Программа курса "Наглядная геометрия"
рабочая программа по геометрии (5 класс) по теме
Предлагаемая программа курса "Наглядная геометрия" предназначена для учащихся 5 - 6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_naglyadnaya_geometriya.doc | 85 КБ |
naglyadnaya_geometriya_5_klass.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Программа курса
«Наглядная геометрия»
5, 6 классы
Подготовила: учитель математики
Самойленко Е.А.
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным».
Б. Паскаль
Пояснительная записка.
Основным направлением развития школы является поворот обучения к человеку, его психологическим особенностям. Гуманитаризация образования предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным. Геометрия обладает целым рядом качеств, присущих предметам гуманитарного цикла. Она располагает, помимо конструктивного и логического мышления, огромными возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека.
В обучении математике акцент ставится на общее развитие, а именно на развитие логического мышления, математической речи, а пространственное воображение, интуиции, чувства прекрасного в большей степени присущи геометрии.
Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира. Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Этот метод развивает пространственные представления, образное мышление учащихся, изобразительно-графические умения, приёмы конструктивной деятельности.
Геометрическое мышление является разновидностью образного мышления, что функционально присуще правому полушарию головного мозга ребёнка. Физиологической же особенностью детей до 8-12 лет является доминанта работы правого полушария. Этот возраст благодатен для формирования геометрического мышления. По мере развития геометрического мышления происходит возрастание логической составляющей. Отсюда важность изучения геометрии в возрасте 10-12 лет. Занятия геометрией в таком возрасте способствует развитию интуиции, воображения и др. важнейших качеств, лежащих в основе любого творческого процесса.
Для преодоления трудностей, которые возникают у учащихся в 7-х классах, приступающих к изучению систематического курса геометрии, необходим непрерывный процесс изучения геометрии. И поэтому для 5, 6 классов используется курс «Наглядная геометрия».
Ученики познают мир на основе изучения форм, свойств геометрических фигур и тел. Знакомятся с историей развития цивилизации через геометрию. Учатся моделировать, конструировать, трансформировать форму предметов.
Осваивают на основе практики работу с чертёжными инструментами, занимаются бумажной пластикой, работают в альбомах на нелинованной бумаге. Дети учатся абстрагированию, сравнению, обобщению.
Одной из важных задач курса «Наглядной геометрии» является вооружение учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнение, развивающее «геометрическую зоркость», интуицию и воображение учащихся. В курсе наглядной геометрии рассматриваю параллельное изучение фигур на плоскости и в пространстве:
Квадрат --------------- Куб
Треугольник----------Тетраэдр
Многоугольник------Многогранник
Окружность----------Сфера
Круг--------------------Шар.
При изучении наглядной геометрии игры, головоломки, задачи со спичками рассматриваются и на плоскости, и в пространстве, т.е. постоянно осуществляется выход в пространство. Если в начальной школе при работе с фигурами учащиеся работают на клетчатой бумаге, то в 5-6 классах – работают на нелинованной бумаге, в альбомах. На уроках геометрии в 5 классе знакомятся с танграмом и оригами.
Разнообразные методы и формы работы, правильно подобранная система задач, виды деятельности, систематическая работа с пространственными формами и позволяют к 10 классу сформировать необходимое для систематического изучения курса стереометрии пространственное воображение учащихся.
Цели изучения наглядной геометрии:
- Формирование интереса к изучению геометрии;
- Пропедевтика изучения систематического курса геометрии;
- Существенное обогащение пространственных представлений учащихся, наглядно-образного мышления учащихся;
- Обеспечение системы развивающего и непрерывного геометрического образования;
- Формирование логического мышления и эстетического развития школьника;
- Использование систематизации знаний о геометрических фигурах в практической деятельности при моделировании различных ситуаций.
- Знакомство с геометрией как инструментом познания и преобразования окружающей действительности.
Основные задачи курса наглядной геометрии:
- Широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса геометрии;
- Наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- Усвоение геометрической терминологии и символики;
- Осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа определений и свойств геометрических фигур;
- Сравнение и измерение геометрических величин;
- Формирование изобразительно-графических умений, приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- Развитие пространственного воображения;
- Формирование абстрактного мышления на основе изучения геометрических форм;
- Знакомство с наиболее важными фактами систематического курса;
- Решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям, приемов конструктивной деятельности;
- Специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач.
Общие требования к математической подготовке учащихся
- Знать определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
- Изображать знакомые фигуры по их описанию;
- Выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и в окружающих предметах;
- Иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- Измерять геометрические величины, выражать одни единицы измерения через другие;
- Выполнять построения с помощью заданного набора инструментов, в частности, основные построения с помощью циркуля и линейки; решать несложные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
- Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства и формулы;
- Проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
- Пользоваться геометрической символикой;
- Устанавливать связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами.
Для проверки знаний, умений и навыков учащихся разработаны тесты:
- тестовая работа по теме «Пирамида»;
- итоговый тест за курс геометрии 5 класса;
- тестовая работа по теме «Призма».
Задания теста по теме «Пирамида» — это задания однократного выбора (т. е. в каждом из них только один приведенный ответ верен) и разной трудности. Он проверяет "видение" пирамиды как геометрического объекта и понимание связанных с ней понятий. При выполнении заданий приходится, иногда неоднократно, переходить с одного уровня геометрического мышления на другой, например, от зрительного к описательному или логическому, либо наоборот.
В проявляющихся здесь переходах и поворотах мысли выясняется, кто из учеников находится на низком зрительном (или на промежуточном) уровне, в какой степени каждый ученик проявляет свое понимание и геометрическое "видение". Тест позволяет ученику осуществлять свою деятельность более или менее четко, быстро, сознательно, что может свидетельствовать в первую очередь о степени понимания учеником смысла этой деятельности.
Некоторые задания, например, задания 1 и 9, позволяют выявить динамику развития у учащихся пространственного воображения. Самой формой постановки эти задания стимулируют определенного рода исследовательскую деятельность, требуют взаимодействия следующих аспектов: "видеть", "знать" и "понимать".
Задания итогового теста дифференцированы по степени трудности. Каждое из них проверяет ориентировку ученика в круге понятий, связанных с призмой, в аспектах зрительном, описательном и логическом. Дополнительную трудность для учащихся V класса может представить необходимость правильного понимания условностей рисунка, сопровождающего формулировку задания. В данном тесте рисунки выполняют три функции:
- являются способом задания интересующей нас фигуры;
- способствуют визуализации пространственной фигуры, по которой на основе принципов параллельной проекции можно определить свойства самой фигуры;
- служат некоторой моделью, которую вместе с листом бумаги можно перемещать в плоскости и в пространстве.
Основные типы задач курса наглядной геометрии:
- Математические игры, связанные с пространственными представлениями;
- Исследование конкретных геометрических объектов – фигур и преобразований;
- Конструктивные задачи;
- Прикладные задачи;
- Проекционные стереометрические задачи;
- Задачи на проектирование геометрических тел, построение сечений;
- Диагностические задачи на проверку сформированности пространственных представлений.
Основные виды деятельности:
- Выполнение чертежей;
- Выполнение аппликаций, рисунков;
- Построение фигур;
- Построение разверток многогранников;
- Выполнение моделей многогранников;
- Проведение вычислений;
- Сравнение, анализ.
Форма проведения занятий: общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.
Особенности работы с учащимися 5, 6-го классов:
- Во многих изучаемых вопросах требуются обоснования, вывод;
- Со II четверти 5-го класса вводятся оценки, оценивается работа на уроке, проводятся практические, самостоятельные и контрольные работы, даются задания на дом;
- На уроках применяется много занимательных, игровых моментов.
- Каждый учащийся обязан иметь альбом для графической работы, оформленный согласно требованиям, приближенным к ГОСТ.
- Графическая работа ведётся с помощью чертёжных инструментов, при выполнении работы вводится цвет.
- Учащимся предъявляются требования эстетического режима.
- Учащиеся отрабатывают навыки работы с формами из бумаги, отрабатывая навыки моделирования.
Для уроков наглядной геометрии необходимы чертежные инструменты:
1. Линейка 25 см | 4. Циркуль | 7. Цветные и простые карандаши |
2. Треугольник 30°, 90º, 60º. | 5. Альбом | 8. Ластик. |
3. Треугольник 45°, 90º, 45º. | 6. Цветные гелевые ручки | 9. Точилка. |
Программа рассчитана на 68 часов или 2 года обучения из расчета 1 час в неделю: 5 класс – 34 часа, 6 класс – 34 часа. Программа по геометрии для 5 класса состоит из 7 блоков, для 6 класса – из 8 блоков. Ниже представлен тематический план изучения курса «Наглядной геометрии» для 5, 6 классов.
Тематический план изучения курса наглядной геометрии в V классе
№ п/п | Содержание изучаемого материала | Цели изучения темы | Количество часов |
1. | Основные геометрические понятия. | Систематизировать представления о простейших геометрических фигурах и их свойствах. | 5 |
1.1. | Геометрия и геометрические фигуры. Исторические сведения. | 1 | |
1.2. | Простейшие геометрические фигуры и их взаимное расположение. Линии. Прямая, части прямой, ломаная. | 2 | |
1.3. | Пентамимо. | 1 | |
1.4. | Параллельность и перпендикулярность. Лабораторная работа. | 1 | |
2. | Измерение длин. Расстояние между точками. | Ввести операции сравнения, измерения отрезков. Формировать понятие о расстоянии между двумя точками. | 4 |
2.1. | Сравнение отрезков. Середина отрезка. Длина отрезка (измерение, вычисление, единицы измерения) | 1 | |
2.2. | Четырехугольники. Многоугольники. Периметр многоугольника. Лабораторная работа. | 2 | |
2.3. | Оригами. | 1 | |
3. | Геометрия куба. | Изучить свойства куба и его элементов | 4 |
3.1. | Куб, его элементы. Развертки | 1 | |
3.2. | Свойства куба. | 1 | |
3.3. | Практическая работа по изготовлению моделей куба. | 1 | |
3.4. | Игра «Танграм». | 1 | |
4. | Окружность и круг. Сфера и шар. | Сформировать правильные представления о геометрических фигурах – окружность и круг и о геометрических телах – шар и сфера. | 6 |
4.1. | Окружность и круг. Элементы окружности и круга: радиус, хорда, диаметр, дуга, сектор, сегмент. Взаимное расположение окружностей. Построение центра окружности. | 2 | |
№ п/п | Содержание изучаемого материала | Цели изучения темы | Количество часов |
4.2. | Деление окружности на равные части. Практическая работа. | 1 | |
4.3. | Длина окружности. Площадь круга. Творческая лабораторная работа. | 1 | |
4.4. | Сфера и шар. | 2 | |
5. | Углы и их измерение. | Расширить и систематизировать знания учащихся об углах. | 6 |
5.1. | Угол. Виды углов. Сравнение углов. Биссектриса угла. Построение биссектрисы угла с помощью циркуля и линейки. | 2 | |
5.2. | Измерение углов. Сумма углов треугольника. | 2 | |
5.3. | Центральный угол. Вписанный угол. | 1 | |
5.4. | Построение прямоугольника, квадрата. Лабораторная работа. | 1 | |
6. | Треугольник. Тетраэдр. | Расширить знания о треугольниках. Отработать навык построения треугольников по трём заданным элементам. Рассмотреть виды пирамид. | 3 |
6.1. | Виды треугольников. Равные треугольники. Построение треугольников. | 1 | |
6.2. | Тетраэдр. Пирамида. Развертки. | 1 | |
6.3. | Практическая работа по изготовлению моделей. | 1 | |
7. | Параллелограмм. Прямоугольный параллелепипед. | Рассмотреть виды параллелограммов, их свойств. Изучить свойства прямоугольного параллелепипеда. | 5 |
7.1. | Параллелограмм. «Родственники» параллелограмма. Трапеция. | 1 | |
7.2. | Площадь. Понятие равновеликих фигур. Площадь прямоугольника, квадрата. | 1 | |
7.3. | Задачи на разрезание и перекраивание фигур. | 1 | |
7.4. | Прямоугольный параллелепипед. Элементы, свойства, развертки. | 1 | |
7.5. | Площадь поверхности и объем прямоугольного параллелепипеда. | 1 | |
Итоговый тест по геометрии за курс 5 класса | 1 |
Тематический план изучения курса наглядной геометрии в VI классе
№ п/п | Содержание изучаемого материала | Цели изучения темы | Количество часов |
1. | Виды углов. | Ввести понятия смежных и вертикальных углов. Рассмотреть задачи на нахождение смежных и вертикальных углов. | 4 |
1.1. | Смежные углы. Свойство смежных углов. Лабораторная работа. | 1 | |
1.2. | Решение задач по теме «Смежные углы» | 1 | |
1.3. | Вертикальные углы. Свойство вертикальных углов. Лабораторная работа. | 1 | |
1.4. | Решение задач по теме «Вертикальные углы» | 1 | |
2. | Параллельные и перпендикулярные прямые | Систематизировать знания учащихся о параллельных и перпендикулярных прямых, ввести понятие расстояния от точки до прямой, рассмотреть взаимное расположение прямой и окружности. | 6 |
2.1. | Построение параллельных и перпендикулярных прямых | 1 | |
2.2. | Расстояние от точки до прямой | 2 | |
2.3. | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | |
2.4. | Углы, образующиеся при пересечении параллельных прямых секущей | 2 | |
3. | Топологические опыты | Получить представление об одном из разделов геометрии «топологии». | 4 |
3.1. | Топология. | 1 | |
3.2. | Лист Мебиуса. Творческая лабораторная работа. | 1 | |
3.3. | Графы. | 1 | |
3.4. | Решение задач по теме «Графы» | 1 | |
4. | Правильные многоугольники | Рассмотреть понятие правильного многоугольника, его виды, построение правильных многоугольников. | 3 |
4.1. | Правильный треугольник, квадрат | 1 | |
4.2. | Правильный пятиугольник, шестиугольник, многоугольник | 1 | |
№ п/п | Содержание изучаемого материала | Цели изучения темы | Количество часов |
4.3. | Решение задач | 1 | |
5. | Правильные многогранники | Рассмотреть понятие правильного многогранника, его виды, построение разверток правильных многогранников. | 4 |
5.1. | Правильные многогранники. | 1 | |
5.2. | Построение развертки правильного тетраэдра, куба. | 1 | |
5.3. | Построение развертки октаэдра, додекаэдра | 1 | |
5.4. | Построение развертки икосаэдра | 1 | |
6. | Симметрия. Виды симметрии | Рассмотреть виды симметрии, фигуры, обладающие симметрией. | 6 |
6.1. | Осевая симметрия. | 2 | |
6.2. | Центральная симметрия | 2 | |
6.3. | Зеркальная симметрия | 2 | |
7. | Координатная плоскость | Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Координатная плоскость» | 2 |
7.1. | Выполнение рисунков по координатам | 2 | |
8. | Длина. Площадь. Объем | Систематизировать знания, умения и навыки по теме «Длина. Площадь. Объем» | 4 |
8.1. | Решение задач на нахождение длины отрезка | 1 | |
8.2. | Решение задач на нахождение площадей фигур | 1 | |
8.3. | Решение задач на нахождение объемов фигур | 2 | |
Итоговый тест по геометрии за курс 6 класса | 1 |
г. Магнитогорск
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Применение компьютерных технологий на уроках геометрии на примере программы "Живая геометрия"
Живая Геометрия - это новые технологии в преподавании математики, в частности геометрии.На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, ручное построение которых немысл...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...