наглядная геометрия 5 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (5 класс) на тему

касимова лидия владимировна

 

Пояснительная записка

 

Программа разработана для общеобразовательной школы и настоящий тематический план учитывает  общеобразовательную   направленность 5   класса, возраст учащихся 10-12 лет. Программа разработана на основе авторской программы Шарыгина И. Ф.

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Математика».

Цели учебного предмета:

- интеллектуальное развитие, которое заключается в формировании ясности, точности и логичности мышления, интуиции, алгоритмической культуры;

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, как средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание упорства, аккуратности, способностей к преодолению трудностей.

 На изучение наглядной геометрии в 5 классе отводится 17 учебных часов в год.

Цели курса:

- раннее развитие геометрических способностей у учащихся;

- формирование пропедевтических знаний по геометрии;

- подготовка учащихся к обязательному курсу геометрии в 7 классе;

- развитие интереса к предмету «математика», логики, интуиции, смекалки, интеллекта;

- воспитание математической и изобразительной культуры. 

Программа рассчитана на 1 учебный год, 2014-2015.

Примеры и задачи, рассматриваемые в учебнике, имеют связи с архитектурой, историей, биологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл наглядная геометрия 5 класс24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана для общеобразовательной школы и настоящий тематический план учитывает  общеобразовательную   направленность 5   класса, возраст учащихся 10-12 лет. Программа разработана на основе авторской программы Шарыгина И. Ф.

Данный учебный предмет входит в образовательную область «Математика».

Цели учебного предмета:

- интеллектуальное развитие, которое заключается в формировании ясности, точности и логичности мышления, интуиции, алгоритмической культуры;

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, как средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание упорства, аккуратности, способностей к преодолению трудностей.

 На изучение наглядной геометрии в 5 классе отводится 17 учебных часов в год.

Цели курса:

- раннее развитие геометрических способностей у учащихся;

- формирование пропедевтических знаний по геометрии;

- подготовка учащихся к обязательному курсу геометрии в 7 классе;

- развитие интереса к предмету «математика», логики, интуиции, смекалки, интеллекта;

- воспитание математической и изобразительной культуры.  

Программа рассчитана на 1 учебный год, 2014-2015.

Примеры и задачи, рассматриваемые в учебнике, имеют связи с архитектурой, историей, биологией.

В результате изучения курса «Наглядная геометрия» в 5 классе ученики должны

понимать, что:

- геометрия возникла из жизненных потребностей человека и многие изучаемые в ней объекты – плоды труда многих поколений людей;

- представляет собой алгоритм;

знать

- понятия: точка, прямая, пространство, отрезок, луч, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, прямоугольный параллелепипед, куб, окружность и их элементы; развертка многогранника;

-

уметь:

- измерять отрезки с помощью линейки, углы – транспортиром;

- вычислять площадь треугольника или фигуры, которую можно разбить на треугольники, используя бумагу в клетку;

- выполнять простейшие построения циркулем и линейкой;

- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения;

-  извлекать информацию из чертежей.

Тема урока

№ урока

Тип урока /Формы работы

Предметный результат

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Календар-ные сроки

1

Первые шаги в геометрии.  Пространство и размерность

1

Формирова-ние знаний

Моделируют геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Изображают геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов

Выделяют и формулируют проблему. Выбирают основания и критерии для классификации объектов

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2

Простейшие геометрические фигуры: отрезок и угол

1

Формирова-ние знаний

Измеряют с помощью инструментов и сравнивают длины отрезков и величины углов.

Строят логические цепи рассуждений

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

3

Простейшие фигуры

1

Применение знаний

Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространствен-ные).

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

4

Куб и его свойства

1

Формирова-ние знаний

Приводят примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображают геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам

Составляют план и последовательность действий

Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи

5

Задачи на разрезание и складывание фигур

1

Совершенствование знаний

Изображают геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Решают задачи на разрезание и складывание фигур

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Строят логические цепи рассуждений

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

6

Треугольник.               Построение треугольника по: двум сторонам и углу между ними или стороне и двум прилежащим углам

1

Формирова-ние знаний

Строят треугольник по трем элементам

Строят логические цепи рассуждений

Формируют целевые установки учебной деятельности, выстраивают алгоритм действий

Работают в группе. Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга

7

Треугольник.               Построение треугольника по: двум сторонам и углу между ними или стороне и двум прилежащим углам

1

Совершенствование знаний

Строят треугольник по трем элементам

Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям

Обнаруживают и формулируют  учебную проблему, составляют план выполнения работы

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

8

Правильные многогранники

1

Формирова-ние знаний

Распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире правильные многогогранники

Умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Обнаруживают и формулируют  учебную проблему, составляют план выполнения работы

Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи

9

Геометрические головоломки

1

Применение знаний

Разгадывают головоломки

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации

10

Вычисление длины, площади и объема фигур

1

Совершенствование знаний

Вычисляют длины, площади и объемы фигур

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Составляют план и последовательность действий

Учатся с помощью вопросов добывать недостающую информацию

11

Вычисление длины, площади и объема фигур

1

Применение знаний

Вычисляют длины, площади и объемы фигур

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают  достигнутый  результат

Работают в группе. Учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

12

Окружность

1

Формирова-ние знаний

Что называется окружностью,  радиусом, диаметром окружности? Как найти длину окружности, зная ее радиус?

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Составляют план и последовательность действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

13

Деление окружности на части

1

Применение знаний

Как найти площадь круга, зная радиус ограничиваю-щей его окружности? Учимся делить окружность на части

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном

Описывают содержание совершаемых действий

14

Геометрический тренинг: учимся видеть

1

Применение знаний

Демонстрируют знания, умения и навыки, приобретенные при изучении курса     1-5 кл

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Осознают качество и уровень усвоения

Обмениваются знаниями между членами группы, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

15

Задачи со спичками

1

Применение знаний

Решают задачи с фигурами

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Сличают свой способ действия с эталоном

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

16

Задачи, головоломки, игры

1

Совершенствование знаний

Решают задачи на смекалку, разгадывают головоломки, играют в игры

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

17

Задачи, головоломки, игры

1

Совершенствование знаний

Решают задачи на смекалку, разгадывают головоломки

Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Оценивают  достигнутый  результат

Работают в группе

Всего

17

Литература:

  1. Наглядная геометрия. 5-6 кл. : пособие для общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – 8-е изд., стереотип. –М. : Дрофа, 2006. -189 с. : ил

СД –диски:

  1. Математика 5 - 11 классы. Практикум
  2. Интерактивная математика 5 -9 классы
  3. Мордкович АГ «Живые иллюстрации»
  4. УМК Смирновых Геометрия 7-9
  5. УМК И. Ф. Шарыгина Геометрия 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония".

Тема занятия кружка по наглядной геометрии 6 класса: " Паркет, геометрия и гармония". Раздел курса: " Симметрия, Бордюры и орнаменты".  Автор курса: Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. учебное пособие ...

занятие кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме : "Паркет. Геометрия и гармония"

Материал для проведения занятия кружка по наглядной геометрии в 6 классе по теме: "Паркет. Геометрия и гармония". Раздел: "Симметрия." Этот материал можно использовать для проведения внеклассного заня...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

презентация-1часть и 2 часть к уроку "История возникновения геометрии" и курса "Наглядная геометрия 5-6 класс"

презентация к уроку "Наглядная геометрия" 5-6 класс, может быть использована в 7 классе...

рабочая программа по наглядной геометрии 6 классрабочая программа по наглядной геометрии

рабочая программа по наглядной геометрии 6 класс к пособию Шарыгина "Наглядная геометрия"...

Развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления через изучение наглядной геометрии

Выступление на первом съезде учителей математики Хабаровского края....

занятие по геометрии в 6 классе в рамках проекта "наглядная геометрия"

в  рамках  проекта  предпрофильная  подготовка  вела  уроки  по  наглядной  геометрии.  материалы  к  урокам  брала  с ...