календарно-тематическое планирование
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. М.К.Атабиева с.п. Жемтала»
«Рассмотрено»
| «Согласовано»
| «Утверждено»
директор _____________/Д.Х.Кудаева/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_______________________________________________
предмет, класс и т.п.
______________________________________________
Ф.И.О. учителя
на 20__ - 20__ учебный год
Составлено на основе |
с.п. Жемтала
20__ год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 9 класса
геометрия
На основе учебника математики Геометрия. 7-9 классы, А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009
Содержание программы учебного курса
(2 часа в неделю, 68 часов)
Пояснительная записка.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году
- Учебный план МКОУ СОШ №2 с. п. Жемтала;
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю. Планирование учебного материала по алгебре рассчитано на 68 учебных часа (2 часа в неделю), количество контрольных работ:7. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универ-сального языка науки и техники, средстве моделирования процессов и явле-ний;
- воспитание средствами математики культуры личности, знакомство с жизнью и деятельностью видных отечественных и зарубежных ученых-математиков, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачи учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение практических навыков, необходимых для повседневной жизни.
- формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности; развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений; развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
- важной задачей изучения математики является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
- формирование функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты в простейших прикладных задачах.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждении о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание программы курса
ПОДОБИЕ ФИГУР ( 14 ЧАСОВ )
Гомотетия. Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия. Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам. Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по трем сторонам. Подобие прямоугольных треугольников.
Контрольная работа № 1 по теме «Подобие фигур».
Углы, вписанные в окружность. Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности. Свойство биссектрисы угла треугольника; метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и в круге.
Контрольная работа № 2 по теме «Углы, вписанные в окружность».
О с н о в н а я ц е л ь - усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения. Свойства подобных треугольников будут многократно применяться в дальнейших темах курса, поэтому значительное внимание уделяется решению задач, направленных на формирование умений доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков и вычислять элементы подобных треугольников.
В данной теме разбирается вопрос об углах, вписанных в окружность.
РЕШЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ ( 9 ЧАСОВ )
Теорема косинусов. Теорема синусов. Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами. Решение треугольников. Четыре замечательные точки треугольника.
Контрольная работа № 3 по теме «Решение треугольников».
О с н о в н а я ц е л ь – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
В данной теме знания учащихся о признаках равенства треугольников, о построении треугольника по трём элементам дополняются сведениями о методах вычисления всех элементов треугольника, если заданы три его определённых элемента. Таким образом обобщаются представления учащихся о том, что любой треугольник может быть задан тремя неизвестными элементами.
В начале темы доказываются теоремы косинусов и синусов, которые вместе с теоремой о сумме углов треугольника составляют аппарат решения треугольников. Усвоение основных алгоритмов решения произвольных треугольников происходит в ходе решения задач с числовыми данными. При этом широко привлекаются алгебраический аппарат, методы приближённых вычислений, использование тригонометрических таблиц или калькуляторов. Тем самым важные практические умения учащихся получают дальнейшее развитие.
МНОГОУГОЛЬНИКИ ( 15 ЧАСОВ )
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Построение некоторых правильных многоугольников. Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. Подобие правильных выпуклых многоугольников. Длина окружности. Радианная мера угла.
Контрольная работа № 4 по теме «Многоугольники».
О с н о в н а я ц е л ь – расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
Сведения о многоугольниках обобщают известные учащимся факты о треугольниках и четырёхугольниках: теорема о сумме углов многоугольника – обобщение теоремы о сумме углов треугольника, равносторонний треугольник и квадрат – частные случаи правильных многоугольников. Изучение формул, связывающих стороны правильных многоугольников с радиусами вписанных в них и описанных около них окружностей, решение задач на вычисление элементов правильных многоугольников, длин окружностей и их дуг подготавливают аппарат решения задач, связанных с многогранниками и телами вращения в стереометрии. Особое внимание следует уделить изучению частных видов многоугольников: правильному треугольнику, квадрату, правильному шестиугольнику.
ПЛОЩАДИ ФИГУР ( 17 ЧАСОВ )
Понятие площади. Равновеликость фигур. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника. Площадь трапеции.
Контрольная работа № 5 по теме «Площади многоугольников».
Формулы для радиусов вписанной и описанной окружности треугольника. Площади подобных фигур. Площадь круга и его частей. Площадь многоугольника. Площадь правильного многоугольника. Отношения площадей подобных фигур.
Контрольная работа № 6 по теме «Площадь круга и его частей».
О с н о в н а я ц е л ь - сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
Понятие площади и её свойства изучаются с опорой на наглядные представления учащихся и их жизненный опыт . В теме доказывается справедливость формулы для вычисления площади прямоугольника, на основе которой вводятся формулы площадей других плоских фигур.
Вычисление площадей многоугольников и круга является составной частью решения задач на многогранники и тела вращения в курсе стереометрии. Поэтому при изучении данной темы основное внимание следует уделить формированию практических навыков вычисления площадей плоских фигур в ходе решения соответствующих задач.
Элементы стереометрии (7 часов)
Аксиомы стереометрии.
Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.
Теорема о трех перпендикулярах.
Многогранники Тела вращения.
О с н о в н а я ц е л ь -сформировать основные понятия стереометрии, ввести аксиомы стереометрии, сформировать умение формулировать и доказывать следствия из аксиом, формирование умения выполнять стереометрические чертежи, развитие образного мышления, внимания, воображения
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ПЛАНИМЕТРИИ (6 ЧАСОВ )
Аксиомы планиметрии.
Углы. Признаки параллельности прямых. Треугольники. Признаки равенства треугольников. Теорема Пифагора. Четырехугольники. Декартовы координаты и векторы на плоскости. Преобразование фигур. Преобразование подобия. Решение треугольников. Вписанные в окружность и описанные около окружности. Многоугольники. Окружность. Длина окружности. Углы, вписанные в окружность. Площади фигур.
О с н о в н а я ц е л ь – систематизировать и обобщить знания и умения за курс 7 – 9 классов и отработать умения и навыки решения задач.
Тематическое планирование
№ | Разделы курса | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Подобие фигур | 14 | 2 |
3. | Решение треугольников | 9 | 1 |
4. | Многоугольники | 15 | 1 |
5. | Площади фигур | 17 | 2 |
6. | Элементы стереометрии | 7 | |
7. | Повторение курса геометрии 9 класса | 6 | 1 |
Итого | 68 | 7 |
Календарно тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | № параграфа | Дата | ||
План | Факт | ||||
| |||||
1. | Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия. | 100, 101 | |||
2. | Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия. | 100, 101 | |||
3. | Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам. | 102, 103 | |||
4. | Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам. | 102, 103 | |||
5. | Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними. | 104 | |||
6. | Признак подобия треугольников по трём сторонам. | 105 | |||
7. | Подобие прямоугольных треугольников. | 106 | |||
8. | Подобие прямоугольных треугольников. | 106 | |||
9. | Контрольная работа № 1по теме: «Подобие фигур» | ||||
| |||||
10 | Углы, вписанные в окружность. | 107 | |||
11. | Углы, вписанные в окружность. | 107 | |||
12. | Пропорциональность отрезков хорд и секущих. | 108 | |||
13. | Пропорциональность отрезков хорд и секущих. | 108 | |||
14. | Контрольная работа №2 по теме: «Углы, вписанные в окружность» | ||||
3.Решение треугольников 9 часов | |||||
15. | Теорема косинусов. | 109 | |||
16 | Теорема косинусов. | 109 | |||
17. | Теорема синусов. | 110 | |||
18 | Теорема синусов. | 110 | |||
19. | Соотношение между углами и противолежащими сторонами треугольника. | 111 | |||
20. | Решение треугольников. | 112 | |||
21 | Решение треугольников. | 112 | |||
22 | Решение треугольников. | 112 | |||
23. | Контрольная работа № 3 по теме: «Решение треугольников» | ||||
4.Многоугольники, 15 часов: а) Правильные многоугольники, 10 часов | |||||
24. | Ломаная. Выпуклые многоугольники | 113 | |||
25. | Правильные многоугольники. | 115 | |||
26. | Правильные многоугольники. | 115 | |||
27. | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 116 | |||
28 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 116 | |||
29 | Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников. | 116 | |||
30. | Построение некоторых правильных многоугольников. | 117 | |||
31. | Подобие правильных выпуклых многоугольников. | 118 | |||
32 | Подобие правильных выпуклых многоугольников. | 118 | |||
33 | Подобие правильных выпуклых многоугольников. | 118 | |||
б) Длина окружности. Радианная мера угла, 5 часов | |||||
34 | Длина окружности. | 119 | |||
35. | Длина окружности. | 119 | |||
36 | Радианная мера угла. | 120 | |||
37. | Радианная мера угла. | 120 | |||
38. | Контрольная работа № 4 по теме: «Многоугольники» | 113-120 | |||
5. Площади фигур, 10 часов | |||||
39. | Понятие площади. | 121 | |||
40 | Площадь прямоугольника. | 122 | |||
41. | Площадь прямоугольника. | 122 | |||
42 | Площадь параллелограмма. | 123 | |||
43. | Площадь параллелограмма. | 123 | |||
44. | Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника. | 124, 125 | |||
45 | Площадь треугольника. Формула Герона для площади треугольника. | 124, 125 | |||
46. | Площадь трапеции. | 126 | |||
47. | Площадь трапеции. | 126 | |||
48. | Контрольная работа № 5 по теме: «Площади четырехугольников» | ||||
6. Площади подобных фигур, 7 часов | |||||
49. | Формулы радиусов вписанной и описанной окружности треугольника. | 127 | |||
50 | Формулы радиусов вписанной и описанной окружности треугольника. | 127 | |||
51. | Площади подобных фигур | 128 | |||
52 | Площади подобных фигур | 128 | |||
53. | Площадь круга. | 129 | |||
54. | Площадь круга. | 129 | |||
55. | Контрольная работа № 6 по теме: «Площадь круга и его частей» | ||||
7. Элементы стереометрии 7 часов | |||||
56. | Аксиомы стереометрии. | 130 | |||
57. | Параллельность прямых и плоскостей в пространстве. | 131 | |||
58 | Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве. | 131 | |||
59. | Теорема о трех перпендикулярах | 132 | |||
60. | Многогранники | 133 | |||
61. | Тела вращения. | 134 | |||
62 | Решение задач по теме «Многогранники. Тела вращения» | 133-134 | |||
Плановое повторение курса | |||||
63. | Аксиомы планиметрии | ||||
64. | Треугольники. Признаки равенства треугольников. | ||||
65. | Теорема Пифагора Решение треугольников | ||||
66. | Четырёхугольники Многоугольники | ||||
67. | Площади фигур | ||||
68. | Итоговая контрольная |
.
Список учебно-методической литературы:
1. Геометрия: учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (А.В. Погорелов., -Москва. Просвещение. 2010, 2011)
2. Геометрия: дидактический материал для 9 класса (Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, -. Москва. Просвещение".20120 г.)
3. Геометрия: рабочая тетрадь для 9 классов (Ю.П. Дудицин) – М.: Просвещение, 2009
4. Геометрия: дидактические материалы для 9 класса (В.А. Гусев, А.И. Медяник) –М.,: Просвещение, 2008
5. Геометрия, 7-9 классы для учителя (В.И. Жохов и др), -М.: Просвещение, 2008
6. Стереометрия: 7-9 класс (А.Л. Вернер и др) – М.: Просвещение, 2009
7. Безрукова Г. К, Мельникова Н. Б. , Шевелева Н. В. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Геометрия 2009 Москва Интеллект-Центр 2009
8. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы. Москва. Просвещение.2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...