Рабочая программа по геометрии для 8 класса по учебнику Л. С. Атанасяна.
рабочая программа (геометрия, 8 класс) по теме

Карпова Наталья Ивановна

Рабочая программа по геометрии составлена из разделов "Пояснительная записка", "Содержание учебного материала", "Учебно - тематическое планирование", "Тематическое планирование уроков геометрии", "Требования к уровню подготовки учащихся", "Учебно - методическое обеспечение предмета и перечень литературы". 

Рабочая программа нацелена на реализацию следующих целей:

-продолжить овладение системой геометрических знаний и умений,  необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

-продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geometriya_8_klass-2.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУ ООШ «Венда»

       «Согласовано»                               «Согласовано»                           «Утверждаю»

   Председатель МО                         Зам.директора по УР         Директор ЧУ ООШ «Венда»

     ________________                       _________________            _______________________

   1 сентября 2014г.                           1 сентября 2014г.                        1 сентября 2014г.

     ________________                    _________________             _______________________

Рабочая программа

на 2014 / 15 учебный год

Геометрия

8 класс

Составила учитель математики

                                                                                                         Карпова Н. И.

                                                                                                        _________________

г. Москва

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Государственного стандарта общего образования,
  • примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21)
  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год,
  • базисного учебного плана 2014/15 уч. года.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Цели

Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

-Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений,  необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

-Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

   В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

 - овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;

- целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания,

- приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Количество часов по плану: всего – 68 ч, в неделю – 2 ч.

Тематическое и примерное поурочное планирование составлено в соответствии с учебником «Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян и др., М.: Просвещение, 2010.

Содержание учебного материала

  1. Четырехугольники (16 ч, из них 1ч - контрольная работа)

Основные понятия: 

 Понятия  многоугольника,  выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб,  квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Основная цель: дать систематические сведения  о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных, относительно точки или прямой.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, элементов многоугольника, внутренней и внешней области;

- понятие периметра многоугольника;

 - формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- понятие параллелограмма,  его признаки и свойства;

- понятие трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции;

- понятие прямой и обратной теоремы;

- понятия прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;

- понятие симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;

уметь

- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;

- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;

- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма и трапеции  при решении задач;

- доказывать и применять свойства и признаки   прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;

- решать задачи на построение;

- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

  1. Площади фигур (16 ч, из них 1ч -  контрольная работа)

Основные понятия:

 Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Основная цель: сформировать понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства  и формулы, применять теорему Пифагора.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- основные свойства площадей;

- формулу для вычисления площади прямоугольника;

- формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника и трапеции;

- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;

- теорему Пифагора и обратную ей теорему;

уметь

- вывести формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;

- доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;

- доказывать Пифагора и обратную ей теорему;

- применять все изученные формулы при решении задач;

- выполнять чертежи по условию задачи;

использовать в практической деятельности

- конструирования новых алгоритмов;

приобретать опыт

- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.

  1. Подобные треугольники (15 ч, из них 1ч - контрольная работа)

Основные понятия:

 Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач.  Соотношения между сторонами и углами треугольника.

Основная цель: сформировать понятия подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольного треугольника.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников;

- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;

- признаки подобия  треугольников;

- утверждении о пропорциональности отрезков, отсеченными параллельными прямыми на сторонах угла;

- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;

- понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;

- основное тригонометрическое тождество;

- значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚;

уметь

- доказывать признаки подобия  треугольников;

- доказывать теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;

- доказывать  основное тригонометрическое тождество;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- применять все изученные формулы при решении задач;

- с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении;

- решать задачи на построение;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

  1. Окружность (9 ч, из них 1ч - контрольная работа)

Основные понятия:  Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Основная цель: систематизировать сведения об окружности и ее свойствах, вписанной или описанной окружностях.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;

- понятие касательной, ее свойство и признак;

- понятие центрального и вписанного угла;

- как определяется градусная мера дуги окружности;

- теорему о вписанном угле, следствия из нее;

- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

- теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;

- теорему о пересечении высот треугольника;

- понятие окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;

- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;

- свойства вписанного и описанного четырехугольника;

-  при каком условии  четырехугольник является вписанным и описанным;

уметь

- доказывать признак и свойства касательной;

- доказывать теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

- доказывать теорему о вписанном угле, следствия из нее;

- доказывать теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;

 - доказывать теорему о пересечении высот треугольника;

 - доказывать теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;

- доказывать свойства вписанного и описанного четырехугольника;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- применять все изученные теоремы и утверждения при решении задач;

- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;

- вычислять элементы подобных треугольников;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

5. Векторы (6 часов, из них 1ч - контрольная работа)

Основные понятия:  . Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов и при решении задач. Средняя линия трапеции.

Основная цель: научить выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать 

  • понятие вектора,
  • нулевого вектора,
  • длины вектора,
  • коллинеарные векторы,
  • равные векторы,
  • теорему о средней линии трапеции.

 уметь

  • выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число):
  • могут применяться к решению геометрических задач.

  1. Повторение. Решение задач  (6ч, из них 1ч – контрольная работа)

 Основные понятия: Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб,  квадрат и их свойства. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач.  Соотношения между сторонами и углами треугольника. Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанная и описанная окружности.

Основная цель: систематизация знаний учащихся

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- понятие и свойства равнобедренной и прямоугольной трапеции;

- понятия параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;

- формулы для вычисления площади  прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;

- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;

- теорему Пифагора;

- признаки подобия  треугольников;

- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;

- основное тригонометрическое тождество;

- теорему о вписанном угле, следствия из нее;

- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;

- свойства вписанного и описанного четырехугольника;

уметь

- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;

- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата  при решении задач;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- делить отрезок на n равных частей,  в данном отношении  с помощью циркуля и линейки;

- решать задачи на построение;

- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

- выводить и использовать  формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;

- применять все изученные  формулы и теоремы  при решении задач, проводя  аргументацию  в ходе решения задач;

- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;

- вычислять элементы подобных треугольников;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

-умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации;

- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том

числе к/р

   1

Четырехугольники

16

1

2

Площади фигур

16

1

3

Подобные треугольники.

15

1

4

Окружность

9

1

5

Векторы

6

6

Повторение

6

1

Итого 

68

5

                 

 Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса геометрии 8-го класса обучающиеся должны

знать/понимать:  

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0˚ до 90˚ определять значения  тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по  значению одной из них,  находить стороны, углы и площади треугольников, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя  дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя  известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень литературы

Основная литература

Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

Рабочая тетрадь Геометрия 8кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др.] – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

Дополнительная литература

  1. Атанасян Л. С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические       рекомендации для учителя /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др. -  М.: Просвещение, 2009.
  2. Универсальные поурочные разработки по геометрии. 8 класс. Н.Ф. Гаврилова. -  М.: «Вако», 2010.
  3. Геометрия. Тесты. 7-9 кл.: Учебно-метод. пособие. Алтынов П.И. -  М.: Дрофа, 2009. – 112 с.
  4. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. Зив Б.Г., Мейлер В.М. -  М.:  Просвещение, 2009. – 128 с.      
  5. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах Саврасова С.М., Ястребинецкий Г.А. Пособие для учителя.–М.: Просвещение, 2009. –112 с.  

Тематическое планирование уроков геометрии в 8 классе

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Примерные сроки изучения

 I. Четырёхугольники

16

1

Многоугольник. Выпуклый многоугольник

1

2

Четырехугольник

1

3

Параллелограмм

1

4

Параллелограмм

1

5

Признаки параллелограмма

1

6

Признаки параллелограмма

1

7

Трапеция

1

8

Трапеция

1

9

Теорема Фалеса

1

10

Прямоугольник. Ромб. Квадрат

1

11

Прямоугольник. Ромб. Квадрат

1

12

Прямоугольник. Ромб. Квадрат

1

13

Осевая и центральная симметрии

1

14

Осевая и центральная симметрии

1

15

Повторение и обобщение по теме «Четырехугольники»

1

16

Контрольная работа №1

1

 II. Площади фигур

16

17

Площадь многоугольника. Площадь квадрата.

1

18

Площадь прямоугольника

1

19

Площадь прямоугольника

1

20

Площадь прямоугольника

1

21

Площадь параллелограмма

1

22

Площадь параллелограмма

1

23

Площадь треугольника

1

24

Площадь треугольника

1

25

Площадь трапеции

1

26

Площадь трапеции

1

27

Решение задач по теме «Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции»

1

28

Теорема Пифагора

1

29

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

30

Решение задач по теме «Площадь»

1

31

Контрольная работа по теме «Площадь»

1

32

Резерв. Решение задач.

1

III. Подобные треугольники

15

33

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

1

34

Отношение площадей подобных треугольников

1

35

Первый признак подобия треугольников

1

36

Второй  признак подобия треугольников

1

37

Третий  признак подобия треугольников

1

38

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1

39

Средняя линия треугольника

1

40

Средняя линия треугольника

1

41

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

43

Практические приложения подобия треугольников. О подобии произвольных фигур

1

44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45° и 60°

1

45

Решение по теме «Подобные треугольники»

1

46

Контрольная работа по теме «Подобные треугольники»

1

47

Резерв. Решение задач.

1

 IV. Окружность

9

48

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности

1

49

Градусная мера дуги окружности

1

50

Теорема о вписанном угле

1

51

Теорема о вписанном угле

1

52

Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника

1

53

Вписанная окружность. Описанная окружность

1

54

Решение задач по теме «Окружность»

1

55

Контрольная работа по теме «Окружность»

1

56

Резерв. Решение задач.

1

V. Векторы

6

57

Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки

1

58

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. Сумма нескольких векторов

1

59

Вычитание векторов

1

60

Произведение вектора на число. Применение векторов к решению задач

1

61

Средняя линия трапеции

1

62

Решение задач  по теме «Векторы»

1

VI. Повторение. Решение задач

6

63

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

1

64

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

1

65

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

1

66

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

1

67

Контрольная работа по теме «Итоговое повторение»

1

68

Итоговое повторение курса геометрии 8 класса

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии. 7 класс (по учебнику Л.С.Атанасяна и др.)

Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразователь...

Рабочая программа по геометрии 9 класс к учебнику Л.С.Атанасяна

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспе...

Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна

Рабочая программа по геометрии 8 класс по учебнику Л. С. Атанасяна...

Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна

Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л. С. Атанасяна с календарно-тематическим планом...

Рабочая программа по геометрии 7 класс к учебнику Л.С.Атанасяна и др.

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по учебнику Геометрия 7-9 авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдиной. Общее количество часов на год - 68 часов....

рабочая программа по геометрии , 8 класс к учебнику Л.С. Атанасяна

Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений, автор Т.А.Бурмистрова «Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы», Москва, «Просвящение», 20...

Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.

Рабочая программа по геометрии  11 класс по учебнику Л.С Атанасяна.1 час в неделю, всего 34 урока....