Урок по геометрии в 7 классе "Признаки параллельности прямых"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Касимова Ольга Алексеевна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ№6 г.Пыть-Яха
Предмет: Геометрия
Класс: 7а
УМК: по учебнику «Геометрия 7-9», Москва «Просвещение», 2014
Авторы УМК: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов
Тема урока: Признаки параллельности двух прямых
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Технологии:
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Технология развития «критического мышления»;
• Исследование в обучении;
• Игровые технологии: обучающие игры;
• Обучение в сотрудничестве (в парах);
Материалы и оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями).
Цели урока: Формирование понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Вывод признаков параллельности двух прямых. Отработка навыков нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.
Задачи:
Обучающие:
повторить понятие, свойство смежных и вертикальных углов, параллельных прямых; сформировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; вывести признаки параллельности двух прямых; отработать навыки нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Актуальность использования ИКТ: Использование ИКТ обеспечивает максимальную наглядность на уроке, сокращает время, которое затрачивает учитель (на выполнение построений и записи на доске), позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать их интерес.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по геометрии «Признаки параллельности прямых»
Касимова Ольга Алексеевна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ№6 г.Пыть-Яха
Предмет: Геометрия
Класс: 7а
УМК: по учебнику «Геометрия 7-9», Москва «Просвещение», 2014
Авторы УМК: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов
Тема урока: Признаки параллельности двух прямых
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Технологии:
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Технология развития «критического мышления»;
• Исследование в обучении;
• Игровые технологии: обучающие игры;
• Обучение в сотрудничестве (в парах);
Материалы и оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями).
Цели урока: Формирование понятий накрест лежащих, односторонних и соответственных углов. Вывод признаков параллельности двух прямых. Отработка навыков нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов.
Задачи:
Обучающие:
повторить понятие, свойство смежных и вертикальных углов, параллельных прямых; сформировать понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; вывести признаки параллельности двух прямых; отработать навыки нахождения накрест лежащих, односторонних и соответственных углов; расширить кругозор учащихся в историческом аспекте.
Развивающие:
активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; развивать творческие способности учащихся; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к познанию геометрии; воспитывать аккуратность построений геометрических рисунков; культуру речи и культуру общения; воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Актуальность использования ИКТ: Использование ИКТ обеспечивает максимальную наглядность на уроке, сокращает время, которое затрачивает учитель (на выполнение построений и записи на доске), позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать их интерес.
Структура урока.
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация |
2. Этап постановки цели урока . | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к новой учебной деятельности | Попросить решить учеников ребус Сообщение цели и задач урока. | Решают ребус. Осмысляют задачи и цели урока. | 2 | Регулятивные: целепологание, планирование; Личностные: смысло-образование. |
3. Этап предъявления проблемной ситуации | Подготовка мышления учащихся к новой учебной деятельности; Добиться от учащихся обобщения и систематизации, классификации знаний, развитие умения реализации алгоритма, развитие умения делать выводы и записывать их в схематичной форме. | Организация систематизации знаний по теме: «Взаимное расположение 2-х прямых на плоскости» с использованием алгоритма в задании № 1 (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1). Формулировка проблемной ситуации и темы урока. | Работают с раздаточным материалом: Работа №8. Выполняют задание № 1. Составляют информационную схему и записывают её в теоретическую тетрадь. | 5 | Познавательные: прогнозирование будущих событий; развитие умения делать умозаключения и выводы; составление информационной схемы. Коммуникативные: аргументировать своё мнение и координировать его с позициями одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
4.Этап введения и осмысления нового материала | Введение новых знаний.
| Организация осмысленного введения новых понятий с использованием приёма «подведение к понятию». Организация осмысленного введения новых понятий. | На основе решения учебной проблемы формулируют определение параллельных прямых, параллельных отрезков, виды углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых секущей. Повторяют определения, виды углов с поясняющим рисунком. Слушают и записывают в теоретическую тетрадь первый признак параллельности прямых. Второй и третий только формулировки записывают в тетрадь (доказываем устно) | 12 | Познавательные: делать умозаключения и выводы; классифицировать геометрические объекты; запись определения понятия, делать умозаключения и выводы; составление схемы доказательства теоремы , выполнение записи доказательства теоремы. |
5. Этап проверки первичного понимания. | Установить, усвоили ли или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.
| Организация решения базовых задач. | Решают базовые задачи, решение с определением видов углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых третьей. | 5 | Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию геометрических объектов. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение монологовой формой речи. |
6. Физминутка | 2 | ||||
7. Этап проверки первичного понимания. | Установить, усвоили ли или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.
| Организация решения базовых задач, а также организация выполнения теста. | Решают базовые задачи (задача№1-8) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Выполняют тест по вариантам с взаимопроверкой. | 13 | Познавательные: делать умозаключения и выводы; Личностные: смысло-образование. Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли; владение монологовой формой речи. |
8. Этап определения домашнего задания. | Обеспечить понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 | Личностные УУД (нравственный аспект поведения). |
9. Рефлексия по образовательным результатам | Самоанализ деятельности на уроке | Рассказывает притчу. | Поднимают руки | 2 | Познавательные: делать умозаключения и выводы; Регулятивные: оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи). Личностные: нравственно- этическая ориентация, смыслообразование. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей Приветствие «Ладошки». Учитель: Прозвенел звонок для нас, Мы зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо Вижу класс наш хоть куда Мы урок начнем тогда. Эпиграф к уроку. | Включаются в деловой ритм урока |
2. Этап постановки цели урока. | Сообщение цели и задач урока, после выполнения ребуса. Учитель: Посмотрите на экран и подумайте, что здесь зашифровано: Сегодня на уроке мы будем говорить о прямых. | Осмысляют задачи и цели урока. |
3. Этап предъявления проблемной ситуации | Организация систематизации знаний по теме: «Взаимное расположение 2-х прямых на плоскости» с использованием алгоритма. Запись в тетрадь с пояснительным чертежом:
Не пересекающиеся прямые на плоскости имеют специальное название и обозначение. Наш урок и будет посвящён изучению таких прямых. ОПР. Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. Два отрезка называются параллельными, если они лежат на параллельных прямых ( обозначение и чертёж). Вспомним углы, которые образуются при пересечении 2-х прямых секущей. Термин «параллельность» происходит от греческого слова «параллелой», что в переводе означает «рядом идущие». Для обозначения параллельности двух прямых древнегреческие математики использовали знак «=». Но после того, как этот знак в конце XVIII века стали использовать как знак равенства, параллельность стали обозначать с помощью знака ║ Второй вопрос для рассмотрения на уроке: Как определить, что данные прямые не пересекаются, какие условия должны для этого выполняться ? Как называется условие в ГЕОМЕТРИИ при выполнении которого мы можем утверждать некоторое свойство? (ПРИЗНАК) Таким образом тема нашего урока: Признаки параллельных двух прямых. (запись в тетрадь) Задача нашего сегодняшнего урока, выяснить, по каким признакам мы можем определять параллельны ли данные прямые на плоскости. | Работают с раздаточным материалом: Выполняют задание № 1. Составляют информационную схему и записывают её в теоретическую тетрадь. На основе решения учебной проблемы формулируют определение параллельных прямых , параллельных отрезков. |
4.Этап введения и осмысления нового материала | Рассмотреть рисунок и найти градусную меру каждого угла, изображенного на чертеже. Вспомнить определения вертикальных и смежных углов, а также их свойства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) | На основе решения учебной проблемы формулируют виды углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых секущей . Записывают в теоретическую тетрадь определения , виды углов с поясняющим рисунком. |
5. Этап проверки первичного понимания. | Рассмотреть рисунок и запишите пары углов. (Накрест лежащие, соответственные, односторонние) | Решают базовую задачу с определением видов углов, которые образуются при пересечении 2-х прямых третьей. |
6.Этап введения и осмысления нового материала | Вернёмся к решению второго вопроса нашего урока: Как определить, что данные прямые не пересекаются, какие условия должны для этого выполняться? Прослушивание доказательства первого признака параллельности прямых. Запись доказательства в тетрадь. Доказательство второго и третьего признака самостоятельно. | Слушают и записывают в тетрадь первый признак параллельности прямых с доказательством, второй и третий признак только формулировки. |
7.Физкультминутка | Представьте, что ваши руки – модели отрезков. Расположите их пересекающимися, параллельными, перпендикулярными. | Класс выполняет задания. |
8. Этап проверки первичного понимания. | Организация решения базовых задачах устно совместно, а также решают базовые задачи (задача№1-8) в парах 9ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.) Выполняют тест по вариантам с взаимопроверкой (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.) | Решают базовые задачи с доски устно В тетрадь записывают решение задачи № 1-8 (работа в парах). Выполнение теста. Взаимопровека |
9. Этап определения домашнего задания. | П.24,25 №№ 186, 187. | Учащиеся записывают в дневники задание. |
10. Рефлексия по образовательным результатам Самоанализ деятельности на уроке | Рассказывает притчу, просит поднять руку в соответствие со своей работой. Притча Шел мудрец, а на встречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» -Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. -Кто работал как первый человек? - Кто работал добросовестно? - Кто принимал участие в строительстве храма? | Поднимают руки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок зачет по геометрии по теме: «Параллельные прямые»
Урок зачет по геометрии по теме: «Параллельные прямые»Время: 2 урокаКласс: 7Количество учащихся: 18Учитель: В.П.ХаритоноваТехнологии: групповые...
Обобщающий урок по геометрии на тему "Параллельные прямые" 7 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Параллельные прямые". Урок-игра "звездный час"...
Технологическая карта урока геометрии по теме: "Параллельные прямые" в 7 классе
Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту урока обобщения и систематизации знаний и способов деятельности по теме: "Параллельные прямые"....
Уроки модульной технологии по теме: "Параллельные прямые." Геометрия 7 класс.
Параллельные прямые.Комплексная дидактическая цель:В результате овладения всех модулей учащиеся должны: Знать определение параллельных прямых; знать виды углов, образованных при пересечении двух ...
Урок повторение по геометрии 7 класс "Параллельные прямые"
Проводится в форме устного опроса. Решение задач по готовым чертежам. Решение кросворда. Тестирование. Самостоятельная работа. Все этапы сразу проверяются и выставляется оценка....
Геометрия. Решение задач Параллельность прямых и плоскостей. Взаимное расположение прямых в пространстве
Цели урока: а) образовательные: повторить теоретический материал по теме «Параллельность прямых и плоскостей. Взаимное расположение прямых в пространстве»;Закрепить умения: решать за...
Конспект урока по геометрии 10 класс "Параллельность прямой и плоскости"
Конспект урока по геометрии 10 класс "Параллельность прямой и плоскости"...