Обобщённая технологическая карта решения геометрических задач.
методическая разработка по геометрии (7 класс) по теме
В отличии от алгебры, изобилующей различной сложности алгоритмаи, при решении геометрических задач многие учащиеся сталкиваются с объективными сложностями: с чего начать? в каком направлении осуществлять поиск решения? на что опираться в процессе решения? и др. С этой целью на основе учебного материала по теме "сумма углов треугольника":
1) представлена технологическая карта урока;
2) разработана обобщённая технологическая карта решения геометрических задач (ОТК).
Замечание: ОТК не является универсальным шаблоном, алгоритмом, а скорее, помощником, каркасом, принципом на основе которого разрабатываются общие подходы решения геометрических задач.
Используемые материалы: "Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. - М.: Вента-Граф, 2013".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Большинство задач
решаются просто:
надо взять и сделать.
Технологическая карта урока
Тема урока: сумма углов треугольника.
Цель урока: организация поэтапного решения геометрических задач. | |
Задачи урока: Образовательные.
Развивающие: совершенствование основных мыслительных операций (анализ, синтез, структурирование и др.), совершенствование коммуникативных способностей учащихся. Воспитательные: формирование общекультурных навыков. | |
Тип урока: урок «открытия» нового знания. | Методы, приемы, формы: проблемное обучение, исследование, дискуссия, работа в парах, разноуровневая самостоятельная работа. |
Опорные понятия, термины: Рисунок, формула, метод, гипотеза, логическая цепочка; равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, внешний угол при вершине треугольника, биссектриса угла треугольника, сумма углов треугольника. | Новые понятия: обобщённая технологическая карта решения задач (ОТК). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| На примере решения учебных задач (№ 394, 395) подводит учащихся к мысли о том, что задачи нужно решать не хаотически, а по определенному общему плану. | После попыток решения нескольких задач формулируют мысль о целенаправленном и плановом их решении. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: формулировка проблемы; Коммуникативные: Постановка вопросов. |
| Помогает проанализировать план решения предыдущих задач и на основе этого сформулировать общие подходы решения задач. | Обсуждают план решения задач. Составляют ОТК | Регулятивные: планирование, коррекция; Познавательные: смысловое чтение, структурирование знаний, моделирование; Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли. |
| Помогает применить ОТК при решении новых задач (№ 398, 398). Подводит учащихся к мысли о том, что ОТК не является шаблоном, а каркасом, опорой, на основе которой решаются различные геометрические задачи. | Применяют ОТК при решении новых задач. Исследуют область применения ОТК и методы её использования. | Регулятивные: коррекция, контроль; Познавательные: смысловое чтение, структурирование знаний, моделирование; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; Личностные: самоопределение. |
| Предлагает для решения разноуровневую самостоятельную работу. | Выбирают уровень решения задачи и решают ее. | Регулятивные: контроль; Познавательные: смысловое чтение, моделирование; |
| Формирует зону ближайшего развития, помогает обобщить изучаемый материал. Д.з. 396, 399. | Анализируют изученный материал (в т.ч. условия его применимости, достоинства и недостатки), формулируют ближайшие личные учебные задачи. | Познавательные: рефлексия деятельности, структурирование знаний; Регулятивные: коррекция, оценка; Личностные: самоопределение, смыслообразование. |
Моделирование обобщённой технологической карты решения задач (ОТК).
1 этап. Смысловое чтение задачи и актуализация знаний. На этом этапе происходит определение типа учебной задачи, вспоминается соответствующий учебный материал, выписываются неизвестные термины и понятия. Выписываются условия
(что дано?) и вопросы (что требуется найти?).
2 этап. Анализ задачи. По условиям задачи строится рисунок ( схема, таблица, график), происходит поиск неявных условий, задаются вопросы, строятся связи.
3 этап. Открытия. Формулируется гипотеза и догадка.
4 этап. Происходит логическое обоснование возникшего предположения и формальная запись решения.
5 этап. Записывается и анализируется ответ.
Условия | Вспомнить что может пригодиться, определить тип задачи, выписываются неизвестные термины и понятия. | ||
явные что мы знаем, что дано | не явные о чём следует догадаться | ||
Рисунок (формула) Наносятся (заполняются) данные задачи | Проанализировать вопрос, условия, найти связи. Эврика! Открытие! Гипотеза! Догадка! Помощь: Рисунок, схема, таблица, график, формула; Методы, приемы решения | ||
Вопрос | Ответ Анализ ответа | Записать логическую цепочку и ход решения задачи |
Замечание: ОТК не является универсальным шаблоном, алгоритмом, а скорее, помощником, каркасом, принципом на основе которого разрабатываются общие подходы решения геометрических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных методов при решении геометрических задач на нахождение углов и расстояний между плоскостями и прямыми в пространстве.
Приведу необходимые теоретические знания, позволяющие успешно решать геометрические задачи группы С(С2) ЕГЭ – 2011, 2012гг. Теоретические положения упорядочены и акцентированы именно на решение ...
Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса
Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его основная цель познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...
Решение геометрических задач
На современном этапе развития школьного образования становятся приоритетными развивающие цели обучения. В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение при...
Решение геометрических задач "Методом площадей"
Умение решать геометрические задачи во многом определят испех ребенка при сдаче ГИА и ЕГЭ по математике. Предлагаемый метод поможет ребятам справиться с геометрической задачей на экзамене....
Решение геометрических задач для подготовки к ГИА
Описание опыта изучения теоретического материала, необходимого для решения практических задач по геометрии в целях подготовки к ГИА....
Технологическая карта. Решение творческих задач по теме «Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса»
Конспект урока по теме "Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса"...
Технологическая карта "Решение экологических задач", 11 класс
Технологическая карта предназначена для смостоятельного изучения материала, выполнения практической работы "Решение экологических задач"...