Урок-практикум по геометрии в 11 классе по теме "Цилиндр"
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему
Урок - практикум - это урок закрепление пройденного материала и решения задач по теме "Цилиндр".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_tselindr.docx | 77.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по теме «Цилиндр».
(текущий контроль знаний и умений учащихся).
Цели:
- Проверить усвоение учащимися теории по теме «Цилиндр»;
- Совершенствовать навыки решения задач по теме «Цилиндр»;
- Проверить умения решать задачи по теме «Цилиндр»
- Развивать пространственное воображение.
- Развивать чувство ответственности за выполненную работу, коллективизм, инициативность.
Задачи:
- Обобщить и систематизировать теоретический материал: элементы цилиндра, сечения цилиндра, формулы для нахождения боковой и полной поверхностей цилиндра;
- Систематизировать и упорядочить умения учащихся решать различные виды задач по теме «Цилиндр»;
- Выделить приёмы и методы решения задач, выявить наиболее рациональные из них;
- Создать ситуацию «успеха» для каждого ученика, дать почувствовать успешность усвоения темы.
Этапы урока:
- Теоретический диктант с последующей проверкой (7-10мин.)
- Групповая работа с задачами, с последующим обсуждением решения в классе (20-25мин.)
- Индивидуальная проверочная работа по готовым чертежам (5-7мин.)
- Подведение итогов урока.
1 этап. Теоретический диктант с последующей проверкой.
Программа «Живая математика», раздел «Стереометрия», глава «Круглые тела», тема «Цилиндр. Элементы цилиндра», «Сечения цилиндра». Можно использовать любую интерактивную программу, в которой можно перемещать цилиндр и показывать его элементы.
По вариантам учащиеся записывают те элементы цилиндра, которые показываются им с помощью данной программы.
1вариант:
- Цилиндрическая поверхность.
- Ось цилиндра.
- Радиус основания.
- Формулу полной поверхности цилиндра.
- Осевое сечение цилиндра (в сечении - прямоугольник).
- Изобразить цилиндр, как тело вращения вокруг сторон какой-либо фигуры (2 случая).
2вариант:
- Цилиндр.
- Образующая.
- Высота цилиндра.
- Формулу боковой поверхности цилиндра.
- Сечение перпендикулярное оси цилиндра (в сечении - круг).
- Изобразить цилиндр, как тело вращения вокруг осей симметрии какой-либо фигуры (2 случая).
Листы с работами сдаются, и проверяется правильность данных ответов, с классом проговариваются ответы и определения данных элементов.
Цилиндрическая поверхность.
Цилиндр.
Ось цилиндра.
Образующая.
Высота цилиндра.
Радиус цилиндра.
Формулы боковой и полной поверхностей цилиндра с доказательством (с исп. модели).
Сечения (4вида)
Вращение прямоугольника.
2 этап. Групповая работа.
Каждой группе (3-5человек) выдаются листы с задачами. Номер группы совпадает с номером задачи, которую надо решить. Как только задача решена (5 мин.), представитель от группы выходит к доске, делает чертёж и ключевые записи решения. Решения обсуждаются остальными учащимися класса, и оценивается работа группы. Если группа успевает решить, кроме своей задачи, ещё одну, то это даёт членам группы +0,5 балла к зачёту по этой теме. Решение задач после обсуждения, показывается на интерактивной доске.
Задачи:
- В цилиндре с высотой 6см проведено параллельно оси сечение, отстоящее от неё на расстоянии 4см. Найдите радиус цилиндра, если площадь сечения равна 36 см2. Вычислите площадь полной поверхности цилиндра. (Ответ: 5 см, 110π см2.)
- Радиус основания цилиндра в три раза меньше высоты, а площадь полной поверхности цилиндра равна 288π см2. Найдите размеры цилиндра. (Ответ: r=6см, h=18см.)
- Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20см. Найдите площадь основания цилиндра и площадь его боковой поверхности. (Ответ: 50π см2, 200π см2.)
- Зная, что полная поверхность цилиндра 130π , а боковая поверхность составляет 80π найдите размеры цилиндра и площадь его осевого сечения. (Ответ: r=5см, h=8см, =80
Решения:
- В цилиндре с высотой 6см проведено параллельно оси сечение, отстоящее от неё на расстоянии 4см. Найдите радиус цилиндра, если площадь сечения равна 36 см2. Вычислите площадь полной поверхности цилиндра.
- ABCD – прямоугольник, АВ = h = 6см.
=AB*BC BC = 6 cм.
- ВОС – равнобедренный, т.к ОВ=ОС=r .
BH- высота ВН – медиана ВН = НС = 3 см
О
4
В 3 С
Н
- ВОН – прямоугольный,
ВО = 5 см (египетский треугольник), т.е. r=5см.
- = 2r(r + h) = 110π .
- Радиус основания цилиндра в три раза меньше высоты, а площадь полной поверхности цилиндра равна 288π см2. Найдите размеры цилиндра.
Т.к. r h в 3 раза, то h=3r .
= 2πr( r + h) и = 288π см2
2πr ( r + h) = 288π
2πr ( r + 3r) = 288π / : 2π
4= 144
= 36
r = 6 см
h = 18 см
- Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20см. Найдите площадь основания цилиндра и площадь его, боковой поверхности.
- ABCD – квадрат AB = BC ; BAC = 450 .
- ABC – прямоугольный,
= ВС = АС *
ВС = 20 * 0 = 20 * = 10 (см)
В С
4 20
А
3.h = АВ = 10 см, r = = 5 .
(5 )2*π = 50π см2
= 2rh = * 5 * 10 = 200π см2
4.Зная, что полная поверхность цилиндра 130π , а боковая поверхность составляет 80π найдите размеры цилиндра и площадь его осевого сечения.
= + 2
- = 130π - 80π = 50π см2
= 25π и =πr2
πr2 = 25π
r = 5 см
= 2rh h =
А h = = 8 (cм)
2. АВСD – прямоугольник, АВ = h =8 см, ВС = 2r = 10 cм.
= АВ * ВС
= 8 * 10 = 80 см2
3этап. Проверочная работа.
Работа по готовым чертежам и с задачами, не требующими построения тела. Отметки выставляются в журнал. Отметка «3» ставится за решение одной задачи, отметка «4» - за решение двух задач (напр. 1 и 2а)), отметка «5»- за три решённые задачи.
1вариант.
- Радиус цилиндра – 10 см, высота – 15см. Найдите площадь боковой и полной поверхности цилиндра.
- Найдите: a) высоту и радиус основания; б) площадь боковой поверхности цилиндра.
2вариант.
- Образующая цилиндра 8см, а радиус цилиндра – 5 см. Найдите площадь боковой и полной поверхности цилиндра.
- Найдите: a) высоту и радиус основания; б) площадь боковой поверхности цилиндра.
Ответы: 1вариант: 1. 300 см2 и 500 см2
2. а) 2; ; б) 4 π
2вариант: 1. 80π см2; 130 π см2
2. а) 4; 4 ; б) 16 π.
4этап. Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"
Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....
Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить ...
Урок практикум по теме "Атмосфера"6 класс
урок-практикум...
Урок - практикум по химии в 9 классе "Гидролиз солей"
Предложенный план-конспект урока-практикума по химии 9 класс "Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли" с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории "Nova Архимед...
Уроки практикумы по алгебре в 9 классе по теме "Решение целых уравнений"
Уроки проводятся по методике взаимообмена заданиями под девизом " Обучая товарища, учусь сам"....
Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"
Схема конспекта урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...
Урок - практикум по наглядной геометрии для 6 класса по теме "Окружность, круг и конус."
Интересное практическое занятие, на котором ученики 6 класса, применив все свои знания об окружности, должны смоделировать геометрическое тело – конус. На основе конуса ребята изготовят по...