РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ( ГЕОМЕТРИЯ) 8 КЛАСС
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Сычев Илья Владимирович

Рабочая программа по геометрии для 8 классов средних общеобразовательных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_8_klass.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

Павлово-Посадского  муниципального района Московской области

                                                                             

                                                                           

                                                                             «УТВЕРЖДАЮ»:

                                                                                                                 Директор МОУ СОШ №11

                                                                                                         ______________/С.Н.Дубровина/

                                                                                                                  «_______» ____________ 2016 г.

              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

              ПО МАТЕМАТИКЕ ( ГЕОМЕТРИЯ)  

            8 КЛАСС

                                                                                                  СОСТАВИТЕЛЬ: Сычев И. В.,

                                                                                                                   учитель математики

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике (геометрия) для 8 класса  МОУ СОШ №11 разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об Образовании».
  • Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по геометрии  (Приказ Минобразования   России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
  • Авторской программы, на который опирается по учебник  (программой Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2011.
  • Учебного плана МОУ СОШ №11 на 2016-2017 учебный год.

Курс геометрии в  8 классе ведется по учебнику под редакцией А.В.Погорелова. В 8 классе на изучение курса геометрии отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов. В ходе изучения проводятся самостоятельные работы, тестовые проверки, 6 контрольных работ, итоговая работа  за курс геометрии 8 класса.

Цели

Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Главная особенность программы заключается в том, что программа составлена с учётом программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» автор А.В. Погорелов.

Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения геометрических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов. Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Обоснование выбора УМК

Для выполнения этой программы         рекомендуются учебник Погорелов А.В. Геометрия 7-9.  М.: Просвещение, 2011.Этот учебник включают весь необходимый теоретический материал по геометрии для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала.

Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают закрепить пройденный теоретический материал. При определении последовательности и глубины изложения материала в учебниках учитывались, в частности, традиции российской школы, а также необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.

Содержание

  1. Четырехугольники (20 часов)

Определение четырехугольника. Параллелограмм, его признаки и свойства. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.

Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки

Основная цель – дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах.

Доказательства большинства теорем данного раздела проводятся с опорой на признаки равенства треугольников, которые используются и при решении задач в совокупности с применением новых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно организовать как процесс обобщения и систематизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуществив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.

В теоретической части раздела рассматриваются в основном свойства изучаемых четырехугольников, необходимые для дальнейшего построения теории. Однако для решения задач можно использовать и факты, вынесенные в задачи.

Основное внимание при изучении темы следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкретных видов четырехугольников и вычисления их элементов.

Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о пропорциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведения ее доказательства необязательно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии треугольника. Теорема о пропорциональных отрезках используется при изучении следующей темы – в доказательстве теоремы о косинусе угла прямоугольного треугольника.

  1. Теорема Пифагора (18часов)

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Расстояние между двумя точками на координатной плоскости. Неравенство треугольника. Перпендикуляр и  наклонная к прямой. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значение тригонометрических функций для углов 300, 450, 600.

Основная цель – сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками, давая им в руки вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.

В ходе решения задач учащиеся усваивают основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников, при проведении практических вычислений учатся находить с помощью таблиц или калькуляторов значения синуса, косинуса и тангенса угла, а в ряде задач использовать значения синуса, косинуса и тангенса углов в 300, 450, 600.

Соответствующие умения являются опорными для решения вычислительных задач и доказательств ряда теорем в курсе планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используются и в курсе физики.

В конце темы учащиеся знакомятся с теоремой о неравенстве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Следует заметить, что наиболее важным с практической точки зрения является случай, когда данные точки не лежат на одной прямой, т.е. свойство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения доказательства теоремы можно в обязательном порядке от учащихся не требовать.

Материал темы следует дополнить изучением формулы расстояния между точками на координатной прямой.

  1. Декартовы координаты на плоскости (10 часов)

Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности и прямой. Координаты точки пересечения прямых. График линейной функции. Синус, косинус и тангенс углов от 0 до 180 градусов.

Основная цель - ввести в арсенал знаний учащихся сведения о координатах,

необходимые для применения  координатного метода исследования геометрических объектов.

          Метод координат позволяет многие геометрические задачи перевести на язык алгебраических формул и уравнений.

          Важным этапом применения этого метода является выбор осей координат. В каждом конкретном случае оси координат целесообразно распологать относительно рассматриваемых фигур так, чтобы соответствующие уравнения были как можно более простыми.

  1. Движение (7 часов)

Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.

Основная цель – познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.

Поскольку в дальнейшем движения не применяются в качестве аппарата для решения задач и изложения теории, можно рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т.е. не требовать от учащихся воспроизведения доказательств. Однако основные понятия – симметрия относительно точки и прямой, параллельный перенос – учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.

  1. Векторы (9 часов)

Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. (Коллинеарные векторы). Скалярное произведение векторов. Угол между векторами. (Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям).

Основная цель – познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач, сформировать умение производить операции над векторами.

Основное внимание следует уделить формированию практических умений учащихся, связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Причем наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в геометрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах и опыт учащихся, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения  на предметной основе ряда основных понятий темы.

  1. Повторение. Решение задач (6 часов)

Вид контроля

1 полугодие

2 полугодие

год

1 чтв

2чтв

3чтв

4чтв

Контрольные работы

1

2

2

2

7

Требования к уровню учащихся 8 класса

В результате изучения геометрии ученик должен

уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Календарно –тематическое планирование уроков.

Наименование раздела программы.

Тема урока.

Количество часов.

Дата по плану

Фактическая дата

Примечание

Четырехугольники

Определение четырёхугольника

1

Параллелограмм.

1

Свойство диагоналей параллелограмма.

1

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма.

2

Прямоугольник.

1

Ромб.

1

Квадрат.

1

Решение задач.

2

Контрольная работа №1

1

Теорема Фалеса.

1

Средняя линия треугольника

1

Трапеция.

1

Решение задач .

1

Теорема о пропорциональных отрезках.

1

Построение четвёртого пропорционального отрезка.

1

Решение задач.

2

Контрольная работа №2.

1

Теорема Пифагора

Косинус угла.

1

Теорема Пифагора.

1

Египетский треугольник.

1

Перпендикуляр и наклонная.

1

Неравенство треугольника.

2

Решение задач.

2

Контрольная работа №3.

1

Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.

3

Основные тригонометрические тождества.

1

Значение синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.

2

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла.

1

Решение задач.

1

Контрольная работа №4.

1

Декартовы координаты на плоскости

Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка.

1

Расстояние между точками.

1

Уравнение окружности.

1

Уравнение прямой.

1

Координаты точки пересечения прямых.

1

Расположение прямой относительно системы координат.

1

  1. Дови

Угловой коэффициент в уравнении прямой.

1

График линейной функции.

1

Определение синуса, косинуса и тангенса любого угла от 0° до 180°.

2

Движение

Преобразование фигур. Свойства движения.

1

Симметрия относительно точки.

1

Симметрия относительно прямой.

1

Поворот.

1

Параллельный перенос и его свойства.

1

Решение задач .

1

Контрольная работа №5.

1

Векторы

Абсолютная величина и направление вектора.

1

Равенство векторов.

1

Координаты вектора.

1

Сложение векторов.

1

Сложение сил.

1

Умножение вектора на число.

1

Скалярное произведение векторов.

1

Решение задач.

1

Контрольная работа №6.

1

Итоговое повторение курса геометрии  8 класса

Повторение §6.

1

Повторение §7.

1

Повторение §8 – 9.

1

. Контрольная работа№7.

1

Анализ контрольной работы..

1

Итоговое занятие.

1

Учебно-методический комплекс.        

  1. Геометрия в 7-9 классах: (Методические рекомендации к преподаванию курса геометрии по учебному пособию А.В. Погорелова): Пособие для учителя / Л.Ю. Березина, Н.Б. Мельникова, Т.М. Мищенко и др.- М.: Просвещение 1996.
  2. Геометрия. Задачи на готовых чертежах для VII-IX классов. / Э.Н. Балаян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 234 с. 
  3. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы./ Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2005
  4. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ – М.: Просвещение, 2005.
  5. Государственный стандарт основного общего образования по математике.
  6. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
  7. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. /Рабинович Е.М. М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2004. – 62 с.
  8. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. /Устьев Г.М. - М., 1997.
  9. Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2008.
  10. Разноуровневый контроль качества знаний по математике: Практические материалы: 5-11 классы. – 2-е изд. /Нечаев М.П. – М.: «5 за знания», 2007. – 144 с. – (Методическая библиотека).
  11. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровненвые) Алгебра Геометрия 8 класс / А.П. Ершова, В В. Голобородько, А.С.Ершова/ М.: «Илекса», 2005
  12. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровненвые) Алгебра Геометрия 8 класс / А.П. Ершова, В В. Голобородько, А.С.Ершова/ М.: «Илекса», 2003
  13. Тематические тесты по геометрии 8 класс: Математика, Приложение к газете «Первое сентября»

 

Согласовано                                                                                Согласовано

на заседании ШМО                                                                   зам.директора по УВР

Протокол №____от «_____» августа2016 г.                           ____________________

_____________________________________                              «____»________2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 8 класс.(алгебра-А.Г. Мордкович,... и геометрия- А.В. Погорелов)

Программа содержит календарно- тематическое планирование по алгебре и геометрии, пояснительные записки, требования к математической подготовке учащихся, необходимая литература....

Рабочая программа по математике 7 класса,алгебра-автор Ю.Н.Макарычев и др.,и геометрия-автор А.В.Погорелов

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по алгебре и геометрии....

Рабочая программа по математике 10 класса,алгебра-автор С.М.Никольский и др., и геометрия-автор Л.С.Атанасян и др.

Рабочая программа содержит  пояснительную записку и тематическое планирование по алгебре и геометрии....

Рабочая программа по математике 7 класс (Алгебра-Макарычев Ю.Н. и др.; Геометрия-Смирнова И.М.))

Рабочая программа составлена на основе следующих документов: Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике; Примерной программы осн...

Рабочая программа по математике 9 класс (алгебра - Макарычев Ю.Н. и др.; геометрия - Атанасян Л.С. и др.)

Примерная программа основного общего образования по математике и авторская программа по алгебре и геометрии взяты из методического пособия «Программы общеобразовательных учреждений» АЛГЕБРА 7-9 классы...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.

Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике  с учетом методической темы школы. В р...