Горные системы
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Манько Снежана Григорьевна

Здесь представлен материал к уроку " Горные системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornye_sistemy.pptx1.65 МБ
Файл gornye_sistemy.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Горные системы

Слайд 2

Формы горного рельефа Хребты – горы, вытянутые в одном направлении Горная цепь - система горных хребтов Плоскогорье - обширная территория с относительно ровной поверхностью, образованная путем выравнивания на месте древней горной страны Нагорье – это обширная территория, объединяющая плоскогорья, горные хребты, массивы, которые чередуются с широкими котловинами Верхоянский хребет Анадырское плоскогорье Корякское нагорье

Слайд 3

Виды гор по высоте: Низкие (400-1000 м над уровнем моря) Средние (1000-3000 метров)- Урал, Бырранга Высокие (свыше 3000 метров) – Кавказ, Алтай Кавказ Эльбрус 5642 метра Урал Бырранга

Слайд 4

В ысотная поясность – последовательная смена природных условий и ландшафта в горах по мере возрастания абсолютной высоты.

Слайд 7

Гольцы – горные вершины, растительность которых не образует сплошного покрова, а чередуется с каменистыми россыпями

Слайд 8

План описания гор: 1. На каком материке и в какой его части находятся горы 2. Общее направление горной системы и её протяжённость 3. Между какими географическим объектами (равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта) 4. Вид гор по абсолютной высоте 5. Крупнейшая вершина и её географические координаты. 1 ряд – Кавказ 2 ряд – Урал 3 ряд – Сихотэ-Алинь

Слайд 9

Домашнее задание Параграф 41 Составить ребус или стихотворение “Горы России”



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Горные системы»

Класс: 8 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цель:

  1. Сформировать образ гор, выявить особенности высотной поясности в горах.
  2.  Развивать умение давать описание (характеристику) горных систем по плану.
  3. Продолжить формирование ценностного отношения к природе России.

Оборудование: карта природных зон России, учебники, атласы, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята (учащиеся приветствуют учителя, садятся).

2.Проверка домашнего задания

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали полупустыни, пустыни и субтропики.

На прошлом уроке я вам задавала написать небольшой репортаж о субтропиках, сдайте, пожалуйста.

Учащиеся могут прочитать 2-3 репортажа всему классу.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какие особенности характеризуют зону полупустынь и пустынь, субтропиков?
  2. Как природные условия влияют на хозяйственную деятельность людей в полупустыне и пустыне?
  3. Чем обусловлены такие особенности растительности полупустынь и пустынь, как разреженность растительного покрова, угнетенность большинства растений, непродолжительный вегетационный период, приспособление растений к дефициту влаги (узкие колючие листья, глубокие корни и т. д.)? Дайте развернутый ответ.

3.Изучение нового материала
на доске эпиграф к уроку «Лучше гор могут быть только горы».

Тема сегодняшнего нашего урока «Горные системы». Откройте тетради и запишите тему урока. Горы – это величественные и прекрасные сооружения.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос - широтная зональность и высотная поясность – это два одинаковых понятия или имеют свои особенности?

- Ребята, какие вы знаете формы горного рельефа?(показ на карте)

- В рельефе горных стран выделяют различные формы. Наиболее характерны хребты – горы, вытянутые в одном направлении(Верхоянский). Система горных хребтов образует горную цепь. Помимо горных хребтов многочисленны плоскогорья и нагорья. Плоскогорье - обширная территория с относительно ровной поверхностью, образованная путем выравнивания на месте древней горной страны(Витимское у Байкала, Анадырское). Нагорье – это обширная территория, объединяющая плоскогорья, горные хребты, массивы, которые чередуются с широкими котловинами.(понятия записывают в тетрадь)

- Горы делятся также в зависимости от высоты на низкие (400-1000 м над уровнем моря), средние (1000-3000 метров), высокие (свыше 3000 метров). Приведите примеры гор?

Высокие горы, поднятые на несколько тысяч метров, оказываются в разреженном воздухе, где интенсивнее дневная солнечная радиация и ночное излучение. Из-за резких колебаний тем-ры происходит разрушение горных пород, продукты которого по склону быстро устремляются вниз, рождая обвалы и осыпи. Поэтому для высоких горных характерны острые гребни, скалистые вершины, крутые отполированные склоны, вечные снега и льды. Ниже снеговой линии в развитии рельефа гор играет не только тектоника, но и реки. Обладая большим уклоном, горные реки имеют огромную мощность и формируют узкие долины с речными склонами. В результате горное поднятие оказывается изрезанным речными долинами

- Рельеф средневысотных гор значительно отличается от высоких гор боле пологими склонами, округлыми вершинами, более широкими долинами рек.

- В невысоких горах и низких уровнях больших горных систем рельеф приближается к равнинному.

- Как вы знаете, климат с высотой изменяется. Он более влажный на наветренных склонах и более сухой в «дождевой тени» подветренных.

Для гор характерна высотная поясность – последовательная смена природных условий и ландшафта в горах по мере возрастания абсолютной высоты.

- От чего зависит высотная поясность? (Она вызвана падением температуры и увеличением количества осадков).

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос – в изменении, каких компонентов прослеживается  высотная поясность? (почвы, раст-ть, ЖМ).

- Высотная поясность имеет свои особенности – высотная поясность всегда начинается с той природной зоны, где расположены горы.

- Почему высотная поясность в разных горах проявляется по- разному? (каждой горной системе соответствуют свои, только ей присущие, высотные пояса и их количество. Это объясняется историей развития гор, их высотой, широтой местности, близостью моря, экспозицией склонов). По этим причинам набор поясов в разных горных системах различается.

- Так, на полярном Урале горные лесотундровые ландшафты последовательно сменяются ландшафтами горной тундры, а выше 800 метров ландшафтами гольцовых пустынь.

- В высоких Кавказских горах можно встреть большое количество поясов. Откройте рисунок 218, прочитайте их от подножия до вершины.

-  В горах Забайкалья последовательно сменяют друг друга: степь – горная лесостепь- таежные леса – заросли кедрового стланика, кустарниковых берез и ольхи – горная тундра.

- Наиболее высокие горы увенчаны вечными снегами и ледниками. Например, на Кавказе. Выше снеговой линии поднимаются высокие горные хребты Алтая, Саяна, Станового нагорья. Крупнейшие ледники расположены на горе Белуха. Многие из них носят названия белогорий или белков (алтайские белки). На Урале и горах Сибири широко распространены гольцы – горные вершины, растительность которых не образует сплошного покрова, а чередуется с каменистыми россыпями(записать).

- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос – как приспособились животные к высокогорному климату?( густой мех, накопление жира, впадают в спячку или мигрируют в зимний период).

- Рассматривая природу гор, нельзя не сказать о том, какие изменения внес в неё человек. Сейчас составной частью горных ландшафтов являются сельскохозяйственные угодья, промышленные зоны, рекреационные районы.

Горы издавна заселялись человеком. Горное расселение и занятия населения зависели от ландшафта высотного пояса. На альпийских и субальпийских лугах развивалось горно-пастбищное скотоводство. Сильно расчлененный рельеф изолировал поселения, жители которых использовали каждый клочок земли. Ко многим поселениям ведут лишь узкие тропы.

- Ребята, как отразилась красота гор в творчестве поэтов, писателей, художников? Приведите примеры.

- Ребята, По  плану  описания  гор  дайте  характеристику  одной  из  горных  систем:

1 ряд – Кавказ, 2 ряд – Урал, 3 ряд – Сихотэ-Алинь

Затем проверка характеристики гор.

План  описания  гор (на слайде):

1.      На  каком  материке  и  в  какой  его  части  находятся  горы;

2.      Общее  направление  горной  системы  и  её  протяжённость;

3.      Между  какими  географическим  объектами  (равнины,  моря,  океаны  и  т.д.)  находятся  горы  (по  сторонам  горизонта);

4.      Вид  гор  по  абсолютной  высоте;

5.      Крупнейшая  вершина  и  её  географические  координаты.

4. Закрепление материала

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Что такое высотная поясность?
  • Чем она обусловлена?
  • От чего зависит смена и количество поясов высотной поясности?
  • Что такое белогория? Гольцы?

5. Домашнее задание.

  • Параграф 41
  • Составить кроссворд (ребус, стихотворение) “Горы России”.
  • Реклама – приглашение на отдых у любого моря России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

Горный пейзаж в живописи и стихотворении М.Ю. Лермонтова "Горные вершины"

материал для уроков по литературе и ИЗО в 6 классе...

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»

Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»Цель: Изучить географическое положение  и особенности природных ресурсов и у...