Рабочая программа по геометрии 9 класс ФГОС
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Рабочая программа разработана к учебнику Л.С.Атанасян " Геометрия 7-9"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_9_fgos.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хмелитская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
«Согласовано» «Принято» «Утверждено»
зам. директора по УВР на педагогическом совете приказом директора
___________________ Протокол № 1 от 30.08.17 № 32-01-13 от 31.08.17
Рабочая образовательная программа
по учебному предмету
Геометрия 9 класс |
2017/2018 учебный год |
Учитель: Иванова В.Н. |
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по геометрии для 9 класса разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Федерального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2017 - 2018 учебный год
- Общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Хмелитской СОШ на 2017 - 2018 учебный год
- Учебного плана МБОУ Хмелитской СОШ на 2017-2018 учебный год
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. / Сост. Бурмистрова Т.А. – М. «Просвещение», 2009 г.
Цели обучения:
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
В результате освоения курса геометрии 7 класса учащиеся получают представление об основных фигурах на плоскости и их свойствах; приобретают навыки геометрических построений, необходимые для выполнения часто встречающихся графических работ, а также навыки измерения и вычисления длин, углов, применяемые для решения разнообразных геометрических и практических задач.
3. Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному планупрограмма рассчитана на 68 часов в год (2часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
- креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
Метапредметные:
В 9 классе на уроках геометрии, как и на всех предметах, будет продолжена работа по развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения.
При изучении геометрии обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения геометрии обучающиеся усовершенствуют опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, компьютер и инструменты);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования регулятивных действий служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях, справочниках и интернет-ресурсах;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Средством формирования познавательных действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие первую линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроке и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования коммуникативных действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и организация работы в малых группах.
Предметные:
Тема | Учащиеся научатся | Учащиеся получат возможность научиться |
Векторы(12 ч.) | Учащийся научится
| Учащийся получит возможность научиться
|
Метод координат (10 ч.) | Учащийся научится:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
Соотношения между сторонами и углами треугольника.Скалярноепроизве-дение векторов (14 ч.) | Учащийся научится:
В повседневной жизни и при изучении других предметов: | Учащийся получит возможность научиться:
|
Длина окружности и площадь круга (12 ч.) | Учащийся научится:
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
Движения (8 ч.) | Учащийся научится:
| Учащийся получит возможность научиться:
|
Повторение курса планиметрии (10 ч.) | Учащийся научится:
|
Содержание учебного предмета
1. Векторы. Метод координат(22 ч.)
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по координатным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой.
2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов 14 ч.)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
3.Длина окружности и площадь круга (12 ч.)
Правильные многоугольники. Окружности: описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.
4. Движение (8 ч.)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос и поворот. Наложения и движения.
5. Повторение (12 ч.)
Решение планиметрических задач.
Тематическое планирование по геометриив 9 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Количество контрольных работ |
1 | Повторение курса геометрии 8 класса | 2 | |
2 | Векторы | 12 | 1 |
3 | Метод координат | 10 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение вкторов | 14 | 1 |
5 | Длина окружности и площадь круга | 12 | 1 |
6 | Движения | 8 | 1 |
7 | Итоговое повторение | 10 | 1 |
Список литературы и УМК
1. Программы по геометрии для 7 – 9 класса. Автор Л.С. Атанасян.
2. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б., Позняк Э. Г., Юдина И. И. Геометрия 7-9. – М.: Просвещение, 2015.
3. Мельникова Н.Б. Тематический контроль по геометрии. 9 класс.
4. Т.М. Мищенко. А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс.
5. Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7-9 кл.: методические рекомендации для учителя [Текст]/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. –М.: Просвещение, 2013.
6. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2015.
7. Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2013.
Календарно – тематическое планирование по геометрии в 9 классе
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата |
1 | Повторение | 1 | |
2 | Повторение | 1 | |
Глава IX. Векторы | 12 | ||
3 | Понятие вектора. Равенство векторов. Диспут «Математика - физика» | 1 | |
4 | Откладывание вектора от данной точки | 1 | |
5 | Сумма двух векторов | 1 | |
6 | Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | 1 | |
7 | Сумма нескольких векторов | 1 | |
8 | Вычитание векторов | 1 | |
9 | Умножение вектора на число | 1 | |
10 | Умножение вектора на число | 1 | |
11 | Применение векторов к решению задач. Исследование | 1 | |
12 | Средняя линия трапеции | 1 | |
13 | Обобщающий урок по теме: «Векторы» | 1 | |
14 | Контрольная работа №1 по теме: «Векторы» | 1 | |
Глава Х. Метод координат | 10 | ||
15 | Анализ контрольной работы.Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам | 1 | |
16 | Координаты вектора | 1 | |
17 | Простейшие задачи в координатах | 1 | |
18 | Решение задач методом координат | 1 | |
19 | Решение задач методом координат | 1 | |
20 | Уравнение окружности | 1 | |
21 | Уравнение прямой | 1 | |
22 | Уравнение окружности и прямой. Мини-проект | 1 | |
23 | Обобщающий урок по теме: «Метод координат» | 1 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме: «Метод координат» | 1 | |
Глава ХI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение вкторов | 14 | ||
25 | Анализ контрольной работы. Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | 1 | |
26 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | 1 | |
27 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла | 1 | |
28 | Теорема о площади треугольника | 1 | |
29 | Теорема о площади треугольника | 1 | |
30 | Теоремы синусов и косинусов | 1 | |
31 | Теоремы синусов и косинусов. Из истории математики. | 1 | |
32 | Решение треугольников | 1 | |
33 | Решение треугольников | 1 | |
34 | Скалярное произведение векторов | 1 | |
35 | Скалярное произведение векторов | 1 | |
36 | Скалярное произведение векторов | 1 | |
37 | Обобщающий урок по теме:«Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | |
38 | Контрольная работа №3 по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 1 | |
Глава ХII. Длина окружности и площадь круга | 12 | ||
39 | Анализ контрольной работы. Правильный многоугольник | 1 | |
40 | Окружность, описанная около правильного многоугольника | 1 | |
41 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник | 1 | |
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | |
43 | Длина окружности | 1 | |
44 | Длина окружности | 1 | |
45 | Площадь круга | 1 | |
46 | Площадь круга. Проект. | 1 | |
47 | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | |
48 | Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга». Мини - исследования | 1 | |
49 | Обобщающий урок по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | |
50 | Контрольная работа №4 по теме: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | |
Глава ХIII. Движения | 8 | ||
51 | Анализ контрольной работы. Понятие движения | 1 | |
52 | Понятие движения | 1 | |
53 | Параллельный перенос. Проект | 1 | |
54 | Поворот. Проект | 1 | |
55 | Решение задач по теме: «Движения» | 1 | |
56 | Решение задач по теме: «Движения» | 1 | |
57 | Обобщающий урок по теме: «Движения» | 1 | |
58 | Контрольная работа №5 по теме: «Движения» | 1 | |
Итоговое повторение | 10 | ||
59 | Анализ контрольной работы. Повторение | 1 | |
60 | Повторение по темам: «начальные геометрические сведения», «Параллельные прямые» | 1 | |
61 | Повторение по теме: «Треугольники» | 1 | |
62 | Повторение по теме: «Треугольники» | 1 | |
63 | Повторение по теме: «Окружность» | 1 | |
64 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа | 1 | |
65 | Повторение по темам: «Четырехугольники», «Многоугольники» | 1 | |
66 | Повторение по темам: «Четырехугольники», «Многоугольники» | 1 | |
67 | Повторение по темам: «Векторы. Метод координат», «Движение» | 1 | |
68 | Заключительный урок. Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)
Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...
8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)
Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С....
7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)
Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М....