Рабочая программа по геометрии 9 класс ФГОС
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему

Иванова Валентина Николаевна

Рабочая программа разработана к учебнику Л.С.Атанасян " Геометрия 7-9"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geometrii_9_fgos.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хмелитская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

     «Согласовано»                                                                                         «Принято»                                                                                                                    «Утверждено»

    зам. директора по УВР                                                                   на педагогическом совете                                                                                       приказом директора

       ___________________                                                                 Протокол № 1 от 30.08.17                                                                                         №  32-01-13 от 31.08.17

Рабочая образовательная программа

по учебному  предмету

Геометрия 9 класс

2017/2018 учебный год

Учитель: Иванова В.Н.




2017 год

Пояснительная записка

Рабочая образовательная  программа по геометрии для 9 класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897)
  •  Федерального перечня учебников, рекомендованного Министерством  образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2017 - 2018 учебный год
  • Общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Хмелитской СОШ на 2017 - 2018 учебный год
  • Учебного плана МБОУ Хмелитской СОШ на 2017-2018 учебный год
  •  Программы  общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2009 г.

Цели обучения:

1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

2. В метапредметном направлении:

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  •  развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.

3. Место предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному планупрограмма рассчитана на 68 часов в год (2часа в неделю).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
  • креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений

 Метапредметные:

В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.

При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • учиться планировать учебную деятельность на уроке;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного  диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

       Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.

        Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • вступать в беседу на уроке и в жизни;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.

 Предметные:

Тема

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

Векторы(12 ч.)

Учащийся научится

  • обозначать и изображать векторы,
  •  изображать вектор, равный данному,
  •  строить вектор, равный сумме двух векторов, используя правила треугольника, параллелограмма, формулировать законы сложения,
  • строить сумму  нескольких векторов, используя правило многоугольника,
  •  строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами.
  •  решать геометрические задачи использование  алгоритма выражения через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число.
  •  решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства векторов;
  •  находить среднюю линию трапеции по заданным основаниям.
  • В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  •     использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения.

Учащийся получит возможность  научиться

  • овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
  • прибрести опыт выполнения проектов.

Метод координат

(10 ч.)

Учащийся научится:

  • оперировать на базовом уровнепонятиями координаты вектора, координаты суммы и разности векторов, произведения вектора на число
  • вычислять координаты вектора, координаты суммы и  разности векторов, координаты произведения вектора на число,
  • вычислять  угол между векторами,
  • вычислять скалярное произведение векторов;
  • вычислять расстояние между  точками по известным координатам,
  • вычислять координаты середины отрезка
  • составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности, составлять уравнение прямой по координатам двух ее точек;
  • решать простейшие задачи методом координат

Учащийся получит возможность  научиться:

  • овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
  • приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев
  • взаимного расположения окружностей и прямых;
  • приобрести опыт выполнения проектов

Соотношения между сторонами и углами треугольника.Скалярноепроизве-дение векторов

(14 ч.)

Учащийся научится:

  • оперировать на базовом уровне понятиями: синуса, косинуса и тангенса углов,
  • применять основное тригонометрическое тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую,
  •  изображать угол между векторами, вычислять  скалярное произведение векторов,
  •  находить углы между векторами, используя формулу скалярного произведения в координатах,
  • применять теорему синусов, теорему косинусов,
  •   применять формулу площади треугольника: S = ,
  • решать простейшие задачи на нахождение сторон и углов произвольного  треугольника

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

Учащийся получит возможность  научиться:

  • вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
  • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
  • применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
  • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппаратапри решении геометрических задач

Длина окружности и площадь круга

(12 ч.)

Учащийся научится:

  • оперировать на базовом уровнепонятиями правильного многоугольника,
  • применять  формулу для вычисления угла правильного n-угольника.
  • применять формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности,
  • применять  формулы длины окружности, дуги окружности, площади  круга и кругового сектора.
  • использовать свойства измерения длин, углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
  • вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
  • вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
  • вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.

Учащийся получит возможность  научиться:

  • выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач,
  • проводить доказательства теорем  о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач,
  • решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур.

Движения (8 ч.)

Учащийся научится:

  • оперировать на базовом уровне понятиями отображения плоскости на себя и движения,
  • оперировать на базовом уровне понятиями осевой и центральной симметрии, параллельного переноса,поворота,
  • распознавать виды движений,
  • выполнять построение движений с помощью циркуля и линейки, осуществлять преобразование фигур,
  •  распознавать по чертежам, осуществлять преобразования фигур с помощью осевой  и центральной симметрии, параллельного переноса и поворота.        

Учащийся получит возможность  научиться:

  • применять свойства движения при решении задач,
  •  применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос  и поворот длярешении задач

Повторение курса планиметрии      (10 ч.)

Учащийся научится:

  • применять при решении задач основные соотношения между сторонами и углами прямоугольного и произвольного треугольника;
  •  применять формулы площади треугольника.
  • решать треугольники с помощью теорем синусов и косинусов,
  •  применять признаки равенства треугольников при решении геометрических задач,
  • применять признаки подобия треугольников при решении геометрических задач,
  • определять виды четырехугольников и их свойства,
  • использовать формулы площадей фигур для нахождения  их площади,
  • выполнять чертеж по условию задачи, решать простейшие задачи по теме  «Четырехугольники»  
  • использовать свойство сторон четырехугольника, описанного около окружности; свойство углов вписанного четырехугольника при решении задач,
  • использовать формулы длины окружности и дуги, площади круга и сектора при решении задач,
  • решать геометрические задачи, опираясь на свойства касательных к окружности, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический  аппарат,
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами,
  • распознавать уравнения окружностей и прямой, уметь их  использовать,
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

Содержание учебного предмета

1. Векторы. Метод координат(22 ч.)

Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 14 ч.)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

3.Длина окружности и площадь круга (12 ч.)

Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.

4. Движение (8 ч.)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.

5. Повторение (12 ч.)

Решение планиметрических задач.

Тематическое планирование по геометриив 9 классе

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Количество контрольных работ

1

Повторение курса геометрии 8 класса

2

2

Векторы

12

1

3

Метод координат

10

1

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение вкторов

14

1

5

Длина окружности и площадь круга

12

1

6

Движения

8

1

7

Итоговое повторение

10

1

        

Список литературы и УМК

1. Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.

2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2015.

3. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 9 класс.

4. Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс.

5. Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7-9 кл.: методические рекомендации для учителя [Текст]/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. –М.: Просвещение, 2013.

6. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2015.

7. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2013.

Календарно – тематическое планирование по геометрии в 9 классе

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

№ п/п

Тема урока

Коли-чество

часов

Дата

1

Повторение

1

2

Повторение

1

Глава IX. Векторы

12

3

Понятие вектора. Равенство векторов. Диспут «Математика - физика»

1

4

Откладывание вектора от данной точки

1

5

Сумма двух векторов

1

6

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма

1

7

Сумма нескольких векторов

1

8

Вычитание векторов

1

9

Умножение вектора на число

1

10

Умножение вектора на число

1

11

Применение векторов к решению задач. Исследование

1

12

Средняя линия трапеции

1

13

Обобщающий урок по теме: «Векторы»

1

14

Контрольная работа №1 по теме: «Векторы»

1

Глава Х. Метод координат

10

15

Анализ контрольной работы.Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам

1

16

Координаты вектора

1

17

Простейшие задачи в координатах

1

18

Решение задач методом координат

1

19

Решение задач методом координат

1

20

Уравнение окружности

1

21

Уравнение прямой

1

22

Уравнение окружности и прямой. Мини-проект

1

23

Обобщающий урок по теме: «Метод координат»

1

24

Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат»

1

Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение вкторов

14

25

Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

1

26

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

1

27

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла

1

28

Теорема о площади треугольника

1

29

Теорема о площади треугольника

1

30

Теоремы синусов и косинусов

1

31

Теоремы синусов и косинусов. Из истории математики.

1

32

Решение треугольников

1

33

Решение треугольников

1

34

Скалярное произведение векторов

1

35

Скалярное произведение векторов

1

36

Скалярное произведение векторов

1

37

Обобщающий урок по теме:«Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

38

Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

Глава ХII. Длина окружности и площадь круга

12

39

Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник

1

40

Окружность, описанная около правильного многоугольника

1

41

Окружность, вписанная в правильный многоугольник

1


42

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

43

Длина окружности

1

44

Длина окружности

1

45

Площадь круга

1

46

Площадь круга. Проект.

1

47

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

48

Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга». Мини -

исследования

1

49

Обобщающий урок по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

50

Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга»

1

Глава ХIII. Движения

8

51

Анализ контрольной работы. Понятие движения

1

52

Понятие движения

1

53

Параллельный перенос. Проект

1

54

Поворот. Проект

1

55

Решение задач по теме: «Движения»

1

56

Решение задач по теме: «Движения»

1

57

Обобщающий урок по теме: «Движения»

1

58

Контрольная работа №5 по теме: «Движения»

1

Итоговое повторение

10

59

Анализ контрольной работы. Повторение

1

60

Повторение по темам: «начальные геометрические сведения», «Параллельные прямые»

1

61

Повторение по теме: «Треугольники»

1

62

Повторение по теме: «Треугольники»

1

63

Повторение по теме: «Окружность»

1

64

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

65

Повторение по темам: «Четырехугольники», «Многоугольники»

1

66

Повторение по темам: «Четырехугольники», «Многоугольники»

1

67

Повторение по темам: «Векторы. Метод координат», «Движение»

1

68

Заключительный урок. Подведение итогов

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)

Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...

8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)

Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С....

7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)

Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....