Конспект урока по геометрии 10 класс "Параллельность прямой и плоскости"
план-конспект урока по геометрии (10 класс)
Конспект урока по геометрии 10 класс "Параллельность прямой и плоскости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parallelnost_pryamoy_i_ploskosti.docx | 71.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по геометрии 10 класс.
Геометрия 10 – 11 класс Атанасян Л.С., 2013 год.
Базовый уровень обучения.
Тема: Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 ч.
В соответствии с учебным планом и календарно-тематическим планированием урок изучается в теме «Параллельность прямой и плоскости» и следует за уроком изучения нового материала.
Цель урока: формирование умений учащихся применять признак параллельности прямой и плоскости к решению задач.
Задачи урока:
а) образовательные:
- повторить теоретический материал по теме «Параллельность прямой и плоскости»;
- закрепить умения: решать задачи на доказательство, опираясь на точные аргументы(знания теоретического материала);
- при решении стереометрических задач применять знания, полученные при изучении планиметрии;
- при выполнении рисунка к задаче учитывать наглядность и правила изображения пространственных фигур
б) развивающие: развитие навыков
- самостоятельной работы,
- пространственного мышления, логического мышления;
в) воспитательная: воспитывать у учащихся
- умения слушать друг друга, задавать вопросы, аргументированно оценивать ответы;
- интерес к предмету.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, презентация.
Содержание урока
- Организационный момент. (1-2 мин)
- Сообщение темы, цели урока. (1 мин)
- Проверка домашнего задания. (3-4 мин)
- Актуализация опорных знаний. ( 7 мин)
- Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера.(20 мин)
- Формулирование выводов по изученному материалу.(7 мин)
- Оценка результатов урока. (3 мин)
- Подведение итогов. (3 мин)
- Домашнее задание. (3-4 мин)
Ход урока
- Организационный момент.
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.
(В. Произволов). Слайд 2.
Сегодня на уроке нам предстоит пережить много приключений.
- Сообщение темы, цели урока.
Учитель сообщает тему, цель урока и обращает внимание учащихся на экран.
Слайд 3.
- Проверка домашнего задания.
Учитель отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию, на слайд выводит верные ответы. Проходит обсуждение решения № 17, № 18(б). Слайд 4.
- Актуализация опорных знаний.
Один ученик у доски доказывает признак параллельности прямой и плоскости.
Остальные отвечают на вопросы:
- Какие две прямые в пространстве называются параллельными?
- Сформулируйте теорему о параллельных прямых.
- Какие возможны случаи взаимного расположение прямой и плоскости?
- Какие прямая и плоскость называются параллельными?
- Сформулируйте признак параллельности прямой и плоскости.
- Дан куб А... D1. Назовите четыре пары параллельных прямых и четыре пары пересекающихся прямых.
Выслушивается доказательство теоремы.
Провести коллективное обсуждение результатов написания математического диктанта.
- Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера.
1. Решите в тетрадях самостоятельно задачу 1.
Дана трапеция АВСД с основаниями АД и ВС.
Через середины боковых сторон проведена плоскость α.
Докажите, что α. || АД. Слайд 5.
Можно вызвать ученика к доске решать задачу на закрытой от учащихся части доски.
Затем учащиеся обсуждают и проверяют решение. Слайд 6.
2. Задача 2.Докажите, что если плоскость проходит через прямую,
которая параллельна второй плоскости,
и пересекает эту плоскость, то прямая
пересечения параллельна данной прямой. Слайд 7.
К доске вызывается ученик и доказывает задачу с наименьшей помощью со стороны учителя. После того как задача у доски доказана, учитель показывает, как можно было записать доказательство. Обсуждение. Слайд 8.
3. Задача №3.Докажите, что если две плоскости пересекаются,
параллельные одной и той же прямой, то прямая
пересечения этих плоскостей параллельна данной прямой. Слайд 9.
Сначала рисунок к задаче и доказательство обсуждается с классом. Затем учащиеся записывают доказательство. После того, как задача решена, учитель показывает, как можно было записать доказательство. Слайд 10.
4. Решить № 26
Сторона АС треугольника АВС параллельна плоскости a , а стороны АВ и ВС пересекаются с этой плоскостью в точках М и N. Докажите, что треугольники АВС и МВN подобны. Слайд 11
Перед решением данной задачи необходимо вспомнить признаки подобия треугольников.
Доказательство
1. По утверждению 1° : МN || АC. Тогда угол А = углу ВМN (как односторонние при параллельных прямых).
2. угол В - общий.
З. Таким образом, по двум углам треугольник АВС подобен треугольнику МВN.
К доске вызывается ученик и доказывает задачу с помощью учителя. После того как задача у доски доказана, учитель показывает, как можно было записать доказательство. Обсуждение. Слайд 12.
5. Решите в тетрадях самостоятельно № 28
На сторонах АВ и АС треугольника АВС взяты соответственно точки D и E так, что ОE = 5 см и ВD = 2/3. Плоскость a проходит через точки B и С и параллельна отрезку ОE. Найдите длину отрезка ВС. Слайд 13
Затем учащиеся обсуждают и проверяют решение. Слайд 14
Решение:
Из условия задачи № 26: треугольник АВС подобен треугольнику АDЕ.
Тогда АВ/АD = ВС/DЕ, 5/3 = х/5, х = 25/3, х = 81/3.
Ответ: 81/3.
6. Формулирование выводов по изученному материалу.
Математический диктант. Слайд 15.
Дано изображение куба: вариант 1 - рис. 1, вариант 2 - рис. 2.
рис.1 рис.2
Пользуясь изображением, запишите:
1) прямую, которая параллельна плоскости ВСМ и проходит через точку D;
2) грани куба, которые параллельны прямой CD;
3) плоскость, содержащая прямую ВN и параллельная прямой С,D;
4) плоскость, параллельная прямой С,D и проходит через точку К;
5) плоскости, которые параллельны прямой ВМ;
6) прямые, параллельные плоскости АВМ.
Ответ. Вариант 1.1) D; 2) АВNМ и МNLК; 3) АВN; 4) КМN и АВК; 5) DСК, LСА, КDM; 6) КL, LС, СD, ЕD, КС, DL.
Вариант 2.1) DN; 2) АВКL, АВNМ; 3) АВN; 4) АВК и КLМ; 5) СDК, КCN, КСА; 6) KL, LС, СD, KD, KС, DL. Слайд 16.
7. Оценка результатов урока.
8. Подведение итогов.
Вопросы к классу
1) Сформулируйте признак параллельности прямой и плоскости.
2) Сформулируйте утверждение, обратное признаки параллельности прямой и плоскости. Правильное ли оно?
3) Завершите утверждение.
а) Если плоскость проходит через прямую, которая параллельна второй плоскости, и пересекает эту плоскость, то прямая пересечения ... .
б) Если через каждую из двух параллельных прямых провести плоскости, которые пересекаются, то их линия пересечения ... .
в) Если две плоскости, которые пересекаются, параллельные одной и той же прямой, то прямая пересечения этих плоскостей ... .
9. Домашнее задание.
Повторить п.1 – 6.
Решить № 27, № 30, № 31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку геометрии "Параллельность прямых и плоскостей"
Презентация содержит материал для повторения (способы задания плоскости, взаимное расположение прямых, прямой и плоскости), доказательство признака параллельности плоскостей, подборку задач...
Тестирование по геометрии "Перпендикулярность прямой и плоскости"
Тестирование по геометрии для учащихся 10 классов в 2 вариантах по теме: "Перпендикулярность прямой и плоскости"...
Презентация по геометрии "Расположение прямых и плоскостей в пространстве"
В данной презентации (3 части) подробно рассматривается весь учебный материал для изучения расположения прямых и плоскостей, их взаимоотношений в пространстве....
Проверочная работа по геометрии: "Точки, прямые и плоскости в пространстве".
Проверочная работа по геометрии для 10 класса (в двух вариантах)....
конспект урока по геометрии "Перпендикулярность прямой и плоскости"
конспект урока по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости" 10 класс...
10-ГЕОМЕТРИЯ Параллельность прямой и плоскости
материал предназначен для организации дистанционного взаимодействия с обучающимися...
Презентация по геометрии "Параллельность прямой и плоскости"
Презентации создают мои ученики. Я тоже пытаюсь от них не отставать - они меня тоже обучают, как это делать....