Исследовательская деятельность в практике
статья по геометрии на тему
Одна из важнейших задач школы — сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую де-
ятельность. Практика работы в школе вселяет уверенность в том, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии
и это действие направляет учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность в практике | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность в практике
Одна из важнейших задач школы — сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы в школе вселяет уверенность в том, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии
и это действие направляет учитель. Исследовательская деятельность школьников — это не альтернатива школьной программе, это «витамин» интереса к науке, которого часто не хватает в школе, это одна из форм учебного процесса. Так или иначе исследовательской деятельностью занимаются все учащиеся школы. Написание рефератов и выполнение некоторых видов работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но в более серьезную научную работу, заниматься которой учащихся не обязывает учебный план, вовлечены лишь некоторые. Причиной, на мой взгляд, является неумение учителя увидеть исследовательскую задачу, направить ученика на ее решение, т.е. включить его в исследовательскую деятельность.
У любого учителя, я уверена, бывают ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, подсказывающие темы исследовательских работ. Таких моментов бывает много, надо уметь их увидеть.
Вот несколько примеров из моей практики.
Учебный проект «Теорема Пифагора»
Цель проекта: практическое применение теоремы Пифагора.
Задачи проекта:
— познакомиться с биографией Пифагора;
— рассмотреть несколько способов доказательства теоремы Пифагора;
— научить применять теорему для решения задач;
— показать практическую значимость теоремы Пифагора.
Форма организации: групповая работа, индивидуальная.
Деятельность: поисковая, исследовательская, творческая.
Форма отчета: доклады, рефераты, математические газеты, презентации на электронных носителях.
Учебник: Л.С. Атанасян. «Геометрия. 8 класс».
Время работы: месяц.
Этапы работы над проектом
1-й этап
Ребята на уроке изъявили желание как можно больше узнать о Пифагоре, о самой известной теореме геометрии и о ее применении в повседневной жизни. Так возникла идея создания проекта «Теорема Пифагора». Мы собрали и обобщили информацию по данной теме. Было прочитано, изучено, переосмыслено огромное количество литературы, посещено множество сайтов. Результатом работы должны стать выполнение рефератов и оформление стендов.
2-й этап
Весь класс был разделен на группы, которые исследовали следующие разделы: «Биография
Пифагора», «Пифагор как философ», «Пифагор как педагог», «Теорема Пифагора». После накопления необходимого объема содержания было организовано групповое решение задач разных уровней; такие группы формировались на основе мониторинга успешности учащихся.
3-й этап
Отчет о проделанной работе был представлен на заседании математического кружка.
Учащиеся защищали рефераты по данной теме и представляли полученные результаты в
виде презентаций. Итогом учебного проекта «Теорема Пифагора» стал вывод, который сделали
учащиеся.
Вывод
Теорема Пифагора имеет огромное значение: она используется при решении задач в геометрии, она лежит в основе доказательства множества геометрических теорем. Наука математика через теорему Пифагора тесно связана с искусством, музыкой, философией, астрономией. Теорема Пифагора — одно из сокровищ геометрии. И за эту ценность мы должны быть благодарны
Пифагору — великому человеку, основоположнику современной математики. Именно он воспитал в человечестве веру в могущество разума, убежденность в познаваемости природы, уверенность в том, что ключом к тайнам мироздания является математика.
В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по истории математики. Работа над проектом предполагает:
-самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся по четко выстроенному плану;
- представление результатов в форме презентаций;
-позволяет развить навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями.
« Золотое сечение» и его применение в архитектуре родного края.
Цель: Воспользовавшись различной литературой по геометрии, по черчению, справочными материалами, образовательными ресурсами сети Интернет для более подробного изучения темы « Золотое сечение», дать наиболее полное представление о данной теме.
Задачи проекта:
1.Ввести понятие «Золотое сечение». Историческая справка.
Алгебраическое нахождение «Золотого сечения».
Геометрическое построение «Золотого сечения».
2. Применение «Золотого сечения» в искусстве Древней Греции.
3.Золотая пропорция и связанные с нею отношения.
4.Продемонстрировать и разобрать понятие золотой спирали в живой природе.
5.Показать применение «Золотого сечения» в эпоху Возрождения.
Исследовательские работы учащихся удачно вписываются в структуру учебного процесса,
позволяя связать отдельные вопросы школьных курсов. Учебно-исследовательская деятельность не украшение, а существенная составляющая математического образования школьников.
Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявить и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника — это вид педагогического взаимодействия, в котором максимально реализуются возможности сотрудничества, соавторства и сотворчества учителя и ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение практических задач исследовательского обучения на уроках ИЗО в образовательной практике современной начальной школы.
В предлагаемой статье описаны методические приёмы исследовательского обучения школьников 1-4 классов. Предлагаются практические работы с различными материалами для мини-исследований, интересные ...
Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика
Нет радости выше тех, которые нам доставляет изучение истины.У. Бэкон Такой девиз имеет наше научное общество учащихся (НОУ). В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятел...
Методическая разработка практико-ориентированного семинара для педагогов школы по организации исследовательской и проектной деятельности с учащимися
Представленный материал поможет вам провести эффетивную подготовку коллег школы по организации исследовательской деятельности с учащимися 1-11 классов...
Презентация исследовательского экологического проекта, выполненного суворовцами в период летней практики.
В последнее десятилетие возросло количество экологических проблем, решение которых становится актуальным уже практически для каждого человека. Поэтому стало традицией работа кадетов над проектам...
Юный исследователь. Материалы для школьников по самостоятельной исследовательской практике
Данная презентация может быть использована во внеурочной деятельности по подготовке обучающихся к написанию научно-исследовательской работы любой тематики. Как сформулировать цели, задачи, гипотезу ис...
Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.
Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....
Тема урока: «Географическая исследовательская практика: создание электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица»
Итоговый урок изучения Северо - ЗападаЦели урокаОбразовательные (предметные): -организовать деятельность учащихся по созданию электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица», используя те...