. Да только все в стране наловчились: коли у царевны с утра углы при основании равны, тогда понятно, она сегодня равнобедренная, тогда и диагонали у нее равные. Ну а если нет… ну да ладно.
То не сказка была, то присказка.
А сказка только начинается,.
Групповая работа.
Ответьте на вопросы:
- как звали царя, старшего, среднего и младшего царевичей?
- нарисуйте их «портреты»
- как звали царевну?
- изобразите «генеалогическое древо» царской семьи.
Мы повторили определения и свойства четырехугольников, проверим теперь, как вы видите эти свойства в фигурах.
Математический диктант. (На доске заранее нарисованы фигуры).
Отвечая на вопросы диктанта, пишем ответ – номер фигуры, обладающей данным свойством.
- У какой из фигур диагонали, пересекаясь, делятся пополам?
- У какой из фигур диагонали равны?
- У какой из фигур диагонали делят углы пополам?
- У какой из фигур диагонали перпендикулярны?
- У какой из фигур диагонали равны и перпендикулярны?
- У какой из фигур равны противолежащие углы?
- У какой из фигур равны все углы?
- У какой из фигур равны углы, прилежащие к одной стороне?
- У какой из фигур противолежащие стороны попарно параллельны?
- У какой из фигур параллельна пара противолежащих сторон?
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и карандашом или цветной пастой проверьте диктант товарища.
Ответы заготовлены заранее на доске и закрыты.
Устная работа:
Решение задач из ОГЭ
Каждая команда решает одну задачу на защиту. Один ученик решает задачу на доске .
1. |
Найдите угол АDС равнобедренной трапеции ABCD, если диагональ АС образует с основанием ВС и боковой стороной АВ углы, равные 30° и 40° соответственно.
Решение задачи:
AD||BC (по определению трапеции). Тогда AC является секущей для этих параллельных отрезков.
BCA=CAD, т.к. они внутренние накрест-лежащие.
Тогда BAD=30°+40°=70°.
По свойству равнобедренной трапеции BAD=ADC=70°.
Ответ: ADC=70°.
2.
Сторона ромба равна 40, а острый угол равен 60°. Высота ромба, опущенная из вершины тупого угла, делит сторону на два отрезка. Каковы длины этих отрезков?
Решение задачи:
Рассмотрим треугольник АВС.
Этот треугольник прямоугольный (по условию задачи).
∠A=60°, следовательно по теореме о сумме углов треугольника:
∠АВС = 180°-90°-60°=30°.
По второму свойству прямоугольного треугольника:
АС=АВ/2=32/2=16.
Следовательно вторая половина стороны ромба = 32-16=16.
Т.е., в данной задаче, высота, проведенная к стороне ромба делит эту сторону на две равные части.
Ответ: 16 и 16.
3.
Диагональ BD параллелограмма ABCD образует с его сторонами углы, равные 65° и 50°. Найдите меньший угол этого параллелограмма. Ответ дайте в градусах.
Решение задачи:
По свойству параллелограмма ∠B=∠D=65°+50°=115° и ∠A=∠C.
Найдем углы A и C.
Стороны AD и BC параллельны (по определению параллелограмма). Если рассмотреть BD как секущую к этим параллельным прямым, то становится очевидным, что ∠CBD=∠ADB=50° (т.к. они накрест лежащие).
Рассмотрим треугольник ABD.
По теореме о сумме углов треугольника мы можем написать: 180°=∠ABD+∠BDA+∠A
180°=65°+50°+∠A
∠A=65°=∠C
115>65, следовательно углы A и C - меньшие.
Прямоугольник:
4. |
Основания трапеции равны 8 и 18. Найдите больший из отрезков, на которые делит среднюю линию этой трапеции одна из её диагоналей.
Решение задачи:
Обозначим ключевые точки, как показано на рисунке.
Рассмотрим треугольник ABC.
AF=FB (по определению средней линии трапеции).
Тогда, по теореме Фалеса:
AE=EC
Получается, что FE - средняя линия треугольника ABC.
FE=BC/2=8/2=4 (по теореме о средней линии треугольника).
Рассмотрим треугольник ACD.
Аналогично, EG - средняя линия данного треугольника, следовательно EG=AD/2=18/2=9.
Ответ: 9
Самостоятельная работа на 10 минут. Результаты на следующем уроке.
На каждом столе карточки с заданиями.
Групповая лабораторно практическая работа
Учитель: Посмотрим, как свойства и признаки параллелограммов помогут нам решить некоторые практические задачи.
У каждого из вас на партах пакет с цветной бумагой и ножницами. Каждая группа вытягивает пакет с заданием и готовит решение
Ситуация первая: продавец в магазине тканей сложил кусок материи пополам по диагонали, убедился, что получившиеся половинки совпали. Затем сложил по другой диагонали и снова убедился в совпадении. Достаточно ли этого, чтобы утверждать, что кусок имеет форму квадрата?
Ситуация вторая: из листа бумаги неправильной формы необходимо вырезать прямоугольник без использования чертежных инструментов (с помощью перегибания)
Ситуация третья: из прямоугольника вырезать квадрат, сделав при этом только один разрез
Ситуация четвертая: перегнув лист бумаги неправильной формы, вырезать из нее квадрат, сделав только один разрез
Подведение итогов (рефлексия):
Наша экскурсия подходит к концу и наступает момент творчества. Мы создадим картину «Радуга настроения». И пусть она соединит в себе ваше настроение, ваши чувства и эмоции от урока.
«Радуга настроения»
- Урок понравился и было интересно (красный цвет)
- Урок заставил задуматься (зеленый цвет)
- Ты изменил свой взгляд на геометрию (синий цвет)
- Урок оставил тебя равнодушным (серый цвет)
Пожалуйста, выберите деталь любого цвета - значения цветов записаны на доске,подойдите к доске (за доской на белом цвете) и наклейте её.
Что же у нас получилось? Очень яркая радуга говорит о том, что вы с интересом работали на уроке, узнали много нового, что заставило вас задуматься и изменить свое отношение к геометрии. Я позволю себе добавить несколько штрихов:
- Пусть бабочка окрыляет нас к успеху и творчеству. (Наклеиваю бабочку)
- Я надеюсь, что урок принес радость не только мне, но и вам уважаемые мои ученики (Наклеиваю солнце).
- А те знания, что вы приобрели, сегодня пусть останутся с вами навсегда
Домашнее задание – творческая работа: составить буклет, можно компьютерный вариант, или закладку, в которых вы рассмотрите и укажите все свойства изученных вами четырехугольников. Это будет ваша небольшая шпаргалка, которую вы сможете использовать при решении задач. Время урока ограничено, а мир геометрии красив и безграничен, и много интересного осталось за рамками нашего урока. Наша совместная работа доставила мне истинное удовольствие. Вы хорошо отвечали и внимательно слушали..
Спасибо за урок. Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок геометрии по теме "Четырехугольники"
Урок-презентация обобщение темы "Четырехугольники" с использованием творческих работ обучающихся....
Урок геометрии 8 класс "Четырехугольники"
Презентация к уроку геометрии (8 класс) по теме "Четырехугольники". Цель: обобщить и систематизироватьзнания по данной теме; закрепление через решение задач....
Конспект обобщающего урока геометрии по теме "Четырехугольники"
Конспект урока- игры по теме "Четырехугольники". Можно использовать при проведении урока и внеурочного мероприятия....
Презентация к уроку геометрии 8 класс по теме: "Четырехугольники"
Презентация: виды четырехугольников, формулы периметра и площади, примеры задач, кроссворд...
технологическая карта к уроку геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"
Технологическая карта...
Учебный элемент к уроку геометрии по теме: "Четырехугольники. Формулы для нахождения площадей четырехугольников "
Учебный элемент содержит теоретический материал по данной теме и примеры задач....
К уроку геометрии 8 класс по теме "Четырехугольники"
Конспект и резентация у уроку геометрии по теме "Четырехугольники"...