Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасян
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_7_fgos_2017-18_uch_g.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 7 составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 31.08.2017 г. №260;
- Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от 31.08.2017 г.№260;
- Годовой календарный график ОУ (утверждён приказом директора от 26.05.2017 г. №197);
- Примерная программа по предмету геометрия для 7-9 классов (авторы – Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2009).
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Л.С. Атанасяна.
Состав УМК:
1.«Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина.-18-е изд.–-М. : Просвещение,, 2008 г.
2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. «Дидактические материалы по геометрии 7 класс».–М.: Просвещение,, 2008 г.
3. Н.Ф. Гаврилова Поурочные разработки по геометрии. 7 класс
Особенностью данного класса является общеобразовательная направленность.
Целью изучения предмета « геометрия» в 7 «А» классе является:
1)в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
- Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
3) в предметном направлении
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
- основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
- формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий;
уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять
преобразования фигур; - решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур
и формулы; - решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений
между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии; - проводить доказательные рассуждения, при решении задач, используя известные теоремы
и обнаруживая возможности их применения; - решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов
Основными задачами обучения предмету « геометрия» в 7 «А» классе являются:
- введение терминологии и отработка умения её грамотного использования;
- развитие навыков изображения планиметрических геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
- совершенствование навыков решения задач на доказательство;
- отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- расширение знаний учащихся о треугольниках, четырехугольниках и окружности
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 2 часа для обязательного изучения геометрии на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 7 «Б» классе на изучение предмета отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (34 учебных недели). В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2017-2018 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 65 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Ученик научится.
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
4) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
5) строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
6) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
7) переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;
8) выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.
9) передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
10) работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
11) проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
12) использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
13) распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.
14) проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
15) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
16) осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
17) приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
18) различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
19) проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Учащийся получит возможность научиться:
1) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
2) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
3) исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
4) выполнять проекты по темам (по выбору).
5) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
6) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
7) проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
8) проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.
9) работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
10) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
11) объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
12) переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
13) составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
14) осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.
Содержание учебного предмета геометрия 7.
- Начальные геометрические сведения. (11 часов). Точка, прямая, отрезок. Взаимное расположение точек и прямых на плоскости. Луч. Угол. Биссектриса угла. Понятие о равенстве геометрических фигур. Равенство отрезков и углов. Длина отрезка и ее свойства. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
Цели и задачи: систематизировать наглядные представления и знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур; ввести терминологию, использующуюся в изложении курса.
- Треугольники. (18 часов). Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы. Биссектрисы и
высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цели и задачи: сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки;
совершенствовать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.
- Параллельные прямые. (13 часов). Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельности прямых. Свойства параллельных прямых.
Цели и задачи: дать систематические сведения о параллельности прямых, первое представление об аксиомах и систематическом
методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника. (20 часов). Сумма углов треугольника; внешний угол треугольника; остроугольный, тупоугольный и прямоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольников по трем элементам с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.
Цели и задачи: расширить знания учащихся о треугольниках; совершенствовать навыки решения задач.
5. Повторение. Решение задач (6 часов). Решение задач на нахождение смежных, вертикальных, односторонних, накрест лежащих и соответствующих углов. Решение треугольников с применением признаков равенства и неравенства треугольника.
Цели и задачи: систематизировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении курса геометрии 7 класса.
Основные виды и формы учебной деятельности.
Ведущими методами обучения геометрии являются:
- проблемно-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный,
- частично-поисковый ;
- творчески-репродуктивный.
- Виды учебно-познавательной деятельности:
- Наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний,
- решение познавательных задач (проблем), проведение исследовательского эксперимента, построение графиков.
- I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
- Самостоятельная работа с учебником.
- Работа с научно-популярной литературой;
- Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Вывод и доказательство формул.
- Анализ формул.
- Решение текстовых количественных и качественных задач.
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала.
- II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Просмотр учебных фильмов.
- Анализ графиков, таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений.
- Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.
- Анализ проблемных ситуаций.
- III - виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа со схемами.
- Решение задач.
- Работа с раздаточным материалом.
- Измерение величин.
- Выполнение фронтальных самостоятельных работ.
- Выполнение работ практикума.
- Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
- Моделирование и конструирование.
Формы организации учебного процесса
- индивидуальные,
- групповые,
- индивидуально-групповые,
- фронтальные
В системе уроков выделяются следующие виды:
- Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
- Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач, интерактивные уроки. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
- Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
- Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
- Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
- Урок решения задач. Вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне базовой и продвинутой подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.
- Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности , тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.
- Урок-зачет. Устный и письменный опрос обучающихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
- Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
- Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».
Календарно-тематическое планирование геометрия 7.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока |
1.Начальные геометрические сведения. (11 часов). | ||
1 | 02.09.17 | Точка, прямая, отрезок |
2 | 06.09.17 | Луч. Угол. |
3 | 09.09.17 | Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. |
4 | 13.09.17 | Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. |
5 | 16.09.17 | Решение задач по теме «Измерение отрезков». |
6 | 20.09.17 | Градусная мера углов. Измерение углов на местности. |
7 | 23.09.17 | Смежные и вертикальные углы. |
8 | 27.09.17 | Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности. |
9 | 30.09.17 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения». |
10 | 04.10.17 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения». |
11 | 07.10.17 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения». |
2.Треугольники. (18 часов) | ||
12 | 11.10.17 | Треугольники. |
13 | 14.10.17 | Первый признак равенства треугольников. |
14 | 18.10.17 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. |
15 | 21.10.17 | Перпендикуляр к прямой. |
16 | 25.10.17 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольников. |
17 | 28.10.17 | Свойства равнобедренного треугольника. |
18 | 08.11.17 | Решение задач по теме: «Равнобедренный треугольник». |
19 | 11.11.17 | Второй признак равенства треугольников. |
20 | 15.11.17 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. |
21 | 18.11.17 | Третий признак равенства треугольников. |
22 | 22.11.17 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. |
23 | 25.11.17 | Окружность. Построение циркулем и линейкой. |
24 | 29.11.17 | Примеры задач на построение. |
25 | 02.12.17 | Примеры задач на построение. |
26 | 06.12.17 | Решение задач по теме « Треугольники». |
27 | 09.12.17 | Решение задач по теме « Треугольники». |
28 | 13.12.17 | Решение задач по теме « Треугольники». |
29 | 16.12.17 | Контрольная работа №2 по теме « Треугольники» |
3.Параллельные прямые. (13 часов). | ||
30 | 20.12.17 | Определение параллельности двух прямых. |
31 | 23.12.17 | Признаки параллельности двух прямых. |
32 | 27.12.17 | Практические способы построения параллельных прямых. |
33 | 13.01.18 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых». |
34 | 17.01.18 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. |
35 | 20.01.18 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. |
36 | 24.01.18 | Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей. |
37 | 27.01.18 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». |
38 | 31.01.18 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». |
39 | 03.02.18 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». |
40 | 07.02.18 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». |
41 | 10.02.18 | Решение задач по теме «Параллельные прямые». |
42 | 14.02.18 | Контрольная работа №3 по теме « Параллельные прямые». |
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. (20 часов). | ||
43 | 17.02.18 | Теорема о сумме углов треугольника. |
44 | 21.02.18 | Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольник. |
45 | 24.02.18 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. |
46 | 28.02.18 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. |
47 | 03.03.18 | Неравенство треугольников. |
48 | 07.03.18 | Решение задач по теме «Неравенство треугольников». |
49 | 10.03.18 | Решение задач по теме «Неравенство треугольников». |
50 | 14.03.18 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». |
51 | 17.03.18 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. |
52 | 21. 03.18 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. |
53 | 04.04.18 | Признаки равенства прямоугольных треугольников. |
54 | 07.04.18 | Расстояние от точки до прямой. |
55 | 11.04.18 | Решение задач на прямоугольные треугольники. |
56 | 14.04.18 | Построение треугольника по трем элементам. |
57 | 18.04.18 | Построение треугольника по трем элементам. |
58 | 21.04.18 | Построение треугольника по трем элементам. |
59 | 25.04.18 | Построение треугольника по трем элементам. |
60 | 28.04.18 | Решение задач на построение. |
61 | 05.05.18 | Решение задач на построение. |
62 | 12.05.18 | Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». |
5.Повторение. Решение задач (6часов). | ||
63 | 16.05.18 | Точка, прямая, отрезок, длина отрезка. |
64 | 19.05.18 | Угол. Измерение углов. Виды углов. Свойства углов. |
65 | 23.05.18 | Треугольник. |
Контрольных работ - 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян
содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...
рабочая программа по геометрии 11 класс автор учебника Л.С. Атанасян
рабочая программа содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, планирование учебного материала....
рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасян
рабочая программа по геометрии 7 класс, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по геометрии 7 класс. К учебнику Л.С.Атанасян и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного о...
Рабочая программа по геометрии 8 класс. К учебнику Л.С.Атанасян и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике основного о...
Рабочая программа по геометрии 7 класс (авторы учебника Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев)
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю. Содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии 9 класс к учебнику Л.С.Атанасян.
Рабочая программа по геометрии 9 класс....