Программа дополнительного образования 7 класс. Практикум по математике
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему
Программа дополнительного образования 7 класс. Практикум по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_7_klass._praktikum_po_matematike.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются его ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. В ходе решения задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Важным моментом современного образования является внедрение профильного обучения в старших классах. Однако, чтобы выбор дополнительной учебной деятельности в старших классах оказался надежным, а работа по углублению изучения предмета успешной, необходима тщательно продуманная и организованная система до профильной подготовки, система учебно-воспитательных мер, помогающих каждому учащемуся «найти себя», избрать интересные и посильные ему занятия, активно развивать свои способности. Для этого и нужна внеклассная работа по математике в средних звеньях школы. Программа дополнительного образования естественно-научной направленности «Практикум по математике» предназначена именно для учащихся 7 класса. Материал занятий базируется на общеобразовательном математическом материале курса математики.
Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок и т. п., хотя и они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: проблемным изложением, постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решения проблемной ситуации и другими разработанными в методике математики приемами формирования познавательного интереса к математике.
Цели курса:
- повышение уровня умения решать текстовые задачи,
- развитие мышления и математических способностей учащихся,
- расширение знаний учащихся
Задачи курса:
- развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
- расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математике в различных областях и отраслях;
- расширение знаний учащихся о культурно-исторической ценности математики; разностороннее развитие личности;
- осуществление индивидуализации и дифференциации; научить решать задачи любой сложности;
- помочь оценить ученику свои возможности и способности с точки зрения образовательной перспективы.
Рабочая программа курса для учащихся 7 классов составлена на основе:
- Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования (утверждено приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;
-Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 №03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательная программа МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2016-2017 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СШ № 51 г. Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).
Данный курс рассчитан на 35 часов, предполагает решение задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, план занятий. Занятия делятся на две части: задачи, решаемые с учителем, и задачи, подобранные или составленные учениками самостоятельно. Формы учебных занятий: объяснение, практические работы, творческие задания. Разнообразный дидактический материал позволяет отобрать задачи для учащихся с разной степенью подготовки. Все это позволяет прививать интерес к предмету, расширить учебный материал, научить решать задачи различного уровня сложности.
Содержание программы
- Методы решения математических задач ( 23 часа )
Математическая и геометрическая модели задач. Составление задачи по её заданной модели. Решение задач методами уравнивания и частей. Совместное применение обоих методов. Метод обратного хода. Метод аналогии при решении задач на движение и на совместную работу. Метод перебора, проб и ошибок. Переход от решения задачи перебором к её аналитическому решению. Способ приведения к единице. Задачи на деление числа в данном отношении и на пропорциональное деление. Решение составных задач. Разложение составной задачи на простые. Аналитико-синтетический метод решения составной задачи. Решение задач уравнением. Комбинированное применение арифметических и алгебраических методов решения задач.
- Логические задачи и математические игры (11 часов )
Принцип Дирихле и круги Эйлера, их применение при решении задач. Правило крайнего в задачах на доказательство. Задачи на раскраску. Раскраска, как метод решения задач. Логические задачи. Методы решения логических задач: перебор, графы, логический квадрат, двойной логический квадрат.
Математические игры. Применение метода обратного хода, свойств симметрии, чётности и нечётности в нахождении выигрышной стратегии в математических играх.
3.Обобщающее занятие (1 час)
Основные требованияк программе курса:
1. связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
2. использование занимательности;
3. использование исторического материала;
4. решение нестандартных, олимпиадных задач;
Календарно-тематический план
Тема занятия | Кол-во часов | По плану | Фактически | |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
2 | Аналитическая и геометрическая модели задач | 1 | ||
3-4 | Методы уравнивания и частей | 2 | ||
5-6 | Метод обратного хода | 2 | ||
7-8 | Задачи на совместное применение различных методов | 2 | ||
9-10 | Метод аналогии при решении задач на движение и на совместную работу | 2 | ||
11-13 | Метод перебора и способ приведения к единице | 3 | ||
14-16 | Задачи на деление числа в данном отношении и на пропорциональное деление | 3 | ||
17-20 | Методы решения составных задач. Аналитико- синтетический метод | 4 | ||
21-24 | Решение задач с помощью уравнения. Метод математического моделирования | 4 | ||
25-26 | Логические задачи. Логический квадрат | 2 | ||
27-28 | Графы. Применение графов при решении задач | 2 | ||
29 | Принцип Дирихле и его применение в задачах | 1 | ||
30-31 | Решение задач с помощью кругов Эйлера | 2 | ||
32-33 | Математические игры. Выигрышные стратегии | 2 | ||
34 | Приёмы нахождения выигрышных стратегий | 1 | ||
35 | Обобщающее занятие | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся:
- Уметь строить геометрическую модель задачи по её аналитической модели, составлять текст задачи по её заданной модели.
- Знать методы решения задач: уравнивания, частей, обратного хода, перебора, аналогии. Решать задачи на совместное применение этих методов. Знать метод решения задач на совместную работу.
- Уметь разлагать составную задачу на простые и из простых задач комбинировать составную. Владеть аналитико-синтетическим методом решения составных задач.
- Уметь решать задачи уравнением. Иметь навык комбинированного применения арифметических и алгебраических способов решения составной задачи.
- Владеть принципом Дирихле. Знать приёмы решения логических задач.
- Иметь понятия о способах нахождения выигрышных стратегий в математических играх.
- Овладение коммуникативными, проектными, исследовательскими компетенциями.
Литература:
- Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
2) Э.Н. Балаян. Готовимся к олимпиадам по математике. 7-8 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2012
3) Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Книга для учащихся 5-8 классов. М. Просвещение, 1998
4) АльховаЗ.Н.,Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Пособие для учителя Изд-во «Лицей»,2002
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №51 г. Липецка
Рассмотрено на заседании МО учителей _________________________ от 26.09 16 г. протокол № _1__ Руководитель МО ________/Е.П Азарина/ | Согласовано на заседании методического совета от 26.09.16 г. протокол № 1 Руководитель МС ______/ Н. Д. Покачалова / | Утверждено Приказ от 29.09.16 г. № 143 Директор МАОУ СШ №51 ________/ С. В. Бедрова / |
Дополнительная программа
практикум по математике
(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения)
Естественно- научное направление
(направление)
2016-2017 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила Полянских Светлана Николаевна, учитель математики, стаж 24 года.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу, стаж, квалификационная категория)
Липецк
2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по математике "Математика - методы решения" 10-11класс
Программа " Математика - методы решений " ориентирована на интеллектуальное развитие учащихся, формирование качества мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для проду...
Программа дополнительного образования детей с ОВЗ. Математика в жизни. 9 класс.
Математическое образование учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а особенно учащихся школ 7-8 вида, имеет ряд особенностей. Прежде всего, оно должно быть ориентировано на индивидуализац...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Гимнастика ума» математика.(3год обучения)
Программа позволит систематизировать и обобщить ключевые темы курса математики, приобрести опыт в решении более сложных задач. Поможет учащим...
Программа дополнительного образования по математике в 11 классе "Математика для увлеченных"
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретённых знаний, и его цель – углубить теоретический багаж выпускника и сформировать у него прочные навыки применения этих знаний, как в станда...
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к ОГЭ по математике"
Программа дополнительного образования по математике "Готовимся к основному государственному экзамену по математике" рассчитанна на 1 год обучения, предназначена учителям математики.Занятия ц...
Рабочая программа дополнительного образования "Практикум по математике" 8 класс.
Рабочая программа составлена для дополнительного образования с учетом учебного плана на 78 часов. для 8 класса....
Программа дополнительного образования по математике «Профильная математика» для учащихся 9 классов
Программы дополнительного образования по математике играют важную роль в углубленном изучении математики в основной школе и в системе профильного обучения на старшей ступени школы.Без базовой математи...