рабочая программа по геометрии 11 класс Атанасян
рабочая программа по геометрии (11 класс) на тему

Тонова Анжелика Геннадьевна

КТП.ю знать, уметь

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Суворова»

Утверждена на Педагогическом Совете                                             Утверждаю

МКОУ «СОШ №1 г. Суворова»

Протокол №      от                 г.                            Директор школы: __________

                                                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

11 класс

(профильный, социально-гуманитарный)

Всего по программе 68 ч., 2 ч. в неделю.

                                       Составитель:

                                                                                      Тонова Анжелика Геннадьевна

                                                     учитель математики

                                                                                      первой квалификационной категории                                                

                                                                                                     

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа реализуется в профильном социально-гуманитарном классе на базовом уровне.

Программа составлена на основе следующих материалов:

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,

- примерной программы по математике основного общего образования,

- авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,

Представленная программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 10 класса средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

      Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.

Изучение предмета в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: 

  • формирование представлений об идеях и методах геометрии; о геометрии как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
  • Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Особенности изучения геометрии в старших классах

Цель изучения курса геометрии в 10-11 классах - систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.

Курсу присущи систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в неполной средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхности имеют большую практическую значимость.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Типовая государственная программа по математике в 11 классе рассчитана на 5 часов в неделю, 170  часов в год. В соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ №1 г. Суворова» в 11 классе выделено 5 часов в неделю, 170 часов в год (3 часа в неделю – алгебра и начала анализа, 2 часа в неделю – геометрия). Таким образом, на преподавание геометрии отведено всего 68 часов.

                     

УМК включает в себя:

Основной учебник:

Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. /Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. / «Просвещение». Москва. 2015 г.

Методические пособия для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по математике. М. «Дрофа», 2013г.

  1. Программы общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2013 год;

  1. Рабочие программы по геометрии: 7-11 классы / Сост. Н. Ф. Гаврилова. – М.:ВАКО, 2014г.

         В авторскую программу изменений внесено не было.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения математики  в старшей школе ученик должен

знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
  • возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

В результате изучения курса геометрии учащиеся 11 класса должны

            уметь:

  • понимать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
  • понимать стереометрические чертежи;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
  • строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Содержание учебного материала

  1. Метод координат в пространстве. Координаты и векторы (15 часов)

     Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.

 

  1. Тела и поверхности вращения. Цилиндр, конус и шар (17часов)

     Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

  1.  Объемы тел и площади их поверхностей (23часа)

 Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.

  1. Повторение курса геометрии за 10 класс (13часов)



Поурочное планирование по геометрии в 11 классе

2ч в неделю, всего 68ч., к учебнику Л. С. Атанасян и др.

уро

ка

Дата

Тема урока

Ключевые компетенции

Примеча

ния

  1. Метод координат в пространстве (15часов)

1

1 полуг.

Прямоугольная система координат в пространстве

Знать: понятия прямоугольной системы координат в пространстве, координат точки

Уметь: решать задачи по теме

Координаты точки и координаты вектора 7ч

2

Координаты вектора

Знать: понятие координат вектора в данной системе координат, формулу разложения вектора по координатным векторам, правила сложения, вычитания и умножения вектора на число, понятие равных векторов

Уметь: решать задачи по теме

3

Решение задач на применение координат вектора

Знать:  понятие координат вектора в данной системе координат, формулу разложения вектора по координатным векторам, правила сложения, вычитания и умножения вектора на число, понятие равных векторов

Уметь: решать задачи по теме

4

Связь между координатами векторов и координатами точек

Знать: понятие радиус-вектора произвольной точки пространства, формулы для нахождения координат вектора по координатам точек конца и начала вектора.

Уметь: решать задачи по теме

5

Простейшие задачи в координатах

Знать: формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками

Уметь: решать задачи по теме

6

Решение задач по теме «Простейшие задачи в координатах»

Знать: понятие координат вектора в данной системе координат, формулу разложения вектора по координатным векторам, правила сложения, вычитания и умножения вектора на число, понятие равных векторов; формулы для нахождения координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками

Уметь: решать задачи по теме

7

Самостоятельная работа «Координаты точки и координаты вектора»

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

8

Анализ с.р. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

Знать: понятия угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулы нахождения угла между векторами по их координатам и формулы скалярного произведения, основные свойства скалярного произведения.

Уметь:  решать задачи по теме

Скалярное произведение векторов 4ч

9

Решение задач на применение скалярного произведения векторов

Знать: понятия угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулы нахождения угла между векторами по их координатам и формулы скалярного произведения, основные свойства скалярного произведения

Уметь: решать задачи по теме

10

Вычисление углов между прямыми и плоскостями

Знать: алгоритм вычисления углов между прямыми и плоскостями

Уметь: решать задачи по теме

11

Решение задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями

Знать: алгоритм вычисления углов между прямыми и плоскостями

Уметь: решать задачи по теме

12

Центральная симметрия. Осевая симметрия. Зеркальная симметрия

Знать: понятие движения пространства, основные виды движений, определения центральной, осевой и зеркальной симметрии, Уметь: решать задачи по теме

 Движения 3ч

13

Параллельный перенос

Знать: определение параллельного переноса

Уметь: решать задачи по теме

14

Обобщающий урок по теме

«Метод координат в пространстве»

Знать: понятия угла между векторами и скалярного произведения векторов, формулы нахождения угла между векторами по их координатам и формулы скалярного произведения, основные свойства скалярного произведения

Уметь: решать задачи по теме

15

Контрольная работа №1 «Скалярное произведение векторов. Движения»

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

  1. Цилиндр, конус и шар (17 часов)

16

Анализ к.р. Понятие цилиндра

Знать: понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов

Уметь: решать задачи по теме

Цилиндр 3ч

17

Площадь поверхности цилиндра

Знать: понятие развертки боковой поверхности цилиндра, формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра

Уметь: решать задачи по теме

18

Решение задач по теме «Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра»

Знать: понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов; понятие развертки боковой поверхности цилиндра, формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра

Уметь: решать задачи по теме

19

Понятие конуса

Знать: понятия конической поверхности, конуса и его элементов, сечения конуса

Уметь: решать задачи по теме.

Конус 4ч

20

Площадь поверхности конуса

Знать: понятие развертки боковой поверхности конуса, формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса

Уметь: решать задачи по теме

21

Усечённый конус

Знать: понятия усеченного конуса и его элементов, сечения усеченного конуса

Уметь: решать задачи по теме

22

Решение задач по теме «Конус»

Знать: понятия конической поверхности, конуса и его элементов; развертки боковой поверхности конуса, формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, сечения конуса и усеченного конуса

Уметь: решать задачи по теме

23

Сфера и шар. Уравнение сферы

Знать: понятия сферы и шара и их элементов; уравнения поверхности

Уметь: решать задачи по теме

Сфера 4ч

24

Взаимное расположение сферы и плоскости

Знать: три случая взаимного расположения сферы и плоскости, понятия касательной плоскости к сфере, точки касания

Уметь: решать задачи по теме

25

Касательная плоскость к сфере

Знать: три случая взаимного расположения сферы и плоскости, понятия касательной плоскости к сфере, точки касания, свойство и признак касательной плоскости к сфере

Уметь: решать задачи по теме

26

Площадь сферы

Знать: понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник, формулу площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

27

Решение задач на различные комбинации тел

Знать: понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов; понятие развертки боковой поверхности цилиндра, формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра; понятия конической поверхности, конуса и его элементов; развертки боковой поверхности конуса, формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, сечения конуса и усеченного конуса; понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник, формулу площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

Решение задач 6ч

28

Решение задач на многогранники, цилиндр

Знать: понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов; понятие развертки боковой поверхности цилиндра, формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра; понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник, формулу площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

29

Решение задач на  конус, шар

Знать: понятия конической поверхности, конуса и его элементов; развертки боковой поверхности конуса, формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, сечения конуса и усеченного конуса; понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник, формулу площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

30

Урок обобщающего повторения по теме «Цилиндр, конус и шар»

Знать: понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов; понятие развертки боковой поверхности цилиндра, формулы для вычисления боковой и полной поверхности цилиндра; понятия конической поверхности, конуса и его элементов; развертки боковой поверхности конуса, формулы для вычисления боковой и полной поверхности конуса и усеченного конуса, сечения конуса и усеченного конуса; понятия сферы, описанной около многогранника и вписанной в многогранник, формулу площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

31

Контрольная работа №2 по теме

 «Цилиндр, конус, шар»

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

32

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Уметь: анализировать свои ошибки, обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

  1. Объёмы тел. (23 часа)

33

Понятие объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда

Знать: понятие объема, свойства объемов, теорему и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда

Уметь: решать задачи по теме

Объём прямоугольного параллелепипеда 3ч

34

 Объём прямоугольного параллелепипеда

Знать: теорему и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда

Уметь: решать задачи по теме

35

2 полугодие

Решение задач по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Знать: понятие объема, свойства объемов, теорему и следствие об объеме прямоугольного параллелепипеда

Уметь: решать задачи по теме

36

Объём прямой призмы

Знать: теорему об объеме прямой призмы

Уметь: решать задачи по теме

Объём прямой призмы и цилиндра 3ч

37

Объём цилиндра

Знать: теорему об объеме цилиндра

Уметь: решать задачи по теме

38

Решение задач на вычисление объёмов прямой призмы и цилиндра

Знать: теорему об объеме прямой призмы и цилиндра

Уметь: решать задачи по теме

39

Вычисление объёмов тел с помощью определённого интеграла

Знать: основную формулу для вычисления объемов тел

Уметь: решать задачи по теме

Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса 9ч

40

Объём наклонной призмы

Знать: теорему об объеме наклонной призмы

Уметь: решать задачи по теме

41

Объём пирамиды

Знать: теорему об объеме пирамиды

Уметь: решать задачи по теме

42

Объём усеченной пирамиды

Знать формулу объема усеченной пирамиды

 Уметь: решать задачи по теме

43

Решение задач на вычисление объёма пирамиды

Знать: теорему об объеме пирамиды, формулу объема усеченной пирамиды

Уметь: решать задачи по теме

44

Объём конуса

Знать: теорему об объеме конуса, формулу объема усеченного конуса

Уметь: решать задачи по теме

45

Объём конуса. Решение задач

Знать: теорему об объеме конуса, формулу объема усеченного конуса

Уметь: решать задачи по теме

46

Урок обобщающего повторения по теме «Объем пирамиды и конуса»

Знать: теорему об объеме пирамиды, формулу объема усеченной пирамиды; теорему об объеме конуса, формулу объема усеченного конуса

Уметь: решать задачи по теме

47

Контрольная работа №3 «Объёмы призмы, пирамиды, цилиндра, конуса»

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

48

Анализ к.р. Объём шара

Знать: теорему об объеме шара

Уметь: решать задачи по теме

Объём шара и площадь сферы 8ч

49

Объёмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора

Знать: определения шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора; формулы для вычисления объемов частей шара

Уметь: решать задачи по теме

50

Объём шара. Решение задач

Знать: теорему об объеме шара

 Уметь: решать задачи по теме

51

Объёмы шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора. Решение задач

Знать: определения шарового сегмента, шарового слоя, шарового сектора; формулы для вычисления объемов частей шара

Уметь: решать задачи по теме

52

Площадь сферы

Знать: вывод формулы площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

53

Решение задач на вычисление площади сферы

Знать: вывод формулы площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

54

Обобщающий урок по теме «Объём шара и площадь сферы»

Знать: теорему об объеме шара; формулы для вычисления объемов частей шара;  формулу площади сферы

Уметь: решать задачи по теме

55

Контрольная работа №4 «Объём шара и площадь сферы»

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

  1. Повторение  (13 часов)

56

Анализ к.р. Аксиомы стереометрии и их следствия. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

57

Параллельность прямых, прямой и плоскости. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

58

Угол между прямыми. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

59

Параллельность плоскостей. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

60

Построение сечений в тетраэдре и параллелепипеде

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

61

Теорема о трёх перпендикулярах. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

62

Площадь поверхности и объём призмы. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

63

Площадь поверхности и объём пирамиды. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

64

Площадь поверхности и объём цилиндра. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

65

Площадь поверхности и объём конуса. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

66

Площадь поверхности сферы и объём шара. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

67

Векторы в пространстве. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач

68

Метод координат в пространстве. Решение задач

Уметь обобщать и систематизировать знания по пройденным темам и использовать их при решении примеров и задач


Продолжительность реализации учебной программы по геометрии

Тема

Кол-во часов

Из них контрольные работы

Метод координат в пространстве

15

1

Цилиндр, конус и шар

17

1

Объёмы тел

23

2

Повторение за курс 10-11 классов

13

Итого

68

4

Список литературы и УМК

Основной учебник:

Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. /Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. / «Просвещение». Москва. 2015 г.

Методические пособия для учителя:

Основной учебник:

Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. /Л.С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. / «Просвещение». Москва. 2015 г.

Методические пособия для учителя:

  1. Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по математике. М. «Дрофа», 2013г.
  2. Программы общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Москва «Просвещение», 2013 год;
  3. Рабочие программы по геометрии: 7-11 классы / Сост. Н. Ф. Гаврилова. – М.:ВАКО, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....