Рабочая программа курса «Решение практических задач по математике». 11 класс.
рабочая программа по математике на тему

Купава Галина Петровна

Рабочая программа курса «Решение практических задач по математике». 11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное     казенное   общеобразовательное    учреждение

«Горная   средняя    школа»

                                                                                                

662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.

Тел. 94-2-71, 94-3-43. Email: NIL2008@yandex.ru

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Мельниченко О. М./___________/

Протокол №__ от

«__».____________20__ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

Шумилова Н.Н/_______________/

 «___»____________20__ г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Горная СШ»

Коваленко Л.В./___________/

 Приказ № ___от

«___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                   _курс   «Решение практических задач по математике»    

название учебного курса для изучения которого написана программа

_11  класс

указание параллели, класса, где реализуется  программа

-

____________Купава Г.П. первая кк________

фамилию, имя и отчество разработчика программы, квалификационная категория

                                                                               п. Горный

                                                                          2016- 2017 учебный год

Пояснительная записка.

                    Программа курса представлена для повышения уровня математической    

            подготовки учащихся 11 класса.

Программа курса разработана на основе нормативных правовых документов: примерной программы среднего(полного)общего образования по математике, на основе федерального базисного учебного плана образовательного учреждения

        Данный курс «Решение практических задач по математике» поддерживает изучение основного курса математики и способствует лучшему  усвоению  базового  курса  математики.  

Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

Занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.

 Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Решение текстовых задач приучает детей к первым абстракциям, позволяет воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.

          Изучение  тем     «Модуль числа»  и  «Проценты»  проходят  на  первом  этапе основной школы, поэтому  ученики  в  силу  своих  возрастных  особенностей  не  могут  получить  полноценное  представление  о модулях  и о  процентах, тем  более  об их  роле  при решении  различных  видов  уравнений и  неравенств, а так  же при  решении  задач  процентного  содержания.  Жизнь в современном обществе  требует  знаний  о  банковских  операциях,  тарифах, штрафах.  Решение задач применяется для того, чтобы показать широту применения в  жизни  такого  простого и известного  математического  аппарата,  как  процентные  вычисления.  

Стоит  отметить, что  навыки при решении тригонометрических, показательных и логарифмических  уравнений   и  неравенств  и  решение задач  необходимы  каждому  ученику.

           Познавательный  интерес  курса  будет  способствовать  не  только   выработке  умений  и  закреплению  навыков, но и формированию  устойчивого  интереса  к  предмету,  выявления и развития  математических  способностей,  ориентацию   на профессии,  существенным  образом  связанные  с  математикой.

     

Цели   курса:

  • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
  • изучение  современных  нестандартных   методов  решения;
  • развитие  логического  мышления, пространственного   воображения.  
  •  научить анализировать текстовые задачи, разбивать их на составные части;
  • повысить культуру решения задач;
  • развить математические знания, необходимые для применения в практической   деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.

Задачи  курса:

   

  • повышение  математической  подготовки  учащихся,  овладение  знаниями  и    умениями  в   объёме,  необходимом  для   продолжения   математического      образования;                                    
  • использовать приобретенные  знания  и  навыки   в   повседневной  жизни   через решение  задач   процентного  содержания;

  • научить составлять уравнение, систему уравнений по условию задачи, описывать выбор переменных уравнения; составлять и обосновывать выбор ответа.
  • приобщить учащихся к работе с математической литературой.
  • научить составлять математическую модель текстовой задачи, переходить от этой модели к ответам задачи, анализируя жизненную ситуацию текста задачи.

Формы и методы работы:

 лекции, беседы, объяснения,  практические  занятия, сообщения, работа в группах, в парах.

         Программа  курса  « Решение практических задач по математике» предполагает  изучение  теории  и  отработку   практических  навыков  по  рассматриваемым   вопросам  и  рассчитан  на   34  часа  (1 час в неделю  в течении учебного года).

           

Все занятия  направлены на развитие  интереса  школьников  к  предмету.

Содержание курса.

Тема №1

Текстовые  задачи  и  техника  их  решения (7 ч.)

Классификация  и методы  решения  текстовых  задач.  Задачи на проценты, в том числе  экономического  содержания.  Задачи  на  смеси,  сплавы,  растворы.  Задачи  на  движение   (прямолинейное  движение в  одном  направлении  и навстречу  друг другу,  движение по реке). Задачи , решаемые  с  помощью  неравенств.   Задачи  в  которых   требуется  найти  наибольшее  или   наименьшее  значения   выражения.  

Тема №2.

 Преобразование  тригонометрических   выражений (7ч.).  

Преобразование  тригонометрических  выражений  с  помощью   основных  тригонометрических  формул.  Вычисление  выражений, содержащих   тригонометрические  функции.   Преобразование   тригонометрических   выражений   нестандартными   методами.

Тема №3.

Решение  нестандартных   тригонометрических  уравнений  и  неравенств (8ч.)

Применение  свойств  функций  и   числовых   неравенств  при  решении   тригонометрических   уравнений.  Решение  уравнения, основанное   на  области  определения  входящих  в   него  функций.  

      Использование    области   значений, ограниченности, чётности  или  нечётности  функций.  Тригонометрические  уравнения  и неравенства  с  модулем  и параметром.  

Тема №4.

Решение   показательных   и логарифмических  уравнений и неравенств(8ч.).

Использование  свойств   показательных   и  логарифмических   функций  при  решении  задач.    Решение   показательных   уравнений  и   неравенств

 различными  методами.   Преобразование  выражений,   содержащих   логарифмы.  Решение  логарифмических  и  показательных  уравнений  с  параметрами.

Тема №5.

Действительные и комплексные числа.(3ч).

   

Дать понятие комплексного числа. В данной теме рассматриваются все операции с комплексными числами, а также изображение чисел на координатной плоскости, решение простейших квадратных уравнений, тригонометрическая форма записи комплексных чисел.

Повторение 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В   результате   изучения   курса   учащиеся   должны:

знать:

  • основные положения и определения, основные приёмы и методы решения уравнений с параметром;

  • уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса
  • уметь применять четыре основных метода: метод перехода от равенства, связывающего функции, к равенству, связывающему аргументы, метод замены переменной,  метод разложения на множители
  • уметь использовать   свойства  функций   для  решения   нестандартных  

тригонометрических   уравнений; усвоить  алгоритмы   решения   текстовых  задач  различного содержания; решать  комбинированные   уравнения, решать  уравнения  и неравенства, содержащие  модуль;решать показательные  и логарифмические   уравнения  и неравенства с   параметрами.

Календарно-тематический план.

       

№  п/п

Содержание

Количество

 часов

Дата

планируемая

фактическая

Текстовые  задачи   и техника  их   решения.

 7ч.

1.

Классификация и методы решения текстовых  задач. Задачи на движение.

1

2.

Задачи на проценты. Задачи экономического содержания.

3

3.

Задачи аналитического содержания ( на смеси, сплавы, растворы)

1

4.

Задачи в которых требуется найти наибольшее или наименьшее значения некоторого выражения.

1

5.

Задачи , решаемые  с  помощью  неравенств.  

1

Преобразование  тригонометрических   выражений.

7ч.

1.

Преобразование  тригонометрических  выражений  с  помощью   основных  тригонометрических  формул.  

2

2.

Вычисление  выражений, содержащих   тригонометрические  функции.  

2

3.

Преобразование   тригонометрических   выражений   нестандартными   методами.

3

Решение  нестандартных   тригонометрических  уравнений  и  неравенств

8ч.

1.

Применение  свойств  функций  и   числовых   неравенств  при  решении   тригонометрических   уравнений.  

2

2.

Решение  уравнения, основанное   на  области  определения  входящих  в   него  функций.  

1

3.

 Использование    области   значений, ограниченности, чётности  или  нечётности  функций

1

4.

Тригонометрические  уравнения  и неравенства  с  модулем  

2

5.

Тригонометрические  уравнения  и неравенства  с  параметром.  

2

Решение   показательных   и логарифмических  уравнений и неравенств

.

1.

Использование  свойств   показательных   и  логарифмических   функций  при  решении  задач.    

2

2.

Решение   показательных   уравнений  и   неравенств  различными  методами.  

2

3.

Преобразование  выражений,   содержащих   логарифмы.

2

4.

Решение  логарифмических  и  показательных  уравнений  с  параметрами.

2

Действительные и комплексные числа

3ч.

1

  Дать понятие комплексного числа. Рассматриваются все операции с комплексными числами.

1

2

Решение простейших квадратных уравнений, тригонометрическая форма записи комплексных чисел.

2

Повторение

1

Литература:

1.И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев. Факультативный курс по математике решение задач

2. Методический журнал  « Математика в школе»

3.Газета Первое сентября ( математика)

4.Севрюков П.Ф. Задачи на движение: простые и не очень.

5.Сканави М.И. Сборник задач по математике – М.: Высшая школа,1973 год.

6.Журналы : Математика в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Решение физических задач" для 10 класса

Целью данного курса является углубление и систематизация знаний учащихся по физике путём решения разнообразных задач....

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" (7 класс)

Текстовые задачи - наиболее яркий в школьном курсе алгебры пример применения аппарата уравнений. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития обу...

Рабочая программа курса "Решение нестандартных задач по математике" для 8-9 классов.

Программа может быть использована для дополнительного обучения, факультативных занятий....

Рабочая программа факультатива "Решение практических задач" в 8 классе на 2014-2015 учебный год

Данная работа содержит программу факультатива для 8 класса....

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" 5 класс

Рабочая программа курса включает в себя иписание курса, литературу, планирование....

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" 6 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями....