Урок ИЗО и математики " Что ни дом - своя забава"
план-конспект занятия по геометрии (5 класс) на тему
Урок разарботан для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_ni_dom_-_svoya_zabava.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок ИЗО и математики
5 класс
Тема:
«Что ни дом – своя забава»
Цель: Знакомство учащихся с понятием ИЗБА, единством её конструкции и декора. Построение силуэта избы.
Задачи:
1. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
2. Развивать творческую и познавательную активность.
3. Закрепить умения строить геометрические фигуры с помощью линейки и транспортира.
4. Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы.
5. Развивать умение работать индивидуально и в коллективе.
Оборудование и материалы:
1. Слайд-фильм (презентация) «Деревня – деревянный мир»
2. Художественные материалы для выполнения силуэта избы.
3. Панно «Пейзаж»
4. Схема-таблица с изображением символов солнца и земли.
5. Плакаты с изображением изб, элементы декора
6. Чертёжные инструменты
7. Мультимедиа проектор
ПЛАН УРОКА
Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба».
Устный счет.
Расчеты для строительства конструкции избы.
Беседа об элементах декора русской избы их символическим значением.
Практическая работа №1:
Зад.1 Индивидуальная работа по изготовлению силуэта избы.
Зад.2 Декор силуэта избы.
Практическое выполнение задания№2.
Коллективная работа. Панно «Деревня».
Поведение итогов.
Ход урока
Ребята, а хотели бы вы прокатиться на машине времени? Ясное дело, кто ж откажется от такого предложения! Тогда мы сейчас же отправимся в прошлое на двести лет назад, в девятнадцатый век.
Итак, ты — ребёнок, живущий двести лет назад. Как ты думаешь, какое бы у тебя было имя? Скорее всего, Ивашка (Иван) или Маняшка (Мария), ведь это были самые распространённые имена в России. И жил бы ты непременно в деревне. Почему? Да потому, что в то время только каждый десятый житель нашей страны жил в городе, а остальные проживали в сельской местности. И знаешь, какой у тебя был бы дом?
Обычная русская изба!
Значит мы с вами сегодня поговорим, ……о чём? Да,……
Какова цель нашего урока ? -
Знакомство учащихся с понятием ИЗБА, единством её конструкции и декора. Построение силуэта избы.
Да! А ещё построим свою деревню.
ДЕРЕВНЯ — ДЕРЕВЯННЫЙ МИР
Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края.
Характер природы формировал способ жизни людей, определял, как добывать пищу, строить дом, что почитать красотой и о чём мечтать.
В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озёр в окружении леса.
Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов. Люди охотились, ловили рыбу, но главным их делом стала работа в поле.
Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда.
Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню.
Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.
Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.
Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту.
Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня».
Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а,
как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица».
Избы в сёлах раньше никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце — как тёплый светящийся мёд.
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.
ИЗБА — это слово звучало в древности как «истьба», «истоп-ка», то есть жилище, которое отапливалось изнутри и служило надёжным укрытием от холода.
Чёрная изба
До восемнадцатого века, всего каких-нибудь триста лет назад, она мало чем отличалась от землянки, и строилась она так: выкопает человек яму, обнесёт её сверху тремя рядами (или, как раньше говорили, —венцами) толстых брёвен, накатит такие же брёвна вместо крыши и присыплет всё это сооружение землёй, чтобы теплее было.
Даже нормальной двери у такой избушки не было, а был лаз — входное отверстие в метр высотой, прикрытое от ветров пологом-занавеской. Когда в жилищах появились первые печи, избы стали строить выше, уже над землёй. Но дым от печи по-прежнему шёл внутрь дома. Подобные избушки назывались чёрные. А чёрными они назывались потому, что в них было черно от копоти. Такой способ топки назывался «топить по-чёрному». А освещалась изба лучиной — тонкой длинной
Белая изба
А вот другая изба, называется белой избой. И топится она по-белому, то есть имеет настоящую русскую печь с трубой над крышей. Самая простая белая изба. Там жилая тёплая часть состояла из двух или трёх комнат, разделённых рублеными бревенчатыми стенами. Причём избой в старину называли только дом с печкой.
Жилая часть занимает половину всего дома. К основной избе прилегают различные пристройки, так что такая изба на самом деле не просто дом, а целое хозяйство.
Крестьянин ставил свой дом-избу прочно, основательно, чтобы жить в нём было удобно и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.
Где лучше поставить дом, когда и как начать?
В деревне известно: если вы решили строить дом, то у вас появится множество сложных проблем.
Неопытному человеку может показаться, что с ними никогда не справиться.
Однако дорогу осилит идущий, да и научиться можно только тогда, когда сам всё делаешь.
Народная мудрость гласит: «И малый дом большим трудом ставится».
Вначале ищут для будущего дома подходящее место.
Чтобы и хозяину и всем родным это место нравилось.
Кстати, есть в народе приметы, к которым следовало бы прислушиваться.
- Не советуют строить дом там, где была раньше баня - это место считается опасным, незащищенным, открытым для духов.
- Нельзя строить дом на «погосте за углом» - это кладбище.
- Нельзя на дорожных перекрестках - это место скопления нечистой силы.
- Не всякое дерево годилось для дома:
- - не брали скрипучие деревья - считали, что в них плачет душа замученного человека;
- - не годились высохшие на корню - в них нет жизненных сил, люди в доме будут болеть;
- - не брали для строительства липу - леший попутает, да и жаль было, дерево полезное: мед брали, лыко драли, доски да посуду резали.
- Самым удобным деревом для строительства дома считается сосна: хороша в обработке, светла и «дух от нее хороший».
В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений.
Заранее рубили массивные брёвна, чаще всего сосновые. А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.
В конструкции избы всё не случайно, всё со смыслом. Каждый ряд скреплённых друг с другом брёвен составляет венец.
Венец на венец — и вырастает клеть, или сруб.
Основным инструментом служил топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Всё прочно, надёжно.
Учитель математики: Слайд ( единицы измерения)
Чтобы приступить к строительству, надо произвести много расчётов:
1. Повторим сначала единицы длины, массы и времени.
Переведите:
11 см =____мм
10см =____дм
3км = _____м
1 00 см = ______м
9м 3см= ______см
1ч10мин= ____мин
4ч =______мин
2 века =_____лет
1т = ____ кг
1ц = ____кг
8ц 740 кг= ___кг
Слайд ( Бревно)
Деревянный строим дом
Сколько брёвен привезём?
Представим бревно в виде прямоугольника с высотой 26 см, а высота стен избы 2м 60 см.
(Высота бревна - _26_ см
Высота стены – 2 м 60 см = 260 см )
- Сколько брёвен требуется для одной стены? (260 : 26 = 10(б.))
Сколько стен у дома? (4)
- Сколько нужно брёвен для четырёх стен? (10 * 4 = 40(б.))
- Найдите массу всех брёвен, если в среднем каждое весит 250 кг. (40 * 250 = 10 000(кг) = 10т)
- Материалы нужно завести. Рассчитаем сколько рейсов сделает машина, если за один раз она может перевезти 2 т? (12 : 4 = 5(рейс))
- За какое время построят стены дома 3 плотника, если за один день они укладывают по 2 ряда? (10 : 2 = 5 (дн.))
учитель изо:
Изба она и есть изба, а похожих нет, как нет похожих людей. У каждой своё лицо, своя осанка.
Двускатная крыша - шапка здания. Чем она выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.
учитель математики:
Слайд ( силуэт избы)
Перед вами силуэт избы.
На какие фигуры его можно разделить? ( прямоугольник и равнобедренный треугольник)
(Полоска разделить прямоуг и треугольник)
Давайте вспомним, что называют прямоугольником?
Что мы должны помнить об углах прямоугольника? О его сторонах?
Какой треугольник называют равнобедренным треугольником. Как называются его стороны?
Что нужно помнить об углах при основании равнобедренного треугольника?
Каждый из вас сейчас построит силуэт своей избы,
учитель ИЗО:
Только вспомни сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные. Бывает изба-богатырь — широкий, могучий дом,
Учитель математики:
Ребята, чтобы построить такую избу, какой прямоугольник должны мы построить? А какой по форме треугольник.
учитель ИЗО:
а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель.
учитель математики : какой по форме в этом случае должен быть прямоугольник и треугольник.
учитель ИЗО: А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев, Вспомни или придумай свой образ избы.
учитель математики: Приступаем к строительству силуэта избы.
Из коричневой бумаги вырежьте силуэты своих изб.
План:
От нижнего левого угла вправо и вверх отложим отрезки разных длин. Поставьте метки.
От отмеченных точек построим прямые углы (угольником или транспортиром).
Продолжим стороны прямых углов до пересечения.
А сейчас хочу вам напомнить , что двускатная крыша - шапка здания.
Чем она выше, тем легче скатывается с неё снег и дождь.
Таким образом когда будем строить равнобедренный треугольник, не забудем, что…
Если равные углы при основании равнобедренного треугольника меньше 44о по величине, то при вершине угол ____________ (тупой)
Если равные углы при основании равнобедренного треугольника больше 45о, но меньше 90о, то при вершине угол ___________(острый)
На одной из сторон построим равнобедренный треугольник (крышу).
Отложим с помощью транспортира равные углы от концов выбранной стороны прямоугольника и продолжим стороны углов до пресечения.
Силуэт избы готов! Вырежьте его.
Физминутка
_____________________________________-
Занимательная повесть – деревянные дома…
Что ни дом - своя забава,
Над окошком кружева…
Окна — очи, глаза, свет. А над ними, как и положено, чело, так
красиво раньше называли лоб.
Здесь же бывает лобовая доска, которая закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей.
А края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски — причелины.
Стык причелин, чтобы в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.
Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой.
Как поразительно красиво и разнообразно это деревянное кружево! Оно напоминает ажур сплетённых лесных ветвей.
Каждая изба украшена с особой выдумкой. Но если приглядеться, всегда увидишь похожие мотивы.
Например, на концах причелин и полотенец часто можно увидеть резную круглую розетку. Это символическое изображение солнца. В этих символах отголоски далёких времён, когда люди поклонялись могущественным силам природы. Мир представлялся древнему человеку населённым не только реальными существами, но и духами добра и зла.
Защищая своё жилище от злых сил, человек изображал магические знаки-обереги на самых ответственных местах и особенно там, где прикрывались щели и отверстия.
Так что украшение не только украшало, но и как бы охраняло.
Среди украшений-оберегов чаще всего встречаются изображения птиц и коней.
Конь — верный помощник крестьянину и в труде, и в бою, и в пути. Часто можно увидеть деревянное изображение головы коня над избой. Этот конь-оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно-охлупень, которое закрывает стык обоих скатов крыши. Его так и называют — конёк крыши.
Ты видишь, что в доме крестьянина всё было продумано и всё имело своё значение.
Постройка, изображение и украшение здесь помогают друг другу и объединены общим смыслом.
Окно — глаза на лице дома, связь с внешним миром, поэтому и наличники — самая украшенная часть избы.
По всей нашей стране можно увидеть большое разнообразие украшенных наличников. Но и сегодня в их деревянном кружеве можно найти древние символические знаки.
Практическая работа №1.
Задание 2
Теперь укрась избу. Из белой бумаги, складывая полоски пополам, вырежи узорчатые детали — причелины, полотенца, лобовые доски, наличники, конёк для крыши.
Полоски бумаги должны соответствовать по размеру именно тем избам, для которых они предназначены. Детали украшения аккуратно наклеиваются на силуэты изб.
Крестьянский дом — это часто не один сруб, а несколько, соединённых под одной крышей. Иногда изба стоит на подклети, которая предохраняет от сырости.
Встречаются избы двух- и трёхэтажные.
От таких деревянных строений веет несокрушимой мощью: смотришь, и возникает образ крестьянина-богатыря, неиссякаемо изобретательного, удалого и в то же время степенного, прочного.
Практическая работа №2
3адание 1 .
Коллективное панно «Деревня».
Вначале на большом листе надо написать пейзаж, где будем строить деревню. (Вспомните материал предыдущих уроков.) Даль, где небо касается земли, надо сделать мягко и светло, чтобы не было жёсткой черты-границы. Теперь пейзаж пускай высохнет.
Задание 2.
Прежде чем вклеивать вырезанные силуэты изб в пейзаж, надо подумать, как их разместить, подвигать по листу. Вряд ли будет красиво и похоже на реальную жизнь, если все дома, одинаковые по форме и величине, выстроить в ряд. Так же плохо будет смотреться, если дома беспорядочно разбросать по всему листу. Надо найти ритм расположения изб, чтобы получилась уютная, жилая деревня. Очень хорошо наклеить в панно изображения ворот, изгородей, колодцев. Можно дорисовать ещё деревья и другие детали.
Обобщение темы урока.
ДЕРЕВНЯ — это не только жилые избы. Это целый деревянный мир построек разного назначения. Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у самой воды. Всё умно, просто, удобно и красиво. Красоту улицы подчёркивают богато украшенные ворота — въезд во двор.
В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Сюда люди приходили со своими надеждами, несли своё горе и свои радости. Здесь собирались и на праздники.
Самые древние церкви немногим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли и на тонкой шейке главка, как бы повязанная косынкой.
Рефлексия . Создание деревни и населить её домашними или дикими животными.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике 9-11 классы "Своя игра"
Внеклассное мероприятие по математике...
Внеклассное мероприятие по математике в 6 классе "Своя игра".
Данное внеклассное мероприятие расчитано на учащихся 6 класса.Целями данного мероприятия являются:развитие интереса к математике, расширение кругозора учащихся, установление межпредметных связей...
Внеклассное мероприятие по математике в 10 классе "Своя игра"
Викторина по математике среди учащихся 10 класса в формате программы "Своя игра", содержащая как вопросы по разделам школьной программы, так и материалы, расширяющие математический кругозор , и элемен...
Внеклассное мероприятие по математике для 6 классов "Своя игра"
Целью инеллектуальной игры является повышение познавательного интереса учащихся к предмету математики....
Урок математики в 9 классе "Своя игра"
Урок математики в 9 классе "Своя игра" проводится в игровой форме.Цели урока: 1) проверить готовность учащихся к ОГЭ, повторить и обобщить материал за курс основной школы; 2) развивать навыки ре...
Разработка урока по английскому языку на тему "Рождество.Зимние забавы." по ФГОС.
Предлагаю окунуться в традиции празднования Рождества в Британии и вспомнить о зимних забавах на уроке английского языка в 3 классе. Урок с применением ИКТ и игровых технологтехнологий. «Рождест...
Разработка урока по английскому языку на тему "Рождество.Зимние забавы." по ФГОС.
Предлагаю окунуться в традиции празднования Рождества в Британии и вспомнить о зимних забавах на уроке английского языка в 3 классе. Урок с применением ИКТ и игровых технологтехнологий. «Р...