Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебнику Л. С. Атанасяна.
рабочая программа (геометрия, 8 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии составлена из разделов "Пояснительная записка", "Содержание учебного материала", "Учебно - тематическое планирование", "Тематическое планирование уроков геометрии", "Требования к уровню подготовки учащихся", "Учебно - методическое обеспечение предмета и перечень литературы".
Рабочая программа нацелена на реализацию следующих целей:
-продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_geometriya_8_klass-2.docx | 47.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧУ ООШ «Венда»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО Зам.директора по УР Директор ЧУ ООШ «Венда»
________________ _________________ _______________________
1 сентября 2014г. 1 сентября 2014г. 1 сентября 2014г.
________________ _________________ _______________________
Рабочая программа
на 2014 / 15 учебный год
Геометрия
8 класс
Составила учитель математики
Карпова Н. И.
_________________
г. Москва
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Государственного стандарта общего образования,
- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год,
- базисного учебного плана 2014/15 уч. года.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цели
Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
-Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания,
- приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Количество часов по плану: всего – 68 ч, в неделю – 2 ч.
Тематическое и примерное поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян и др., М.: Просвещение, 2010.
- Четырехугольники (16 ч, из них 1ч - контрольная работа)
Основные понятия:
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель: дать систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных, относительно точки или прямой.
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, элементов многоугольника, внутренней и внешней области;
- понятие периметра многоугольника;
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- понятие параллелограмма, его признаки и свойства;
- понятие трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции;
- понятие прямой и обратной теоремы;
- понятия прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
- понятие симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
уметь
- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;
- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма и трапеции при решении задач;
- доказывать и применять свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
- решать задачи на построение;
- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
- Площади фигур (16 ч, из них 1ч - контрольная работа)
Основные понятия:
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель: сформировать понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- основные свойства площадей;
- формулу для вычисления площади прямоугольника;
- формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора и обратную ей теорему;
уметь
- вывести формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- доказывать Пифагора и обратную ей теорему;
- применять все изученные формулы при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
использовать в практической деятельности
- конструирования новых алгоритмов;
приобретать опыт
- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.
- Подобные треугольники (15 ч, из них 1ч - контрольная работа)
Основные понятия:
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Основная цель: сформировать понятия подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольного треугольника.
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников;
- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- признаки подобия треугольников;
- утверждении о пропорциональности отрезков, отсеченными параллельными прямыми на сторонах угла;
- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- основное тригонометрическое тождество;
- значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚;
уметь
- доказывать признаки подобия треугольников;
- доказывать теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- доказывать основное тригонометрическое тождество;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- применять все изученные формулы при решении задач;
- с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении;
- решать задачи на построение;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
- Окружность (9 ч, из них 1ч - контрольная работа)
Основные понятия: Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель: систематизировать сведения об окружности и ее свойствах, вписанной или описанной окружностях.
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
- понятие касательной, ее свойство и признак;
- понятие центрального и вписанного угла;
- как определяется градусная мера дуги окружности;
- теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- теорему о пересечении высот треугольника;
- понятие окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
- свойства вписанного и описанного четырехугольника;
- при каком условии четырехугольник является вписанным и описанным;
уметь
- доказывать признак и свойства касательной;
- доказывать теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- доказывать теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- доказывать теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- доказывать теорему о пересечении высот треугольника;
- доказывать теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
- доказывать свойства вписанного и описанного четырехугольника;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- применять все изученные теоремы и утверждения при решении задач;
- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
- вычислять элементы подобных треугольников;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
5. Векторы (6 часов, из них 1ч - контрольная работа)
Основные понятия: . Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов и при решении задач. Средняя линия трапеции.
Основная цель: научить выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- понятие вектора,
- нулевого вектора,
- длины вектора,
- коллинеарные векторы,
- равные векторы,
- теорему о средней линии трапеции.
уметь
- выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
- могут применяться к решению геометрических задач.
- Повторение. Решение задач (6ч, из них 1ч – контрольная работа)
Основные понятия: Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель: систематизация знаний учащихся
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- понятие и свойства равнобедренной и прямоугольной трапеции;
- понятия параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
- формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора;
- признаки подобия треугольников;
- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- основное тригонометрическое тождество;
- теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
- свойства вписанного и описанного четырехугольника;
уметь
- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- делить отрезок на n равных частей, в данном отношении с помощью циркуля и линейки;
- решать задачи на построение;
- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
- выводить и использовать формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- применять все изученные формулы и теоремы при решении задач, проводя аргументацию в ходе решения задач;
- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
- вычислять элементы подобных треугольников;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
-умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации;
- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе к/р |
1 | Четырехугольники | 16 | 1 |
2 | Площади фигур | 16 | 1 |
3 | Подобные треугольники. | 15 | 1 |
4 | Окружность | 9 | 1 |
5 | Векторы | 6 | |
6 | Повторение | 6 | 1 |
Итого | 68 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса геометрии 8-го класса обучающиеся должны
знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0˚ до 90˚ определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
- решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень литературы
Основная литература
Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
Рабочая тетрадь Геометрия 8кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др.] – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2011.
Дополнительная литература
- Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. - М.: Просвещение, 2009.
- Универсальные поурочные разработки по геометрии. 8 класс. Н.Ф. Гаврилова. - М.: «Вако», 2010.
- Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. Алтынов П.И. - М.: Дрофа, 2009. – 112 с.
- Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М. - М.: Просвещение, 2009. – 128 с.
- Упражнения по планиметрии на готовых чертежах Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Пособие для учителя.–М.: Просвещение, 2009. –112 с.
Тематическое планирование уроков геометрии в 8 классе
№ урока | Тема | Кол-во часов | Примерные сроки изучения |
I. Четырёхугольники | 16 | ||
1 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник | 1 | |
2 | Четырехугольник | 1 | |
3 | Параллелограмм | 1 | |
4 | Параллелограмм | 1 | |
5 | Признаки параллелограмма | 1 | |
6 | Признаки параллелограмма | 1 | |
7 | Трапеция | 1 | |
8 | Трапеция | 1 | |
9 | Теорема Фалеса | 1 | |
10 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |
11 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |
12 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат | 1 | |
13 | Осевая и центральная симметрии | 1 | |
14 | Осевая и центральная симметрии | 1 | |
15 | Повторение и обобщение по теме «Четырехугольники» | 1 | |
16 | Контрольная работа №1 | 1 | |
II. Площади фигур | 16 | ||
17 | Площадь многоугольника. Площадь квадрата. | 1 | |
18 | Площадь прямоугольника | 1 | |
19 | Площадь прямоугольника | 1 | |
20 | Площадь прямоугольника | 1 | |
21 | Площадь параллелограмма | 1 | |
22 | Площадь параллелограмма | 1 | |
23 | Площадь треугольника | 1 | |
24 | Площадь треугольника | 1 | |
25 | Площадь трапеции | 1 | |
26 | Площадь трапеции | 1 | |
27 | Решение задач по теме «Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции» | 1 | |
28 | Теорема Пифагора | 1 | |
29 | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 | |
30 | Решение задач по теме «Площадь» | 1 | |
31 | Контрольная работа по теме «Площадь» | 1 | |
32 | Резерв. Решение задач. | 1 | |
III. Подобные треугольники | 15 | ||
33 | Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. | 1 | |
34 | Отношение площадей подобных треугольников | 1 | |
35 | Первый признак подобия треугольников | 1 | |
36 | Второй признак подобия треугольников | 1 | |
37 | Третий признак подобия треугольников | 1 | |
38 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | |
39 | Средняя линия треугольника | 1 | |
40 | Средняя линия треугольника | 1 | |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | |
42 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | |
43 | Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур | 1 | |
44 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60° | 1 | |
45 | Решение по теме «Подобные треугольники» | 1 | |
46 | Контрольная работа по теме «Подобные треугольники» | 1 | |
47 | Резерв. Решение задач. | 1 | |
IV. Окружность | 9 | ||
48 | Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности | 1 | |
49 | Градусная мера дуги окружности | 1 | |
50 | Теорема о вписанном угле | 1 | |
51 | Теорема о вписанном угле | 1 | |
52 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника | 1 | |
53 | Вписанная окружность. Описанная окружность | 1 | |
54 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 | |
55 | Контрольная работа по теме «Окружность» | 1 | |
56 | Резерв. Решение задач. | 1 | |
V. Векторы | 6 | ||
57 | Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки | 1 | |
58 | Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов | 1 | |
59 | Вычитание векторов | 1 | |
60 | Произведение вектора на число. Применение векторов к решению задач | 1 | |
61 | Средняя линия трапеции | 1 | |
62 | Решение задач по теме «Векторы» | 1 | |
VI. Повторение. Решение задач | 6 | ||
63 | Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | 1 | |
64 | Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | 1 | |
65 | Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | 1 | |
66 | Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | 1 | |
67 | Контрольная работа по теме «Итоговое повторение» | 1 | |
68 | Итоговое повторение курса геометрии 8 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс (по учебнику Л.С.Атанасяна и др.)
Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразователь...
Рабочая программа по геометрии 9 класс к учебнику Л.С.Атанасяна
В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспе...
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна...
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна с календарно-тематическим планом...
Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна и др.
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Геометрия 7-9 авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдиной. Общее количество часов на год - 68 часов....
рабочая программа по геометрии , 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, автор Т.А.Бурмистрова «Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы», Москва, «Просвящение», 20...
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.1 час в неделю, всего 34 урока....