урок по геометрии " Сумма углов треугольника"
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Аннотация к уроку
Тема урока: сумма углов треугольника
Форма урока: урок - исследование
Тип урока: урок открытия новых знаний
Универсальные учебные действия:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие целеустремленности, настойчивости, аккуратности, умения работать в паре
- Регулятивные: целеполагание, самооценка правильности выполнения действий;
- Предметные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы).
Домашнее задание: репродуктивный, конструктивный, творческий уровни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.96 МБ |
urok_summa_uglov_treugolnika.docx | 336.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Учитель Шушкова Н.Ф.
Урок геометрии в 7классе « Сумма углов треугольника»
Цель: Создать учащимся условия для самостоятельного доказательства и усвоения теоремы о сумме углов треугольника и её применения при решении задач.
Задачи:
Стадия вызова - Пробуждение интереса к предмету, актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме «Углы. Треугольники», пробудить познавательный интерес к изучаемой теме через проверку постановку проблемной задачи.
Стадия реализации смысла - Осмысление материала во время работы над ним. Помочь активно воспринимать изучаемый материал, предложив практическую работу с цветными треугольниками. Помочь соотнести имеющиеся знания с вновь приобретенными, предложив ученикам экспресс- диагностику по решению задач на отработку свойств треугольника.
Стадия рефлексии – осмысление изученного материала, оценка достигнутых результатов. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.
Предполагаемый результат:
- Учащиеся должны проявить самостоятельность в выдвижении гипотезы, формулировании теоремы и обосновании дополнительных построений при ее доказательстве в ходе выполнения практической работы.
- Усвоить содержание теоремы и научиться использовать ее при решении задач.
Технологии, применяемые на уроке:
- Элементы технологии развития критического мышления.
- Технология учебной дискуссии.
- Технология проблемного обучения.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Информационно - коммуникативные технологии.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Чертежные инструменты.
Формы работы с учащимися:
- Фронтальная.
- Работа в парах.
- Самостоятельная работа.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Создание ситуации успеха.
Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении.
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, и пожелайте хорошего настроения и успеха на уроке.
Сегодня урок мне хотелось бы начать с китайской мудрости: (записать на доске)
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь».
Я желаю вам удачи при изучении новой темы.
2.Создание проблемной ситуации. (СЛАЙД 1)
В одной из древних книг ученые наткнулись на весьма интересную карту. По ней они определили, что караван арабского путешественника Ибн-Баттута, нагруженный шелками и пряностями проделал тяжелый путь из города Мимбукту, по маршруту 67 градусов на северо-запад, и венецианский купец Никколо Конти, который путешествовал с торговыми целями по Азии по маршруту 55 градусов на юго-восток, должны были посетить город Калимантан.
Определите, посетили ли путешественники этот город? Найдите место расположения этого города. Определите угол между маршрутами этих путешественников.
Ученики предлагают различные идеи решения задачи.
- Почему Вы считаете, что обе линии должны пересекаться?
- Проанализируйте с точки зрения математики этот исторический факт и назовите объект исследования задачи (угол в треугольнике).
- Какие известные, но недоказанные факты вы знаете? (сумма углов в треугольнике равна 180 градусов).
Я попрошу вас сформулировать тему урока и поставить перед собой цели. ( на карточке)
Цели урока: Сегодня на уроке я хочу:
Узнать…, Научиться….., Составлять…., Понять…
Записали в тетради тему нашего урока « Сумма углов треугольника».
Давайте определим, хватит ли нам знаний для решения проблемы;
3. исследовательская работа по изучению нового материала.
Очень часто ученые сначала экспериментальным путем устанавливают важные факты, а потом доказывают их при помощи логических рассуждений. Это происходит в химии, физике и геометрии. Слайд 2.
Мы тоже сегодня попробуем себя в роли экспериментатора.
На каждой парте у учащихся лежат бумажные модели треугольников разного цвета: один треугольник зеленого цвета, один треугольник желтого цвета;
Практическое задание №1. Измерьте углы в выданных треугольниках зеленого и желтого цвета, результаты измерений запишите в тетрадь и найдите сумму углов в каждом треугольнике. Сравнить полученные результаты.
Ребята, мы с вами измеряли углы и с помощью транспортира, находили их сумму еще в 5 классе. Сумма углов у всех получалась разная. Почему некоторые суммы совпали, а некоторые – нет? От чего это зависит?
(так может получаться потому, что неточно приложили транспортир, небрежно выполнили чертеж и т.д.)
Как еще можно найти сумму углов треугольника? Используйте модели треугольников, которые лежат на столе.
Выполните практическое задание №2 . В желтом треугольнике обозначьте углы через №1, №2, №3. Оторвите их и совместите вершины углов так, чтобы образовался один из известных углов (развернутый угол).(слайд 3)
Подумайте, как получить развёрнутый угол так, чтобы хотя бы один из углов треугольника остался на своём месте? - показывает дополнительные построения, если догадки учащиеся не высказали. Взяли ∠1 и ∠2 и работаем с ∠3 в зеленом треугольнике. Результат сверить с чертежом на (слайде4 )
Вопросы учителя:
- Случайно ли сумма углов треугольников оказалась равной 180° или этим свойством обладает любой треугольник? (создание проблемной ситуации)
- Вы получили результат практически. Можно ли данное утверждение назвать гипотезой?
- Что надо сделать с гипотезой, чтобы убедиться, что она справедлива для любого треугольника? (доказать)
- Как называется утверждение, справедливость которого надо доказать? (теорема).
Возвращаемся к нашей гипотезе. Попытаемся доказать, что сумма углов треугольника равна 180˚. А сейчас вам дается несколько минут, чтобы подумать и помочь мне в оформлении доказательства этой теоремы. В качестве помощи я предлагаю первоначальный вариант того, что дано в условии теоремы.
Подумайте, как оформить доказательство с минимальным количеством дополнительных построений.
Дано: Δ АВС.
Док-ть: ∠1+∠2+∠3=180°
Доказательство:1) проведём а II ВС
2) ∠5= ∠1 – накрест лежащие углы при параллельных прямых а и ВС и секущей АВ.
3) ∠3= ∠4 – накрест лежащие углы при параллельных прямых а и ВС и секущей АС.
4) ∠5+ ∠2+ ∠4=180° (развёрнутый угол)
5) ∠1+ ∠2+ ∠3=180°. Теорема доказана.
Итак, 1) с помощью измерений мы выдвинули гипотезу о сумме углов треугольника, а затем… 2) путём практической работы и… 3) путём строгого доказательства теоремы мы пришли к выводу, что (отвечают ученики) сумма углов треугольника равна 180º.
Доказательством этого факты занимались ученые: Пифагор ( 5 вв. до н.э.) и Евклид (3 вв.н.э) Показать портреты.
Первичное закрепление знаний. Как найти угол в треугольнике, если известны два других угла этого треугольника?
- Заполните таблицу для треугольника.
∠А | ∠В | ∠С |
31° | 27° | |
15° | 34° | |
105° | 45° | |
90° | 102° |
2.Существует ли треугольник, два угла которого равны 136° и 44°. Ответ объясните.
3.Один угол треугольника 30°, другой в два раза больше. Найдите углы в треугольнике.
4. Один угол треугольника 75°, другой - на 15° меньше. Найдите второй и третий углы в треугольнике.
5. Если треугольник имеет два угла по 60°, то можно ли сделать вывод, что этот треугольник будет равносторонним?
Физминутка.
Сегодня мы с вами проведем геометрическую разминку. Прошу учащихся встать и с помощью рук показать параллельные прямые, пересекающиеся прямые, перпендикулярные прямые. Покажите корпусом острый, прямой, тупой угол.
Как показать развернутый и смежные углы? Какие, вы молодцы! Мы с вами повторили виды углов. Теперь я увидела, что вы действительно их умеете различать.
Теперь вы готовы к экспресс - диагностике. Вам необходимо выполнить задания, которые лежать у вас на столе. Время работы до 5-6 минут.
1.Найдите ∠С в треугольнике АВС, если ∠А = 65°, ∠В = 57°.
2.Один из углов треугольника 52°, другой 69°. Найдите третий угол .
3.Найдите острый угол в прямоугольном треугольнике, если второй угол
равен 30°.
4. Угол при основании равнобедренного треугольника равен 58°. Найдите угол при вершине этого треугольника.
5. Существует ли треугольник, у которого все углы больше 70°.
6. Найти углы треугольника АВС, если ∠А : ∠ В : ∠С = 2 : 3 : 4.
Выполнение взаимопроверки по образцу. ( Записи на доске)
Итог урока. Заключительное слово учителя. Мы сегодня с вами доказали геометрический факт: В любом треугольнике сумма углов равна 180°.Домашнее задание вы получили индивидуально. Обратите внимание на дополнительные задачи в каждом уровне.
Рефлексия изученного материала: Нарисуйте себя на лестнице
- на верхней ступеньке, если считаете, что ранее изученный материал усвоен хорошо,
- на средней, если думаете, что надо еще поработать над этим материалом,
- на нижней, если вы не довольны своими знаниями по данной теме.
Домашнее задание на карточке:
Репродуктивный уровень: Найдите неизвестные углы треугольника.
Конструктивный уровень:
1.Один из углов треугольника равен 100°. При каком условии этот треугольник окажется равнобедренным?
2. Определите острый угол прямоугольного треугольника АВС, если один из них в 4 раза больше другого.
3. Найти материал о Бермудском треугольнике или о треугольнике, сумма углов в котором больше 180°
Творческий уровень:
1. Проведите классификацию понятия «треугольник» (принимая во внимание одновременно два признака: сравнительную длину сторон и величину углов)
2.Составьте 2-3 задачи по данной теме.
3.Сумма двух углов треугольника равна 70°. Один угол на 10 больше другого. Найдите все углы треугольника.
При наличии времени: (показать на модели)
Может ли треугольник иметь:
а) два прямых угла б) два тупых угла
в) один прямой и один тупой угол
Следствие из теоремы о сумме углов треугольника (выводится учащимися самостоятельно; это способствует развитию умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее).
Ставлю проблемную ситуацию (задание невыполнимое вообще) постройте треугольник с углами 90°, 120°,60°
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Сумма углов треугольника". Геометрия 7 класс
Данный урок направлен на закрепление ранее изученного, изучение нового материала и его закрепление. Время реализации - 90 минут (сдвоенный урок). Применение мультимедиа компонентов предусмотрено...
Конспект урока геометрии "Сумма углов треугольника" (7 класс)
Конкпект урока изучения нового материала по теме "Сумма углов треугольника" в 7 классе. Урок построен в соответствии с требованиями новых ФГОС....
Урок на соответствие, геометрия, "Сумма углов треугольника".
Цель данного материала - помочь тестирующимся педагогам в написании конспекта урока , как квалификационного испытания....
Урок по геометрии "Сумма углов треугольника"
Урок закрепления знаний...
Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках геометрии в 7 классе, конспект урока на тему:"Сумма углов треугольника"
Данный конспект будет полезен учителям математики при объяснении новой темы: "Сумма углов треугольника"...
Урок: по геометрии “Сумма углов треугольника”
Урок разработан с применением модульной технологии обучения и ИКТ. Рассчитан на 2 академических часа. Это урок изучение нового материала и закрепление путем тренинга. Каждый этап этого урока име...
Сценарий урока по геометрии. «Сумма углов треугольника» 7 класс.
Предлагаемая методическая разработка урока геометрии . Тема урока: « Сумма углов треугольника». Этот урок проводился в 7 классе. Программа составлена на основе : Сборник рабочих...