Сценарий урока по геометрии 8 класс "Параллелограмм" в форме технологической карты ФГОС
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Сценарий урок описывает ход урока, формируемые УУД на каждом этапе. Применяемые методики: системно - деятельностный подход, дифференцированный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvasova_n._stsenariy.docx26.96 КБ
Файл kvasova_n._prilozhenie_k_uroku.docx161.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока

Цель урока:  ввести понятие параллелограмма и рассмотреть его свойства; формирование умения применять свойства параллелограмма при решении задач

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):  

  • формирование понятий параллелограмма и его свойств;
  • отработка навыков применения свойств параллелограмма в решении задач.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

 развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тема урока: Параллелограмм и его свойства

Тип урока Урок "открытия" новых знаний

Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальная 

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят свойства параллелограмма;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор и интерактивная доска, интернет, колонки, учебник по математике,  раздаточный материал (бумажные многоугольники; подвижный параллелограмм), электронная презентация.

Структура и ход  урока

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Приветствие учителя, проверка готовности детей к уроку,  пожелания детям

- Здравствуйте ребята, садитесь. Древнегреческая музыка, которую вы слышите, поможет нам окунуться в прошлое на 2500 лет назад. Как вы думаете, почему именно  Греция?

- Назовите известного вам древнегреческого математика и философа?

- Не обделил своим внимание Пифагор и изучаемые нами многоугольники (задача о покрытии плоскости правильными многоугольниками)

- На ваших столах лежат многоугольники. Я прошу вас выбрать тот многоугольник, который соответствует вашему настроению

         - вам не интересно, что мы будем изучать сегодня на уроке;

           - вы хотели бы узнать новый материал, но у вас плохое настроение;

         - у вас и настроение хорошее и вы с нетерпением ждёте узнать что-то новое

- Я прошу вас поднять выбранный вами многоугольник

- Я рада, что практически у всех вас отличное и хорошее настроение и вы готовы работать, надеюсь, что в конце урока оно только улучшится.

Откройте свои тетради и запишите  сегодняшнее число, классная работа.

Настрой на урок

Возможные ответы учащихся:

- Потому, что в Древней Греции зарождалась геометрия

- Пифагор Самосский

Поднимают и показывают учителю выбранный многоугольник

Учащиеся в тетрадях записывают число, классная работа.

Регулятивные:

Организация своей учебной

деятельности

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками

Личностные: Мотивация к учению, определение своего эмоционального состояния

Актуализация знаний.

Актуализирует учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала..

Все исследуй, давай разуму первое место, - так говорил Пифагор. Так и мы с вами сейчас будем исследовать многоугольники, представленные на экране.

 - Что вы вспомнили, посмотрев на экран?

- Какой многоугольник мы назовём четырёхугольником?

- Сформулируйте определение противоположных сторон и вершин четырёхугольника

- Как могут располагаться два различных отрезка?

- Все изображённые четырёхугольники разбейте на три группы по "отношению" их сторон

Учитель указывает на ту группу четырёхугольников, у которых две пары противоположных сторон параллельны.

- Мы рассмотрим сегодня именно эти четырёхугольники, которым введём новое название

Читают цитату

Учащиеся высказываю свои мнения. Предполагаемый ответ:

- На рисунке изображены четырёхугольники

- У которого 4 стороны и 4 вершины

- Две несмежные стороны четырёхугольника называются противоположными и две вершины не являющиеся соседними называются противоположными.

- Пересекаться; иметь один общий конец; не пересекаться; лежать на параллельных прямых; лежать на одной прямой, имея и не имея общей части.

Предлагают свои варианты: противоположные стороны не параллельны; одна пара противоположных сторон параллельна и противоположные стороны попарно параллельны

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации: Регулятивные: Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками

Личностные: Мотивация к учению

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности

Организует и регулирует работу учащихся по определению темы урока (http://fgos-matematic.ucoz.ru/8geometria/5.2.html )

- Эта фигура и её свойства были известны ещё пифагорейцам, а название дал другой не менее известный учёный Евклид - параллелограмм.

- Как вы думаете, почему Евклид дал такое название

- Кто попробует сформулировать тему и  главную цель урока?

На интерактивной доске учитель прописывает предложенные учащимися цели

Анализируют и делают выводы

- От двух греческих слов параллельный и линия

- Параллелограмм, его свойства.

Формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему.

Предполагаемые ответы:

- дадим определение параллелограмма

- научимся изображать его, обозначать

- рассмотрим чем отличается от других

- зачем изучать параллелограмм

- научимся решать задачи с ним

Коммуникативные: Умение аргументировано доказывать свою точку зрения;

представлять конкретное содержание и сообщать его  в устной форме;

владеть монологической  и диалогической формами речи

Личностные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознать значимость поставленных учебных задач

Регулятивные:

Соотнесение того, что уже известно, и усвоение того, что еще неизвестно

Первичное усвоение новых знаний

Создаёт проблемную ситуацию, вызывающую у учеников затруднения и формирующую потребность обсуждения.

- Попробуйте дать определение параллелограмма и изобразите его

- Всем вам известно, что треугольник фигура жёсткая, а как вы думаете параллелограмм является жёсткой фигурой или нет? Почему им заинтересовались древние математики?

Учитель демонстрирует модель параллелограмма и его применение в технике, быту

- Рассмотрите внимательно параллелограмм и назовите свойства (особенности, отличающее его от других четырёхугольников).

- Как вы это определили? Проведите эксперимент.

- Проведите диагонали. Что здесь особенного вы отметили?

- Проверим правильность наших рассуждений в учебнике, прочтите свойства параллелограмма

- Каждая группа готовит доказательство этих теорем. Выберите себе  модератора и выступающего в группе. Готовность группы я определяю по поднятым рукам участников в виде выпуклого многоугольника, остальным группам после этого даётся обратный отсчёт до 30 сек.

- Ваши доказательства тесно связаны, прослушав друг друга вы сможете определить верно ли выстроено ваше доказательство.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, приходят к выводу о том, параллелограмм обладает некоторыми свойствами.

- Параллелограммом называется четырёхугольник, у которого противоположные стороны параллельны 

Работа в парах, группах. (учитель заранее приготовил для каждого учащегося на парте пентаграмму одного из трёх цветов)

- Противоположные стороны равны и противоположные углы у параллелограмма равны.

Измеряют

- Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам.

Работают с учебником, проговаривая друг другу свойства

 

Работа в группах. Учащиеся доказывают теоремы, записывая в свои тетради, при необходимости группе выдаётся подсказка в виде наводящих вопросов для построения хода рассуждений. После каждая группа защищается на заготовках у доски. При выступлении учащегося остальные учащиеся в группах слушают

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез; умение принимать решение в проблемной ситуации.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, уметь отстаивать точку зрения, аргументировать, принимать точку зрения других

Личностные:

Смыслобразование

Первичная проверка понимания.

Учитель предлагает три задачи на карточках, каждая группа выбирает и решают.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала в решении задач, коррекция выявленных пробелов.

-  Спасибо за работу, можете пройти на свои места

Всем группам необходимо решить выбранную задачу Выступать может один человек от группы, а может несколько человек с места. Если у оставшихся групп есть более рациональное решение этой же задачи, то за него они получают бонус. Обучающиеся, получившие наибольшее количество бонусов в конце урока получают оценку, зависящую от количества решенных задач и полученных бонусов.

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Познавательные: Умение структурировать знания; умение осознано строить речевое высказывание

Регулятивные: Коррекция

Личностные:

Смыслобразование

Первичное закрепление

Учитель предлагает трёхуровневые задачи на индивидуальный выбор учащихся.

- 1-й уровень № 372 (а) или (в)

- 2-й уровень № 376 (д)

- 3-й уровень № 375

Проверяет учитель подходя к каждому ученику индивидуально

Учащиеся самостоятельно выбирают себе задание и выполняют его.

Познавательные: Умение адекватно и осознанно строить свои рассуждения в письменной форме; структурирование знаний; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: Планирование, прогнозирование.

Информация о домашнем задании

Учитель комментирует домашнее задание

п 43, изучить материал, исправить ошибки, если есть в своих доказательствах

№ 376 (б,в,г) обязательно № 377 - по желанию

Записывают задание.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Выставление оценок. Учитель возвращается к листу, на котором были записаны предполагаемые цели учащихся и анализируют всё ли получилось, всё ли узнали, что планировали

- Какое открытие сделали для себя сегодня?

- Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?

- У кого возникли трудности?

- Если вам было всё понятно и ваши ожидания от урока оправдались то покажите мне все три карточки, если же вы что-то не поняли или не оправдались ваши ожидания - то две, но если получилось так, что вы разочарованы - то одну.

Отвечают на вопросы учителя:

а) проводят  рефлексивный анализ  своей учебной деятельности с точки   зрения выполнения поставленной задачи

б) оценивают  собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при общении с учителем и одноклассниками;




Предварительный просмотр:

Задачи для групп

1.  Вычислите периметр параллелограмма по рисунку

2. Вычислите углы параллелограмма по рисунку

3. Вычислите периметр выделенного треугольника на рисунке, если диагонали равны 6 и 10 см., а меньшая сторона 4 см

Задачи для самостоятельного решения:

№ 372

Периметр параллелограмма равен 48 см. Найдите стороны параллелограмма, если:

а) одна сторона на 3 см больше другой

в) одна из сторон в два раза больше другой

 № 376

Найдите углы параллелограмма ABCD, если ∟CAD = 160, ∟ACD = 370.

 № 375

Найдите периметр параллелограмма, если биссектриса одного из его углов делит сторону параллелограмма на отрезки 7 см и 14 см.

Золотая пентаграмма - Оценок.нет     Золотая пентаграмма - Оценок.нет

Золотая пентаграмма - Оценок.нет     Золотая пентаграмма - Оценок.нет

Золотая пентаграмма - Оценок.нет     Золотая пентаграмма - Оценок.нет

Памятка.

1. Вспомните один из способов доказательства равенства отрезков, углов. (через что)

2. Если необходимо, проведите дополнительное построение, чтобы получит нужные фигуры

3. Какие теоремы применяем для доказательства равенства треугольников. Проверьте есть  ли все необходимые условия равенства элементы треугольников.

4. Если нет, вспомните теоремы доказывающие равенства углов, используя условие теоремы (определение параллелограмма)

5.  Нашли ход доказательства - составьте план и запишите его в тетрадь.

Заготовки для доказательства теорем:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика конструирования учебного процесса по теме в форме технологической карты

   Успешность решения задачи повышения качества образования зависит, прежде всего, от эффективности системы обучения каждого педагога, от эффективности создания в школе системы диагно...

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...

Конспект урока по геометрии 8 класс (Технологическая карта ФГОС)

Предмет: геометрияУровень образования: общеобразовательный классТема: «Площадь треугольника.» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Форма проведения урока: фронтальная, индиви...

Конспект урока по теме "Голосеменные" в форме технологической карты 5 класс ФГОС

Конспек урока по теме "Голосеменные"   разработан в соответствии с ФГОС  в форме технологической карты. Определена проблема, дан план ее решения. Форма деятельности учащихся- исследова...

Цикл уроков по английскому языку в 7 классе в форме технологических карт по теме Развлечения

Циклы уроков представлены в форме технологических карт, подробно описаны деятельность учителя и учащихся....

Признаки параллелограмма. Геометрия. 8 класс. Технологическая карта урока с технологией проблемного обучения и игровыми технологиями.

Урок геометрии в 8 классе "Признаки параллелограмма" с использованием технологии проблемного обучения и игровых технологий....

Геометрия, 9 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Е.Г.Позняка, .....

Геометрия, 9 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Е.Г.Позняка, ......