"Построение сечений куба и пирамиды. Вычисление площадей полученных сечений»
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему

Интегрированный урок математики и информатики в 10-м классе по теме: "Построение сечений куба и пирамиды. Вычисление площадей полученных сечений»

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок  - практическая работа с использованием компьютера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_matematiki_i_informatiki_v_10.doc251 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики и информатики в 10-м классе по теме: "Построение сечений куба и пирамиды. Вычисление площадей полученных сечений»

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Урок  - практическая работа с использованием компьютера.

Цели:

  • Образовательные: 
  • закрепление теоретических и практических знаний, полученных на уроках геометрии по теме “Построение сечений куба и пирамиды. Вычисление площади полеченного сечения”;
  • закрепление теоретических знаний, полученных на уроках информатики по теме “Технология и способы обмена данными”.
  • Развивающие: 
  • работать над формированием умения устанавливать "отношения" между предметами, используя стандартную программу Windows – графический редактор Paint, Word;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать творческие способности учащихся.
  • Воспитывающие: 
  • воспитывать умение работать индивидуально над задачей.
  • воспитывать чувство сплоченности, взаимопомощи.

Оборудование: компьютер

Программное обеспечение: для наглядного представления объемных фигур используется стандартная программа Windows – графический редактор Paint; для оформления отчета, построения параллелепипеда и тетраэдра, используется офисная программа Word.

Дидактический материал: раздаточный материал – карточки задания по геометрии и информатики.

Время выполнения задания: 1-2 урока (в зависимости от усвоенного ранее материала, на основе которого стоится материал данного урока, тогда на 1 уроке выполняется задание по геометрии, на 2 уроке оформляется отчет в программе Word).

ХОД УРОКА

Информатика

Урок начинается с вступительного слова учителя информатики, о том, что сегодня проводится интегрированный урок информатики и геометрии и для чего это необходимо (смотри выше). Учитель информатики раздает свое задание на урок и напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание особенно.

Практическая работа:

1. Открыть файл C:\Мои документы\10_класс\вариант.bmp и сохранить под своей фамилией в свою папку. Файлы вариант1.bmp, вариант2.bmp, вариант3.bmp содержат заготовки куба и правильной четырехугольной пирамиды с указанием необходимых условий  по вариантам.

2. Paint. Построить сечения куба и правильной четырехугольной пирамиды по заданным условиям.

Используемые инструменты: 

  • кисть – расстановка точек по заданию;
  • линия – для соединения точек, построения вспомогательных линий;
  • заливка – закрашивание области сечения;
  • выделение без фона – выделение области для перемещения или копирования фрагмента рисунка.

Редактирование рисунка: 

  • резинка;
  • лупа;
  • Правка – отменить (до трех последних действий).

Копирование:

  • Через буфер обмена: Выделить фрагмент рисунка, строка меню Правка – Копировать +++ строка меню Правка – Вставить
  • Быстрое копирование: Выделить фрагмент рисунка, нажать клавишу Ctrl, подвести указатель мыши к выделенному фрагменту нажать на лев. кл. мыши и не отпуская её отбуксировать копию в другое место рабочего поля и только после этого отпустить кл.Ctrl.

3. Сохранить внесенные в файл изменения с начала урока.

4. Выделить куб и правильную четырехугольную пирамиду. Копировать (через буфер обмена). Закрыть графический файл.

5. Word. Составить и записать алгоритм “построения сечений куба и правильной четырехугольной пирамиды ”.

  1. Открыть Word и вставить в документ копию рисунка из Paint.
  2. Добавить таблицу 2*2
  3. Первый столбец. План построения сечения куба. Заголовок по центру, полужирный.
    Второй столбец. План построения сечения правильной четырехугольной пирамиды. Заголовок по центру, полужирный.
  4. План  построения фигур, записать  в соответствующем  столбце в несколько строк – нумерованный список.
    Строка меню Формат – Список – нумерованный – 1, 2, 3.
  5. Выделить таблицу. Скрыть границы таблицы. Строка меню Формат – Границы и заливки или пиктограмма “Границы” на панели форматирования.
  6. Например, буквы с цифрами T1S1 – цифра нижний индекс (подстрочный). Ввести вначале букву, затем цифру. Цифру выделить, затем строка меню Формат – Шрифт – установить флажок подстрочный.
  7. | |, (параллельность, пересечение). Строка меню Вставка – символ

Геометрия

Далее начинается с вступительное слово учителя математики. Учитель математики напоминает учащимся, на что необходимо обратить внимание, особенно при построении сечения.

Сведения из геометрии напоминаются с помощью мультимедийной презентации

Аксиома. Через три точки, лежащие на одной прямой, проходит плоскость и при том только одна

Свойство параллельных плоскостей. Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии пересечения их параллельны.

Файлы-задания: Построить сечение куба и правильной четырехугольной пирамиды по заданным условиям.

1 вариант

1.Построить сечение куба по заданным точкам M,L,N.

2.Построить сечение правильной четырехугольной пирамиды SABCD плоскостью, проходящей через точку М и параллельно плоскости основания. Найти площадь получившегося сечения, если сторона основания пирамиды равна 5,а SM:MA=2:3.

 2вариант

1.Построить сечение куба по заданным точкам M,L,N.

2.Построить сечение правильной четырехугольной пирамиды SABCD плоскостью, проходящей через точку М и параллельно плоскости основания. Найти площадь получившегося сечения, если сторона основания пирамиды равна 6,а SM:MC=5:1.

В продолжение урока каждый учитель отвечает на вопросы по своему предмету.

После сдачи работы ставится две оценки, по информатике (знание среды графического редактора Paint, Word) и по математике (знание пройденной темы “Сечение объемных фигур”)

1 вариант 

План построения сечения параллелепипеда:

  1. ML
  2. MLAD = X
  3. XNAB = E
  4. ME
  5. MLDD1=Z
  6. ENCD=Y
  7. ZYCC1=Q
  8. ZYC1D1=T
  9. MENQTL – искомое сечение

План построения сечения тетраэдра:

  1. MT| |ADBC
  2. ME| |ABAC
  3. EL| |BC
  4. TL
  5. MELT – искомое сечение

Площадь сечения равна 4

2 вариант

           

План построения сечения параллелепипеда:

  1. MN
  2. MN B1C1 = X
  3. XLA1B1 = T
  4. TLC1D1=Z
  5. ZNDD1=E
  6. MTLEN – искомое сечение

План построения сечения тетраэдра:

  1. ME││BC
  2. ML││CD
  3. LT││AD
  4. METL – искомое сечение

Площадь сечения равна 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Построение сечения куба, нахождение его координат и площади"

Решение задач на построение сечения куба, нахождение его координат и площади....

Методическая разработка по теме Алгоритм построения сечений куба плоскостью методом следов

Методическая разработка по темеАлгоритм построения сечений куба плоскостью методом следов.Автор: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики Образовательная область: Математика.Предмет: Геомет...

Технологическая карта урока по теме "Вычисление площади поверхности пирамиды"

Технологическая карта урока по теме "Вычисление площади поверхности пирамиды"...

N5 Вычисление площади поверхности призмы, пирамиды. за 6.05.20 для группы МЖКХ2

Задание61. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить самостоятельно:по теме "Призма" задачу N3 и выполнить практическое задание.по теме "...

N6 Практическая работа "Вычисление площади поверхности призмы, пирамиды" за 8.05.20 для группы МЖКХ2

Задание:1. Выполнить практическую работу.2. Выполнить отчет по практической работе.3. Сделать вывод по практической  работе....

Презентация "Задача на построение сечения. Пирамида"

ЗадачаСторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна a. Боковое ребро образует с высотой угол 300. Посторить сечение, проходящее через вершину основания, перпендикулярно противолежащему р...

Построение сечения пирамиды

В презентации представлено решение одной задачи, имеются ссылки на данную задачу и тренажер в программе GeoGebra. В тренажере можно менять местоположение точек, тем самым создавая новые задачи. Можно ...