Конспект урока по геометрии 8 класс «Площадь треугольника».
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Цель урока: создать условия для вывода формул площади прямоугольного и произвольного треугольников, научиться применять их для решения практических и теоретических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №11» г. Ливны

Конспект урока по геометрии

по теме: «Площадь треугольника».

Подготовила: учитель математики

Борзенкова Н.А.

2014

Конспект урока по геометрии 8 класс «Площадь треугольника».

Цель урока: создать условия для вывода формул площади прямоугольного и произвольного треугольников, научиться применять их для решения практических и теоретических задач.

Задачи урока:

Общеучебные:

  • сформировать умения находить площадь прямоугольного и произвольного треугольников;
  • тренировать навык нахождения площади треугольника.

Воспитательные:

  • формировать культуру речи учащихся;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность, чувство собственного достоинства.

Коррекционно - развивающие:

  • дальнейшее формирование познавательного интереса;
  • познавательной самостоятельности на основе: соединения теоретического материала с его практическим применением;
  • создание проблемной ситуации при изучении и закреплении изучаемого материала;
  • развитие творческих способностей учащихся, развитие умственной и особенно мыслительной активности, развитие самостоятельности и умения учиться, развитие навыков самоконтроля.

Тип урока: урок формирования знаний.

Методы обучения:  ИКТ, метод исследования, технология развивающего обучения, технология деятельностного похода, фронтальная беседа, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Организационный момент.

Девиз урока: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь,

                       узнать можно лишь тогда, когда учишься».

 Вьетнамская пословица.

Сегодня мы будем с вами выводить площадь фигуры, которая вот уже два с половиной тысячелетия является как бы символом геометрии; но не только символом, но и - АТОМОМ ГЕОМЕТРИИ. А почему ее так называют, мы выясним в конце урока. А сейчас давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на предыдущих уроках?

Изучали площади фигур.

  1. Актуализация знаний учащихся.

  1. Решение задач на готовых чертежах с целью закрепления формулы для вычисления площади параллелограмма (два из заданий содержат домашние номера)

А        В

        1. АВСD – прямоугольник.

        Найти площадь прямоугольника.

        12

        D        С

        32

Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?  Что известно в задаче? Что нужно найти? По какой, формуле находим  площадь прямоугольника? (вешаю формулу на доску).

                    В                                         С        

        2. ABCD – параллелограмм.

6        ∟BAD = 30o

        Найти площадь параллелограмма.

     А        D

        10

                   

Какая геометрическая фигура изображена на чертеже? Что известно в задаче? Что нужно найти? По какой, формуле находим  площадь параллелограмма? (вешаю формулу на доску).

        В        С

        3. ABCD – параллелограмм.

         ∟BCD = 30o

8        Найти площадь параллелограмма.

      А        D

          12

Составьте дано к задаче. Что требуется найти? Найдите площадь параллелограмма.

        В        С

        4. Дано:

            ABCD – параллелограмм,

            ВК = 7 см,

        K            АМ = 4 см,

                ∟ВАМ = 60o

             Найти: S.

       А        M        D

Ответы к задачам: 1) 384 ед.²; 2) 30 ед.²; 3) 48 ед.2; 4) 56 см²

Скажите, данные задания вам не кажутся знакомыми?

У меня домашний номер такой же, как и номер 3.

А у меня, как номер 4.

Хорошо. Проверьте, сошлись ли у вас в домашних номерах ответы с этими номерами.

  1. Практическая работа.

      У вас на столе лежит лист прямоугольной формы. Возьмите его, проведите диагональ и разрежьте его по диагонали на две фигуры.

-Назовите, какие геометрические фигуры у вас получились?  Треугольники.

- Какие это треугольники? Треугольники прямоугольные.

- Почему? Докажите. Треугольник называется прямоугольным, если он имеет прямой угол.

  А т.к. треугольники получены из прямоугольника, то они содержат прямой угол.

-Что еще можно сказать об этих треугольниках? Треугольники равны.

- Почему вы думаете, что треугольники равны? Они совпадают при наложении друг на друга, следовательно, они равны.

- Что можно сказать о площадях равных фигур? Площади равных фигур равны.

И как вы думаете, какая же тема нашего урока?  (Тема урока подписана на доске и закрыта листом бумаги. После ее озвучивания, лист убираю.)

Площадь треугольника.

Правильно. Подписали число и записали тему урока.

Как же найти площадь треугольника? Давайте рассуждать. Вспомните наше практическое задание, где мы из листа прямоугольной формы получили треугольник.

Мы умеем находить площадь прямоугольника S = a ·b . 

А как, зная это, найти площадь треугольника?

Площадь треугольника равна половине площади прямоугольника, а, следовательно, S=ab/2. (вешаю формулу на доску)

 Не забываем, что у нас треугольник - прямоугольный. Как называются стороны в прямоугольном треугольнике? Катеты, гипотенуза.

Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов.

В тетрадях начертили прямоугольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника.

Устно: Вычисление площади прямоугольного треугольника, катеты которого равны 2 см и 5 см  (5см2 ); 4 дм и 15 дм     (30дм2);    12 м и 10 м    (60м2) .

Мы с вами научились находить площадь прямоугольного треугольника. Как вы думаете, как можно найти площадь произвольного треугольника?    ????????

Давайте опять вернемся к практической работе. Возьмите в руки полученные фигуры и попробуйте сложить из них один треугольник. Получилось? Внимательно посмотрите на него и попробуйте найти что – то вам известное.

Один катет станет общим.

Как называется данный отрезок в треугольнике? Высота.

Как называется сторона на которую опирается высота? Основание треугольника.

Посмотрите внимательно на формулу прямоугольного треугольника и попробуйте сказать, как найти площадь произвольного треугольника.  S=ah/2. (вешаю формулу на доску)

Вывод: Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

В тетрадях начертили произвольный треугольник и записали формулу нахождения площади данного треугольника

Устно:  - Найдите площадь треугольника, если а (основание),  a  h (высота) 5см  и  4см  (10см 2),  8 дм  и  5 дм ( 20 дм2),  11м  и  20м (110м2) .

  1. Минута отдыха.

А теперь давайте закроем глаза и попробуем погрузиться в себя, в свое тело. Представьте, что вы состоите из геометрических фигур: прямоугольников, окружностей, треугольников. Посмотрите, каких фигур больше. Головой начертите данную фигуру. Руками в воздухе начертите эту фигуру. Откройте глаза. Своему соседу по парте начертите эту геометрическую фигуру на спине.

Если у вас больше прямоугольников, то вы трудолюбивый и ответственный человек.

Если у вас больше треугольников, то вы решительны и немного вспыльчивы.

А если у вас преобладают окружности, то вы мягкий и добрый человек.

  1. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр.125, найдите и прочитайте определения нахождения площади прямоугольного и произвольного треугольников. (Зачитываем вслух)

А теперь откройте учебник на стр.128, решаем №468(в).

(у доски решает ученик с подробным решение и правильным оформлением задачи)

  1. Применение формулы на итоговой аттестации учащихся.

Время летит быстро, и мы не успеем обернуться, как вы уже будете в 9 классе, а там экзамен. Поэтому начинаем готовиться уже сейчас. Посмотрите, как вычисляется площадь треугольника в экзаменационных тестах.

Решение задач по готовым чертежам.

  • Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

GetPicture.png    GetPicture1.png

GetPicture2.png    4.png

  1. Итог урока.

Ну и конечно, надо понимать, что ответить на непростые вопросы в математике всем помогают знания полученные в школе. А значит и нам следует повторить, что сегодня на уроке мы узнали.

Какая же геометрическая фигура называется «атомом геометрии»? Треугольник.

А почему треугольник назвали «атомом геометрии»? Атом – это мельчайшая частица вещества. Следует, что из треугольников состоят почти все геометрические фигуры.

Платон предложил: "мельчайшие частицы" (из осторожности он не называл их атомами) принадлежат не царству материи, а царству геометрии; они представляют собой различные телесные геометрические фигуры, ограниченные плоскими треугольниками. 

Что нового узнали на уроке? Нахождение площади треугольника.

 Как найти площадь прямоугольного треугольника? S=ab/2.

 Как найти площадь  произвольного треугольника? S=ah/2

Вы замечательно поработали на уроке. Оценив ваши работы и учитывая ваши ответы за устную работу, я поставила вам оценки. Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните слова французского инженера-физика Лауэ: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Думаю, что знания, которое вы получили сегодня, помогут вам на уроках геометрии в дальнейшем. А  чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую домашнюю работу.

  1. Домашнее задание.

П. 50 – 52. №468(а).

Работа по готовым чертежам. (каждому индивидуально).

Спасибо за урок. До свидания.



Предварительный просмотр:

А        В

        1. АВСD – прямоугольник.

        Найти площадь прямоугольника.

        12

        D        С

        32

                    В                                         С        

        2. ABCD – параллелограмм.

6        ∟BAD = 30o

        Найти площадь параллелограмма.

     А        D

        10

                   

        В        С

        3. ABCD – параллелограмм.

         ∟BCD = 30o

8        Найти площадь параллелограмма.

      А        D

          12

        В        С

        4. Дано:

            ABCD – параллелограмм,

            ВК = 7 см,

        K            АМ = 4 см,

                ∟ВАМ = 60o

             Найти: S.

       А        M        D

GetPicture.png    GetPicture1.png

GetPicture2.png    4.png

  1. Устно: Вычисление площади прямоугольного треугольника, катеты которого равны 2 см и 5 см; 4 дм и 15 дм;    12 м и 10 м .

  1. Устно:  - Найдите площадь треугольника, если а (основание),  a  h (высота) 5см  и  4см;  8 дм  и  5 дм;  11м  и  20м .

S = (a×h) ÷ 2

S = a2

S = a×b

S = a×h

9.png

GetPicture1.png                        GetPicture2.png

GetPicture1.png                        GetPicture2.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель математики Борзенкова Н.А. Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №11» г. Ливны 2014

Слайд 2

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься». Вьетнамская пословица.

Слайд 3

А А В С D 32 12 1. 2. В С А D 6 10 30 0 ABCD - прямоугольник, Найти: S(ABCD). ABCD - параллелограмм, Найти: S(ABCD). 3. А В С D 30 0 8 12 4. А В С D М К ABCD - параллелограмм, Найти: S(ABCD). ВК = 7, АМ = 4, А = 60 0 384 30 48 56

Слайд 7

Вывод: Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов. 2 см 5 см 4 дм 15 дм 12 м 10 м

Слайд 9

Вывод: Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. 4 см 5 см 8 дм 5 дм 11 м 20 м

Слайд 11

Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

Слайд 12

Дано: АВС, a = А C = 14 см, S = 37 ,8 см 2 , _________ Найти: h = BH. 2 S = a×h , h = 2S÷a , h = BH = (2×37 , 8)÷14 = 5,4 см. Ответ: 5,4 см. А В С Н Решение: S = (a×h) ÷ 2 ,

Слайд 13

Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Слайд 14

«Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Французский инженер – физик Лауэ.

Слайд 15

П. 50 – 52, №468(а,б), работа по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по геометрии "Признаки равенства треугольников" 7 класс

Обобщающий урок по теме "Признаки равенства треугольников" проводится в форме дидактической игры "Лучший следопыт в облати геометрии"...

Конспект и презентация урока в 5 классе "Площадь треугольника".

Окрытый урок в 5 классе по учебнику И. И. Зубарева. Площадь треугольника  выводится из извесной детям площади прямоугольника и применяется для данной темы....

Конспект урока по геометрии на тему: "Треугольники". Повторение

Повторение. Треугольники. Урок первый: виды треугольников по углам, виды треугольников по сторонам, медиана, биссектриса , высота, сумма углов треугольника, внешний угол треугольника....

План-конспект урока в 5 классе "Площадь. Площадь прямоугольника"

Разработка урока в 5 классе по теме "Площадь.Площадь прямоугольника"...

План-конспект урока по геометрии "Свойства равнобедренного треугольника" 7 класс

Урок обобщения и закрепления  полученных знаний. Урок работы на готовых чертежах....

Конспекты уроков по геометрии: Повторение. Площади фигур

Конспекты 2 уроков по геометрии по теме: Повторение.Площади фигур. Уроки проводятся в форме групповой работы...