Урок геометрии по теме: Углы, связанные с окружностью
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Нестеренко Евгения Валерьевна

Урок повторения с введением новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Углы, связанные с окружностью

(урок повторения с введением новых знаний)

Цели урока:

  • повторить  понятие угла, вписанного и центрального углов, сформулировать и  доказать теорему о вычислении угла между касательной и хордой, проведенной через точку касания и учить применять ее на практике;
  • развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, формулировать выводы;
  • воспитывать  познавательную  активность,  умение  самостоятельно  добывать  знания, формировать  культуру  общения.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь.

Как ваше настроение? (отличное)

Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что наша с вами совместная работа будет интересна и увлекательна.

Взгляните на слайд и решите анаграммы.

ЛОГУ, ДАХОР, ЖНОКРУСОТЬ, ТЕЛЬКАСАНАЯ

(угол, хорда, окружность, касательная)

Почитайте слово, которое получиться из первых букв разгаданных слов. (УРОК)

Мы начинаем наш урок, желаю плодотворной и успешной работы. А девиз нашего урока (фильм)

2. Актуализация знаний

1. Какое слово мы разгадали первым. (угол). Дайте определение угла.

2. У вас на столах в конвертах лежат карточки, достаньте их и разделите пожалуйста на две группы.

Объясните, что общего у углов, которые вы объединили в одну группу?

(Они связаны с окружностью и они связаны с прямыми)

Сегодня мы будем работать с теми углами которые связаны с окружностью.

Кто догадался какая тема урока?

(Углы, связанные с окружностью)

Возьмите рабочие листы и запишите тему урока.

Какие цели можно поставить для себя на урок? (продолжить фразу)

Повторить ...

Узнать...

Познакомиться со ....

Научиться применять ...

3. Постановка учебной задачи

Я вам предлагаю решить задачи, в которых имеются углы, связанные с окружностью. Работаем в паре. Проверка задач по слайдам.

Какую задачу вы не смогли решить? (ответы учащихся)

В чем затруднение? (ответы учащихся)

Какие были идеи? (ответы учащихся)

Чем являются стороны угла по отношению к окружности? (хорда и касательная)

Мы умеем находить угол между хордой и касательной? (нет)

Что, на ваш взгляд, можем добавить в цели урока...

Оцените свою устную работу и поставьте отметку в лист самооценки.

4. Открытие нового знания

Цель урока: сформулировать правило о вычислении угла между касательной и хордой, проведенной через точку касания и учить применять ее на практике.

Чтобы ответить на вопрос Как вычислить угол между касательной и хордой? я предлагаю вам работу в группах.

Деление на группы. Я попрошу вас взять синие карточки, поднимите их вверх, покажите друг другу. Спасибо.

Вы сейчас по моему сигналу должны будете встать и двигаться по классу, общаясь между собой создать некие группы. Но принцип построения групп вы выбираете сами. Я об этом вам ничего не говорю. Единственное, что хочу сказать, что вы ограничены во времени, у вас ребята на это есть всего 2 минуты. Тихонечко встаньте и подойдите ко мне в центр класса. Через две минуты я хочу увидеть группы. Сколько я не знаю.

Начали.

Почему вы объединились в одну группу?

Почему вы вместе? (Опросить все группы)

Вы разбились на группы. Посмотрите друг на друга. Вам комфортно в таком составе. Хорошо.

Прошу группы для дальнейшей работы занять свои места. Пожалуйста, садитесь.

Работа в группах 2 минуты.

 Перед вами листы, на которых изображены окружность и ее элементы. Ваша задача попытаться сформулировать через практическую деятельность  утверждение о вычислении угла между касательной и хордой.

Через три минуты вы должны сделать вывод о результатах групповой работы.

Вывод: Угол между касательной и хордой, проведенной через точку касания, измеряется половиной заключенной в нем дуги.

Спасибо, вернитесь пожалуйста на свои места.

Учитель: Докажем это утверждение?

5. Первичное закрепление и включение знаний

Как сказал великий мыслитель Гёте: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания выполнить несколько заданий.

1. Устное решение задач

Оцените свою работу по овладению новыми знаниями и поставьте отметку в лист самооценки.

7. Первичная проверка  усвоение материала:

Как мы можем проверить усвоен ли материал?

(самостоятельная работа с самопроверкой в классе).

Перед выполнением теста дадим своим глазам отдохнуть.

Зарядка для глаз.

-Не поворачивая головы, обведите взглядом стену класса по периметру по часовой стрелке, классную доску по периметру против часовой стрелки, треугольник, изображенный на слайде по часовой стрелке и знак подобия с лева на право и с права на лево. Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа вернитесь в исходное положение. Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза и …

Выполнение теста: возьмите зеленые карточки и выполните предложенные задания.

- Обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку. Поставьте оценку, используя критерии

"5" - без ошибок

"4" - 1 ошибка

"3" - 2 ошибки

Перенесите оценку  в лист самооценки.

Поднимите руки:

- Кто получил "5"?

- Кто получил "4"?

8.Домашнее задание

1. Решить задачи по готовым чертежам.

2. Провести доказательство одной из теорем, представленных на закладке, которые вы получите в конце урока.

9. Итог урока.

Вот и закончился урок

Нам надо подвести итог

- Каким сегодня был для нас урок (закрепление или открытие)?

- Что узнали на уроке? (правило о вычислении угла между касательной и хордой)

- Вернемся к листу самооценки. В начале нашего урока вы поставили свою цель, ответьте себе на вопрос: Достиг ли я своей цели? Сделайте соответствующую отметку в листе самооценки.

- Кто достиг своей цели, поднимите руки.

- А теперь поставьте себе оценку за урок ( найдите среднее арифметическое своих оценок).

- Кто получил "5"?

- Кто получил "4"?

- Рефлексия "Оцени себя на уроке". (спросить двух - трех учеников)

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Я на уроке                                Итог

1. работал                                1. понял материал

2. отдыхал                          2. узнал больше, чем знал  

3.помогал другим                3. не понял

- Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями.  Благодарю всех за активную работу.

- Предлагаю оценить свою степень удовлетворенности работой на уроке.  Закройте глаза, вспомните наш урок и мысленно ответить на  вопросы:

- Все ли на уроке было понятно?

- Как я себя чувствовал на уроке и доволен ли собой?

- Перед вами лежат три листка зелёный, жёлтый, красный. Прикрепите на дерево один из них.

- Зелёный  обозначает: “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.

- Жёлтый обозначает: “ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось  еще не понятным”.

- Красный обозначает: “ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.

Говорю вам большое спасибо. Урок окончен. До свидания и дарю вам закладки с темой нашего урока и еще несколькими теоремами, которые мы с вами докажем в 10 классе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Реши анаграмму ЛОГУ ДИРАСУ ЖНОКРУСОТЬ ТЕЛЬКАСАНАЯ УГОЛ РАДИУС ОКРУЖНОСТЬ КАСАТЕЛЬНАЯ

Слайд 3

Углы, связанные с окружностью

Слайд 4

70 

Слайд 5

40  ? 80 

Слайд 6

39 

Слайд 7

 АВ = 130 

Слайд 8

Доказательство утверждения Угол между касательной и хордой , проведенной через точку касания, измеряется половиной заключенной в нем дуги. ? А В С О D  BAC = 1 ∕ 2  АВ

Слайд 9

 АВ = 130  65 

Слайд 10

Реши устно ? А В С  АВ = 80  . Найдите  ВАС. 40  О

Слайд 11

Реши устно 50  ? K M О L  KOM = 10 0  . Найдите  MKL .

Слайд 12

Реши устно ? K M О L P  PMK = 46  . Найдите  MKL . 44 

Слайд 13

Реши устно B A О Q P Доказать:  ABQ   ABP .

Слайд 14

1 вариант 2 вариант Проверка теста 28  78  36  64  46  40  36  78  14  32 

Слайд 15

Критерии оценок «5» - нет ошибок «4» - одна ошибка «3» - две ошибки

Слайд 16

Домашнее задание 1. Решить задачи по готовым чертежам. 2. Провести доказательство одной из теорем, представленных на закладке.

Слайд 17

Оцени свою работу на уроке Итог 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал 3. не понял Я на уроке 1. работал 2. отдыхал 3.помогал другим

Слайд 18

Я удовлетворён занятием, я хорошо работал, всё понимал Занятие было интересным, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным Пользы от занятия я получил мало, многое не понял

Слайд 19

Спасибо за работу



Предварительный просмотр:

Тест на первичную проверку усвоения материала

вариант 1

1. Дуга окружности MN, не содержащая точки K, составляет 124°. А дуга окружности KN, не содержащая точки M, составляет 180°. Найдите вписанный угол MNK.

   Ответ _________________________.

2. Угол АСВ равна 39°. Найдите угол АОВ.

     Ответ _________________________.

3. Дуга АВ равна 72°. Найдите угол АСВ.

 Ответ _________________________.

4. Угол между хордой AB и касательной BC к окружности равен 32°. Найдите величину меньшей дуги, стягиваемой хордой AB.

 http://reshuege.ru/pic?id=a3423 Ответ _________________________.

5. Хорда AB стягивает дугу окружности в 92°. Найдите угол ABC между этой хордой и касательной к окружности, проведенной через точку B.

http://reshuege.ru/pic?id=a3223 Ответ _________________________.

 

Тест на первичную проверку усвоения материала

вариант 2

1. Дуга окружности AC, не содержащая точки B, составляет 200°. А дуга окружности BC, не содержащая точки A, составляет 80°. Найдите вписанный угол ACB.

http://reshuege.ru/get_file?id=15798 Ответ _________________________.

2. Угол АОВ равна 72°. Найдите угол АСВ.

 Ответ _________________________.

3. Угол АСВ равна 39°. Найдите дугу АВ.

 Ответ _________________________.

4. Угол между хордой AB и касательной BC к окружности равен7°. Найдите величину меньшей дуги, стягиваемой хордой AB.

http://reshuege.ru/pic?id=a3423 Ответ _________________________.

5. Хорда AB стягивает дугу окружности в 64°. Найдите угол ABC между этой хордой и касательной к окружности, проведенной через точку B.

 http://reshuege.ru/pic?id=a3223 Ответ _________________________.



Предварительный просмотр:

Итог урока.

Достиг ли я цели урока? _________________

Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке.

Я на уроке                                         Итог

1. работал                        1. понял материал

2. отдыхал                     2. узнал больше, чем знал  

3.помогал другим            3. не понял

Домашнее задание.

1. Решить задачи:

2. Провести доказательство одной из теорем, представленных на закладке.


Рабочий лист ученика _________________

                                   (фамилия)

Тема урока. _________________________________________

__________________________________________

Цель на урок:

Повторить ... _______________________

Узнать... ____________________________

Познакомиться со .... ___________________

Научиться применять ... _________________

Лист самооценки

Устная работа

Работа по овладению новыми знаниями

Первичный контроль

Оценка учителя

Отметка за урок

Критерии оценивания:

"5" - я активно работал и всё понял.

"4" - я работал, но что-то осталось  еще непонятным.

Доказательство утверждения


Задача 2.



Предварительный просмотр:

Углы, связанные с окружностью

Угол, образованный касательной и хордой, проходящей через точку касания Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный пересекающимися хордами

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный секущими, которые пересекаются вне круга

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

                         

Угол, образованный касательной и секущейТеоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный двумя касательными к окружности

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Углы, связанные с окружностью

Угол, образованный касательной и хордой, проходящей через точку касания Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный пересекающимися хордами

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный секущими, которые пересекаются вне круга

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

                         

Угол, образованный касательной и секущейТеоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный двумя касательными к окружности

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Углы, связанные с окружностью

Угол, образованный касательной и хордой, проходящей через точку касания Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный пересекающимися хордами

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный секущими, которые пересекаются вне круга

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

                         

Угол, образованный касательной и секущейТеоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный двумя касательными к окружности

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Углы, связанные с окружностью

Угол, образованный касательной и хордой, проходящей через точку касания Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный пересекающимися хордами

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный секущими, которые пересекаются вне круга

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

                         

Угол, образованный касательной и секущейТеоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими

Угол, образованный двумя касательными к окружности

Теоремы об углах образованных хордами  касательными и секущими


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углы, связанные с окружностью

Геометрия 8 класса. Основные свойства вписанного угла, угла между секущей и касательной. Решение задач по теме....

Углы, связанные с окружностью

Урок предназначен для учащихся 8 класса, работающих по учебнику Л.С. Атанасяна, но с элементами углубленного изучения геометрии. На уроке обобщаются и систематизируются знания и умения учащихся. Приме...

Конспект урока по геометрии «Углы, связанные с окружностью. Решение задач» (8 кл)

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков по геометрии в 8 классе по теме: «Решение задач»...

Углы,связанные с окружностью. Подготовка к ГИА

Повторяются вписанные и центральные углы, их градусные меры....

Домашняя работа "Углы,связанные с окружностью ."

Домашняя работа на повторение "Углы , связанные с окружностью"...

Презентация по математике для 8 класса "Углы, связанные с окружностью"

Презентация создана на основе УМК Смирновой И.М.,содержит теоретическую часть, задачи и номера заданий в учебнике...

Презентация по геометрии на тему: "Углы и отрезки, связанные с окружностью"

Презентация предназначена для  повторения планиметрии  в 10 классе...