Рабочая программа по геометрии 7 класс ,ФГОС
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1
г. Лаишево, Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО | Заместитель руководителя | Директор МБОУ |
____/Конурова Т.А. Протокол №____ от | по УР МБОУ Гимназии №1 ______/Конурова Т.А. | Гимназии №1 ____/Шарипова Г.Х. |
«____»_________2016г. | «____»__________2016г. | Приказ №____ от |
«____»__________2016г. | ||
Рабочая программа
курса «геометрия»
базовый уровень , 7 класс
Черняевой Елены Петровны
учителя математики
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 7 класса, составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике,2010г.
- Программы общеобразовательных учреждений по геометрии для 7-9 классов к учебному комплекту для 7-9 классов (авторы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б), составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2012);
- Учебного плана гимназии на 2016/ 2017 учебный год
Цели обучения
- В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- В метапредметном направлении:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
- В предметном направлении:
- Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи обучения
- введение терминологии и обработка умения ее грамотного использования;
- развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
- совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
- формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
- обработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
- формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
- расширение знаний учащихся о треугольниках.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа рассчитана на использование учебника Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. – М.: Просвещение,2014.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения курса геометрии учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
- В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
- В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
- В предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Контрольных работ | Проектных работ |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 | |
2 | Треугольники | 17 | 1 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 12 | 1 | |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 22 | 2 | 1 |
5 | Итоговое повторение | 9 | 1 | |
Итого: | 70 | 6 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения урока | ||
план | факт | ||||
ГЛАВА I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ (10 ч) | |||||
1 | Прямая и отрезок | Систематизировать знания о взаимном расположении точек и прямых. Познакомиться со свойствами прямой. Освоить прием практического проведения прямых на плоскости (провешивание). Научиться решать простейшие задачи по теме. | |||
2 | Луч и угол | Познакомиться с понятиями луч, начало луча,сторона угла, вершина угла, внутренняя область неразвернутого угла, внешняя область неразвернутого угла, с обозначением луча и угла. Научиться решать простейшие задачи по теме. | |||
3 | Сравнение отрезков и углов | Познакомиться с понятиями равенство геометрических фигур, середина отрезка, биссектриса угла. Научиться решать простейшие задачи по теме, сравнивать углы и отрезки. | |||
4 | Измерение отрезков | Познакомиться с понятием длина отрезка. Научиться применять на практике свойства длин отрезков, называть единицы измерения и инструменты для измерения отрезков, решать простейшие задачи по теме. | |||
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | Научиться решать задачи на нахождение длины отрезка или всего отрезка. | |||
6 | Измерение углов | Познакомиться с понятием градусная мера угла, градус. Научиться применять на практике свойства измерения углов, называть и изображать виды углов, называть и пользоваться приборами для измерения углов на местности, решать задачи на нахождение величины угла. | |||
7 | Смежные и вертикальные углы | Познакомиться с понятиями смежные углы, вертикальные углы. Научиться применять на практике свойства смежных и вертикальных углов с доказательствами, строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы, решать простейшие задачи по теме. | |||
8 | Перпендикулярные прямые | Познакомиться с понятием перпендикулярные прямые. Научиться применять на практике свойства перпендикулярных прямых с доказательством, решать простейшие задачи по теме | |||
9 | Подготовка к контрольной работе | Формулировать понятия луч, начало луча, угол, сторона угла, вершина угла, внутренняя и внешняя область неразвернутого угла, середина отрезка, биссектриса угла, длина отрезка, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые. Называть и применять на практике изученные свойства, решать основные задачи по изученной теме. | |||
10 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения» | Научиться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках, на практике | |||
Глава II. Треугольники (17 ч) | |||||
11 | Работа над ошибками. Треугольники | Научиться выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения. Систематизировать знания о треугольнике и его элементах. Познакомиться на практике с понятием равные треугольники; знать, что такое периметр треугольника. Научиться решать простейшие задачи на нахождение периметра треугольника и на доказательство равенства треугольников. | |||
12 | Первый признак равенства треугольников | Познакомиться с понятием теорема. Научиться доказывать теорему о первом признаке равенства треугольников, формулировать и доказывать первый признак равенства треугольников, решать простейшие задачи по теме | |||
13 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | Научиться формулировать и доказывать первый признак равенства треугольников, решать задачи с использованием первого признака равенства треугольников при нахождении углов и сторон соответственно равных треугольников | |||
14 | Медиана, биссектрисы и высоты треугольника | Познакомиться с понятиями перпендикуляр к прямой, медиана, биссектриса, высота треугольника. Научиться доказывать теорему о перпендикуляре к прямой, решать простейшие задачи по теме, строить перпендикуляры к прямой, медиану, высоту и биссектрису треугольника | |||
15 | Равнобедренный треугольник, его свойства | Познакомиться с понятиями равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник. Научиться применять свойства равнобедренного треугольника с доказательствами, решать простейшие задачи по теме | |||
16 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» | Научиться формулировать теоремы об углах при основании равнобедренного треугольника и медиане равнобедренного треугольника, проведенной к основанию, строить и распознавать медианы, высоты и биссектрисы треугольника, решать задачи, используя изученные свойства равнобедренного треугольника. Закрепить изученный материал в ходе решения задач | |||
17 | Второй признак равенства треугольников | Познакомиться со вторым признаком равенства треугольников, его доказательством. Научиться решать простейшие задачи по теме | |||
18 | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников | Научиться формулировать второй признак равенства треугольников, доказывать теорему второго признака равенства треугольников в ходе решения простейших задач | |||
19 | Третий признак равенства треугольников | Познакомиться с третьим признаком равенства треугольников, его доказательством. Научиться решать простейшие задачи по теме | |||
20 | Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников | Научиться формулировать третий признак равенства треугольников, доказывать теорему третьего признака равенства треугольников в ходе решения простейших задач | |||
21 | Окружность | Познакомиться с понятиями окружность, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности. Научиться решать простейшие задачи | |||
22 | Примеры задач на построение | Познакомиться с алгоритмом построения угла, равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка. Научиться объяснять понятия центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку, перпендикулярно прямой; середины данного отрезка, угла, равного данному, решать простейшие задачи на построение | |||
23 | Решение задач на построение | Научиться распознавать на готовых чертежах и моделях различные виды треугольников, решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки | |||
24 | Решение задач на применение признаков равенства треугольников | Научиться называть и формулировать все признаки равенства треугольников, доказывать данные признаки, решать основные задачи по изученной теме | |||
25 | Решение задач | Научиться решать простейшие задачи на доказательство равенства треугольников, находить элементы треугольника, периметра треугольника, используя признаки равенства треугольников и свойство равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | |||
26 | Подготовка к контрольной работе | Научиться объяснять, какая фигура называется треугольником, понятия вершины, стороны, углы, периметр треугольника, какие треугольники называются равными, изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы, формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников, свойствах равнобедренного треугольника, перпендикуляре к прямой, объяснять понятия перпендикуляр, проведенный из данной точки к данной прямой', медиана, биссектриса, высота треугольника', окружность, хорда, центр, радиус, диаметр окружности, решать задачи на признаки равенства треугольников, простейшие задачи на построение (угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикулярных прямых; середины отрезка), более сложные задачи, использующие указанные простейшие | |||
27 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники. Признаки равенства треугольников» | Научиться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках, на практике | |||
ГЛАВА III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ (12 ч) | |||||
28 | Работа над ошибками. Признаки параллельности прямых | Научиться выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения. Познакомиться с понятиями параллельные прямые, накрест лежащие, односторонние и соответственные углы. Научиться формулировать и доказывать признаки параллельности двух прямых, решать простейшие задачи по теме | |||
29 | Признаки параллельности прямых | Научиться распознавать на рисунке пары накрест лежащих, односторонних, соответственных углов, строить параллельные прямые с помощью чертежного угольника и линейки | |||
30 | Практические способы построения параллельных прямых | Познакомиться с практическими способами построения параллельных прямых. Научиться решать простейшие задачи по теме | |||
31 | Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» | Научиться при решении задач доказывать параллельность прямых, опираясь на изученные признаки, использовать признаки параллельности прямых при решении задач на готовых чертежах | |||
32 | Аксиома параллельных прямых | Познакомиться с понятием аксиома. Научиться формулировать аксиому параллельных прямых и ее следствия, решать простейшие задачи по теме | |||
33 | Свойства параллельных прямых | Познакомиться со свойствами параллельных прямых. Научиться решать простейшие задачи, опираясь на аксиому параллельности прямых, реализовывать основные этапы доказательства следствий из теоремы | |||
34 | Свойства параллельных прямых | Познакомиться со свойствами параллельных прямых. Научиться решать простейшие задачи по теме, распознавать на готовых чертежах и моделях различные виды треугольников | |||
35 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Научиться формулировать основные понятия по изученной теме, решать простейшие задачи по теме, по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки, находить равные углы при параллельных прямых и их секущей | |||
36 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Научиться формулировать основные понятия по изученной теме, решать простейшие задачи по теме, по условию задачи выполнять чертеж, в ходе решения задач доказывать параллельность прямых, используя соответствующие признаки, находить равные углы при параллельных прямых и их секущей | |||
37 | Решение задач по теме «Параллельные прямые» | Научиться формулировать определение параллельных прямых, объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие однородными и какие соответственными, решать простейшие и более сложные задачи по изученной теме | |||
38 | Подготовка к контрольной работе | Научиться формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых, объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее, формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из нее, объяснять, в чем заключается метод доказательства от противного, приводить примеры использования этого метода | |||
39 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» | Научиться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках, на практике | |||
ГЛАВА IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА (22ч) | |||||
40 | Сумма углов треугольника | Научиться выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения. Познакомиться с понятием внешний угол треугольника. Научиться формулировать теоремы о сумме углов треугольника с доказательством, ее следствия, называть свойство внешнего угла треугольника и применять его на практике, решать простейшие задачи по теме | |||
41 | Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | Познакомиться с понятиями остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники. Формулировать теорему о сумме углов треугольника с доказательством, ее следствия. Научиться изображать внешний угол треугольника, остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники, решать задачи, используя теорему о сумме углов треугольника и ее следствия, обнаруживая возможность их применения | |||
42 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Познакомиться с теоремой о соотношениях между сторонами и углами треугольника, с доказательством. Научиться сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника, решать простейшие задачи по теме | |||
43 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Познакомиться со следствиями из теоремы о соотношениях между сторонами и углами треугольника, с доказательством. Научиться сравнивать углы, стороны треугольника, опираясь на соотношения между сторонами и углами треугольника, решать простейшие задачи по теме | |||
44 | Неравенство треугольника | Познакомиться с теоремой о неравенстве треугольника, с ее доказательством. Научиться решать простейшие задачи, используя признак равнобедренного треугольника и теорему о неравенстве треугольника | |||
45 | Подготовка к контрольной работе | Научиться формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам, решать простейшие задачи по теме | |||
46 | Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Научиться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках, на практике | |||
47 | Работа над ошибками. Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | Научиться выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения. Познакомиться со свойствами прямоугольных треугольников, с доказательствами. Научиться решать простейшие задачи по теме | |||
48 | Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства | Познакомиться со свойствами прямоугольных треугольников, с доказательствами. Научиться решать простейшие задачи по теме | |||
49 | Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников | Познакомиться с признаком прямоугольного треугольников и свойством медианы прямоугольного треугольника. Научиться доказывать данные свойства и признаки, решать простейшие задачи по теме, применять свойства прямоугольных треугольников при решении задач, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решение практических задач | |||
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | Познакомиться с признаками равенства прямоугольных треугольников. Научиться доказывать данные признаки, решать простейшие задачи по теме, применять свойства и признаки прямоугольных треугольников при решении задач, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решения практических задач | |||
51 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | Познакомиться с признаками равенства прямоугольных треугольников. Научиться доказывать данные признаки, решать простейшие задачи по теме, применять свойства и признаки прямоугольных треугольников при решении задач, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, решения практических задач | |||
52 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | Научиться формулировать и доказывать свойства прямоугольных треугольников, признак прямоугольного треугольника, свойство медианы прямоугольного треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников, решать простейшие задачи по теме | |||
53 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | Научиться формулировать и доказывать свойства прямоугольных треугольников, признак прямоугольного треугольника, свойство медианы прямоугольного треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников, решать простейшие задачи по теме | |||
54 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | Познакомиться с понятиями наклонная, проведенная из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. Научиться формулировать и доказывать свойства параллельных прямых, решать простейшие задачи по теме | |||
55 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | Познакомиться с понятиями наклонная, проведенная из точки, не лежащей на данной прямой, к этой прямой, расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. Научиться формулировать и доказывать свойства параллельных прямых, решать простейшие задачи по теме | |||
56 | Построение треугольника по трем элементам | Познакомиться со свойством перпендикуляра, проведенного от точки к прямой; свойством параллельных прямых. Научиться решать задачи на нахождение расстояния между параллельными прямыми, используя изученные свойства и понятия | |||
57 | Построение треугольника по трем элементам | Научиться строить треугольник по двум сторонам и углу между ними; стороне и двум прилежащим к ней углам; трем сторонам, используя циркуль и линейку, решать практико-ориентированные задачи по теме | |||
58 | Решение задач по теме «Построение треугольника по трем элементам» | Научиться формулировать свойства перпендикуляра, параллельных прямых, определения расстояния между параллельными прямыми, расстояния от точки до прямой и применять данные знания при решении практико-ориентированных задач, выполнять построение треугольника по трем элементам | |||
59 | Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | Научиться решать задачи, опираясь на теорему о сумме углов треугольников, свойство внешнего угла треугольника, признаки равнобедренного треугольника, решать несложные задачи на построение с использованием известных алгоритмов | |||
60 | Подготовка к контрольной работе | Научиться формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников), формули ровать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми | |||
61 | Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем сторонам» | Научиться применять теоретический материал, изученный на предыдущих уроках, на практике | |||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ(9Ч) | |||||
62 | Начальные геометрические сведения | Научиться выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения | |||
63 | Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | Научиться применять на практике теоретический материал по теме «Начальные геометрические сведения»: решать задачи на готовых чертежах | |||
64 | Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | Научиться применять на практике теоретический материал по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник»: формулировать и доказывать признаки равенства треугольников; свойства равнобедренных треугольников, решать задачи на повторение | |||
65 | Параллельные прямые. Свойства | Научиться применять на практике теоретический материал по теме «Параллельные прямые. Свойства»: формулировать признаки и свойства параллельных прямых, решать задачи на готовых чертежах | |||
66 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Научиться применять на практике теоретический материал по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»: формулировать и доказывать признаки равенства прямоугольных треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника, теорему о неравенстве треугольника, решать задачи на повторение и обобщение | |||
67 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | Научиться применять на практике теоретический материал по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»: формулировать и доказывать признаки равенства прямоугольных треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника, теорему о неравенстве треугольника, решать задачи на повторение и обобщение | |||
68 | Задачи на построение | Научиться использовать приоритетные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания реальных ситуаций на языке геометрии, для решения практических задач. Размечать грядки различной формы на пришкольном участке | |||
69 | Контрольная работа № 6 (итоговая) | Научиться применять теоретический материал, изученный за курс геометрии 7 класса, на практике | |||
70 | Анализ контрольной работы | Научиться выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения |
Критерии оценок по математике
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по математике
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учебно- методическое обеспечение
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2013.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Некрасов В.Б., Юдина И.И. Изучение геометрии в 7—9 классах: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2012.
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
- Бурмистрова Г.А. Геометрия. 7—9 классы: Сборник рабочих программ. М.: Просвещение, 2012.
- Бутузов В.Ф. Геометрия. 7—9 классы: Рабочие программы к учебнику Л.С. Атанасянаидр. М.: Просвещение, 2012.
- Гаврилова Н.Ф. Геометрия. 7 класс: Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2012.
- Гаврилова Н.Ф. Геометрия. 7 класс: Поурочные разработки. М.: ВАКО, 2012.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Геометрия. 7 класс: Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2012.
- Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. Геометрия. 7—11 классы: Задачи по геометрии. М.: Просвещение, 2012.
- Иченская М.А. Геометрия. 7—9 классы: Самостоятельные и контрольные работы. М.: Просвещение, 2012.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Подред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
- Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия. 7 класс: Тематические тесты. ГИА. М.: Просвещение, 2012.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятель
ности, моделирования и технического творчества обучающихся».
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы основного общего образования. Математика. М.: Просвещение, 2010.
- Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Информационное сопровождение
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.
2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по математике,2010г.
- Программы общеобразовательных учреждений по геометрии для 7-9 классов к учебному комплекту для 7-9 классов (авторы Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б), составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2012)
- Рабочая программа по математике, Г.И. Маслакова.
Приложение 1.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
- Рис. 1.
Дано: ВО = DO, ∟ABC=45°, ∟ BCD = 55°, ∟AOC= 100°.
Найти: ∟ D.
Доказать: ABO = CDO.
- В равнобедренном треугольнике ABC с основанием АС угол В равен 42°.
Найдите два других угла треугольника АВС.
- Точки В и D лежат в разных полуплоскостях относительно прямой АС. Треугольники АВС и A DC - равносторонние.
Докажите, что АВ || CD.
4*. Рис. 2.
Дано: ∟ ЕРМ= 90°, ∟ МЕР =30°, МЕ= 10 см.
а) Между какими целыми числами заключена длина отрезка ЕР?
б) Найдите длину медианы PD.
B D М
A C Е Р
Рис.1 Рис.2
Вариант II
- Рис. 1.
Дано: АВ = CD, ∟АВС =65°, ∟ADC = 45°,
Найти: ∟ С.
Доказать: АВО = С0.
- В равнобедренном треугольнике ABC? С основанием АС сумма А и С равна 156°.
Найдите углы треугольника АВС.
- Точки В и D лежат в разных полуплоскостях относительно по АС. Треугольники АВС и ADC - равнобедренные прямоугольные (∟B= ∟ D = 90°).
Докажите, что АВ || CD.
4*. Рис. 2.
Дано: ∟ DBC = 90°, ∟ BDC = 60°, BD = 4 см.
а)Между какими целыми числами заключена длина отрезка BC?
б) Найдите длину медианы PD.
B D D
A C B C
Рис.1 рис.2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по геометрии 7класс (ФГОС)
Рабочая программа по геометрии для 7 класса к учебнику Л.С.Атанасяна. Программа составлена на основе Фундоментапьного ядра общего образования, Примерной программы по учебным предметам (стандарты второ...
8 класс рабочая программа по геометрии (по ФГОС)
Рабочая программа по геометрии по ФГОС 8 класс Атанасян Л.С....
7 класс рабочая программа по геометрии ( по ФГОС)
Рабочая программа по геометрии 7 класс Атанасян Л.С. (по ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М....