Рабочая программа по геометрии 7 класс. Атанасян ...
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему

Каримова Сагиля Зайнисламовна

Рабочая программа по геометрии 7 класс. Атанасян и др. ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27»

щеобразовательноеучреждение

 «Средняяобщеобразовательнаяшкола№27»

«Рассмотрено»

назаседанииГМОучителей

математики

ирекомендованокутверждению:

Протокол№ ____

от«___»сентября 201.

РуководительГМО

_____________/                          /

«Согласовано»

Зам. директорапоУВР

__________/

«___» сентября 201.

«Утверждаю»

ДиректорМОУя»СОШ№27»

_________/ КустарёваН.М/

«___» сентября 2016_г.

Рабочая программа учебного курса

«Геометрия»  

 7  класс

Составитель: учитель математики первой квалификационной категории

МОУ СОШ  №27

Каримова С. З.

2016 - 2017

Муниципальное бюджетноеобг.Озерск. Челябинская область

Планируемые результаты освоения учебного курса

        Программа обеспечивает достижение следующих результатов:

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной  ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую

для решения математических проблем, и представлять её в понятной

форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной,

точной и вероятностной информации;

  •  умение понимать и использовать математические средства наглядности

(рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,

аргументации;

  •  умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать

необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений,

видеть различные стратегии решения задач;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение

действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы

для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на

решение задач исследовательского характера;

предметные:

Обучающийся научиться понимать:

  • существо математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • формулы сокращенного умножения;
  • геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
  • значение геометрии  для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
  • значение практики и вопросов, возникающих в самой геометрии для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
  • решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики линейных функций и функции y=x2;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;
  • решать задачи на применение свойств смежных и вертикальных углов, параллельных прямых, равнобедренного треугольника, признаков равенства треугольников, теоремы о сумме углов треугольника;
  • выполнять несложные построения с помощью циркуля и линейки;
  • описывать взаимное расположение прямых на плоскости, аргументировать свои суждения об этом расположении;
  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов на плоскости;
  • выполнять чертежи по условиям задач;
  • решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, градусных мер углов);
  • доказывать теоремы;
  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; утлы; треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;

Обучающийся получит возможность:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем)

Содержание учебного курса (70ч)

Начальные геометрические сведения (9 ч).

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

Материал данной темы посвящен введению основных геометрических понятий. Введение основных свойств простейших геометрических фигур проводится на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I—VI классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упражнений.

Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.

Треугольники (16 ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство треугольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изучен-ные признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделять использованию средств наглядности, решению задач по готовым чертежам.

Параллельные прямые (11 ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных прямых.

Знания признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых и секущей.

Соотношения между сторонами и углами треугольника  (17 ч).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.

Основная цель — расширить знания учащихся о треугольниках.

В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса — теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия — свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.

При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о параллельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время находится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии.

При решении задач на построение в VII классе рекомендуется ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. Решение задач (17 ч).

Календарно-тематическое планирование учебного материала  по геометрии.

 7 класс.

Геометрия - 70часов.

I четверть. 16 ч.

Начальные геометрические сведения

1

Прямая и отрезок

06.09

2

Луч и угол

07.09

3

Сравнение отрезков и углов

13.09

4

Измерение отрезков и углов

14.09

5

Перпендикулярные прямые

20.09

6

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»

21.09

7

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»

27.09

8

Повторительно-обобщающий урок

28.09

9

Контрольная работа № 1  Начальные геометрические сведения

04.10

Треугольники

10

Первый признак равенства треугольников

05.10

11

Первый признак равенства треугольников

11.10

12

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

12.10

13

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

18.10

14

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

19.10

15

Второй и третий признаки равенства треугольников

25.10

16

Второй и третий признаки равенства треугольников

26.10

II четверть. 16 ч.

17

Второй и третий признаки равенства треугольников

08.11

18

Задачи на построение

09.11

19

Задачи на построение

15.11

20

Задачи на построение

16.11

21

Решение задач по теме «Треугольники»

22.11

22

Решение задач по теме «Треугольники»

23.11

23

Решение задач по теме «Треугольники»

29.11

24

Повторительно-обобщающий урок

30.11

25

Контрольная работа  № 2 Треугольники

06.12

Параллельные прямые

26

Признаки параллельности двух прямых

07.12

27

Признаки параллельности двух прямых

13.12

28

Признаки параллельности двух прямых

14.12

29

Аксиома параллельных прямых

20.12

30

Аксиома параллельных прямых

21.12

31

Аксиома параллельных прямых

27.12

32

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

28.12

IIIчетверть. 21 ч.

33

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

11.01

34

Повторительно-обобщающий урок

17.01

35

Контрольная работа № 3  Параллельные прямые

18.01

Соотношения между сторонами и углами треугольника

36

Сумма углов треугольника

24.01

37

Сумма углов треугольника

25.01

38

Соотношения между сторонами и углами треугольника

31.01

39

Соотношения между сторонами и углами треугольника

01.02

40

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

07.02

41

Решение задач «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

08.02

42

Прямоугольные треугольники

14.02

43

Прямоугольные треугольники

15.02

44

Прямоугольные треугольники

21.02

45

Построение треугольников по трем элементам

22.02

46

Построение треугольников по трем элементам

28.02

47

Построение треугольников по трем элементам

01.03

48

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

07.03

59

Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники»

14.03

50

Повторительно-обобщающий урок

15.03

51

Контрольная работа № 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника

21.03

52

Повторение. Треугольники

22.03

IV четверть. 10ч. + 7 ч. резерва

53

Повторение. Треугольники

04.04

54

Повторение. Треугольники

05.04

55

Повторение. Параллельные прямые

11.04

56

Повторение. Параллельные прямые

12.04

57

Повторение. Параллельные прямые

18.04

58

Повторение. Соотношения между углами и сторонами треугольника

19.04

59

Повторение. Соотношения между углами и сторонами треугольника

25.04

60

Повторение. Соотношения между углами и сторонами треугольника

26.04

61

Итоговая контрольная работа

02.05

62

Итоговый урок

03.05

63

Резервный урок

10.05

64

Резервный урок

16.05

65

Резервный урок

17.05

66

Резервный урок

23.05

67

Резервный урок

24.05

68

Резервный урок

30.05

69

Резервный урок

31.05

Реализация национальных, региональных, этнокультурных особенностей преподавания курса

Тема урока

Тема НРЭО

4

Измерение отрезков и углов

Измеряем без инструментов

5

Перпендикулярные прямые

Перпендикулярные и параллельные прямые на карте г Озерска

26

Признаки параллельности двух прямых

Использование признаков параллельности прямых в строительстве и ремонте.

27

Признаки параллельности двух прямых

Односторонние, накрест лежащие и соответственные углы на карте г Озерска

42

Прямоугольные треугольники

Практическое применение некоторых свойств  прямоугольных треугольников.

50

Повторительно-обобщающий урок

Практическое применение некоторых свойств  прямоугольных треугольников.

Варианты контрольно – измерительных материалов.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Оценка устных ответов обучающихся.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  • возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя

Ответ оценивается отметкой «4»,если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 

Годовой план проведения контрольных работ

I четверть.

Начальные геометрические сведения

9

Контрольная работа № 1  Начальные геометрические сведения

04.10

II четверть.

Треугольники

25

Контрольная работа  № 2 Треугольники

06.12

IIIчетверть.

Параллельные прямые

35

Контрольная работа № 3  Параллельные прямые

18.01

Соотношения между сторонами и углами треугольника

51

Контрольная работа № 4 Соотношения между сторонами и углами треугольника

21.03

IV четверть.

61

Итоговая контрольная работа

02.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С. 9 класс

Рабочая программа по геометрии, УМК Атанасян Л.С., рассчитана на 2 часа в неделю....

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ

рабочая программа по геометрии к АТАНАСЯНУ 7 КЛ...

Рабочая программа по геометрии ФГОС Атанасян ЛС

Программа по геометрии для 8 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....