Кружок "Наглядная геометрия", 5-6 классы
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа по геометрии.
5-6 класс
«Наглядная геометрия»
1 час в неделю, всего 68 часов.
Составила:
Саблина Татьяна Алексеевна.
г.Красногорск 2015 год
Пояснительная записка.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не изучая теорем и не делая строгих рассуждений. Наглядная геометрия позволяет устанавливать связи между естественными представлениями об окружающих предметах и их абстрактными моделями, формировать мыслительные операции различных видов и уровней; учитывать индивидуальные способности протекания психических процессов учащихся.
Программа по геометрии «Наглядная геометрия», введена в учебный план 5-6 класса, рассчитана на 2 года и является начальным курсом в системе школьного геометрического образования.
Основная цель изучения данного курса является всестороннее развитие математического мышления учащихся 5-6 классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретных ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления. Привитие интереса к геометрии идёт по двум основным направлениям: знакомство с разнообразными геометрическими фигурами. задачами практического и занимательного характера в наглядной форме, проведение исследования на доступном уровне с учётом их психического развития.
Задачи курса:
- организация интеллектуально - практической и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие пространственных представлений, приёмов изобразительно - графических и конструктивных умений;
- обеспечение развития творческих способностей, геометрической интуиции.
В этом курсе учащиеся практическими методами с помощью опыта или эксперимента устанавливают основные геометрические факты (свойства плоских и пространственных фигур), учатся их использовать в практической деятельности: измерение, построение, изображение, опыт или эксперимент, моделирование и конструирование геометрических фигур и тел, вычисление по формулам, полученных опытным путём.
В процессе выполнения заданий по геометрии учащиеся естественным путём приобретают такие приёмы и методы геометрического мышления как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез и их доказательств. Геометрические задачи и головоломки расширяют кругозор учащихся, включают неожиданность для учащихся дополнительную информацию об окружающем мире, формируют умение исследовать ситуацию, ставить проблему и организовывать поиск её решения, увеличивают шансы творческой деятельности и непредсказуемость результата. Задачи, предлагаемые в данном курсе, основаны на пробуждение творчества, инициативы учащихся, многие задания основаны на личном опыте, на имеющихся у них знаниях, на их интуиции и воображении.
Содержание курса наглядной геометрии способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, связанной с самопознанием, самосознанием, овладением приёмами мыслительной деятельности, создаёт мотивационную ситуацию, обеспечивающую возможность их положительного самоопределения к дальнейшему изучению систематического курса геометрии.
Обоснование содержания: Содержание данной программы позволяет сформировать у учащихся представление о геометрических фигурах на плоскости и пространственных телах, отработать навыки простейших геометрических построений, способствует развитию логического мышления учащихся на основе образного.
Содержание курса.
5 класс
1.Введение в геометрию (8часов)
Основная цель: формирование интереса к изучению геометрии через знакомство с замечательными кривыми.
Основные понятия: кривые прямые и ломаные, замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся линии и линии без самопересечений, эллипс гипербола парабола, синусоида кардиоида циклоида гипоциклоида, кривые Дракона, лабиринт, Лист Мёбиуса, графы.
2.Простейшие фигуры на плоскости (7часов)
Основная цель: систематизировать наглядные представления учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; уточнить геометрическую терминологию ввести символику.
Основные понятия: точка,
прямая, луч, отрезок, геометрическая фигура, угол и его виды, биссектриса угла, параллельные и перпендикулярные прямые, смежные и вертикальные углы, углы при параллельных прямых.
3.Многоугольники (8 часов)
Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках и четырёхугольниках; сформировать умение строить треугольник по трём заданным элементам
Основные понятия: треугольник и его элементы, виды треугольника, периметр треугольника, равные треугольники, сумма углов треугольника, флексагон, параллелограмм и его виды, выпуклый многоугольник, сумма углов выпуклого многоугольника правильные многоугольники, золотое сечение.
4.Окружность (6 часов)
Основная цель: углубить представления учащихся об окружности и круге, сфере и шаре
Основные понятия: окружность радиус, диаметр, хорда, круг, сфера, шар, касательная, секущая, центральный и вписанный угол, вписанный треугольник, вписанный четырёхугольник.
5.Работа над творческим проектом и его защита (5 часов)
Основная цель: сформировать умение работать с информацией, ставить цель и задачи и выполнять их.
Основные понятия: источники информации, выбор целей и задач, работа над содержанием, исследование, выводы, рефлексия.
6класс
5.Симметрия (9часов)
Основная цель: систематизировать знания учащихся о симметрии и её видах, сформировать умение строить симметричные точки, фигуры
Основные понятия: симметрия и её виды, зеркальное отражение, симметричные фигуры, бордюры, орнаменты.
6. Многогранники (9 часов)
Основная цель: расширить представления учащихся о многогранниках и круглых телах, сформировать умение изображать их на плоскости.
Основные понятия: прямоугольный параллелепипед, куб, призма, тетраэдр, пирамида, конус, цилиндр, шар, правильные многогранники, оригами.
7 Меры длины площади и объёма (10 часов)
Основная цель: развить умение учащихся измерять, вычислять по формулам геометрические величины
Основные понятия: длина отрезка, середина отрезка. площадь многоугольника, объём тела, единицы измерений, формулы площади и объёма, танграм, стомахион
8.Работа над проектом и его защита (5 часов)
Основная цель: развивать умение работать над проектом, оформлять его и защищать.
Основные понятия: проект, презентация, защита.
Требования к уровню подготовки учащихся.
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов;
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.
Умения, навыки и способы деятельности.
В ходе изучения геометрии в 5-6 классе школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- в умении наблюдать геометрические формы в окружающих предметах
- в умении изображать основные геометрические фигуры;
- в сравнении и измерении геометрических величин
- в приобретении навыков работы с различными чертежными инструментами;
- владения основами эвристической деятельности;
- во владении на достаточном уровне вычислительными навыками;
- в умении анализировать геометрический чертёж;
Универсальные компетенции:
Приобретают опыт:
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
4. Уровень обязательной подготовки определяется следующим образом:
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
- уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
- овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
- владеть алгоритмами простейших задач на построение
- овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент
- уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела.
Тематическое планирование материала
5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Введение в геометрию (8 часов) | ||
1 | Виды линий на плоскости. Конструирование из Т. | 1 |
2 | Лабиринты. | 1 |
3 | Замечательные кривые.Эллипс,гипербола, парабола. | 1 |
4 | Практическая работа: «Построение циклоиды, кардиоиды, гипоциклоиды». | 1 |
5 | Кривые Дракона. | 1 |
6 | Лист Мёбиуса. Практическая работа: «Опыты с листом Мёбиуса» | 1 |
7 | Графы. Решение задач с помощью графов. | 1 |
8 | Мини проект «Замечательные кривые в окружающей жизни». | 1 |
Простейшие фигуры на плоскости (7 часов) | ||
9 | Прямая, луч, отрезок. | 1 |
10 | Углы. Виды углов и их свойства. | 1 |
11 | Транспортир. Измерение углов. | 1 |
12 | Параллельные и перпендикулярные прямые. | 1 |
13 | Углы при параллельных прямых. | 1 |
14 | Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино | 1 |
15 | Мини презентация: «Геометрические головоломки» | 1 |
Многоугольники (8 часов) | ||
16 | Треугольник. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. | 1 |
17 | Практическая работа: «Построение треугольника по трём элементам». | 1 |
18 | Четырёхугольники. Параллелограмм. | 1 |
19 | Прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция. | 1 |
20 | Правильные многоугольники. | 1 |
21 | Практическая работа: «Изготовление флексагона» | 1 |
22 | Золотое сечение. Золотой прямоугольник. | 1 |
23 | Мини исследование «Золотое сечение вокруг нас». | 1 |
Окружность(6 часов) | ||
24 | Понятие окружности и её элементов | 1 |
25 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 |
26 | Деление окружности на части | 1 |
27 | Замечательное свойство окружности | 1 |
28 | Математическое исследование: «Свойство пересекающихся хорд» | 1 |
29 | Практическая работа: «Построение правильных многоугольников с помощью окружности» | 1 |
30-34 | Работа над творческим проектом « Геометрия вокруг нас» | 5 |
Тематическое планирование материала:
6 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов |
Симметрия (9 часов) | ||
1 | Симметричные фигуры | 1 |
2 | Зеркальное отражение. Осевая симметрия. | 1 |
3 | Центральная симметрия | 1 |
4 | Практическая работа: «Построение симметричных фигур» | 1 |
5 | Симметрия помогает решать задачи | 1 |
6 | Зашифрованная переписка | 1 |
7 | Практическая работа: « Изготовление решётки» | 1 |
8 | Практическая работа ; «Изготовление снежинок» | 1 |
9 | Мини проект «Бордюры и орнаменты» | 1 |
Многогранники (9 часов) | ||
10 | Пространство и размерность | 1 |
11 | Прямоугольный параллелепипед | 1 |
12 | Куб и его свойства. Проекции фигур. | 1 |
13 | Фигурки из кубиков и их частей | 1 |
14 | Призмы и пирамиды. Формула Эйлера. | 1 |
15 | Круглые тела. Практическая работа: «Образование круглых тел» | 1 |
16 | Правильные многогранники | 1 |
17 | Практическая работа: «Оригами. Изготовление модульного оригами» | 1 |
18 | Мини презентация «Модульное оригами» | 1 |
Меры длины, площади и объёма (10часов) | ||
19 | Измерение длины. Старинные меры длины. | 1 |
20 | Измерение площади. | 1 |
21 | Практическая работа: «Нахождение площади комбинированных фигур» | 1 |
22 | Вычисление площади по моделям | 1 |
23 | Измерение объёмов. | 1 |
24 | Практическая работа: «Нахождение объемов из комбинации прямоугольников» | 1 |
25 | Вычисление объёмов по моделям | 1 |
26 | Кубики Сома | 1 |
27 | Интеллектуальные игра «Геометрические головоломки» | 1 |
28 | Обобщающий урок по теме «Всё вокруг - геометрия!!» | 1 |
29-33 | Работа над творческим проектом: « Мир геометрии» | 5 |
34 | Защита проекта |
Литература для учителя
1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с.
3. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.
3.Л.В. Кузнецова, Математика: контрольные и проверочные работы для 5-6 класс: книга для учителя-М.:Просвещение,2006.
4.Я.И. Перельман, Занимательная геометрия-М.:АСТ: АСТРЕЛЬ,2007.
5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
8.И.В Фотина, Введение в геометрию.6 класс планирование, конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2009.
Литература для учащихся.
1е.А Бунимович и др .Математика.Арифметика.Геометрия.Тетрадь-тренажёр.5 класс: пособие для учащихся –М.:Просвещение,2010.
1.ЛебединцеваЕ.А.,Беленкова Е.Ю. Математика 5,6 класс, задания для обучения и развития: рабочая тетрадь-2-е изд.-М.: Интеллект-Центр,2011.
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9 класс....
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.
Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....