Рабочая программа по геометрии к учебнику Антанасяна. 10 класс.
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме
Рабочая программа расчитана на 2 часа в неделю. Профильный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
- Программа. "Программа по геометрии (профильный уровень). 10 класс. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. М.: "Просвещение", 2009)."
Общая характеристика учебного предмета.
В профильном курсе содержания образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- изучение свойств пространственных тел,
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Цели:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Уровень обучения профильный. 2 часа в неделю, всего за год 68 часов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – познакомить учащихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, ввести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к учащимся. В отличии от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задаётся высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
- Параллельность прямых и плоскостей
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводится в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства.Это даёт возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видах многогранников, что, в свою очередь, создаёт определённый задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящён построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
- Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Трёхгранный угол. Многогранный угол.
Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Понятие перпендикулярности и основанные на нём метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляется много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.
- Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усечённая пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их стереометрии.
С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится ещё ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т.д.). Усвоение их не является обязательным для всех учащихся, можно ограничиться наглядным представлением о многогранниках.
Наряду с формулой Эйлера в этом разделе содержится также один из вариантов пространственной теоремы Пифагора, связанный с тетраэдром, у которого все плоские углы при одной вершине – прямые. Доказательство основано на формуле площади прямоугольной проекции многоугольника, которая предварительно выводится.
- Повторение. Решение задач
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
В качестве одной из основных форм контроля является контрольная работа. За весь учебный год проводится 4 контрольных работы по большим темам и 3 зачётов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
- возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
уметь
- соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объёмы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
· вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-тематический план
Название раздела | Кол-во часов |
Некоторые сведения из планиметрии | 12 |
Введение | 3 |
Параллельность прямых и плоскостей | 16 |
Перпендикулярность прямых и плоскостей | 17 |
Многогранники | 14 |
Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 6 |
Всего: | 68 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются по пятибалльной системе:
«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.
Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).
Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.
Учебно-методическое обеспечение.
- Б.Г. Зив. Геометрия: дидактические материалы для 11 класса. – М.: Просвещение, 2008 – 2016.
- Комплект портретов для кабинета математики (10 портретов).
- Комплект таблиц по математике. 10 класс.
- Примерные программы основного общего образования. Математика. – М.: Просвещение, 2010.
- Программа по геометрии (профильный уровень).10 класс. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. М.: "Просвещение", 2009).
- С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 – 11 классах. – М.: Просвещение, 2008.
- Технические средства: персональный компьютер, принтер.
- Учебник: Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Геометрия (базовый и профильный уровень). 10-11 класс. Просвещение. 2008-2016.
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450). Комплект каркасов стереометрических тел (демонстрационный).
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Срок проведения (неделя) | Тип урока | Результаты знать | обучения уметь |
Некоторые сведения из планиметрии (12 часов). | ||||||
1-4 | Углы и отрезки, связанные с окружностью. | 4 | 1,2 | Комбинированный урок (2 часа) | Теорему об угле между касательной и хордой. Теоремы об отрезках, связанных с окружностью. Углы с вершинами внутри и вне круга. Вписанный четырёхугольник и его свойство. Описанный четырёхугольник и его свойство. | Решать задачи на применение свойств и теорем. |
Обобщение и систематизация знаний (2 часа). | ||||||
5-8 | Решение треугольников. | 4 | 3,4 | Комбинированный урок (2 часа) | Теоремы о медиане, биссектрисе треугольника. Формулы площади треугольника. Формулу Герона. Задачу Эйлера. | Доказывать теоремы. Выводить формулы. Решать задачи на применение теорем и формул. |
Обобщение и систематизация знаний (2 часа). | ||||||
9-10 | Теоремы Менелая и Чевы. | 2 | 5 | Комбинированный урок (2 часа) | Теоремы Менелая и Чевы. | Доказывать теоремы. Применять теоремы для решения задач. |
11-12 | Эллипс, гипербола и парабола. | 2 | 6 | Комбинированный урок (2 часа) | Определения эллипса, гиперболы и параболы. Понятия фокусов эллипса, гиперболы и параболы. Канонические уравнения эллипса, гиперболы и параболы. Свойства эллипса, гиперболы и параболы. | Определять геометрическое место точек на плоскости. Выводить уравнения эллипса, гиперболы и параболы. Определять взаимное расположение эллипса, гиперболы, параболы и других фигур. Применять свойства для решения задач. |
Введение (3 часа). | ||||||
13-15 | Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии. Первые следствия из теорем. | 3 | 7,8 | Урок ознакомления с новым материалом. | Основные понятия стереометрии. Основные аксиомы стереометрии. | Распознавать на чертежах и моделях пространственные формы. Описывать взаимное расположение точек, прямых, плоскостей с помощью аксиом стереометрии. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Параллельность прямых и плоскостей (16 часов). | ||||||
16-19 | Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 4 | 8-10 | Урок ознакомления с новым материалом. | Определение параллельных прямых в пространстве. Теорему о параллельных прямых. Признаки параллельности прямой и плоскости, их свойства. Случаи взаимного расположения прямой и плоскости в пространстве. | Применять аксиомы при решении задач. Анализировать в простейших случаях взаимное расположение прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых. Применять свойства и признаки при решении задач. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Обобщение и систематизация знаний. | ||||||
20-23 | Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между прямыми. Контрольная работа № 1.1 по теме: "Параллельность прямых" (20 минут) | 4 | 10-12 | Урок ознакомления с новым материалом. | Определение и признак скрещивающихся прямых. Случаи взаимного расположения двух прямых в пространстве. Теорему об углах с сонаправленными сторонами. Представление об углах между пересекающимися, параллельными и скрещивающимися прямыми в пространстве. | Распознавать на чертежах и моделях скрещивающиеся прямые. Находить угол между прямыми в пространстве. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Контроль знаний и умений. | ||||||
24-25 | Параллельность плоскостей. | 2 | 12,13 | Урок ознакомления с новым материалом. | Определение, признак и свойства параллельных прямых. | Применять признак и свойства при решении задач. |
Комбинированный урок. | ||||||
26-29 | Тетраэдр и параллелепипед. | 4 | 13-15 | Урок ознакомления с новым материалом. | Элементы тетраэдра и параллелепипеда. Свойства параллелепипеда. Решение задач на построение. | Распознавать на чертежах параллелепипед и тетраэдр. Строить сечение плоскостью, параллельной граням параллелепипеда, тетраэдра. Строить сечения параллелепипеда и тетраэдра плоскостью. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Урок обобщения и систематизации знаний. | ||||||
30 | Контрольная работа № 1.2 по теме: "Параллельность плоскостей" | 1 | 15 | Контроль знаний и умений. | ||
31 | Зачёт № 1 по теме: "Параллельность прямых и плоскостей" | 1 | 16 | Контроль знаний и умений. | ||
Перпендикулярность прямых и плоскостей (17 часов). | ||||||
32-36 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 5 | 16-18 | Урок ознакомления с новым материалом (2 часа). | Определение перпендикулярных прямых. Определение прямой, перпендикулярной к плоскости. Связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорему о прямой, перпендикулярной к плоскости. | Распознавать на моделях перпендикулярные прямые в пространстве. Находить расстояние от точки, лежащей на прямой, перпендикулярной к плоскости. Применять признак при решении задач. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Урок применения знаний и умений. | ||||||
37-42 | Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. | 6 | 19-21 | Урок ознакомления с новым материалом. | Представление о наклонной и её проекции на плоскость. Теорему о трёх перпендикулярах. Определение угла между прямой и плоскостью. Понятие проекции фигуры на плоскость. | Находить наклонную или её проекцию, применяя теорему Пифагора. Применять теорему о трёх перпендикулярах при решении задач. Находить наклонную, её проекцию, длину перпендикуляра и угол наклона. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Урок закрепления изученного материала. | ||||||
Урок применения знаний и умений. | ||||||
Урок обобщения и систематизации знаний. | ||||||
43-46 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 4 | 22,23 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятие двугранного угла, линейного угла двугранного угла, градусной меры двугранного угла. Определение и признак перпендикулярности двух плоскостей. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Многогранные углы и их свойства. Трёхгранные углы. | Строить линейный угол двугранного угла. Находить диагональ куба, знать его ребро, находить угол между диагоналями куба. Применять признак перпендикулярности двух плоскостей к решению задач. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Урок применения знаний и умений. | ||||||
47 | Контрольная работа № 2.1 по теме: "Перпендикулярность прямых и плоскостей" | 1 | 24 | Контроль знаний и умений. | ||
48 | Зачёт № 2 по теме: "Перпендикулярность прямых и плоскостей" | 1 | 24 | Контроль знаний и умений. | ||
Многогранники (14 часов). | ||||||
49-51 | Понятие многогранника. Призма. | 3 | 25,26 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятие многогранника. Элементы многогранника, свойство углов многогранника. Понятие геометрического тела, граничной и внутренней точки, границы, ограниченной и связной фигуры. Теорема Эйлера. Определение призмы. Элементы призмы. Площадь боковой поверхности прямой призмы. Пространственная теорема Пифагора. | Изображать призму, выполнять чертежи по условию задачи. Доказывать теорему Эйлера и пространственную теорему Пифагора. Применять знания о призме при решении задач. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
52-55 | Пирамида. | 4 | 26-28 | Урок ознакомления с новым материалом. | Определение пирамиды, её элементов. Площадь полной поверхности пирамиды. Определение правильной пирамиды и апофемы. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды. Определение усечённой пирамиды. Площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды. | Изображать пирамиду на чертежах. Доказывать теоремы. Применять теоремы к решению задач. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Урок применения знаний и умений. | ||||||
56-60 | Правильные многогранники. | 5 | 28-30 | Урок ознакомления с новым материалом. | Виды симметрии в пространстве. Правильные многогранники. Элементы симметрии правильных многогранников. | Определять центры симметрии, оси симметрии. Распознавать на моделях и чертежах многогранники, выполнять чертежи по условию задачи. Применять симметрию при решении задач. |
Комбинированный урок (2 часа). | ||||||
Урок применения знаний и умений. | ||||||
Урок обобщения и систематизации знаний. | ||||||
61 | Контрольная работа № 3.1 по теме: "Многогранники". | 1 | 31 | Контроль знаний и умений. | ||
62 | Зачёт № 3 по теме: "Многогранники". | 1 | 31 | Контроль знаний и умений. | ||
63-68 | Заключительное повторение курса геометрии 10 класса (6 часов). | 32-34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-138193-1352183679.jpg)
Рабочая программа по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна 11 класс (2 часа)
Рабочая программа по геометрии для 11-го класса к учебнику Л. С. Атанасяну. В рабочей программе представлено поурочное планирование, контрольные работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-306281-1380580986.jpg)
рабочая программа по геометрии по учебнику И.М.Смирновой и В.А.Смирнова, 7 класс
рабочая программа составлена с учётом методических рекомендаций к учебнику "Геометрия" авторов И.М.Смирновой и В.А.Смирнова для 7 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/01/picture-306281-1380580986.jpg)
рабочая программа по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс
рабочая программа по геометрии для классов с углубленным изучением математики по учебнику Атанасяна Л.С.( 3 часа в неделю), 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-266124-1371144882.jpg)
Рабочая программа по геометрии к учебнику Геометрия 7, авторов А. Г. Мерзляк и В. Б. Полонский
Рабочая программа по геометрии разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учётом требований федерального компонента государственного стандарта обще...
Рабочая программа по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ]
Рабочая программа по геометриик учебнику «Геометрия 7-9 классы» (базовый уровень)/[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, и др. ] Составитель: Возняк Светлана Алексеевна Статус...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/21/picture-545137-1461259195.jpg)
Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по геометрии .по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. "Геометрия", 10–11 класс для детей, обучающихся на дому
Рабочая программа по геометрии для 10 класса (обучение на дому) рассчитана на 1 час в неделю. Программа разработана:в соответствии с Приказом Министерства образовани...