Конспект урока математики (геометрия) по теме "Решение треугольника", 9 класс
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему

Мищенко Галина Александровна

Данная разработка представляет собой конспект урока математики по теме "Решение треугольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx144.91 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

  1. ФИО: Мищенко Галина Александровна
  2. Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №51» Вахитовского района г. Казани
  3. Должность: учитель математики
  4. Предмет: математика (геометрия)
  5. Класс: 9
  6. Тема урока: Решение треугольников
  7. УМК: «Геометрия 7 – 9» Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: Решение треугольников

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать изученное на предыдущих уроках;
  • закрепить алгоритмы решения основных типов задач по теме; совершенствовать навыки применения теорем синусов и косинусов и их следствий;
  • проконтролировать степень усвоения материала; продолжить работу по развитию мыслительной деятельности – выделять главное, ставить и разрешать проблемы, сравнивать и строить аналогии;
  • способствовать  развитию логического мышления учащихся, навыки самостоятельной работы и работы в группе;
  • воспитание интереса к предмету.

Задачи:

-образовательные (формирование познавательных УУД): научить в процессе реальной ситуации выдвигать гипотезы по решению поставленной проблемы и находить ответы на поставленные вопросы; осмысленно читать, извлекать нужную информацию из предложенного материала; осознанно владеть общими приемами при решении на определение вида треугольника.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; выбирать задачи из числа предложенных.

- развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, читать и записывать информацию в виде различных математических моделей; умения  планировать действия в соответствии с поставленной задачей; выбирать способ решения в зависимости от конкретных условий; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности; развивать внимание;

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

  • Оборудование:
  • учебник, таблицы Брадиса, презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал, рулетки
  • Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
  • Методы обучения: словесные, частично-поисковые, практические, наглядные, самостоятельные.

Организационный момент.

Вводная беседа учителя: 

Наш сегодняшний урок я хотела бы начать великого итальянского ученого Галилео Галилея: “Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать”. Другой мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. «Клетка» геометрии это фигура ________. Эта фигура так же неисчерпаема, как и Вселенная».

Вопрос: Как вы считаете, какая фигура является «клеткой» геометрии?

Ответ: Треугольник

Актуализация опорных знаний учащихся.

Действительно треугольник очень «популярная» фигура в геометрии. Существует множество утверждений теорем связанных именно с этой фигурой. В геометрии существует выражение «Решить треугольник».

Вопрос: Как вы считаете, что означает эта фраза?

Ответ: Это значит, что нужно решить задачу, в которой по трем заданным элементам треугольника (длинам его сторон, или градусным мерам его углов) вычислить другие искомые элементы этой фигуры. Решая задачи такого типа, мы говорим «решаем треугольник»

И прежде чем приступить к решению различных  задач,  нам необходимо вспомнить основные геометрические понятия и определения, без которых решение треугольников невозможно. Для этого применим структуру «подумай – обсуди - дай ответ». Начнем работу в группах  (каждая группа получает индивидуальное задание):

Групповая работа

Задание для 1 группы

Разделитесь на пары. Перед вами 15 нумерованных карточек, на которых представлены разные формы записи геометрических теорем. Сгруппируйте их по общему признаку. Каждая пара сама выбирает для работы конкретную теорему. Связывает между собой словесный, аналитический и наглядный способ представления одной и той же теоремы. Ответ оформляется в виде творческой работы на листе формата А3. Не забудьте подписать работы. В конце будет небольшая презентация работы. Распределите обязанности в паре. Обсудите вопросы презентации работы. Удачной работы

1 . Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.

2. Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

3. В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

4. Площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон на синус угла между ними.

5. Сумма всех углов треугольника равна 180°.

6. теорема Пифагора.

7. теорема о сумме углов треугольника.

8. теорема синусов.

9. теорема косинусов.

10. теорема о площади треугольника

11.    

12.  

13.  

14.

15.  

16.  

http://edu.glavsprav.ru/_static/info/teorema-sinusov.png

17.        

C:\Users\35\Desktop\cos 1.png

18.

C:\Users\35\Desktop\теорема cos.png

19.

C:\Users\35\Desktop\теорема пиф.png

20.

C:\Users\35\Desktop\теорема о сумме углов треу.png

Задание для 2 группы

Разделитесь на пары. Перед вами наглядно представлена задача. Также предложено несколько вариантов ее решения. Задача пары проанализировать предложенные решения. Найти правильные варианты решения и ошибочные. Исправить ошибки и назвать теоремы, которые были использованы при решении. Ответ оформляется в виде творческой работы на листе формата А3. Не забудьте подписать работы. В конце будет небольшая презентация работы. Распределите обязанности в паре. Обсудите вопросы презентации работы. Удачной работы

В треугольнике заданы сторона  b и углы . Найдите другие стороны треугольника и .

C:\Users\35\Desktop\задача.png

Предложенные варианты решения задачи:

№1

2.

3.

№2

  1.  

№3

2. ;

3.

     

     

     

№4

2. ;

3.

     

Задание для 3 группы

Разделитесь на пары. Перед вами словесные формы теорем синусов и косинусов. Используя эти теоремы,  нужно записать формулы для нахождения следующих элементов предложенного треугольника. Каждая пара сама выбирает, какие элементы она хотела бы выразить. Ответ оформляется в виде творческой работы на листе формата А3. Не забудьте подписать работы. В конце будет небольшая презентация работы. Распределите обязанности в паре. Обсудите вопросы презентации работы. Удачной работы

http://edu.glavsprav.ru/_static/info/teorema-sinusov.png

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Презентация проектной работы групп.

Для 1 группы:

Группы карточек:№1,№8,№12,№16

                               №2,№9,№15,№18

                               №3,№6,№14,№19

                               №5, №7,№13,№20

Для 2 группы:

№1,№3 – верные решения

№2, №4 – неверные решения

Для 3 группы:

Выполняя задания в группах, мы также вспомнили основных типы задач на решение треугольника. Внимание на экран

Основные виды задач на решение треугольника

I вид – по стороне и двум углам

Дано:  ,
Найти:
¸ b, с.
Решение:

По теореме о сумме углов треугольника:

=180° - (α+β);

По теореме синусов:

Или по теореме косинусов:

 II вид – по двум сторонам и углу между ними.

C:\Users\35\Desktop\21.png

Дано: a, b, .
Найти:c,
α¸ β¸.
Решение:

По теореме косинусов:

Находим α:

Или по теореме синусов:

Используем таблицу значений косинуса или синуса находим α.

По теореме о сумме углов треугольника:

β =180°-α+

III вид – по трем сторонам

C:\Users\35\Desktop\24.png

 

Дано: а, в, с.
Найти:
α¸ β¸.
Решение: 

По теореме косинусов:


Первичное усвоение материала

Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. 
Д. Пойа

  1. Физ минутка: работа с рулеткой по измерению сторон треугольника

1 группа: вершинами которого являются точки - центры столов, за которыми они сидят

2 группа: вершинами которого являются точки выделенные цветными магнитиками на доске

3 группа: вершинами которого являются точки выделенные цветными магнитиками на стене

Все данные зафиксировать себе в тетрадь

Закрепление изученного материала

Работа у доски. Наглядная модель задачи - обсуждение плана решения- решение (вызвать ученика)

От теории перейдем к практике:

  1. Найти сторону АВ , если АС=120м, ,
  2. Угол при вершине D трапеции ABCD с основаниями AD и BC равен 60o. Найдите диагонали трапеции, если AD = 10, BC = 3 и CD = 4.

Решение задач в группах:

Задача № 1.   Пожарная лестница, стоящая на машине, может быть выдвинута на 20 м, а её крутизна может достигать 700. Основание лестницы находится на высоте 2 м. До какого этажа можно по ней добраться, если высота этажа 3 м?

img5

img74

Задача № 2.   Спортивный самолёт летит по замкнутому треугольному маршруту. Два угла этого треугольника равны 600 и 1000. Сторону, лежащую против третьего угла, он пролетел за 1 час. За сколько времени он пролетит весь маршрут, сохраняя постоянную скорость?

img6

img75
Решение
img76

img77

Ответ: за 4 часа самолёт пролетит весь маршрут.

Задача № 3.  Найдите длину отрезка, в концы которого упираются ножки циркуля-измерителя, длиной 15 см, если они образуют угол в 300.

img7

img78
Решение
img79
Ответ: 7,8 см.

Домашнее задание

№1 Найдите углы треугольников стороны  которых вы замерили рулеткой

Рефлексия

Ребята, что узнали на уроке нового, как работал каждый из вас. Где на уроке почувствовали неуверенность, что показалось сложным.  Ребята предлагаю сейчас  каждому из вас  высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …
  10.  я попробую…
  11.  меня удивило…
  12.  урок дал мне для жизни…
  13.  мне захотелось…

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» Вахитовского района г. Казани, Республика Татарстан Урок геометрии на тему: «Решение треугольников» Учитель математики Г. А.Мищенко

Слайд 2

Цели урока: обобщить и систематизировать изученное на предыдущих уроках; закрепить алгоритмы решения основных типов задач по теме; совершенствовать навыки применения теорем синусов и косинусов и их следствий; проконтролировать степень усвоения материала; продолжить работу по развитию мыслительной деятельности – выделять главное, ставить и разрешать проблемы, сравнивать и строить аналогии; способствовать развитию логического мышления учащихся, навыки самостоятельной работы и работы в группе; воспитание интереса к предмету.

Слайд 3

Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать . Галилео Галилей

Слайд 4

Вставь пропущенное слово

Слайд 5

Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. «Клетка» геометрии это фигура ________. Эта фигура так же неисчерпаема, как и Вселенная . Георг Фридрих Бернхард Риман

Слайд 6

Мы говорим «решаем треугольник». Это значит, что нужно решить задачу, в которой по трем заданным элементам треугольника (длинам его сторон, или градусным мерам его углов) вычислить другие искомые элементы этой фигуры

Слайд 7

Подумай – обсуди – дай ответ 1 группа 2 группа 3 группа УДАЧНОЙ РАБОТЫ

Слайд 8

Т еорема Пифагора. Т еорема о сумме углов треугольника . Т еорема синусов. Т еорема косинусов. Т еорема о площади треугольника

Слайд 9

Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Слайд 10

Теорема о сумме углов треугольника Сумма всех углов треугольника равна 180°.

Слайд 11

Теорема синусов Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.

Слайд 12

Теорема косинусов. Квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

Слайд 13

Теорема о площади треугольника Площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон на синус угла между ними.

Слайд 14

В треугольнике заданы сторона b и углы . Найдите другие стороны треугольника и . Определи верное решение задачи Решение № 1 Решение № 2 Решение № 3 Решение № 4

Слайд 15

2 . 3. Решение № 1 Верное решение

Слайд 16

2 . 3. Решение № 2 Неверное решение 1.

Слайд 17

2 . 3. Решение № 3 Верное решение

Слайд 18

2 . 3. Решение № 4 Неверное решение

Слайд 19

Вырази искомые элементы треугольника через заданные ? ? ?

Слайд 20

Вырази искомые элементы треугольника через заданные Теорема косинусов

Слайд 21

Вырази искомые элементы треугольника через заданные Следствия из теоремы косинусов:

Слайд 22

Вырази искомые элементы треугольника через заданные Следствия из теоремы синусов:

Слайд 23

Основные виды задач на решение треугольника I вид по стороне и двум углам

Слайд 24

Основные виды задач на решение треугольника II вид: по двум сторонам и углу между ними.

Слайд 25

Основные виды задач на решение треугольника III вид: по трем сторонам

Слайд 26

Умение решать задачи - такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. Д. Пойа

Слайд 27

1. Найти сторону АВ треугольника АВС , если АС=120м, а углы А и С равны 45 и 60 градусов соответственно. 2. Угол при вершине D трапеции ABCD с основаниями AD и BC равен 60 o . Найдите диагонали трапеции, если AD = 10, BC = 3 и CD = 4. РЕШАЕМ ЗАДАЧИ

Слайд 28

1 группа: вершинами треугольника являются точки - центры столов, за которыми они сидят 2 группа: вершинами треугольника являются точки выделенные цветными магнитиками на доске 3 группа: вершинами треугольника являются точки выделенные цветными магнитиками на стене Все данные зафиксировать себе в тетрадь Физкульт . минутка: работа с рулеткой по измерению сторон треугольника

Слайд 29

Решение задач в группах

Слайд 30

Домашнее задание Найдите углы треугольников, стороны которых вы замерили рулеткой

Слайд 31

Заголовок слайда Текст слайда С егодня я узнал ………….. Мне было интересно …………. Для меня было трудно ……….. Теперь я могу ……………. Я научился ……………. У меня получилось …………… РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 32

Заголовок слайда Текст слайда То, что не убьет нас сегодня, завтра сделает нас сильнее Фридрих Ницше Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по геометрии "Признаки равенства треугольников" 7 класс

Обобщающий урок по теме "Признаки равенства треугольников" проводится в форме дидактической игры "Лучший следопыт в облати геометрии"...

Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс

Конспект урока по геометрии(Треугольная пирамида). 10 класс...

Конспект урока по геометрии на тему: "Треугольники". Повторение

Повторение. Треугольники. Урок первый: виды треугольников по углам, виды треугольников по сторонам, медиана, биссектриса , высота, сумма углов треугольника, внешний угол треугольника....

Конспект урока математики (геометрии) в 5 классе «Построение ломаной по заданным длинам отрезков».

Данный материал предназначен для учителей специальных (коррекционных) школ V вида....

Конспект урока математики (геометрии) в 5 классе «Периметр прямоугольника».

Конспект разработан для учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида с использованием мультимедийной установки....

План-конспект урока по геометрии "Свойства равнобедренного треугольника" 7 класс

Урок обобщения и закрепления  полученных знаний. Урок работы на готовых чертежах....