урок по теме " Виды неправильных пирамид"
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему
В курсе геометрии учащимся предлагаются только выпуклые многогранники — выпуклые призмы и пирамиды, выпуклые правильные многогранники. Данный урок поможет познакомить учащихся с видами неправильных пирамид, их построением, свойствами площади боковой поверхности неправильных пирамид;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepravilnye_piramidy.pptx | 233.5 КБ |
konspekt_uroka.doc | 341 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 96.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды неправильных пирамид
Пирамида, вершина которой проектируется в центр описанной окружности основания. Вершина пирамиды проектируется в центр описанной окружности основания тогда и только тогда, когда: - Высота пирамиды проходит через центр описанной окружности основания; - Боковые ребра пирамиды равны; - Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к плоскости основания; - Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды.
Пирамида, вершина которой проектируется в центр вписанной окружности основания Вершина пирамиды проектируется в центр вписанной окружности основания тогда и только тогда, когда : - Высота пирамиды проходит через центр вписанной окружности основания; - Вершина пирамиды равноудалена от сторон основания; - Каждое боковое ребро пирамиды образует равные углы со смежными сторонами основания; - Боковые грани пирамиды равнонаклонены к основанию; - Боковые грани пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды.
Свойства. Sбок.пов .= 1/2 Росн *h, где h – высота боковой грани, проведенная из вершины пирамиды; Sбок.пов = , где α - двугранный угол при основании пирамиды .
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Виды неправильных пирамид».
Тип урока: урок-лекция.
Учебник: Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2007 год. – 256 с.
Учебная задача урока: В совместной деятельности с учащимися выявить основные виды неправильных пирамид и соответствующие им равносильные условия.
Диагностируемые цели: в результате урока ученик:
знает виды неправильных пирамид и их построение, свойства площади боковой поверхности неправильных пирамид;
понимает какие свойства и почему присуще каждому виду пирамид.
умеет определять вид неправильных пирамид, находить проекцию вершины пирамиды на плоскость основания.
Методы обучения: метод эвристической беседы, частично-поисковый.
Средства обучения: мел, доска, учебник, ручки, тетради, канва-таблица, презентация, модели.
Форма работы: фронтальная.
Структура урока: I. Мотивационно-ориентировочный этап (10 мин);
II. Операционально-познавательный этап (30 мин);
III. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин).
Ход урока.
- Мотивационно – ориентировочный этап.
Учитель: На пошлом уроке вы решали задачи на правильную пирамиду. Сформулируйте определение правильной пирамиды.
Ученики: Правильной называется пирамида, в основание которой лежит правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является ее высотой.
Учитель: Изобразим правильную треугольную пирамиду. Сформулируйте шаги плана её построения для треугольной пирамиды.
Ученики: 1. Построить основание пирамиды.
- Найти точку пересечения медиан.
- Построить перпендикуляр к основанию через эту точку.
- Взять на этой прямой произвольную точку – вершина пирамиды.
- Соединить эту точку с вершинами основания.
Учитель: Назовите основание пирамиды, боковые грани, боковые ребра.
Ученики: Основанием является АВС, боковые грани- АДС, ВДС, АДВ, боковые ребра- АД, ВД , СД.
Учитель: что называется высотой пирамиды.
Ученики: перпендикуляр, проведенный из вершины пирамиды к плоскости основания, называется высотой призмы - ОД.
Учитель: Что называется апофемой? Изобразите ее на рисунке.
Ученики: Высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины, называется апофемой. ДМ – апофема.
Учитель: Вспомним свойства правильной пирамиды.
Ученики: Все боковые ребра правильной пирамиды равны: АД=ВД=СД. Боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками: ⊿АДС=⊿ВДС=⊿АДВ.
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему, ребра образуют равные углы с основанием и высотой.
Учитель: Докажите по данному рисунку равенство боковых ребер?
Ученики: Рассмотрим ⊿АОД, ⊿СОД и ⊿ВОД – прямоугольные:
- ДО – общая сторона
- АО=ВО=ОС – как радиусы описанной окружности основания. ⊿АОД=⊿ВОД=⊿СОД (по двум катетам). Следовательно, АД=ВД=СД.
Учитель: Что ещё следует из равенства этих же треугольников?
Ученики: ДАО=∠ДВО=∠ДСО.
Учитель: Докажите равнонаклонность боковых граней к основанию.
Ученики: ∠ДАО=∠ДВО=∠ДСО, то боковые грани равнонаклоненны к основанию.
Учитель: Что мы знаем про апофемы?
Ученики: Апофемы опираются на радиус вписанной окружности и равны между собой. Так же равны углы между апофемой и плоскостью основания, и равны углы между апофемой и высотой.
Учитель: Какой можно сделать вывод из этого про боковые грани правильной пирамиды и ее высотой ?
Ученики: Боковые грани правильной пирамиды образуют равные углы с высотой.
Учитель: Мы имеем правильную пирамиду, и она обладает некоторыми свойствами: боковые грани равнонаклоненны к основанию, боковые грани образуют равные углы с высотой правильной пирамиды.
Обратим внимание на задачи в учебнике. Какие пирамиды рассматриваются в большинстве задач?
Ученики: В большинстве задач рассматриваются пирамиды, в основание которых лежат неправильные многоугольники.
Учитель: Значит, нужно выявить свойства неправильных пирамид, чтобы выяснить взаимное расположение их элементов, которые будут необходимы при решение задач.Цель урока является выявление видов неправильных пирамид и их свойств.
- Содержательный этап.
Решим задачу: Дан треугольник АВС и точка Д вне плоскости этого треугольника. Точка Д равноудалена от вершин А и В. Выяснить, в какую точку плоскости АВС проектируется точка Д.
Дано: ∆АВС; т.Д∉ (АВС). т.Д равноудалена от А и В.
Выяснить: в какую точку плоскости (АВС) проектируется т.Д.
Решение:
Допустим т.Н – проекция т.Д на (АВС). Следовательно ДН⊥(АВС)
Рассмотрим ∆ДАН и ∆ДВН: они прямоугольные; АД=ВД; НД – общая. Следовательно ∆ДАН=∆ДВН.
Так как ∆ДАН=∆ДВН, то АН=ВН. Следовательно ∆АНВ – равнобедренный и т.Н – вершина, из которой выходит медиана и гипотенуза, то есть т.Н лежит на серединном перпендикуляре к стороне АВ.
Ответ: проекция точки Д на плоскость треугольника АВС принадлежит серединному перпендикуляру отрезка АВ.
Из равенства треугольников ДАН и ДВН можно выделить еще два равенства:
∠ДАН=∠ДВН. Это углы между наклонными АД и ВД и плоскостью (АВС).
∠АДН=∠ВДН. Это углы между наклонными АД и ВД и перпендикуляром ДН.
Мы получили несколько условий:
Точка Д равноудалена от вершин А и В;
Точка Д проектируется на серединный перпендикуляр к отрезку АВ;
Наклонными АД и ВД равнонаклонены к плоскости АВС;
Наклонными АД и ВД равнонаклонены к перпендикуляру ДН.
В нашей задаче выполнялось первое условие, а мы доказали, что выполняются следующие три.
Допустим, что выполняется, например, третье условие. Другие условия будут выполняться, исходя из равенства треугольников ДАН и ДВН. Получаем, что, если выполняется одно из данных четырех условий, то выполняются и остальные условия. Такие условия называются равносильными.
Если мы соединим точки Д и С, то получим тетраэдр ДАВС. Допустим, что все боковые ребра тетраэдра равны. Из этого выведем равносильные условия, опираясь на равносильные условия предыдущей задачи.
Все три треугольника АДН, ВДН и СДН равны, а значит точка Н лежит на пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника АВС.
То есть точка Д проектируется в центр описанной окружности основания.
Все боковые ребра равнонаклонены к плоскости основания и к высоте пирамиды.
Таким образом, получаем один из видов неправильных пирамид – пирамида, вершина которой проектируется в центр описанной окружности основания.
Вершина пирамиды проектируется в центр описанной окружности основания тогда и только тогда, когда:
Высота пирамиды проходит через центр описанной окружности основания;
Боковые ребра пирамиды равны;
Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к плоскости основания;
Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды.
Учитель: Решим задачу. Дан ⊿ АВС и точка Д вне плоскости этого треугольника. Точка Д равноудалена от прямых АВ и АС. Выясните, в какую точку плоскости АВС проектируется точка Д.
Дано: ⊿ АВС,
Д∉ (АВС),
d(Д, АВ) = d(Д, АС)
Выяснить, в какую точку плоскости АВС проектируется точка Д.
Решение.
Учитель: Что означает точка Д равноудалена от прямых АВ и АС?
Ученики: Проводится перпендикуляр из т. Д к АВ и АС - ДК и ДМ, тогда ДК = ДМ.
Учитель: Рассмотрим т. Н – проекция т Д на плоскость АВС. Что можно сказать про ⊿ ДНК и ⊿ ДНМ?
Ученики: ⊿ ДНК = ⊿ ДНМ (по гипотенузе и катету). Из равенства треугольников следует, что НК = НМ.
Учитель: К какому множеству точек принадлежит точка Н?
Ученики: Биссектриса.
Учитель: Что еще можем сказать про НК и НМ?
Ученики: ДН – проекция, ДК – наклонная, ДН ⊥ КН, ДК ⊥ АВ, то по теореме, обратной теореме о трех перпендикулярах, КН ⊥ АВ.
ДН – проекция, ДК – наклонная, ДН ⊥ КМ, ДМ ⊥ АВ, то по теореме, обратной теореме о трех перпендикулярах, КМ ⊥ АС.
Учитель: Что можем сказать про ⊿ ДКА и ⊿ ДМА ?
Ученики: ⊿ ДКА и ⊿ ДМА - прямоугольные:
ДК = ДМ
ДА – общая.
⊿ ДКА = ⊿ ДМА (по гипотенузе и катету). Из равенства треугольников следует: ∠ДАК = ∠ДАМ.
Учитель: Исходя из этого, можно сделать вывод, что проекция точки Д на плоскость АВС принадлежит биссектрисе ∠ САВ. Но это не полный вывод, который можно сделать по задаче. Из условия задачи так же следует, что т. Д может проектироваться на продолжение биссектрисы ∠ САВ , если ∠ДАВ = ∠ДАС >90° ,или биссектрису одного из внешних углов ⊿ АВС при вершине А, ⊿ДКН=⊿ДМК, следовательно плоскости (ДАВ) и (ДАС) равно наклонены к плоскости (АВС). ∠КДН=∠МДН, тогда получим, что плоскости (ДАВ) и (ДАС) равно наклонены к перпендикуляру ДН. Но в дальнейшем нас будет больше интересовать именно первый случай, поэтому остановимся подробнее на нем.
Получаем следующие равносильные условия для пирамиды , вершина которой проектируется в центр вписанной окружности основания:
т. Д равноудалена от прямых АВ и АС (∠ДАВ = ∠ДАС<90°);
т. Д проектируется на биссектрису ∠ САВ;
∠ДАВС = ∠ДАСВ<90°;
(ДАВ) и (ДАС) равнонаклонены к перпендикуляру ДН;
Наклонная ДА образует равные острые углы со сторонами АВ и АС.
Вершина пирамиды проектируется в центр вписанной окружности основания тогда и только тогда, когда :
Высота пирамиды проходит через центр вписанной окружности основания;
Вершина пирамиды равноудалена от сторон основания;
Каждое боковое ребро пирамиды образует равные углы со смежными сторонами основания;
Боковые грани пирамиды равнонаклонены к основанию;
Боковые грани пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды.
Такая пирамида обладает следующими свойствами:
- Sбок.пов.= Росн *h, где h – высота боковой грани, проведенная из вершины пирамиды;
- Sбок.пов = , где - двугранный угол при основании пирамиды.
- Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель: Какие пирамиды мы изучили?
Ученики: Пирамида, вершина которой проектируется в центр описанной и вписанной окружности основания.
Учитель: Какими свойствами обладает пирамида, вершина которой проектируется в центр описанной окружности основания?
Ученики: Вершина пирамиды проектируется в центр описанной окружности основания тогда и только тогда, когда:
Высота пирамиды проходит через центр описанной окружности основания;
Боковые ребра пирамиды равны;
Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к плоскости основания;
Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды.
Учитель: Какими свойствами обладает пирамида, вершина которой проектируется в центр вписанной окружности основания?
Ученики: Вершина пирамиды проектируется в центр вписанной окружности основания тогда и только тогда, когда :
Высота пирамиды проходит через центр вписанной окружности основания;
Вершина пирамиды равноудалена от сторон основания;
Каждое боковое ребро пирамиды образует равные углы со смежными сторонами основания;
Боковые грани пирамиды равнонаклонены к основанию;
Боковые грани пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды.
Учитель: Как найти площадь боковой поверхности пирамиды, вершина которой проектируется в центр вписанной окружности основания?
Ученики: Sбок.пов.= 1/2 Росн *h, где h – высота боковой грани, проведенная из вершины пирамиды;
Sбок.пов = S_осн/cosα , где α - двугранный угол при основании
пирамиды.
Учитель: Домашнее задание.
Доказать свойства пирамиды, вершина которой проектируется в центр вписанной окружности.
№250. Основанием пирамиды является равнобедренный треугольник с углом 120о. боковые ребра образуют с ее высотой, равной 16 см, углы в 45о. Найти площадь основания пирамиды.
Дано: ДАВС – пирамида, АВС равнобедренный треугольник (о), ДО – высота, ДО=16 см, ∠АДО=∠ВДО=∠СДО=45о(*)
Найти: Sосн.
Решение:
- Из условия (*) следует, что вершина Д проектируется в центр описанной окружности основания АВС.
- Пусть R – радиус описанной окружности, тогда R=0,5АС/sin ∠В
R=0,5АСsin120o=
- Из ДОВ: ВО=ДО tg45o=ДО=16 (см)
Но ВО=R=AC (√3)/3=16 (см), следовательно, АС=16 (см).
- Sосн.=АВ*ВС*sin∠В
- АМ=, АВ==АС (см)
- Sосн.= (см2).
Ответ: 64√3см2.
Канва – таблица.
Виды неправильных пирамид и их свойства | Виды неправильных призм | |||
Вершина пирамиды проектируется в центр вписанной окружности основания | Вершина пирамиды проектируется в центр описанной окружности основания | |||
тогда и только тогда, когда: | ||||
Высота пирамиды проходит через центр вписанной окружности основания; Вершина пирамиды равноудалена от сторон основания; Каждое боковое ребро пирамиды образует равные углы со смежными сторонами основания; Боковые грани пирамиды равнонаклонены к основанию; Боковые грани пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды. | Высота пирамиды проходит через центр описанной окружности основания; Боковые ребра пирамиды равны; Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к плоскости основания; Боковые ребра пирамиды равнонаклонены к высоте пирамиды. | |||
Свойства: | ||||
Sбок.пов.= 1/2 Росн *h, где h – высота боковой грани, проведенная из вершины пирамиды; Sбок.пов = S_осн/cosα , где α - двугранный угол при основании пирамиды. |
|
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: «Виды накладных карманов и их отделка».
Тема урока: «Виды накладных карманов и их отделка». Тип урока: комбинированный. Цели урока: • познакомить обучающихся с различными видами накладных карманов и видами их отделки; • научить правил...
Урок – «версия» Тема: «Виды работы с текстом»
Проверить лингвистическую (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), языковую (практическое владение языковыми нормами) и коммуникативную (владение разными видами речевой...
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....
Урок по теме "Виды односоставных предложений"
Обобщающий урок по теме "Виды односоставных предложений", закрепляющий умение определять виды односоставных предложений, находить и использовать их в речи. На уроке предлагается фронтальная беседа, гр...
Урок по теме "Виды пиломатериала".
Урок технологии проводится в 5 классе, тема урока «Виды пиломатериала». При объяснении данной темы возникают трудности в понимании учащимися принципа работы деревообрабатывающего предприят...
Конспект урока и презентация к уроку на тему "Виды глагола"
Урок изучения нового материала...
Комментарии
Обязательно воспользуюсь
Обязательно воспользуюсь Вашими разработками по данному уроку.Спасибо!