УРОК №1 ПО ТЕМЕ «ТРАПЕЦИЯ»
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему
Предмет : геометрия
Класс: 8
Автор: И.В. Урбанович, учитель математика
Образовательное учреждение: МБОУ «БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ СОШ»
Тема урока: Трапеция
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
- формирование у учащихся понятия “трапеция”;
- умений называть элементы и виды трапеции;
- умений назвать свойства трапеции и применять эти свойства при решении простейших задач (I уровня).
- Развивающие:
- развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать объекты по какому-либо признаку;
- развитие речи (расширение математического словаря);
- соотнесение вербального значения с математическими символами.
- Воспитательные:
- воспитание навыков контроля и самоконтроля при работе в парах;
- воспитание правильной самооценки.
- Развитие коммуникативной и ИКТ компетентностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_trapetsiya.docx | 356.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК №1 ПО ТЕМЕ «ТРАПЕЦИЯ»
8 класс, геометрия
Предмет : геометрия
Класс: 8
Автор: И.В. Урбанович, учитель математика
Образовательное учреждение: МБОУ «БЕЛОРЕЧЕНСКАЯ СОШ»
Тема урока: Трапеция
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
- формирование у учащихся понятия “трапеция”;
- умений называть элементы и виды трапеции;
- умений назвать свойства трапеции и применять эти свойства при решении простейших задач (I уровня).
- Развивающие:
- развитие наблюдательности, умений сравнивать, обобщать, классифицировать объекты по какому-либо признаку;
- развитие речи (расширение математического словаря);
- соотнесение вербального значения с математическими символами.
- Воспитательные:
- воспитание навыков контроля и самоконтроля при работе в парах;
- воспитание правильной самооценки.
- Развитие коммуникативной и ИКТ компетентностей.
Задачи:
- уметь строить трапецию
- различать виды трапеции и их свойства
- решать задачи на нахождение углов трапеции, ее сторон
Метод: эвристическая беседа.
Используемые технологии : ИКТ, здоровьесберегающие, частично используются элементы технологии развивающего обучения и проблемного обучения.
Вид деятельности: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Презентации на тему «Четырехугольники», «Трапеция»;
- Дидактический материал на тему «Четырехугольники» (разноцветные фигуры)
- Раздаточный материал – тест по теме «Трапеция»
- Учебник «Геометрия 7-9», автор Атанасян ( М.: Просвещение,2010)
Структура урока:
№ | Этап урока | Цель учителя | Цель учащегося | Планируемый образовательный результат | Форма работы | Используемое оборудование |
1. | Организационный момент | Приветствие учащихся; Контроль за сформированностью пар постоянного состава; | Вступает в контакт с учителем (ведет беседу), работает в паре и коллективе, | Готовность класса к работе. | Коллективная, фронтальная. | Доска |
2. | «Геометрическая разминка» | Актуализация знаний по теме «Четырехугольники»; проверка домашнего задания, Создание проблемной ситуации; постановка темы и Целеполагание на урок Постановка проблемы и вывод с учащимися темы урока | Выбирает и классифицирует четырехугольники; оценить правильность своего домашнего задания или исправить ошибки, вскрывает проблему недостаточности знаний; Определяет цель урока. определяет тему и план урока. | Два класса четырехугольников. Проблемная ситуация. Целеполагания со стороны учащихся | Работа в паре; фронтальная Индивидуальная работа у доски | Экран - слайды Доска (обратная сторона) |
3. | Работа по теме урока | Ввести понятие трапеция; познакомить с элементами и видами трапеции | Составить конспект основных понятий трапеции | Конспект по теме урока: Умение работать с текстом, выделять ключевые слова и свойства | Индивидуальная, работа в паре | Учебник, раздаточный материал Слайды презентации |
4. | Физкультминутка | |||||
5. | Закрепление изученного материала | Дать пошаговый алгоритм решения простейших задач | Научиться выполнять пошаговый алгоритм решения простейших задач | Решенные задачи, выведенные свойства трапеции | Индивидуальная, работа в паре | Слайды, раздаточный материал |
6. | Самоконтроль изученного материала | Организация первичного контроля усвоения материала | Демонстрирует полученные знания по теме | Решенный тест, первичный контроль усвоения материала | Работа в паре | Интерактивный тест |
7. | Итоги урока | Рефлексия полученных результатов урока; Обощение материала | Анализ деятельности за урок. Самооценка | Ответы на контрольные вопросы. Оценка учащихся за урок | Групповая , фронтально | Карточки для оценки деятельности на уроке |
8. | Домашнее задание | Планирование деятельности учащихся на следующий урок по теме. | Выполняет задания по образцу. Принимает участие в исследовательской творческий работе | Выполненное домашнее задание – решение задач, оформление презентации | Индивидуально | Экран, слайд |
Основные этапы урока.
Этап 1. Организационный момент
Взаимное приветствие. Учитель сообщает о том, что работа на уроке сегодня будет в парах. Вопрос: что мы изучали с вами на прошлом уроке? Что это за фигуры, каковы их свойства, свойства углов, сторон параллелограмма. Все ли справились с домашним заданием? 1 человек приглашается к доске и на обратной стороне доски пишет решение домашней задачи, а остальные работают с учителем. На экране слайд – четырехугольники.
«Геометрическая разминка»
Работа по слайду №1
Вопросы и задания:
- Какие фигуры изображены на слайде?
- Назовите предметы из окружающего мира, похожие на эти фигуры.
- Разделите на классы фигуры по какому либо признаку.
Учащиеся определяют два класса: 1 класс – «Параллелограммы», 2 класс – четырехугольники под №№ 1 и 5. Дать точное название фигурам второго класса учащиеся не готовы – создается проблемная ситуация.
Учитель дает подсказку девочкам: вы видели крой пальто, платья как на рис № 5? Как он называется? ( Разлетайка, «летучая мышь», трапеция).
А вы видели звездное небо? Какое созвездие самое яркое? (большая медведица). А на какую фигуру похож «ковш», если он без ручки? Да это тоже трапеция.
Учитель дает название неопознанным фигурам – «трапеции» и учащиеся ставят цель урока: что мы сегодня будем изучать? Что хотим узнать о новой фигуре?
- Вывести определение трапеции;
- Определить название ее элементов;
- Вывести свойства трапеции в ходе решения задач.
На доске (обратная сторона) появляется план урока:
1. Геометрическая разминка.
2. Изучение нового материала
А) Что такое …
Б) Элементы …
В) Виды …
3. Физкультминутка.
4. Решение задач – вывод свойств …
5. Тест
6. Итоги занятия .
7. Домашнее задание.
- Ученик у доски готов с решением задачи, открывает доску и комментирует свое решение – учащиеся с карандашом в руке проверяют свое решение, задают вопросы, комментируют ответы. Далее учитель предлагает оценить свое решение в тетради по следующему критерию: 2б – выполнено все и верно, 1б- допущена вычислительная ошибка и 0б - решение не верно.
Учитель предлагает продолжить урок и записывает озвученную тему урока, ребята открывают тетради, записывают ее.
Этап 2. Активизация знаний.
Учитель: вспомним свойства параллелограмма:
- что вы скажите про его стороны, свойства сторон,
- Что вы скажите про его углы, свойства углов;
- Что вы скажите про его диагонали, свойства диагоналей;
- Что общего у параллелограмма и трапеции?
Этап 3. Работа по теме урока
Вниманию учащихся предоставляется слайд № 2 и ставиться цель на данный этап урока: «На основе сравнительного анализа параллелограмма и трапеции выведите определение трапеции»
Идет обсуждение в парах. Результат работы: учащиеся дают определение трапеции, ключевым моментом в котором должны быть слова «четырехугольник, у которого только одна пара противолежащих сторон параллельна».
Учитель предлагает по учебнику (п.59, стр 75) проверить выдвинутую гипотезу, а также по тексту ознакомиться с элементами трапеции.
Через 2 мин. учитель просит выделить ключевые слова в определении «трапеция», основания, боковые стороны.
(учитель хвалит учащихся, которые нашли «ключевые слова» для составления конспекта)
Открывается слайд № 3. Данные слайда учащиеся заносят в конспект.
Далее идет работа по слайду №4. (первичное закрепление на уровне «узнавания»). Задание для обсуждения в парах: определить, какие из предложенных четырехугольников являются трапециями и почему? ( №1 – 1ряд, №2 – 2 ряд, № 3- 3 ряд)
Каждая пара называет по одной трапеции и объясняет ответ.
(лучшую пару учитель отмечает как самую внимательную, имеющую гибкое мышление)
Работа по слайду №5. Вопросы и задания: найдите отличия в представленных трапециях и предположите название каждому виду трапеции.
- Учащиеся обсуждают задание в классе и делают выводы, «что трапеция EFGK имеет равные боковые стороны, а трапеция LMNO содержит прямые углы». Дают предполагаемы названия видов трапеций.
- Учитель задает вопрос: есть ли на рисунках параллельные отрезки и секущие? Вывод: Что мы можем сказать о сумме углов, прилежащих к боковым сторонам трапеции?
Учащиеся записывают в конспект: Сумма углов, прилежащих к боковой стороне трапеции равна 180 градусов.
Вопрос: тогда сумма всех углов трапеции равна сколько?
Далее идет переход к слайду №6 и информация со слайда заносится учащимися в конспект.
Свойства трапеции заносятся в конспект.
(для определения уровня внимания и интереса учащихся к учебному материалу использую метод наблюдения: это вовлеченность учащихся в составления конспекта, обсуждение текста и выбор «ключевых слов»). Часть ребят делают чертежи красочно разными цветами.
- Вопрос: знания каких свойств четырехугольников могут пригодиться нам в жизни? (параллельность сторон – строительство, разметка участков на даче, шитье и кройка тканей, симметрия – это красота предмета и его завершенность)
Этап 4. Физкультминутка. (приложение 2)
Используется методика здоровьесберегающих технологий «зрительные метки». Учитель обращает внимание учащихся на развешанные по периметру класса цветные фигурки четырехугольников и других многоугольников и дает задание отыскать среди них трапеции. (все фигурки пронумерованы, учащиеся дают в ответ № четырехугольника).
Этап 5. Закрепление изученного материала.
Задача 1. Она используется для мотивации учебной активности учащихся в ходе усвоения новых знаний.
Цель:
- развитие двигательной памяти, умений разбивать трапецию на известные фигуры, необходимые для решения задач;
- развитие умений обобщать, сравнивать, давать определение по аналогии, выдвигать гипотезы.
Задача 2: дано ВСДЕ – трапеция.
Учащиеся решают задачу, комментируя ее в парах, один учащийся решает ее на обратной стороне доски. После, ее решения проверяется: и правильность решения и грамотная математическая запись. |
Этап 6. Самоконтроль изученного материала. (Проверяется степень усвоения материала)
Учащимся предлагается ответить на вопросы теста. Тест раздается на листах.
Тест на тему «Трапеция» |
1. Укажите верное утверждение: трапеция – это… 1) параллелограмм; 2) четырехугольник, у которого две стороны равны; 3) четырехугольник, у которого две стороны параллельны; 4) четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны. |
2. Продолжите определение: трапеция называется равнобокой, если… 1) две ее боковые стороны равны; 2) две ее соседние стороны равны; 3) любые две стороны трапеции равны; 4) другой ответ. |
3. Укажите верное утверждение: 1) Только в прямоугольной трапеции углы при основании равны; 2) Углы при основании равны в любой трапеции; 3) Если трапеция равнобокая, то противолежащие углы ее равны; 4) У равнобокой трапеции углы при основании равны. |
4. Укажите верное утверждение: 1) Сумма углов, прилежащих к одной стороне трапеции равна 180 градусов; 2) Сумма углов трапеции зависит от ее вида; 3) Сумма углов, прилежащих к боковой стороне и равна 180 градусов; 4) В трапеции сумма углов равна 180 градусов. |
5. Укажите верное утверждение: 1) Трапеция может быть только прямоугольной и равнобокой ; 2) Трапеция может быть прямоугольной, равнобокой ; 3) Любой разносторонний четырехугольник можно назвать трапецией; 4) Четырехугольник с параллельными противолежащими сторонами называется трапецией. |
Через 2 мин. Правильные ответы проговариваются с комментированием и учащиеся оценивают себя ( 1б - за 1 верный ответ).
Этап 7. Подведение итогов занятия – беседа. Внимание учащихся обращается к доске, где написан план урока. Задание – продолжите предложение: что мы изучили на уроке?
Здесь же учащиеся проговаривают свои результаты прохождения теста, суммируют баллы за домашнюю работу и тестирование, а также дают анализ своей работы друг другу в парах - поочереди. (Что я узнал нового, что было интересно, что я запомнил, чему я сегодня научился, что мне было трудно, что я еще не понял и нужно спросить у учителя или прочитать в литературе),
Теперь учитель просит поднять руки ребят, кто оценил себя на 7б – тот ставит себе оценку 5, от 5б - 6б – ставит оценку 4, на 3б - 4б – ставит себе оценку 3 и просит выставить эту оценку себе в тетрадь. Тетради с домашней работой и тестом сдаются учителю и после его проверки оценка ставиться в журнал.
Этап 8. Домашнее задание
(его цель: Систематизировать и определить уровень усвоения изученного материала. Воспитание организованности, ответственности. Решение задач практической направленности при изготовлении презентации. Задания предлагаются разноуровневые, по степени сложности)
Учитель комментирует домашнюю работу:
- Выучить конспект по тетради.
- Решить задачу № - базовый уровень. ( Учитель: открыли учебник стр. и прочитали текст задачи. Вопросы учителя: Что задано по условию? Что надо найти? Как это найти? Каким свойством воспользоваться?) или задача № - продвинутый уровень: (для тех, кто хорошо понял материал и на следующем уроке это решение сможет объяснить) - это задача не комментируется.
- ( Желающим на оценку) Сделать презентацию «Трапеция в жизни человека»
Этап 8: Итог: Понравился ли урок? Учитель благодарит учащихся за урок, собирает тетради и прощается с учениками до завтра.
Приложение 1.
Развертка раздаточного материала.
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс,геометрия Урок практикум по теме:"Решение задач на нахождение площади трапеции"
Урок практикум : Решение задач по теме «Площадь трапеции»Цель:Повторить формулы для вычисления площадей четырехугольников (трапеции)Совершенствовать навыки в решении задач по данной темеПроверит...
Урок геометрии по теме: Трапеция
Материал содержит разработку первого урока по данной теме и презентацию....
Конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Трапеция. Элементы трапеции. Виды трапеции"
Конспект урока геометрии в 8 классе по теме: "Трапеция. Элементы трапеции. Виды трапеции"...
Контрольная работа по теме: «Трапеция, средняя линия треугольника, средняя линия трапеции»
Комфортная для решения контрольная работа...
Технологическая карта урока по геометрии, тема Трапеция, учебник Погорелова А.В., 8 класс
Технологическая карта урока по геометрии, 8 класс, тема Трапеция, учебник Погорелова А.В....
презентация у уроку геометрии по теме "Трапеция" 9 класс. Подготовка к ОГЭ
В презентации представлены основные виды задач по теме "Трапеция" для подготовки учащихся к ОГЭ....
Методическая разработка урока геометрии по теме «Трапеция», 8 класс
Методическая разработка урока геометрии по теме "Трапеция", 8 класс...