календарно-тематическое планирование
рабочая программа по геометрии (8 класс) по теме
календарный план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geometrii_dlya_8_klassa.docx | 57.76 КБ |
rabochaya_programma_po_geometrii_dlya_8_klassa.docx | 57.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по геометрии для 8 класса ( УМК Погорелова)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году
- Учебный план МКОУ СОШ №2 с. п. Жемтала;
Программа рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю). Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ- 7
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
- приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Цели обучения математике:
Цели обучения математике в общеобразовательной школе (в том числе и гимназии) определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
- воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
- систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур;
- изучить признаки равенства треугольников;
- сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников;
- дать систематизированные сведения о параллельности прямых;
- расширить знания обучающихся о треугольниках;
- систематизировать и расширить знания обучающихся о свойствах окружности;
- сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом МОУ «Марьевская ООШ» в 8 классе на изучение курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель т.е. 70 часов в год. Распределение часов по разделам курса произведено в соответствии с авторской программой.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Учебно-тематический план
(70 ч)
1. Геометрические построения (7 ч)
Окружность. Окружность описанная около треугольника.Окружность вписанная в треугольник.Касательная к окружности.
2. Четырехугольники (19 ч)
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма.
Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
3. Теорема Пифагора(13 ч)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора.
Неравенство треугольника.
Перпендикуляр и наклонная.
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
Основная цель — сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
4. Декартовы координаты на плоскости (10 ч)
Прямоугольная система координат на плоскости.
Координаты середины отрезка.
Расстояние между точками.
Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции.
Пересечение прямой с окружностью.
Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.
Основная цель — обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
5. Движение (7 ч)
Движение и его свойства.
Симметрия относительно точки и прямой.
Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
6. Векторы(8 ч)
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Основная цель — познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами.
7. Повторение курса геометрии 8 класс (6 ч)
Параллелограмм. Прямоугольник. Теорема Пифагора. Ромб. Квадрат. Трапеция
Тематическое планирование.
№ | Разделы курса | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Геометрические построения | 7 | |
2. | Четырехугольники. | 19 | 2 |
3. | Теорема Пифагора. | 13 | 1 |
4. | Декартовы координаты на плоскости. | 10 | 1 |
5. | Движение. | 7 | |
6. | Векторы на плоскости. | 8 | 1 |
7. | Повторение курса геометрии 8 класса | 6 | 1 |
Итого | 70 | 6 |
Нормы и критерии оценивания
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
- Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В результате изучения геометрии в 8 классе ученик должен знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства;
- примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- уметь: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;
- решать задачи на доказательство;
- владеть алгоритмом решения основных задач на построение.
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | д/з | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
Четырехугольники | Определение четырёхугольника | 1 | комбинированный | Определение четырёхугольника. | Знать какая фигура называется четырёхугольником, определение его составляющих; Уметь изображать четырёхугольники, называть по рисунку его элементы. | Фронтальный контроль | П.50, №2 | |||
Параллелограмм. | 1 | комбинированный | Определение параллелограмма. Признаки параллелограмма | Знать определение и признак параллелограмма; Уметь доказывать признак параллелограмма и применять его при решении несложных задач. | Фронтальный контроль | П.51, №4 | ||||
Свойство диагоналей параллелограмма. | 1 | комбинированный | Параллелограмм и его свойства. | Знать свойство диагоналей параллелограмма; Уметь доказывать это свойство и применять его при решении несложных задач. | Взаимный контроль | П.52,№7 | ||||
Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма. | 2 | комбинированный | Параллелограмм и его свойства. | Знать свойства параллелограмма; Уметь доказывать свойства параллелограмма и применять данные свойства при решении задач | Взаимный контроль | П.53, № 9, 10 | ||||
семинар | Индивидуальный контроль | П.53, №15(3), 19 | ||||||||
Прямоугольник. | 1 | комбинированный | Прямоугольник и его свойства. | Знать определение прямоугольника, свойство прямоугольника; Уметь доказывать свойство прямоугольника, признак прямоугольника. Применять эти знания при решении задач | Фронтальный контроль | П.54, №25, 29 | ||||
Ромб. | 1 | комбинированный | Ромб и его свойства. | Знать определение ромба и его свойства; Уметь доказывать свойство ромба , применять определение ромба, его свойства и признаки при решении задач | Фронтальный контроль | П.55, № 35, 39 | ||||
Квадрат. | 1 | комбинированный | Квадрат и его свойства. | Знать определение квадрата и его свойства; Уметь решать задания, используя определение и свойства квадрата. | Фронтальный контроль | П.56, №41, 46 | ||||
Решение задач п.50 – 56. | 2 | С дидактической игрой | Определение четырёхугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. | Знать все определения, свойства и признаки по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач | §6, №22(1), 30 | |||||
практикум | Взаимный контроль | §6, № , 43, 47 | ||||||||
Контрольная работа №1 | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Теорема Фалеса. | 1 | комбинированный | Теорема Фалеса. | Знать различные формулировки теоремы Фалеса; Уметь решать задания, используя теорему, делить отрезки и углы на равные части. | Фронтальный контроль | П.57, № 49(2,3) | ||||
Средняя линия треугольника | 1 | комбинированный | Средняя линия треугольника. | Знать определение средней линии треугольника, теорему о средней линии треугольника; Уметь распознавать среднюю линию и применять её свойства при решении задач. | Фронтальный контроль | П. 58, № 52, 56 | ||||
Трапеция. | 1 | комбинированный | Трапеция. Средняя линия трапеции. | Знать определение трапеции и её элементов, теорему о средней линии трапеции, свойство равнобокой трапеции; Уметь доказывать теорему о средней линии трапеции, решать задачи, используя полученные знания | Фронтальный контроль | П.59, № 62, 66 | ||||
Решение задач п.57 – 59 | 1 | практикум | Знать формулировку теоремы Фалеса, определение трапеции, средней линии трапеции; Уметь строить среднюю линию трапеции, вычислять её длину по формуле, применять знания по этой теме для решения задач | Взаимный контроль | §6, № 54, 69 | |||||
Теорема о пропорциональных отрезках. | 1 | комбинированный | Пропорциональные отрезки. | Знать формулировку теоремы о пропорциональных отрезках; Уметь доказывать эту теорему и применять к решению задач. | Фронтальный контроль | П.61 | ||||
Построение четвёртого пропорционального отрезка. | 1 | практикум | Пропорциональные отрезки. | Знать правила построения четвёртого пропорционального отрезка; Уметь строить четвёртый пропорциональный отрезок. | Фронтальный контроль | П. 62 | ||||
Решение задач п.57 – 61. | 2 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач. | Взаимный контроль | §6, № 58, 61 | |||||
практикум | Индивидуальный контроль | §6, № 68 | ||||||||
Контрольная работа №2. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Теорема Пифагора | Косинус угла. | 1 | комбинированный | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | Знать определение косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике; Уметь вычислять косинус угла при решении конкретных задач, строить угол по его косинусу | Фронтальный контроль | П.62, № 1(2, 4) | |||
Теорема Пифагора. | 1 | семинар | Теорема Пифагора. | Знать теорему Пифагора; Уметь доказывать теорему Пифагора и применять её при решении простейших задач. | Фронтальный контроль | П. 63, № 4, 10 | ||||
Египетский треугольник. | 1 | комбинированный | Теорема Пифагора. | Знать теорему Пифагора, следствия из неё, теорему обратную теореме Пифагора; Уметь определять египетский треугольник, использовать теоремы и следствия при решении задач | П. 64, № 18 | |||||
Перпендикуляр и наклонная. | 1 | комбинированный | Перпендикуляр и наклонная. | Знать определение наклонной, перпендикуляра, проекции наклонной, следствие из теоремы Пифагора; Уметь решать задачи, используя данную теорию | Фронтальный контроль | П.65, № | ||||
Неравенство треугольника. | 2 | комбинированный | Неравенство треугольника. | Знать формулировку теоремы; Уметь использовать неравенство треугольника при решении задач. | Фронтальный контроль | П.66, № 24(2), 27 | ||||
Взаимный контроль | П.66, № 42(2, 4) | |||||||||
Решение задач п.62 – 66. | 2 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач. | Взаимный контроль | §7, № 6(2), 30 | |||||
практикум | Индивидуальный контроль | §7, № 41 | ||||||||
Контрольная работа №3. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | 3 | комбинированный | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | Знать определения синуса, тангенса; Уметь решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника, а так же пользоваться таблицами Брадиса и инженерным калькулятором. | Фронтальный контроль | П.67, № 48(2), 50(3, 4) | ||||
практикум | Взаимный контроль | П.67 | ||||||||
практикум | Индивидуальный контроль | |||||||||
Основные тригонометрические тождества. | 1 | комбинированный | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | Знать основные тригонометрические тождества; Уметь использовать их в несложных вычислениях. | Фронтальный контроль | П.68 | ||||
Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. | 2 | комбинированный | Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. | Знать числовые значения синуса, косинуса и тангенса углов 30°, 45°, 60°; Уметь применять данные числовые значения при решении задач. | Фронтальный контроль | П.69 | ||||
практикум | Индивидуальный контроль | П.69 | ||||||||
Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла. | 1 | комбинированный | Знать теорему об изменении синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла; Уметь пользоваться данной теоремой при решении задач. | Взаимный контроль | П.70 | |||||
Решение задач п.67 – 70. | 1 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач. | Индивидуальный контроль | П. 67-70 | |||||
Контрольная работа №4. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Декартовы координаты на плоскости | Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка. | 1 | комбинированный | Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. | Знать какие абсциссы имеют точки оси ординат, какие ординаты имеют точки оси абсцисс, формулы координат середины отрезка; Уметь строить точки по координатам, определять знаки координат точек, в зависимости в какой четверти они лежат, уметь применять формулы координат середины отрезка при решении задач. | Фронтальный контроль | П. 71, 72 | |||
Расстояние между точками. | 1 | комбинированный | Расстояние между точками. | Знать формулу расстояния между двумя точками; Уметь вычислять расстояния между точками с заданными координатами. | Фронтальный контроль | П. 73 | ||||
Уравнение окружности. | 1 | практикум | Уравнение окружности. | Знать уравнение окружности; Уметь его выводить и применять при решении задач. | Фронтальный контроль | П. 74 | ||||
Уравнение прямой. | 1 | практикум | Уравнение прямой. | Знать общее уравнение прямой; Уметь выводить его в ходе изучения текущего материала и использовать при решении задач. | Взаимный контроль | П.75 | ||||
Координаты точки пересечения прямых. | 1 | практикум | Координаты точки пересечения прямых. | Знать способ нахождения координат точки пересечения прямых; Уметь пользоваться этим способом при решении конкретных задач. | Индивидуальный контроль | П. 76 | ||||
Расположение прямой относительно системы координат. | 1 | практикум | График линейной функции. | Знать частные случаи расположения прямой относительно осей координат; Уметь распознавать из по заданному уравнению пряиой. | Индивидуальный контроль | П. 77 | ||||
| Угловой коэффициент в уравнении прямой. | 1 | практикум | График линейной функции. | Знать геометрический смысл коэффициента k в уравнении y = kx + l. | Индивидуальный контроль | П.78 | |||
График линейной функции. | 1 | практикум | График линейной функции. | Уметь приводить уравнения вида ax + by + c =0 (при b≠0) к уравнению y = kx + l. | Взаимный контроль | П.79 | ||||
Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180°. | 2 | комбинированный | Синус, косинус и тангенс углов от от 0° до 180°. | Знать определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180°; Уметь находить значения синуса, косинуса и тангенса острых и тупых углов, используя определения и рассмотренные в пункте формулы приведения. | Фронтальный контроль | П.81 | ||||
практикум | Взаимный контроль | |||||||||
Движение | Преобразование фигур. Свойства движения. | 1 | комбинированный | Преобразование фигур. Свойства движения. | Знать определение движения и его свойства; Уметь применять свойства движения для распознавания фигур, в которые придвижении переходят данные фигуры (параллелограмм, прямоугольник и т.д.). | Фронтальный контроль | П.82, 83 | |||
Симметрия относительно точки. | 1 | практикум | Симметрия относительно точки. | Знать определение точек и фигур, симметричных относительно данной точки; Уметь стоить точки и простейшие фигуры, симметричные данным относительно данной точки, приводить примеры фигур, имеющих центр симметрии. | Индивидуальный контроль | П.84 | ||||
Симметрия относительно прямой. | 1 | практикум | Симметрия относительно прямой. | Знать определение точек и фигур, симметричных относительно данной прямой; Уметь стоить точки и простейшие фигуры, симметричные данным относительно данной прямой, приводить примеры фигур, имеющих ось симметрии. | Индивидуальный контроль | П.85 | ||||
Поворот. | 1 | практикум | Поворот. | Знать определение поворота; Уметь строить образы простейших фигур при повороте (луч с началом в центре поворота, точка, отрезок). | Индивидуальный контроль | П.86 | ||||
Параллельный перенос и его свойства. | 1 | комбинированный | Параллельный перенос и его свойства. | Знать формулы параллельного переноса, геометрические свойства параллельного переноса (как смещаются точки); Уметь строить фигуры, в которые переходят соответственно данная точка, полупрямая, отрезок при заданном параллельном переносе. | Фронтальный контроль | П.87 | ||||
Решение задач п. 71 – 87. | 1 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать полученные знания при решении задач. | Взаимный контроль | ||||||
Контрольная работа №5. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Векторы | Абсолютная величина и направление вектора. | 1 | комбинированный | Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. | Знать что такое вектор, представлять, что означает понятие «одинаково направленные векторы», что понимается под абсолютной величиной (модулем, длиной) вектора. Уметь изображать и обозначать вектор, различать его начало и конец в записи и на чертеже. | Фронтальный контроль | ||||
Равенство векторов. | 1 | комбинированный | Равенство векторов. | Знать определение равных векторов в координатной и геометрической форме. | Фронтальный контроль | |||||
Координаты вектора. | 1 | комбинированный | Координаты вектора. | Уметь находить координаты вектора по координатам его начала и конца, вычислять абсолютную величину вектора по его координатам, откладывать от заданной точки вектор, координаты которого известны. | Фронтальный контроль | |||||
Сложение векторов. | 1 | комбинированный | Сложение векторов. | Знать определение суммы и разности дух векторов и формулировку теоремы 10.1; Уметь находить координаты суммы и разности двух векторов, заданных координатами, распознавать на чертеже и строить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически. | Фронтальный контроль | |||||
Сложение сил. | 1 | комбинированный | Сложение сил. | Уметь распознавать на чертеже и строить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически | Фронтальный контроль | |||||
Умножение вектора на число. | 1 | комбинированный | Умножение вектора на число. | Знать определение произведения вектора на число; Уметь находить координаты вектора λ (λ≠0) по координатам вектора ; строить вектор λ по заданному вектору . | Фронтальный контроль | |||||
Скалярное произведение векторов. | 1 | комбинированный | Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. | Знать определение скалярного произведения, геометрического смысла скалярного произведения, признак перпендикулярности векторов; Уметь находить скалярное произведение, косинус между векторами, доказывать перпендикулярность векторов. | Фронтальный контроль | |||||
Решение задач п.91 – 98. | 1 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать полученные знания при решении задач. | Взаимный контроль | ||||||
Контрольная работа №6. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | Повторение §6. | 1 | консультация | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса). | Индивидуальный контроль | |||||
Повторение §7. | 1 | консультация | Индивидуальный контроль | |||||||
Повторение §8 – 9. | 1 | консультация | Индивидуальный контроль | |||||||
Итоговый тест за курс 8 класса. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Индивидуальный контроль |
Список литературы
А.В. Погорелов. Учебник для 7-9 классов;
В.А. Гусев, А.И. Медяник. Дидактические материалы для 7, 8, 9 классов;
Е.Е. Семенов. За страницами учебника геометрии;
Ю.П.Дудницын .
А также дополнительная литература:
Березина Л.Ю. и др. Преподавание курса геометрии по учебнику А.В. Погорелова «Геометрия 7 – 9. – М.: Экзамен, 2008.
Гусев В. А., Медяник А. И. Геометрия: дидактические материалы для 8 класса. – М.: Просвещение, 2004.
Мельникова Н.Б. и др. Геометрия: Дидактические материалы для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007 Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.
Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.
Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.
Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)
Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.
Устьев Г. М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. -М.: Московский репетитор, 1991.
Шуба М.Ю., Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1995 и последующие издания.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по геометрии для 8 класса ( УМК Погорелова)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году
- Учебный план МКОУ СОШ №2 с. п. Жемтала;
Программа рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю). Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ- 7
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
- приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Цели обучения математике:
Цели обучения математике в общеобразовательной школе (в том числе и гимназии) определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса;
- воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
- систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур;
- изучить признаки равенства треугольников;
- сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников;
- дать систематизированные сведения о параллельности прямых;
- расширить знания обучающихся о треугольниках;
- систематизировать и расширить знания обучающихся о свойствах окружности;
- сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом МОУ «Марьевская ООШ» в 8 классе на изучение курса «Геометрия» отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель т.е. 70 часов в год. Распределение часов по разделам курса произведено в соответствии с авторской программой.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Учебно-тематический план
(70 ч)
1. Геометрические построения (7 ч)
Окружность. Окружность описанная около треугольника.Окружность вписанная в треугольник.Касательная к окружности.
2. Четырехугольники (19 ч)
Определение четырехугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма.
Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Основная цель — дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
3. Теорема Пифагора(13 ч)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора.
Неравенство треугольника.
Перпендикуляр и наклонная.
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.
Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.
Основная цель — сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
4. Декартовы координаты на плоскости (10 ч)
Прямоугольная система координат на плоскости.
Координаты середины отрезка.
Расстояние между точками.
Уравнения прямой и окружности. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции.
Пересечение прямой с окружностью.
Синус, косинус и тангенс углов от 0° до 180°.
Основная цель — обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умение применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.
5. Движение (7 ч)
Движение и его свойства.
Симметрия относительно точки и прямой.
Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
6. Векторы(8 ч)
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.
Основная цель — познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами.
7. Повторение курса геометрии 8 класс (6 ч)
Параллелограмм. Прямоугольник. Теорема Пифагора. Ромб. Квадрат. Трапеция
Тематическое планирование.
№ | Разделы курса | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Геометрические построения | 7 | |
2. | Четырехугольники. | 19 | 2 |
3. | Теорема Пифагора. | 13 | 1 |
4. | Декартовы координаты на плоскости. | 10 | 1 |
5. | Движение. | 7 | |
6. | Векторы на плоскости. | 8 | 1 |
7. | Повторение курса геометрии 8 класса | 6 | 1 |
Итого | 70 | 6 |
Нормы и критерии оценивания
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
- Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
- Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
В результате изучения геометрии в 8 классе ученик должен знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства;
- примеры доказательств;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
- примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- уметь: пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и проводя аргументацию в ходе решения задач;
- решать задачи на доказательство;
- владеть алгоритмом решения основных задач на построение.
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения геометрических задач;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построения геометрическими инструментами (линейкой, циркулем, угольником, транспортиром).
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | д/з | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
Четырехугольники | Определение четырёхугольника | 1 | комбинированный | Определение четырёхугольника. | Знать какая фигура называется четырёхугольником, определение его составляющих; Уметь изображать четырёхугольники, называть по рисунку его элементы. | Фронтальный контроль | П.50, №2 | |||
Параллелограмм. | 1 | комбинированный | Определение параллелограмма. Признаки параллелограмма | Знать определение и признак параллелограмма; Уметь доказывать признак параллелограмма и применять его при решении несложных задач. | Фронтальный контроль | П.51, №4 | ||||
Свойство диагоналей параллелограмма. | 1 | комбинированный | Параллелограмм и его свойства. | Знать свойство диагоналей параллелограмма; Уметь доказывать это свойство и применять его при решении несложных задач. | Взаимный контроль | П.52,№7 | ||||
Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма. | 2 | комбинированный | Параллелограмм и его свойства. | Знать свойства параллелограмма; Уметь доказывать свойства параллелограмма и применять данные свойства при решении задач | Взаимный контроль | П.53, № 9, 10 | ||||
семинар | Индивидуальный контроль | П.53, №15(3), 19 | ||||||||
Прямоугольник. | 1 | комбинированный | Прямоугольник и его свойства. | Знать определение прямоугольника, свойство прямоугольника; Уметь доказывать свойство прямоугольника, признак прямоугольника. Применять эти знания при решении задач | Фронтальный контроль | П.54, №25, 29 | ||||
Ромб. | 1 | комбинированный | Ромб и его свойства. | Знать определение ромба и его свойства; Уметь доказывать свойство ромба , применять определение ромба, его свойства и признаки при решении задач | Фронтальный контроль | П.55, № 35, 39 | ||||
Квадрат. | 1 | комбинированный | Квадрат и его свойства. | Знать определение квадрата и его свойства; Уметь решать задания, используя определение и свойства квадрата. | Фронтальный контроль | П.56, №41, 46 | ||||
Решение задач п.50 – 56. | 2 | С дидактической игрой | Определение четырёхугольника. Параллелограмм и его свойства. Признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. | Знать все определения, свойства и признаки по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач | §6, №22(1), 30 | |||||
практикум | Взаимный контроль | §6, № , 43, 47 | ||||||||
Контрольная работа №1 | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Теорема Фалеса. | 1 | комбинированный | Теорема Фалеса. | Знать различные формулировки теоремы Фалеса; Уметь решать задания, используя теорему, делить отрезки и углы на равные части. | Фронтальный контроль | П.57, № 49(2,3) | ||||
Средняя линия треугольника | 1 | комбинированный | Средняя линия треугольника. | Знать определение средней линии треугольника, теорему о средней линии треугольника; Уметь распознавать среднюю линию и применять её свойства при решении задач. | Фронтальный контроль | П. 58, № 52, 56 | ||||
Трапеция. | 1 | комбинированный | Трапеция. Средняя линия трапеции. | Знать определение трапеции и её элементов, теорему о средней линии трапеции, свойство равнобокой трапеции; Уметь доказывать теорему о средней линии трапеции, решать задачи, используя полученные знания | Фронтальный контроль | П.59, № 62, 66 | ||||
Решение задач п.57 – 59 | 1 | практикум | Знать формулировку теоремы Фалеса, определение трапеции, средней линии трапеции; Уметь строить среднюю линию трапеции, вычислять её длину по формуле, применять знания по этой теме для решения задач | Взаимный контроль | §6, № 54, 69 | |||||
Теорема о пропорциональных отрезках. | 1 | комбинированный | Пропорциональные отрезки. | Знать формулировку теоремы о пропорциональных отрезках; Уметь доказывать эту теорему и применять к решению задач. | Фронтальный контроль | П.61 | ||||
Построение четвёртого пропорционального отрезка. | 1 | практикум | Пропорциональные отрезки. | Знать правила построения четвёртого пропорционального отрезка; Уметь строить четвёртый пропорциональный отрезок. | Фронтальный контроль | П. 62 | ||||
Решение задач п.57 – 61. | 2 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач. | Взаимный контроль | §6, № 58, 61 | |||||
практикум | Индивидуальный контроль | §6, № 68 | ||||||||
Контрольная работа №2. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Теорема Пифагора | Косинус угла. | 1 | комбинированный | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | Знать определение косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике; Уметь вычислять косинус угла при решении конкретных задач, строить угол по его косинусу | Фронтальный контроль | П.62, № 1(2, 4) | |||
Теорема Пифагора. | 1 | семинар | Теорема Пифагора. | Знать теорему Пифагора; Уметь доказывать теорему Пифагора и применять её при решении простейших задач. | Фронтальный контроль | П. 63, № 4, 10 | ||||
Египетский треугольник. | 1 | комбинированный | Теорема Пифагора. | Знать теорему Пифагора, следствия из неё, теорему обратную теореме Пифагора; Уметь определять египетский треугольник, использовать теоремы и следствия при решении задач | П. 64, № 18 | |||||
Перпендикуляр и наклонная. | 1 | комбинированный | Перпендикуляр и наклонная. | Знать определение наклонной, перпендикуляра, проекции наклонной, следствие из теоремы Пифагора; Уметь решать задачи, используя данную теорию | Фронтальный контроль | П.65, № | ||||
Неравенство треугольника. | 2 | комбинированный | Неравенство треугольника. | Знать формулировку теоремы; Уметь использовать неравенство треугольника при решении задач. | Фронтальный контроль | П.66, № 24(2), 27 | ||||
Взаимный контроль | П.66, № 42(2, 4) | |||||||||
Решение задач п.62 – 66. | 2 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач. | Взаимный контроль | §7, № 6(2), 30 | |||||
практикум | Индивидуальный контроль | §7, № 41 | ||||||||
Контрольная работа №3. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | 3 | комбинированный | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | Знать определения синуса, тангенса; Уметь решать задачи на вычисление элементов прямоугольного треугольника, а так же пользоваться таблицами Брадиса и инженерным калькулятором. | Фронтальный контроль | П.67, № 48(2), 50(3, 4) | ||||
практикум | Взаимный контроль | П.67 | ||||||||
практикум | Индивидуальный контроль | |||||||||
Основные тригонометрические тождества. | 1 | комбинированный | Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | Знать основные тригонометрические тождества; Уметь использовать их в несложных вычислениях. | Фронтальный контроль | П.68 | ||||
Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. | 2 | комбинированный | Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. | Знать числовые значения синуса, косинуса и тангенса углов 30°, 45°, 60°; Уметь применять данные числовые значения при решении задач. | Фронтальный контроль | П.69 | ||||
практикум | Индивидуальный контроль | П.69 | ||||||||
Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла. | 1 | комбинированный | Знать теорему об изменении синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла; Уметь пользоваться данной теоремой при решении задач. | Взаимный контроль | П.70 | |||||
Решение задач п.67 – 70. | 1 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать знания при решении задач. | Индивидуальный контроль | П. 67-70 | |||||
Контрольная работа №4. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Декартовы координаты на плоскости | Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка. | 1 | комбинированный | Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. | Знать какие абсциссы имеют точки оси ординат, какие ординаты имеют точки оси абсцисс, формулы координат середины отрезка; Уметь строить точки по координатам, определять знаки координат точек, в зависимости в какой четверти они лежат, уметь применять формулы координат середины отрезка при решении задач. | Фронтальный контроль | П. 71, 72 | |||
Расстояние между точками. | 1 | комбинированный | Расстояние между точками. | Знать формулу расстояния между двумя точками; Уметь вычислять расстояния между точками с заданными координатами. | Фронтальный контроль | П. 73 | ||||
Уравнение окружности. | 1 | практикум | Уравнение окружности. | Знать уравнение окружности; Уметь его выводить и применять при решении задач. | Фронтальный контроль | П. 74 | ||||
Уравнение прямой. | 1 | практикум | Уравнение прямой. | Знать общее уравнение прямой; Уметь выводить его в ходе изучения текущего материала и использовать при решении задач. | Взаимный контроль | П.75 | ||||
Координаты точки пересечения прямых. | 1 | практикум | Координаты точки пересечения прямых. | Знать способ нахождения координат точки пересечения прямых; Уметь пользоваться этим способом при решении конкретных задач. | Индивидуальный контроль | П. 76 | ||||
Расположение прямой относительно системы координат. | 1 | практикум | График линейной функции. | Знать частные случаи расположения прямой относительно осей координат; Уметь распознавать из по заданному уравнению пряиой. | Индивидуальный контроль | П. 77 | ||||
| Угловой коэффициент в уравнении прямой. | 1 | практикум | График линейной функции. | Знать геометрический смысл коэффициента k в уравнении y = kx + l. | Индивидуальный контроль | П.78 | |||
График линейной функции. | 1 | практикум | График линейной функции. | Уметь приводить уравнения вида ax + by + c =0 (при b≠0) к уравнению y = kx + l. | Взаимный контроль | П.79 | ||||
Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180°. | 2 | комбинированный | Синус, косинус и тангенс углов от от 0° до 180°. | Знать определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180°; Уметь находить значения синуса, косинуса и тангенса острых и тупых углов, используя определения и рассмотренные в пункте формулы приведения. | Фронтальный контроль | П.81 | ||||
практикум | Взаимный контроль | |||||||||
Движение | Преобразование фигур. Свойства движения. | 1 | комбинированный | Преобразование фигур. Свойства движения. | Знать определение движения и его свойства; Уметь применять свойства движения для распознавания фигур, в которые придвижении переходят данные фигуры (параллелограмм, прямоугольник и т.д.). | Фронтальный контроль | П.82, 83 | |||
Симметрия относительно точки. | 1 | практикум | Симметрия относительно точки. | Знать определение точек и фигур, симметричных относительно данной точки; Уметь стоить точки и простейшие фигуры, симметричные данным относительно данной точки, приводить примеры фигур, имеющих центр симметрии. | Индивидуальный контроль | П.84 | ||||
Симметрия относительно прямой. | 1 | практикум | Симметрия относительно прямой. | Знать определение точек и фигур, симметричных относительно данной прямой; Уметь стоить точки и простейшие фигуры, симметричные данным относительно данной прямой, приводить примеры фигур, имеющих ось симметрии. | Индивидуальный контроль | П.85 | ||||
Поворот. | 1 | практикум | Поворот. | Знать определение поворота; Уметь строить образы простейших фигур при повороте (луч с началом в центре поворота, точка, отрезок). | Индивидуальный контроль | П.86 | ||||
Параллельный перенос и его свойства. | 1 | комбинированный | Параллельный перенос и его свойства. | Знать формулы параллельного переноса, геометрические свойства параллельного переноса (как смещаются точки); Уметь строить фигуры, в которые переходят соответственно данная точка, полупрямая, отрезок при заданном параллельном переносе. | Фронтальный контроль | П.87 | ||||
Решение задач п. 71 – 87. | 1 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать полученные знания при решении задач. | Взаимный контроль | ||||||
Контрольная работа №5. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Векторы | Абсолютная величина и направление вектора. | 1 | комбинированный | Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. | Знать что такое вектор, представлять, что означает понятие «одинаково направленные векторы», что понимается под абсолютной величиной (модулем, длиной) вектора. Уметь изображать и обозначать вектор, различать его начало и конец в записи и на чертеже. | Фронтальный контроль | ||||
Равенство векторов. | 1 | комбинированный | Равенство векторов. | Знать определение равных векторов в координатной и геометрической форме. | Фронтальный контроль | |||||
Координаты вектора. | 1 | комбинированный | Координаты вектора. | Уметь находить координаты вектора по координатам его начала и конца, вычислять абсолютную величину вектора по его координатам, откладывать от заданной точки вектор, координаты которого известны. | Фронтальный контроль | |||||
Сложение векторов. | 1 | комбинированный | Сложение векторов. | Знать определение суммы и разности дух векторов и формулировку теоремы 10.1; Уметь находить координаты суммы и разности двух векторов, заданных координатами, распознавать на чертеже и строить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически. | Фронтальный контроль | |||||
Сложение сил. | 1 | комбинированный | Сложение сил. | Уметь распознавать на чертеже и строить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически | Фронтальный контроль | |||||
Умножение вектора на число. | 1 | комбинированный | Умножение вектора на число. | Знать определение произведения вектора на число; Уметь находить координаты вектора λ (λ≠0) по координатам вектора ; строить вектор λ по заданному вектору . | Фронтальный контроль | |||||
Скалярное произведение векторов. | 1 | комбинированный | Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. | Знать определение скалярного произведения, геометрического смысла скалярного произведения, признак перпендикулярности векторов; Уметь находить скалярное произведение, косинус между векторами, доказывать перпендикулярность векторов. | Фронтальный контроль | |||||
Решение задач п.91 – 98. | 1 | практикум | Знать теоретический материал по изученной теме; Уметь использовать полученные знания при решении задач. | Взаимный контроль | ||||||
Контрольная работа №6. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Уметь применять изученную теорию к решению задач. | Индивидуальный контроль | ||||||
Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | Повторение §6. | 1 | консультация | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 8 класса). | Индивидуальный контроль | |||||
Повторение §7. | 1 | консультация | Индивидуальный контроль | |||||||
Повторение §8 – 9. | 1 | консультация | Индивидуальный контроль | |||||||
Итоговый тест за курс 8 класса. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Индивидуальный контроль |
Список литературы
А.В. Погорелов. Учебник для 7-9 классов;
В.А. Гусев, А.И. Медяник. Дидактические материалы для 7, 8, 9 классов;
Е.Е. Семенов. За страницами учебника геометрии;
Ю.П.Дудницын .
А также дополнительная литература:
Березина Л.Ю. и др. Преподавание курса геометрии по учебнику А.В. Погорелова «Геометрия 7 – 9. – М.: Экзамен, 2008.
Гусев В. А., Медяник А. И. Геометрия: дидактические материалы для 8 класса. – М.: Просвещение, 2004.
Мельникова Н.Б. и др. Геометрия: Дидактические материалы для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1999.
Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2007 Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.
Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.
Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.
Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)
Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.
Устьев Г. М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. -М.: Московский репетитор, 1991.
Шуба М.Ю., Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1995 и последующие издания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...