РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика (Геометрия)» для 7 класса основного общего образования
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – 2-е изд. - - М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_g_7_atanasyan_2016-2017.docx | 391.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Баевского района Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Верх-Чуманская средняя общеобразовательная школа"
Согласовано: Заместитель директора по УВР _______________ | Принято: Педагогическим советом Протокол № _______ от_________________ | Утверждена: Директор: МКОУ «Верх-Чуманская СОШ» ____________О. А. Кондакова Приказ № ____ от_________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика (Геометрия)»
для 7 класса
основного общего образования
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – 2-е изд. - - М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
Разработчик:
Середа Светлана Петровна
учитель математики
первой квалификационной категории
с. Верх-Чуманка
2016
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по математике, в соответствии с требованиями Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Верх-Чуманская СОШ», авторской программы к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – 2-е изд. - - М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
3. Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. ]. - М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
4. Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф. , Глазков Ю. А., Юдина И. И. Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014. – 158 с.
5. Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – 16 –е изд. - М.,: Просвещение, 2010. – 127 с.
6. Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 81 с.
7. Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразов. Учреждений / М. А. Иченская. - М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
8.Рыжик В. И. Геометрия. Диагностические тесты. 7 – 9 классы / В. И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2014. – 174 с.
9. Зив Б. Г. Задачи по геометрии. 7 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Б.Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 271 с. – (Задачник).
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование; систему контроля; учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики; теории вероятностей, статистики и логики.
Место предмета в учебном плане МКОУ «Верх-Чуманская СОШ»
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю с 5 по 9 класс. Для обязательного изучения математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 часов в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим: 3 часа в неделю алгебры и 2 часа в неделю геометрии в течение всего учебного года.
Возможен перенос контрольной работы из-за совпадения контрольной работы в понедельник, пятницу на другие дни недели (вторник, среда, четверг), согласно требованиям санэпиднадзора.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации обучающегося за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Основное содержание. Геометрия. 7 класс
Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Повторение. Решение задач
Характеристика основных видов деятельности ученика
Содержание материала | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Начальные геометрические сведения Прямая и отрезок. Луч и угол Сравнение отрезков и углов Измерение отрезков. Измерение углов Перпендикулярные прямые Решение задач Контрольная работа № 1 | Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами |
Треугольники Первый признак равенства треугольников Медианы, биссектрисы и высоты треугольника Второй и третий признаки равенства треугольников Задачи на построение Решение задач Контрольная работа № 2 | Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи |
Параллельные прямые Признаки параллельности двух прямых Аксиома параллельных прямых Решение задач Контрольная работа № 3 | Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми |
Соотношения между сторонами и углами треугольника Сумма углов треугольника Соотношения между сторонами и углами треугольника Контрольная работа № 4 Прямоугольные треугольники Построение треугольников по трем элементам Решение задач Контрольная работа № 5 | Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи |
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
ГЕОМЕТРИЯ
Уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно-тематическое планирование. Геометрия. 7 класс
Учебно-тематический план
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
2 | Треугольники | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 |
5 | Повторение. Решение задач | 10 | |
Итого | 68 | 5 |
Планирование практической части
№ и тема контрольной работы | Дата проведения |
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 04.10 |
Контрольная работа № 2 по теме «Признаки равенства треугольников» | 08.12 |
Контрольная работа № 3 по теме «Признаки параллельности прямых» | 07.02 |
Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 02.03 |
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники» | 20.04 |
Поурочное планирование. Геометрия. 7 класс
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур. | ||
1.1 | Прямая и отрезок. Луч и угол | 02.09 |
2.2 | Прямая и отрезок. Луч и угол | 06.09 |
3.1 | Сравнение отрезков и углов | 09.09 |
4.1 | Измерение отрезков. Измерение углов | 13.09 |
5.2 | Измерение отрезков. Измерение углов | 16.09 |
6.3 | Измерение отрезков. Измерение углов | 20.09 |
7.1 | Перпендикулярные прямые | 23.09 |
8.2 | Перпендикулярные прямые | 27.09 |
9.1 | Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» | 30.09 |
10 | Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения» | 04.10 |
Основная цель – ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки. | ||
11.1 | Первый признак равенства треугольников | 07.10 |
12.2 | Первый признак равенства треугольников | 11.10 |
13.3 | Первый признак равенства треугольников | 14.10 |
14.1 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 18.10 |
15.2 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 21.10 |
16.3 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 25.10 |
17.1 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 28.10 |
18.2 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 08.11 |
19.3 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 11.11 |
20.4 | Второй и третий признаки равенства треугольников | 15.11 |
21.1 | Задачи на построение | 18.11 |
22.2 | Задачи на построение | 22.11 |
23.3 | Задачи на построение | 25.11 |
24.1 | Решение задач по теме «Треугольники» | 29.11 |
25.2 | Решение задач по теме «Треугольники» | 02.12 |
26.3 | Решение задач по теме «Треугольники» | 06.12 |
27 | Контрольная работа № 2 по теме «Признаки равенства треугольников» | 08.12 |
Основная цель – ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых. | ||
28.1 | Признаки параллельности двух прямых | 13.12 |
29.2 | Признаки параллельности двух прямых | 16.12 |
30.3 | Признаки параллельности двух прямых | 19.12 |
31.4 | Признаки параллельности двух прямых | 23.12 |
32.1 | Аксиома параллельных прямых | 27.12 |
33.2 | Аксиома параллельных прямых | 13.01 |
34.3 | Аксиома параллельных прямых | 17.01 |
35.4 | Аксиома параллельных прямых | 20.01 |
36.5 | Аксиома параллельных прямых | 23.01 |
37.1 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 27.01 |
38.2 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 31.01 |
39.3 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | 03.02 |
40 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки параллельности прямых» | 07.02 |
Основная цель – рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников. | ||
41.1 | Сумма углов треугольника | 10.02 |
42.2 | Сумма углов треугольника | 14.02 |
43.1 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 17.02 |
44.2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 21.02 |
45.3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 28.02 |
46 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 02.03 |
47.1 | Прямоугольные треугольники | 07.03 |
48.2 | Прямоугольные треугольники | 10.03 |
49.3 | Прямоугольные треугольники | 13.03 |
50.4 | Прямоугольные треугольники | 17.03 |
51.1 | Построение треугольников по трем элементам | 21.03 |
52.2 | Построение треугольников по трем элементам | 24.03 |
53.3 | Построение треугольников по трем элементам | 04.04 |
54.4 | Построение треугольников по трем элементам | 07.04 |
55.1 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 11.04 |
56.2 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 14.04 |
57.3 | Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» | 18.04 |
58 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники» | 20.04 |
| ||
58.1 | Повторение. Измерение отрезков и углов; перпендикулярные прямые | |
60.2 | Повторение. Измерение отрезков и углов; перпендикулярные прямые | 25.04 |
61.1 | Повторение. Треугольники: признаки равенства треугольников, равнобедренные треугольники, сумма углов треугольника | 28.04 |
62.2 | Повторение. Треугольники: признаки равенства треугольников, равнобедренные треугольники, сумма углов треугольника | 02.05 |
63.1 | Повторение. Треугольники: соотношения между сторонами и углами треугольника, прямоугольные треугольники | 05.05 |
64.2 | Повторение. Треугольники: соотношения между сторонами и углами треугольника, прямоугольные треугольники | 12.05 |
65.1 | Повторение. Параллельные прямые | 19.05 |
66.2 | Повторение. Параллельные прямые | 26.05 |
67.1 | Повторение. Задачи на построение: основные построения, построение треугольника по трем элементам | 29.05 |
68.2 | Повторение. Задачи на построение: основные построения, построение треугольника по трем элементам | 30.05 |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест.
Система контроля складывается из следующих компонентов:
1.Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс. Тематические тесты предназначены для оперативной проверки знаний и умений учащихся, полученных ими в процессе обучения, а также для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Форма заданий, уровень требований, предъявляемых к заданиям тестов, их содержание соответствуют аналогичным заданиям по тематике и уровню сложности итоговой аттестации. Каждый тест содержит 9 заданий базового и продвинутого уровней сложности, предлагаются дополнительные задачи повышенного уровня. В тестах используются задания двух типов: с выбором ответа и со свободным ответом. На их выполнение отводится от 30 до 35 минут. Оценивание работы осуществляется по принципу сложения, оно зависит от количества заданий, которые ученик верно выполнил.
2. . Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс. В дидактические материалы вошли самостоятельные и контрольные работы, работы на повторение и математические диктанты в нескольких вариантах и различных уровней сложности, а также задачи повышенной трудности и примерные задачи к экзамену.
3. Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7 – 9 классы. Самостоятельные и контрольные работы оформлены в виде разрезных карточек и содержат 2 варианта по всем темам курса. Это увеличивает возможности учителя в плане индивидуальной работы с учащимися. Дополнительно представлены карточки к итоговым зачетам в 7-9 классах, а также предлагаются задачи по разделу «Планиметрия» и задачи с практическим содержанием.
4. Зив Б. Г. Задачи по геометрии. 7 – 11 классы. Сборник включает задачи, скомпонованные по темам и трем уровням сложности, что обеспечивает возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся. В книге приведены задачи повышенной трудности по всем темам, в том числе и олимпиадные, а также контрольные задания, состоящие из типичных задач каждой темы.
5. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. Контрольные работы составлены по крупным блокам материала или главам учебника, есть итоговая контрольная работа, итоговый тест. В каждой работе по 3 задания. На выполнение контрольной работы отводится 45 минут.
Критерии оценивания образовательных результатов
- Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
- Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
- Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
- Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы
- Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
- Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий. Тематические контрольные работы содержат по 3-5 заданий. Первые два или три задания – это задания обязательного уровня. Они никак не отмечены. Если эти задания выполнены верно, работа учащегося оценивается не ниже «3». Если в дополнении к заданиям обязательного уровня выполнены задания, отмеченные знаком, то работа может быть оценена соответственно 4 или 5.
Оценка устных ответов учащихся:
- Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
- Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
- Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
- Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся:
- Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
- Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
- Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
- Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Общая классификация ошибок.
- При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект учителя:
- Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф. , Глазков Ю. А., Юдина И. И. Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014. – 158 с.
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
- Геометрия. Методические рекомендации. 7 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др. ]. - М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
- Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – 16 –е изд. - М.,: Просвещение, 2010. – 127 с.
- Зив Б. Г. Задачи по геометрии. 7 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Б.Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 271 с. – (Задачник).
- Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 81 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / [сост. Т. А. Бурмистрова]. – 2-е изд. - - М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
- Рыжик В. И. Геометрия. Диагностические тесты. 7 – 9 классы / В. И. Рыжик. - М.: Просвещение, 2014. – 174 с.
- Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразов. Учреждений / М. А. Иченская. - М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
Учебно-методический комплект ученика:
- Атанасян Л.С., Бутузов В. Ф. , Глазков Ю. А., Юдина И. И. Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2014. – 158 с.
- Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 20-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 384 с.
- Зив Б. Г. Задачи по геометрии. 7 – 11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Б.Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 271 с. – (Задачник).
Дополнительная литература для учащихся:
- Генденштейн Л. Э., Ершова А. П. Наглядный справочник по геометрии для 7 – 11 классов. – М.: «Издат – Школа», 1997. – 96 с.
- Евдокимова Н. Н. Геометрия в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 96 с. – («Школьная программа»).
- Фридман Л. М. Учитесь учиться математике: Кн. Для учащихся. _ М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П. Савин. – М.: Педагогика, 1985. – 352 с.
Информационные средства
Интернет-ресурсы на русском языке
- http://ilib.mirror1.mccme.ru/
- http://window.edu.ru/window/library
- http://www.problems.ru/
- http://kvant.mirror1.mccme.ru/
- http://www.etudes.ru/
Пособия печатные
Демонстрационные
- Выдающиеся ученые-математики. Подборка портретов – 1 комплект.
- Таблицы по математике для 7 класса– 1 комплект.
Технические средства
- Компьютеры – 3 шт.
- Экран для мультимедийного проектора -1шт.
Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу
№ п/п | Предмет | Дата | Основание для изменений | Содержание откорректированных разделов (тем) | Способ внесения изменений (слияние тем) | Подпись |
Контрольно – измерительные материалы
Приложение
------------------------------------------------------------------------------------
7 класс К – 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...
Рабочая программа учебного предмета "Математика" для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" на сайте https://edsoo.ru/...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом исовременных мировых треб...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых тре...
Рабочая программа учебного предмета "Математика" для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов составлена в конструкторе рабочих программ ЕДСОО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год (по обновлённому ФГОС ООО)
Рабочая программа учебного курса "Математика" для 5 класса разработана на основе обновлённого ФГОС ООО к учебнику А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского и др. с помощью конструктора рабочих программ...