Горные системы
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Здесь представлен материал к уроку " Горные системы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornye_sistemy.pptx | 1.65 МБ |
gornye_sistemy.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы горного рельефа Хребты – горы, вытянутые в одном направлении Горная цепь - система горных хребтов Плоскогорье - обширная территория с относительно ровной поверхностью, образованная путем выравнивания на месте древней горной страны Нагорье – это обширная территория, объединяющая плоскогорья, горные хребты, массивы, которые чередуются с широкими котловинами Верхоянский хребет Анадырское плоскогорье Корякское нагорье
Виды гор по высоте: Низкие (400-1000 м над уровнем моря) Средние (1000-3000 метров)- Урал, Бырранга Высокие (свыше 3000 метров) – Кавказ, Алтай Кавказ Эльбрус 5642 метра Урал Бырранга
В ысотная поясность – последовательная смена природных условий и ландшафта в горах по мере возрастания абсолютной высоты.
Гольцы – горные вершины, растительность которых не образует сплошного покрова, а чередуется с каменистыми россыпями
План описания гор: 1. На каком материке и в какой его части находятся горы 2. Общее направление горной системы и её протяжённость 3. Между какими географическим объектами (равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта) 4. Вид гор по абсолютной высоте 5. Крупнейшая вершина и её географические координаты. 1 ряд – Кавказ 2 ряд – Урал 3 ряд – Сихотэ-Алинь
Домашнее задание Параграф 41 Составить ребус или стихотворение “Горы России”
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Горные системы»
Класс: 8 класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель:
- Сформировать образ гор, выявить особенности высотной поясности в горах.
- Развивать умение давать описание (характеристику) горных систем по плану.
- Продолжить формирование ценностного отношения к природе России.
Оборудование: карта природных зон России, учебники, атласы, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте ребята (учащиеся приветствуют учителя, садятся).
2.Проверка домашнего задания
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучали полупустыни, пустыни и субтропики.
На прошлом уроке я вам задавала написать небольшой репортаж о субтропиках, сдайте, пожалуйста.
Учащиеся могут прочитать 2-3 репортажа всему классу.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Какие особенности характеризуют зону полупустынь и пустынь, субтропиков?
- Как природные условия влияют на хозяйственную деятельность людей в полупустыне и пустыне?
- Чем обусловлены такие особенности растительности полупустынь и пустынь, как разреженность растительного покрова, угнетенность большинства растений, непродолжительный вегетационный период, приспособление растений к дефициту влаги (узкие колючие листья, глубокие корни и т. д.)? Дайте развернутый ответ.
3.Изучение нового материала
на доске эпиграф к уроку «Лучше гор могут быть только горы».
Тема сегодняшнего нашего урока «Горные системы». Откройте тетради и запишите тему урока. Горы – это величественные и прекрасные сооружения.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос - широтная зональность и высотная поясность – это два одинаковых понятия или имеют свои особенности?
- Ребята, какие вы знаете формы горного рельефа?(показ на карте)
- В рельефе горных стран выделяют различные формы. Наиболее характерны хребты – горы, вытянутые в одном направлении(Верхоянский). Система горных хребтов образует горную цепь. Помимо горных хребтов многочисленны плоскогорья и нагорья. Плоскогорье - обширная территория с относительно ровной поверхностью, образованная путем выравнивания на месте древней горной страны(Витимское у Байкала, Анадырское). Нагорье – это обширная территория, объединяющая плоскогорья, горные хребты, массивы, которые чередуются с широкими котловинами.(понятия записывают в тетрадь)
- Горы делятся также в зависимости от высоты на низкие (400-1000 м над уровнем моря), средние (1000-3000 метров), высокие (свыше 3000 метров). Приведите примеры гор?
Высокие горы, поднятые на несколько тысяч метров, оказываются в разреженном воздухе, где интенсивнее дневная солнечная радиация и ночное излучение. Из-за резких колебаний тем-ры происходит разрушение горных пород, продукты которого по склону быстро устремляются вниз, рождая обвалы и осыпи. Поэтому для высоких горных характерны острые гребни, скалистые вершины, крутые отполированные склоны, вечные снега и льды. Ниже снеговой линии в развитии рельефа гор играет не только тектоника, но и реки. Обладая большим уклоном, горные реки имеют огромную мощность и формируют узкие долины с речными склонами. В результате горное поднятие оказывается изрезанным речными долинами
- Рельеф средневысотных гор значительно отличается от высоких гор боле пологими склонами, округлыми вершинами, более широкими долинами рек.
- В невысоких горах и низких уровнях больших горных систем рельеф приближается к равнинному.
- Как вы знаете, климат с высотой изменяется. Он более влажный на наветренных склонах и более сухой в «дождевой тени» подветренных.
Для гор характерна высотная поясность – последовательная смена природных условий и ландшафта в горах по мере возрастания абсолютной высоты.
- От чего зависит высотная поясность? (Она вызвана падением температуры и увеличением количества осадков).
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос – в изменении, каких компонентов прослеживается высотная поясность? (почвы, раст-ть, ЖМ).
- Высотная поясность имеет свои особенности – высотная поясность всегда начинается с той природной зоны, где расположены горы.
- Почему высотная поясность в разных горах проявляется по- разному? (каждой горной системе соответствуют свои, только ей присущие, высотные пояса и их количество. Это объясняется историей развития гор, их высотой, широтой местности, близостью моря, экспозицией склонов). По этим причинам набор поясов в разных горных системах различается.
- Так, на полярном Урале горные лесотундровые ландшафты последовательно сменяются ландшафтами горной тундры, а выше 800 метров ландшафтами гольцовых пустынь.
- В высоких Кавказских горах можно встреть большое количество поясов. Откройте рисунок 218, прочитайте их от подножия до вершины.
- В горах Забайкалья последовательно сменяют друг друга: степь – горная лесостепь- таежные леса – заросли кедрового стланика, кустарниковых берез и ольхи – горная тундра.
- Наиболее высокие горы увенчаны вечными снегами и ледниками. Например, на Кавказе. Выше снеговой линии поднимаются высокие горные хребты Алтая, Саяна, Станового нагорья. Крупнейшие ледники расположены на горе Белуха. Многие из них носят названия белогорий или белков (алтайские белки). На Урале и горах Сибири широко распространены гольцы – горные вершины, растительность которых не образует сплошного покрова, а чередуется с каменистыми россыпями(записать).
- Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос – как приспособились животные к высокогорному климату?( густой мех, накопление жира, впадают в спячку или мигрируют в зимний период).
- Рассматривая природу гор, нельзя не сказать о том, какие изменения внес в неё человек. Сейчас составной частью горных ландшафтов являются сельскохозяйственные угодья, промышленные зоны, рекреационные районы.
Горы издавна заселялись человеком. Горное расселение и занятия населения зависели от ландшафта высотного пояса. На альпийских и субальпийских лугах развивалось горно-пастбищное скотоводство. Сильно расчлененный рельеф изолировал поселения, жители которых использовали каждый клочок земли. Ко многим поселениям ведут лишь узкие тропы.
- Ребята, как отразилась красота гор в творчестве поэтов, писателей, художников? Приведите примеры.
- Ребята, По плану описания гор дайте характеристику одной из горных систем:
1 ряд – Кавказ, 2 ряд – Урал, 3 ряд – Сихотэ-Алинь
Затем проверка характеристики гор.
План описания гор (на слайде):
1. На каком материке и в какой его части находятся горы;
2. Общее направление горной системы и её протяжённость;
3. Между какими географическим объектами (равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта);
4. Вид гор по абсолютной высоте;
5. Крупнейшая вершина и её географические координаты.
4. Закрепление материала
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что такое высотная поясность?
- Чем она обусловлена?
- От чего зависит смена и количество поясов высотной поясности?
- Что такое белогория? Гольцы?
5. Домашнее задание.
- Параграф 41
- Составить кроссворд (ребус, стихотворение) “Горы России”.
- Реклама – приглашение на отдых у любого моря России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней) Горные породы, минералы, полезные ископаемые. (маленькая экскурсия в мир камней)
Конспект урока...
Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "
Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...
Горный пейзаж в живописи и стихотворении М.Ю. Лермонтова "Горные вершины"
материал для уроков по литературе и ИЗО в 6 классе...
Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»
Методическая разработка урока географии в 8 классе на тему «Горные системы европейской части России. Урал.»Цель: Изучить географическое положение и особенности природных ресурсов и у...