Урок решения задач по теме "Правильная пирамида"
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему
Урок решения задач по теме "Правильная пирамида"
Учебная задача: закрепить знания учащихся о правильной пирамиде путем решения задач, формировать навыки решения задач на вычисление элементов пирамиды, площадей полной и боковой поверхностей правильной пирамиды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_quot_pravilnaya_piramida_quot.docx | 72.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок решения задач по теме «Правильная пирамида»
Учебная задача: закрепить знания учащихся о правильной пирамиде путем решения задач, формировать навыки решения задач на вычисление элементов пирамиды, площадей полной и боковой поверхностей правильной пирамиды.
Диагностируемые цели
в результате ученик
знает:
-определение пирамиды
-определение правильного многоугольника
-определение правильной пирамиды
-определение высоты пирамиды
-определение апофемы
-формулы нахождения площадей боковой поверхности правильной пирамиды и полной поверхности пирамиды
-свойство о ребрах и гранях правильной пирамиды.
Умеет:
-строить правильную пирамиду
-строить чертежи по условию задач
-определять элементы правильной пирамиды
-применять знания о правильной пирамиде при решении задач.
Понимает: как применить свои знания в конкретной ситуации
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Форма обучения: фронтальная.
1.Мотивационно-ориентировочный этап.
Учитель: Здравствуйте ребята! На прошлых уроках вы расширили знания о многогранниках .Давайте вспомним какая фигура называется пирамидой?
Ученики: Пирамида-многогранник составленный из n-угольника и n треугольников.
Учитель: Что называется высотой пирамиды?
Ученики: перпендикуляр, проведенный из вершины пирамиды к плоскости основания.
Учитель: какай многогранник называется правильным? назовите какие из этих многогранников являются правильными?(на слайде)Какой правильный многогранник изображен под цифрой 3?
Ученики: правильная пирамида.
Учитель: Какая пирамида называется правильной пирамидой?
Ученики: пирамида является правильной, если ее основание - правильный многоугольник, а отрезок соединяющий вершину с центром основания является высотой пирамиды. вершина проецируется в центр основания.
Учитель: что такое апофема?
Ученики: высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины.
Учитель: Ответьте на вопрос и обоснуйте. Будет ли пирамида правильной, если её боковыми гранями являются правильные треугольники?
Ученики: Будет. так как боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками.
Учитель: а что мы можем сказать о боковых ребрах если боковыми гранями являются равные равнобедренные треугольники?
Ученики: они равны
Учитель: чему равна площадь правильной пирамиды?
Ученики: половине произведения периметра основания на высоту.
Учитель: чему равна площадь полной поверхности правильной пирамиды?
Учитель: Молодцы!Как вы думаете что мы сегодня будем делать?
Ученики: Сегодня мы будем решать задачи на правильную пирамиду.
Учитель: Да!Для этого мы должны вспомнить еще несколько понятий. -Какой угол называется углом между прямой и плоскостью?
Ученики: углом между прямой и плоскостью, пересекающую эту прямую и не перпендикулярную к ней, называется угол между этой прямой и ее проекцией на эту плоскость.
-Что называется двугранным углом?
Ученики: двугранным углом называется фигура образованная прямой а и двумя полуплоскостями с общей границей а, и не принадлежащими одной плоскости.
-Какой угол называется линейным углом двугранного угла?
Ученики: угол образованный лучами перпендикулярными к ребру двугранного угла.
2.Содержательный этап.
-Хорошо! Переходим к решению задач.
№ 255. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна 8 см, а плоский угол при вершине равен φ. Найдите высоту этой пирамиды.
Дано:DABC-правильная приамида.
АDB=, АВ=8
Найти: высоту Н.
Решение:
Учитель: С чего начинаем построение пирамиды?
Ученики: с основания.
Учитель: что является основанием правильной треугольной пирамиды?
Ученики: правильный треугольник.
Учитель: верно! Строим основание. Обозначаем его .Что строим далее?
Ученики: высоту
Учитель: из какой точки основания будем восстанавливать высоту?
Ученики: из центра основания.
Учитель: какая точка является центром основания?
Ученики: точка пересечения биссектрис, медиан,высот.
Учитель: восстанавливаем высоту. Обозначаем. Как называется точка Д?
Ученики: вершина пирамиды.
Учитель: что осталось достроить?
Ученики: ребра.
Учитель: точка О является центром какой окружности для тр.АВС?
Ученики: вписанной
Учитель: мы можем построить радиус этой окружности?
Ученики: можем. Это ОН (ОНАВ)
Учитель: молодцы! Итак, что нам нужно найти?
Ученики: высоту?
Учитель: из какой фигуры легче всего найти высоту?
Ученики: из прямоугольного треугольника .
Учитель: например какого?
Ученики:DOH
Учитель: построим этот треугольник. Что мы в нем знаем? Что можем найти?
Ученики: ОН как радиус окружности вписанной в правильный треугольник.
Учитель: Что найдем потом?
Ученики: ДН из тр.АДН (он прямоугольный и угол АДН=фи/2)
Учитель: что найдем потом?
Учитель: теперь можем найти высоту?
Ученики: да! из тр.ДНО по теореме Пифагора.
Учитель: записываем решение.
- ОН-радиус вписанной в тр.АВС окружности
ОН=АВ/2 = см.
2.Рассмотрим тр.ADH-прямоугольный (DHAB по теореме о 3 перпендикулярах), ДН-высота, медиана биссектриса, значит ADH=/2
tg/2=АH/DH, АH=1/2AB (тр.ADB-равнобедренный и DH является высотой, медианой и биссектрисой.
DH=BH//2)=
3.Найдем высоту пирамиды DO= см.
№ 256
Дано: МABSD – правильная пирамида
АВ=m, AMB=α
Найти: а)МО- высоту пирамиды
б)АМ
в) угол между АМВ и АВС
г)АМВС
Решение:
1.ОНАВ, ОН=r=1/2AB=m/2;
OA=R=AB по теореме Пифагора в MO=
2.MAH: МА== MO===
3.MHAB, OHAB, тогда MHO – линейный угол двугранного угла, образованного боковой гранью с плоскостью пирамиды.
:
tg= == или cos= MH=ctg= cos ==tg =arcos(tg)
4.Построим AKMB и отрезок СК.АМВ= получим AK=CK, CKMB, CKA= – линейный угол двугранного угла.
sin=
OA= ; AK= ; sin =
Ответ: а) в) arcos(tg) г)
№259 Записываем дано, обсуждаем решение. На дом.
№ 264
Найдите площадь боковой поверхности правильной шестиугольной пирамиды, если сторона её основания равна а, а площадь боковой грани равна площади сечения, поведенного через вершину пирамиды и большую диагональ основания.
Поиск решения.
Учитель: Давайте построим правильную шестиугольную пирамиду
(…)
Что нам дано?
Ученики: Площадь боковой грани равна площади сечения
Учитель: Что является сечением пирамиды?
Ученики: треугольник
Учитель: Итак, проходит через большую диагональ основания и вершину пирамиды. Через какую диагональ?
Ученики: AD
Учитель: В какой плоскости лежит диагональ AD и вершина Q?
Ученики: AQD
Учитель: Значит, сечением пирамиды является треугольник…
Ученики: AQD
Учитель: А нам дано, что площадь боковой грани равна площади сечения.
Давайте запишем в дано.
Площадь сечения будет равна площади какой грани?
Ученики: ABQ
Учитель: Только этой?
Ученики: нет еще BQC и т.д.
Учитель: Почему?
Ученики: так как грани являются равными треугольниками.
Учитель: Итак, нам дана площадь боковой грани. Как же мы можем использовать это при нахождении площади боковой поверхности.
Ученики: Sб.п. = 6 * SAQB = 6* SAQD
Распишем SAQD = ½ QO*AD
Учитель: Чему равна диагональ AD?
Ученики: так как AD является диаметром описанной окружности, то AD = 2а
Учитель: А чему равна SAQB?
Ученики: SAQB = ½ QH*AB
Учитель:QH мы можем найти?
Ученики: да из прямоугольного треугольника QOH по теореме Пифагора
Учитель: Что нам в этом треугольнике дано?
Ученики: мы можем обозначить высоту пирамиды QO через h. А так же OH – это радиус вписанной окружности
Учитель: Значит мы найдем площадь SAQB. И по условию мы видим что SAQB = SAQD. Значит мы можем приравнять их и у нас останется одна неизвестная величина h. Мы найдем высоту и подставим в площадь боковой поверхности.
№254
3.3
3.Рефлексивно-оценочный.
-Молодцы! Итак, домашнее задание –записать решение задач №259 и 254(мы обсудили) и №312.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Решение задач по теме «Пирамида»
Конспект урока решения задач по теме "Пирамида" в 10 классе. Слайды презентации приведены в тексте конспекта....
презентация по теме: "Решение задач на объем пирамиды"
данная презентация позволяет организовать устную работу по готовым чертежам в 11 классе....
Конспект урока "Решение задач на вычисление объема пирамиды"
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме "Объем пирамиды"...
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.
Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....
Урок математики 10 класс. Решение задач по теме "Пирамида"
Конспект урока...
Урок 7 «Решение задач по теме: пирамида»
Урок 7 «Решение задач по теме: пирамида»...
Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)
Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.Формы организ...