Программа курса "Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме

Самойленко Елена Александровна

Предлагаемая программа курса "Наглядная геометрия" предназначена для учащихся 5 - 6 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Программа курса

«Наглядная геометрия»

5, 6 классы

Подготовила:  учитель математики

                                  Самойленко Е.А.


«Предмет математики настолько серьезен, что полезно  не упускать случая  сделать его немного занимательным».

Б. Паскаль

Пояснительная записка.

        Основным направлением развития школы является поворот обучения к человеку, его психологическим особенностям. Гуманитаризация образования предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным. Геометрия обладает целым рядом качеств, присущих предметам гуманитарного цикла. Она располагает, помимо конструктивного и логического мышления, огромными возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека.

В обучении математике акцент ставится на общее развитие, а именно на развитие логического мышления, математической речи, а пространственное воображение, интуиции, чувства прекрасного в большей степени присущи геометрии.

Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира. Геометрия – это раздел математики, являющийся  носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Этот метод развивает пространственные представления, образное мышление учащихся, изобразительно-графические умения, приёмы конструктивной деятельности.

Геометрическое мышление является разновидностью образного мышления, что функционально присуще правому полушарию головного мозга ребёнка. Физиологической же особенностью  детей до 8-12 лет  является доминанта работы правого полушария. Этот возраст благодатен для формирования геометрического мышления. По мере развития геометрического мышления происходит возрастание логической составляющей. Отсюда важность изучения геометрии в возрасте 10-12 лет. Занятия геометрией в таком возрасте способствует развитию интуиции, воображения и др. важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса. 

Для преодоления трудностей, которые возникают у учащихся в 7-х классах, приступающих к изучению систематического курса геометрии, необходим непрерывный процесс изучения геометрии. И поэтому для 5, 6  классов используется курс «Наглядная геометрия».

        Ученики познают мир на основе изучения форм, свойств геометрических фигур и тел. Знакомятся с историей развития цивилизации через геометрию. Учатся моделировать, конструировать, трансформировать форму предметов.

Осваивают на основе практики работу с чертёжными инструментами, занимаются бумажной пластикой, работают в альбомах на нелинованной бумаге. Дети учатся абстрагированию, сравнению, обобщению.

Одной из важных задач курса «Наглядной геометрии» является вооружение учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнение, развивающее  «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. В курсе наглядной геометрии рассматриваю параллельное изучение фигур на плоскости и в пространстве:

Квадрат --------------- Куб

Треугольник----------Тетраэдр

Многоугольник------Многогранник

Окружность----------Сфера

Круг--------------------Шар.

При изучении наглядной геометрии игры, головоломки, задачи со спичками рассматриваются и на плоскости, и в пространстве, т.е. постоянно осуществляется выход в пространство. Если в начальной школе при работе с фигурами учащиеся работают на клетчатой бумаге, то в 5-6 классах – работают на нелинованной бумаге, в альбомах. На уроках геометрии в 5 классе знакомятся  с танграмом и оригами.

Разнообразные методы и формы работы, правильно подобранная система задач, виды деятельности, систематическая работа с пространственными формами и позволяют к 10 классу сформировать необходимое для систематического изучения курса стереометрии пространственное воображение учащихся.

Цели изучения наглядной геометрии:

  • Формирование интереса к изучению геометрии;
  • Пропедевтика изучения систематического курса геометрии;
  • Существенное обогащение пространственных представлений учащихся, наглядно-образного мышления учащихся;
  • Обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
  • Формирование логического мышления и эстетического развития школьника;
  • Использование систематизации знаний о геометрических фигурах в практической деятельности при моделировании различных ситуаций.
  • Знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности.

Основные задачи курса наглядной геометрии:

  • Широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
  • Наблюдение геометрических форм в окружающих предметах  и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
  • Усвоение геометрической терминологии и символики;
  • Осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических  фигур;
  • Сравнение и измерение геометрических величин;
  • Формирование изобразительно-графических умений, приобретение навыков работы с различными чертежными  инструментами;
  • Развитие пространственного воображения;
  • Формирование абстрактного мышления на основе изучения геометрических форм;
  • Знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
  • Решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
  • Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям, приемов конструктивной деятельности;
  • Специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.


Общие требования к математической подготовке учащихся

  • Знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
  • Изображать знакомые фигуры по их описанию;
  • Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
  • Иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
  • Измерять геометрические величины, выражать одни единицы измерения через другие;
  • Выполнять построения с помощью заданного набора инструментов, в частности, основные построения с помощью циркуля и линейки; решать несложные задачи, сводящиеся к  выполнению основных построений;
  • Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
  • Проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
  • Пользоваться геометрической символикой;
  • Устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами.

Для проверки знаний, умений и навыков учащихся разработаны тесты:

  • тестовая работа по теме «Пирамида»;
  • итоговый тест за курс геометрии 5 класса;
  • тестовая работа по теме «Призма».

Задания теста по теме «Пирамида» — это задания однократного выбора (т. е. в каждом из них только один приведенный ответ верен) и разной трудности. Он проверяет "видение" пирамиды как геометрического объекта и понимание связанных с ней понятий. При выполнении заданий приходится, иногда неоднократно, переходить с одного уровня геометрического мышления на другой, например, от зрительного к описательному или логическому, либо наоборот.

В проявляющихся здесь переходах и поворотах мысли выясняется, кто из учеников находится на низком зрительном (или на промежуточном) уровне, в какой степени каждый ученик проявляет свое понимание и геометрическое "видение". Тест позволяет ученику осуществлять свою деятельность более или менее четко, быстро, сознательно, что может свидетельствовать в первую очередь о степени понимания учеником смысла этой деятельности.

Некоторые задания, например, задания 1 и 9, позволяют выявить динамику развития у учащихся пространственного воображения. Самой формой постановки эти задания стимулируют определенного рода исследовательскую деятельность, требуют взаимодействия следующих аспектов: "видеть", "знать" и "понимать".

Задания итогового теста дифференцированы по степени трудности. Каждое из них проверяет ориентировку ученика в круге понятий, связанных с призмой, в аспектах зрительном, описательном и логическом. Дополнительную трудность для учащихся V класса может представить необходимость правильного понимания условностей рисунка, сопровождающего формулировку задания. В данном тесте рисунки выполняют три функции:

  1.  являются способом задания интересующей нас фигуры;
  2.  способствуют визуализации  пространственной фигуры, по   которой   на   основе   принципов   параллельной   проекции можно определить свойства самой фигуры;
  3. служат некоторой моделью,  которую  вместе  с листом бумаги можно перемещать в плоскости и в пространстве.

Основные типы задач курса наглядной геометрии:

  1. Математические игры, связанные с пространственными представлениями;
  2. Исследование конкретных геометрических объектов – фигур и преобразований;
  3. Конструктивные задачи;
  4. Прикладные задачи;
  5. Проекционные стереометрические задачи;
  6. Задачи на проектирование геометрических тел, построение сечений;
  7. Диагностические задачи на проверку сформированности пространственных представлений.

Основные виды деятельности:

  1. Выполнение чертежей;
  2. Выполнение аппликаций, рисунков;
  3. Построение фигур;
  4. Построение разверток многогранников;
  5. Выполнение моделей многогранников;
  6. Проведение вычислений;
  7. Сравнение, анализ.

Форма проведения занятий:  общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.

Особенности работы с учащимися 5, 6-го классов:

  1. Во многих изучаемых вопросах требуются обоснования, вывод;
  2. Со II четверти 5-го класса вводятся оценки, оценивается работа на уроке, проводятся практические, самостоятельные и контрольные работы, даются задания на дом;
  3. На уроках применяется много занимательных, игровых моментов.
  4.  Каждый учащийся обязан иметь альбом для графической работы, оформленный согласно требованиям, приближенным к ГОСТ.
  5. Графическая работа ведётся с помощью чертёжных инструментов, при выполнении  работы вводится цвет.
  6. Учащимся предъявляются требования эстетического режима.
  7.  Учащиеся отрабатывают навыки работы с формами из бумаги, отрабатывая навыки моделирования.

Для уроков наглядной геометрии необходимы чертежные инструменты:

1.  Линейка 25 см

4.  Циркуль

7.  Цветные и простые карандаши

2.  Треугольник 30°, 90º, 60º.

5.  Альбом

8.  Ластик.

3.   Треугольник 45°, 90º, 45º.

6.  Цветные гелевые  ручки

9.  Точилка.

Программа рассчитана на  68 часов или 2 года обучения из расчета 1 час в неделю:  5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа.   Программа по геометрии для 5 класса состоит из 7 блоков, для 6 класса – из 8 блоков.  Ниже представлен тематический план изучения курса «Наглядной геометрии» для 5, 6 классов.


Тематический план изучения курса наглядной геометрии в V  классе

№ п/п

Содержание изучаемого материала

Цели изучения темы

Количество часов

1.

Основные геометрические понятия.

Систематизировать представления о простейших геометрических фигурах и их свойствах.

5

1.1.

Геометрия и геометрические фигуры. Исторические сведения.

1

1.2.

Простейшие геометрические фигуры и их взаимное расположение.

Линии. Прямая, части прямой, ломаная.

2

1.3.

Пентамимо.

1

1.4.

Параллельность и перпендикулярность. Лабораторная работа.

1

2.

Измерение длин.

Расстояние между точками.

Ввести операции сравнения, измерения отрезков. Формировать понятие о расстоянии между двумя точками.

4

2.1.

Сравнение отрезков. Середина отрезка. Длина отрезка (измерение, вычисление, единицы измерения)

1

2.2.

Четырехугольники. Многоугольники. Периметр многоугольника. Лабораторная работа.

2

2.3.

Оригами.

1

3.

Геометрия куба.

Изучить свойства куба и его элементов

4

3.1.

Куб, его элементы. Развертки

1

3.2.

Свойства куба.

1

3.3.

Практическая работа по изготовлению моделей куба.

1

3.4.

Игра «Танграм».

1

4.

Окружность и круг.

Сфера и шар.

Сформировать правильные представления о геометрических фигурах – окружность и круг и о геометрических телах – шар и сфера.

6

4.1.

Окружность и круг. Элементы окружности и круга: радиус, хорда, диаметр, дуга, сектор, сегмент. Взаимное расположение окружностей. Построение центра окружности.

2

№ п/п

Содержание изучаемого материала

Цели изучения темы

Количество часов

4.2.

Деление окружности на равные части.

Практическая работа.

1

4.3.

Длина окружности. Площадь круга. Творческая лабораторная работа.

1

4.4.

Сфера и шар.

2

5.

Углы  и их измерение.

Расширить и систематизировать знания учащихся об углах.

6

5.1.

Угол. Виды углов. Сравнение углов.

Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки.

2

5.2.

Измерение углов. Сумма углов треугольника.

2

5.3.

Центральный угол. Вписанный угол.

1

5.4.

Построение прямоугольника, квадрата.

Лабораторная работа.

1

6.

Треугольник. Тетраэдр.

Расширить знания о треугольниках. Отработать навык построения треугольников по трём заданным элементам.  Рассмотреть виды пирамид.

3

6.1.

Виды треугольников. Равные треугольники.

Построение треугольников.        

1

6.2.

Тетраэдр. Пирамида. Развертки.

1

6.3.

Практическая работа по изготовлению моделей.

1

7.

Параллелограмм.

Прямоугольный параллелепипед.

Рассмотреть виды параллелограммов, их свойств. Изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.

5

7.1.

Параллелограмм. «Родственники»  параллелограмма. Трапеция.

1

7.2.

Площадь. Понятие равновеликих фигур. Площадь прямоугольника, квадрата.

1

7.3.

Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

1

7.4.

Прямоугольный параллелепипед. Элементы, свойства, развертки.

1

7.5.

Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда.        

1

Итоговый тест по геометрии за курс 5 класса

1


Тематический план изучения курса наглядной геометрии в VI  классе

№ п/п

Содержание изучаемого материала

Цели изучения темы

Количество часов

1.

Виды углов.

Ввести понятия смежных и вертикальных углов. Рассмотреть задачи на нахождение смежных и вертикальных углов.

4

1.1.

Смежные углы. Свойство смежных углов. Лабораторная работа.

1

1.2.

Решение задач по теме «Смежные углы»

1

1.3.

Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов. Лабораторная работа. 

1

1.4.

Решение задач по теме «Вертикальные углы»

1

2.

Параллельные и перпендикулярные прямые

Систематизировать знания учащихся о параллельных и перпендикулярных прямых, ввести понятие расстояния от точки до прямой, рассмотреть взаимное расположение прямой и окружности.

6

2.1.

Построение параллельных и перпендикулярных прямых

1

2.2.

Расстояние от точки до прямой

2

2.3.

Взаимное расположение прямой и окружности

1

2.4.

Углы, образующиеся при пересечении параллельных прямых секущей

2

3.

Топологические опыты

Получить представление об одном из разделов геометрии «топологии».

4

3.1.

Топология.

1

3.2.

Лист Мебиуса. Творческая лабораторная работа.

1

3.3.

Графы.

1

3.4.

Решение задач по теме «Графы»

1

4.

Правильные многоугольники

Рассмотреть понятие правильного многоугольника, его виды, построение правильных многоугольников.

3

4.1.

Правильный треугольник, квадрат

1

4.2.

Правильный пятиугольник, шестиугольник, многоугольник

1

№ п/п

Содержание изучаемого материала

Цели изучения темы

Количество часов

4.3.

Решение задач

1

5.

Правильные многогранники

Рассмотреть понятие правильного многогранника, его виды, построение разверток правильных многогранников.

4

5.1.

Правильные многогранники.

1

5.2.

Построение развертки правильного тетраэдра, куба.

1

5.3.

Построение развертки октаэдра, додекаэдра

1

5.4.

Построение развертки икосаэдра

1

6.

Симметрия. Виды симметрии

Рассмотреть виды симметрии, фигуры, обладающие симметрией.

6

6.1.

Осевая симметрия.

2

6.2.

Центральная симметрия

2

6.3.

Зеркальная симметрия

2

7.

Координатная плоскость

Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Координатная плоскость»

2

7.1.

Выполнение рисунков по координатам

2

8.

Длина. Площадь. Объем

Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Длина. Площадь. Объем»

4

8.1.

Решение задач на нахождение длины отрезка

1

8.2.

Решение задач на нахождение площадей фигур

1

8.3.

Решение задач на нахождение объемов фигур

2

Итоговый тест по геометрии за курс 6 класса

1

г. Магнитогорск


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./

Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...

Применение компьютерных технологий на уроках геометрии на примере программы "Живая геометрия"

Живая Геометрия - это новые технологии в преподавании математики, в частности геометрии.На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, ручное построение которых немысл...

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...