кружковое занятие по геометрии
презентация урока для интерактивной доски по геометрии (9 класс) на тему
задачи повышенной сложности по геометрии для 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovoe_zanyatie_po_geometrii.pptx | 200.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассмотрим несколько геометрических задач, каждая их которых легко решается с помощью одного и того же дополнительного построения: проведения прямой, параллельной одной из сторон данного треугольника.
Задача 1 . На медиане AK треугольника ABC взята точка M , причем AM : MK = 1 : 3. В каком отношении прямая BM делит сторону AC ?
Решение: Через вершину B проведем прямую, параллельную AC , продлим медиану AK до пересечения с этой прямой в точке T . Из равенства треугольников KBT и AKC (по стороне и двум прилежащим углам: BK = KC , т. к. AK — медиана, ∠ BKT = ∠ AKC — вертикальные, ∠ KBT = ∠ KCA — накрест лежащие при параллельных прямых AC , BT и секущей BC ) следует, что BT = AC и AK = KT . Из подобия треугольников AML и MBT (по двум углам: ∠ MAL = ∠ BTK , ∠ ALB = ∠ LBT — накрест лежащие при параллельных прямых AC , BT и секущих BL , AT ) следует, что AL : BT = AL : AC = AM : MT . Поскольку AK = KT , то AM : MT = 1 : 7. Тогда AL : AC = 1 : 7, а AL : LC = 1 : 6.
Задача 2 . В треугольнике ABC биссектриса AD делит сторону BC в отношении BD : DC = 2 : 1. В каком отношении медиана CE делит эту биссектрису?
Решение: Через вершину A проведем прямую, параллельную стороне BC , продлим медиану CE до пересечения с этой прямой в точке T . Треугольник TEA равен треугольнику EBC по стороне и двум прилежащим к ней углам ( AE = EB , т. к. CE — медиана, ∠ AET = ∠ CEB — вертикальные, ∠ TAB = ∠ ABC — накрест лежащие при параллельных прямых TA , BC и секущей AB ). Следовательно BC = TA и TA = 3 DC . Треугольники TKA и DKC подобны по двум углам (∠ TAD = ∠ KDC , ∠ TCD = ∠ ATC — накрест лежащие при параллельных прямых TA , BC и секущих AD , TC ), следовательно KD : KA = DC : TA = 1 : 3.
Задача 3 . В треугольнике ABC на основании AC взяты точки P и Q так, что AP < AQ . Прямые BP и BQ делят медиану AM на три равные части. Известно, что PQ = 3. Найдите AC .
Решение: Проведём через вершину B прямую, параллельную AC , и продолжим медиану AM до пересечения с этой прямой в точке T . Из равенства треугольников AMC и BMT (по стороне и двум прилежащим к ней углам: BM = MC , т. к. AM — медиана, ∠ AMC = ∠ BMT — вертикальные, ∠ T BM = ∠ MC A — накрест лежащие при параллельных прямых AC , BT и секущей ВС ) следует, что AC = BT и MT = AM . Тогда AK = 1/6 AT , AN = 1/3 AT . Из подобия треугольников AKP и KBT (по двум углам: ∠ TAP = ∠ BTA , ∠ APB = ∠ TBP — накрест лежащие при параллельных прямых AC , BT и секущих AT , BP ) следует, что AP = 1/5 BT = 1/5 AC , а из подобия треугольников ANQ и BNT : AQ = 1/2 BT = 1/2 AC . Поскольку AQ — AP = PQ = 3, то 1/2 AC — 1/5 AC = 3. Отсюда находим, что AC = 10.
Задача 4 . В треугольнике ABC проведена высота AD . Прямые, одна из которых содержит медиану BK , а вторая — биссектрису BE , делят эту высоту на три равных отрезка. Известно, что AB = 4. Найдите сторону AC .
Решение: BE — биссектриса треугольника ABC , а потому BG — также биссектриса треугольника BDA . Из условия следует, что AG = 2 GD , поэтому по свойству биссектрисы внутреннего угла треугольника AB = 2 BD , следовательно BD = 2 . Через вершину A проведем прямую, параллельную стороне BC . Продлим медиану BK треугольника ABC до пересечения с этой прямой с точке T . Из равенства треугольников AKT и BKC (по стороне и двум прилежащим к ней углам: AK = KC , т. к. BK — медиана, ∠ KBC = ∠ ATK — вертикальные, ∠ BCK = ∠ KAT — накрест лежащие при параллельных прямых BC , AT и секущей AC ) следует, что BC = AT . Из подобия треугольников ATF и FBD (по двум углам: ∠ ATF = ∠ FBD - накрест лежащие при параллельных прямых BD , AT и секущей BT , ∠ TAF = ∠ BDF - прямые, коэффициент подобия AF : FD = 1 : 2) следует, что BD = 2 AT , а значит AT = BC = CD = 1. Из теоремы Пифагора для треугольника ABD следует, что AD = 2√3. И из теоремы Пифагора для треугольника ACD окончательно следует, что AC = √13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми на кружковых занятиях по ИЗО
Выступление на городском семинаре по вопросам внеурочной деятельности: «Организация педагогического процесса по художественно – эстетическому воспитанию. Создание комфортной обстановки в ОУ». Рыбинск,...
Кружковое занятие "Изготовление подарков и сувениров из различных материалов"
Это занятие было разработанно и проведено на республканском семинаре деректоров в нашей школе. Его особенность в том, что в учебном кабинете одновременно проводится занятие с 3 творческими...
Кружковое занятие"Всякий молодец на свой образец"
Дети из природного материала: пуговиц,бисера, ракушек, и тд. украшают рамки для фотографий....
Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности
Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношени...
Материалы для проведения кружковых занятий по математике в 9 классах по теме «Комбинаторика»
В работе представлены материалы по темам "Дерево возможных вариантов", "Размещения, перестановки, сочетания (без повторений)", "Свойства сочетаний", "Треугольник Паскаля", "Размещения, перестановки, с...
открытое кружковое занятие по геометрии
решение задач по теме "Отношение площадей"...