Конспект урока и презентация к уроку на тему "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола" | 70 КБ |
prezentatsiya_uroka_vidy_glagola.ppt | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Виды глагола».
Тип урока: урок ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Цель урока:
- знать характеристики глаголов совершенного и несовершенного вида;
- уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам,
-развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать о видах глагола, их значениях; видовых парах глаголов; различии между глаголами совершенного и несовершенного вида; уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи.
Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, слайд – презентация урока.
Ресурсы: словарь, учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Эмоциональный настрой.
Учитель: Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число. Далее оставляем одну строчку для темы урока, которую запишем чуть позже.
III. Актуализация знаний.
1. Работа с текстом
Учитель: У вас на столах лежат листы с текстом. Прослушайте, пожалуйста, его.
(Чтение текста учителем.)
Слайд № 2
Перед тем как отправит..ся в разведку, Ваня Солнцев втайне ото всех раздобыл себе компас. Карандашик у Вани уже был. А вместо записной книжки он решил воспользоват..ся букварём.
Во время разведки, дожидаясь Ваню, ушедшего вперёд, Горбунов и Биденко понятия не имели, чем без них занимает..ся мальчик. Они думали, что он просто идёт со своей лошадкой, «изучает» местность, затем возвращает..ся и докладывает, свободен ли путь.
Но Ваня делал не только это. Подражая разведчикам, он вёл самостоятельные наблюдения. Сопя и прилежно наморщив лоб, он возился с компасом, рисовал на полях своего букваря, записывая каракулями какие-то одному ему ведомые ориентиры. Наконец, он даже делал попытки снимать план местности. Коряво, но довольно верно он нарисовал условными знаками дороги, рощи, реки, болота.
- Все ли слова вам в этом тексте понятны?
Каракули – неразборчивые, неумело или небрежно написанные слова.
Ориентир – неподвижный предмет, по которому ориентируются (установить свое местоположение, направление движения).
Коряво – некрасиво, криво.
- О чем этот текст?
- Какова основная мысль текста?
- К какому стилю отнесем этот текст? Почему? (художественный стиль, автор рисует словами )
- Какой тип речи? (повествование). Докажите.
Орфографическая работа
- В тексте есть слова, в которых пропущены буквы, вставьте их самостоятельно в вашем тексте.
- Давайте теперь проверим. Называете слово, объясняете орфограмму. Слайд №3
- Какой частью речи являются эти слова? Что они обозначают?
IV. Работа по теме урока.
1. Целеполагание
Но действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся разделять глаголы на виды по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола.
2. Самостоятельные наблюдения.
Учитель: В тексте есть два глагола с одним корнем, найдите их (Рисовал, нарисовал).
(На слайде №4 появляются глаголы, а ребята делают соответствующие записи в тетради)
Рисовал Нарисовал
-На какой вопрос отвечает глагол «рисовал»? (что делал?)
-На какой вопрос отвечает глагол «нарисовал»? (что сделал?)
-А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга? (выслушиваются ответы)
-Какова разница в значении этих глаголов?
-Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (рисовал)
-А глагол «нарисовал»? (говорит о законченном действие, имеющем результат)
(На слайде №4 появляются вопросы к данным глаголам, учащиеся в тетрадях подписывают под глаголами соответствующие вопросы.)
ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
3. Задание.
Учитель: Давайте запишем глаголы из текста в два столбика в соответствии с вопросом, на который каждый глагол отвечает. (Один ученик у доски. Оставить одну строчку пустой).
Что делать? Что сделать?
был, не имели отправиться
занимается, думали раздобыл
идёт, изучает решил
возвращается, докладывает воспользоваться
делал, вёл
возился, снимать
-А как же мы будем называть эти глаголы?
4. Чтение теоретических сведений.
-Обратимся к нашему учебнику и узнаем, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» и на вопрос «что сделать?». Откройте учебник на с. 109 - 110 и прочитайте теоретический материал. (Сначала на с. 110).
-И вновь вернемся к нашей записи в тетрадях.
-Как же мы должны закончить запись в тетради? Что нужно дописать в схеме? (Эти выводы учащиеся могут сказать сами).
Глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?», «что сделал?», называются глаголами совершенного вида. (На слайде №4 появляется название вида глагола, ребята в соответствующей колонке подписывают название вида)
Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», называются глаголами несовершенного вида. (На слайде №4 выходит название глаголов несовершенного вида, ребята заканчивают опорный конспект)
Рисовал Нарисовал
ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
НЕСОВЕРШЕННЫЙ СОВЕРШЕННЫЙ
ВИД ВИД
5. Беседа.
Учитель: Вопросы к видам глагола легко запомнить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? (что сделал? что сделаю?). Оба слова: совершенный и сделать – начинаются на букву с, они означают, что действие совершено.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? (что делал? что делаю? что буду делать?), они означают, что действие еще не совершено, а совершается, совершалось, будет совершаться.
(На с.109 учебника таблица) У глаголов совершенного вида есть только два времени: прошедшее и будущее. Настоящего времени у глаголов этого вида нет, потому что они означают завершенное действие в прошлом или то, которое будет завершено в будущем. Если действие завершено, значит, оно уже ушло в прошлое, речь идет о прошедшем времени.
V. Физкультминутка.
А сейчас мы с вами поприветствуем наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли в гости два друга: Глагол Совершенного Вида и Глагол Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе.
Выступает первый ученик: Слайд №5
Глагол Совершенного Вида
Говорят (и это лестно),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум,
Нос с горбинкой, ясный взгляд.
(Все восторженно глядят!)
Весь начищенный, степенный.
ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.
Я к тому ж не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с горы скатился
И при этом не разбился,
Кипятком не обварился,
Лишь немного похудел!
(Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела свершил, то есть уже закончил, завершил.
Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.)
Выступает второй ученик: Слайд №6
Глагол Несовершенного Вида
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, нестепенный…
Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
(Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.)
-Спасибо вам, друзья Глаголы.
(Ребята, а что вы еще узнали о глаголах нового? Какой способ нам поможет? (буква С в вопросе)).
VI. Закрепление изученного материала.
1. Упр. 638 – выразительное чтение (запись слов на доске и в тетрадях парами в два столбика:
1) несовершенного вида; 2) совершенного вида).
жну сожну
кошу накошу
сею посею
поливаю полью
пишу напишу
рисую нарисую
черчу начерчу
делаю сделаю
-Чем отличаются глаголы двух видов? (Обратим внимание на то, что все глаголы несовершенного вида, за исключением глагола поливаю, бесприставочные, а глаголы совершенного вида – с приставками.
-Обратите внимание, глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару.
2. Упр.639 – обсуждение вопросов, запись в тетрадях вначале глаголов несовершенного вида, затем – совершенного, определение времени глаголов. (Синтаксический и морфемный разборы выполняются на доске).
1) День-деньской печёт; целый день стоит (глаголы настоящего времени); всё утро шёл (глагол прошедшего времени).
2) Вдруг застучали (глагол прошедшего времени); да как сразу грянет (глагол будущего времени в значении прошедшего).
Слова, зависящие от глаголов, помогают определить их вид. От глаголов несовершенного вида зависят слова, обозначающие продолжительность действия; от глаголов совершенного вида – слова, обозначающие внезапность действия.
В предложении В полях, не кошенных косой, всё утро дождик шёл косой есть слова, одинаковые по написанию и звучанию. Но это не омонимы, это слова с совпадающими формами – омоформы. Начальные формы этих слов разные: существительное коса и прилагательное косой (расположенный наклонно к горизонту, к поверхности).
3. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Слайд №7
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Они нашли бы ее ещё быстрее, если бы так не запутались в видах глаголов. Давайте поможем им исправить ошибки. Запишите текст, исправьте вид выделенных глаголов.
Учащиеся по цепочки зачитывают исправленные предложения.
Слайд №8
Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились. Шли они, шли, как вдруг заметили, что заблудились. Сначала они испугались, но потом успокоились. «Надо сесть, съесть бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой.
VII. Занимательная лингвистика.
Этимологическая справка
- Вы, наверное, слышали, как о человеке говорят, что он распоясался. Что это значит?
Слайд № 9
Распоясаться – утратить сдержанность, стать распущенным, наглым. Другое значение этого слова – снять с себя пояс. Как же невинное слово приобрело негативное, отрицательное значение? Обратимся к истории.
В старину пояса были длинными, достигали 4 м в длину и 20 см в ширину. Дома их не носили, придя домой, долго разматывали пояс. Освободившийся от пояса человек чувствовал себя свободно, вольно, терял сдержанность, необходимую на людях.
Видимо, иногда распоясавшиеся, т.е. снявшие пояс, люди вели себя слишком уж вольно, а иногда позволяли себе неподобающее поведение и вне дома, на людях. Отсюда и появилось новое значение глагола с негативной окраской.
VIII. Подведение итогов.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?
- Почему глаголы несовершенного и совершенного вида так называются?
-Как вы понимаете, что значит выражение «видовые пары глаголов»?
-Понравилось ли вам на уроке?
-Какое настроение у вас сейчас?
-Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите их мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
IX.Домашнее задание.
- П. 111.
- Упр. 640.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед тем как отправит..ся в разведку, Ваня Солнцев втайне ото всех раздобыл себе компас. Карандашик у Вани уже был. А вместо записной книжки он решил воспользоват..ся букварём. Во время разведки, дожидаясь Ваню, ушедшего вперёд, Горбунов и Биденко понятия не имели, чем без них занимает..ся мальчик. Они думали, что он просто идёт со своей лошадкой, «изучает» местность, затем возвращает..ся и докладывает, свободен ли путь. Но Ваня делал не только это. Подражая разведчикам, он вёл самостоятельные наблюдения. Сопя и прилежно наморщив лоб, он возился с компасом, рисовал на полях своего букваря, записывая каракулями какие-то одному ему ведомые ориентиры. Наконец, он даже делал попытки снимать план местности. Коряво, но довольно верно он нарисовал условными знаками дороги, рощи, реки, болота.
Проверьте! Отправи ть ся (н.ф.) - что сдела ть ? Воспользова ть ся (н.ф.) -что сдела ть ? занима ет ся (3-е л.) - что дела ет ? возвраща ет ся (3-е л. ) – что дела ет ?
Рисовал Нарисовал Что делал? Что сделал? НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
Совершенный вид - что сделать? Говорят (и это лестно), Что я выгляжу чудесно: Шляпа, галстук и костюм, А в глазах – природный ум, Нос с горбинкой, ясный взгляд. (Все восторженно глядят!) Весь начищенный, степенный. ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ. Я к тому ж не поленился И неплохо потрудился: Сделал нынче столько дел! Суп сварил, с горы скатился И при этом не разбился, Кипятком не обварился, Лишь немного похудел!
Несовершенный вид – что делать? Всем вокруг сегодня ясно, Что я выгляжу ужасно: Сам не брит, костюм измят, Уши в стороны торчат, Нос крючком, потухший взгляд. (Все сочувственно глядят!) Суетливый, нестепенный… Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола. Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и наконец отправлялись . Пошли они, пошли , как вдруг замечали , что заблудились. Сначала они пугались , но потом успокаивались . «Надо садиться , съедать бутерброды, а там видно будет», - сказывал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.
Проверьте Однажды Кот и Пес решили пойти на прогулку в лес. Долго собирались и наконец отправились . Шли они, шли , как вдруг заметили , что заблудились. Сначала они испугались , но потом успокоились . «Надо сесть , съесть бутерброды, а там видно будет», - сказал Пес. И правда, после еды звери повеселели и быстро нашли дорогу домой .
Распоясаться – 1. Утратить сдержанность, стать распущенным, наглым. 2. Снять с себя пояс.
Спасибо, ребята, за урок! До скорой встречи, дорогие друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку. "Повторение по теме: "Глагол"
Повторение изученного в 5 классе по теме: «Глагол».Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме: «Глагол»Задачи урока:– продолжить развитие у обучающихся орфографических и речевых ...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Спряжения глагола"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Спряжения глагола"...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Спряжения глагола"
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Спряжения глагола"...
Презентация к уроку в 5 классе по теме" Вид глагола"
Тема урока: Вид глагола.Цель:1. дать понятие видов глагола; знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значению;2. уметь находить глаголы совершенного и н...
Презентация к уроку по теме "Причастие как особая форма глагола"
Презентация содержит теоретический материал по теме "Причастие"....
Презентация к уроку русского языка на тему: « НЕ с глаголами»
Презентация к уроку русского языка на тему: « НЕ с глаголами» предназначена для школ VIII вида...