Прямоугольник. Ромб. Квадрат
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему
Урок геометрии в 8 классе по теме "Прямоугольник. Ромб. Квадрат". на днном уроке вводятся понятия прямоугольника, ромба и вадрата через параллелограмм; рассматриваются их признаки и свойства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamougolnik_romb_kvadrat.docx | 235.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока математики в 8 классе по теме:
«Прямоугольник. Ромб. Квадрат»
Номинация: Современные образовательные технологии.
Технология: личностно ориентированное обучение.
Разработал:
учитель математики
Урсатий Светлана Александровна
Ст. Озерки 2014
Пояснительная записка
Предмет: математика
Класс:8
Тема урока Прямоугольник. Ромб. Квадрат.
Характеристика класса: В классе обучается 14 человек. Не каждый учащийся способен работать активно, но с заданиями справляется почти каждый. Ребята дисциплинированы, стараются друг другу помогать. В классе сильно развита взаимопомощь.
Цель урока: ознакомление учащихся с понятиями прямоугольника, ромба, квадрата.
Задачи урока:
- Более детально ознакомить учащихся с частными видами параллелограмма – прямоугольником, ромбом, квадратом;
- сформулировать и доказать их свойства и признаки;
- провести параллель между свойствами параллелограмма и свойствами прямоугольника, ромба, квадрата;
- закрепить полученные знания в процессе решения задач.
Тип урока:
Комбинированный урок – сочетает в себе повторение и обобщение знаний, полученных ранее, изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний при доказательстве теорем и решении задач.
Планируемые результаты:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
предметные:
- знать: определения: прямоугольника, квадрата, ромба; их свойства.
- уметь: применять знания при решении задач.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: учебник, тетрадь, раздаточный материал, сигнальные карточки.
1. Организационный момент Цель этапа: включение обучающихся в деятельность Задачи: Создание положительного эмоционального настроя учащихся к работе на уроке | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Проверяют свою готовность к уроку. Называют отсутствующих. Осознание целей урока и настрой на рабочий лад. | Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? Дежурные, назовите отсутствующих. Итак, начнем сегодняшний урок. Ребята, на прошлых уроках мы подробно познакомились с параллелограммом. Однако, существуют и другие виды четырехугольников. Сегодня на уроке вы будем исследовать их свойства. | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Целеполагание. Цель: включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока Задачи: Обеспечение мотивационной готовности учащихся, активизация их УПД | ||
Ставят цели урока. -повторить параллелограмм и его свойства, -узнать определения прямоугольника, ромба, квадрата, -выявить их свойства. | Посмотрите на тему урока, и скажите, каких целей мы должны сегодня достигнуть? | Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование - (Л) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) |
3. Опрос учащихся по заданному на дом материалу Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Задачи: Проверка полноты знаний, сформированности умений, определение «слабых» моментов в усвоении знаний и умений. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Правильные ответы детей: 1)Параллелограмм. Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. 2) Противоположные стороны и углы равны; сумма углов, прилежащих к одной стороне равна 180°; диагонали точкой пересечения делятся пополам. 3) если противоположные стороны попарно параллельны; если две стороны равны и параллельны. Ответы:
3 вида: прямоугольник (все углы прямые), ромб (все стороны равны), квадрат (все углы прямые и стороны равны. | Ответьте на вопросы: 1) Какие виды четырехугольников вы уже знаете? Дайте определение. 2) Какими свойствами обладает параллелограмм? 3) По каким признакам можно доказать, что четырехугольник – параллелограмм? Обратите внимание на рисунки, висящие на доске. (Приложение №1) Вопросы:
Сколько можно выделить видов параллелограммов? | Умение выражать мысли (К). |
4. Изучение нового учебного материала. Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных понятий о прямоугольнике, ромбе, квадрате Задачи: Создание условий для формирования понятий прямоугольника, квадрата, ромба | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Ответ: все углы прямые. Ответ: один прямой угол Ответ: все углы прямые Ответ: 1) противоположные стороны равны 2) противоположные углы равны 3) диагонали точкой пересечения делятся пополам. Ответ: диагонали у прямоугольника равны Ответ: диагонали равны. Учащиеся делают чертеж и необходимые краткие записи определения, свойства и признака прямоугольника в тетрадях: Определение. Прямоугольник – параллелограмм, у которого все углы прямые ∠ A = ∠C =∠B =∠D = 90 Свойства: 1)AВ = CВ, BС = АD; 2) AB ⏐⏐ CD, BC ⏐⏐ AD 3) BO=DO, AO=OD Дано: ABCD – пар-мм, BD = AC Док-во: 1.Треугольники ABC и BAD равны (по трем сторонам): AB – общая сторона, AC = BD, BC = AD 2. ∠B = ∠A, следует из 1 пункта 3. Но ∠B + ∠A = 180°, значит ∠B = ∠A = 90° , т.е. ABCD – прямоугольник. Ответ: все стороны равны. Ответ: равенство смежных сторон. Ответ: все стороны равны. Ответ: диагонали ромба перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. Ответ: все стороны равны Учащиеся делают чертеж и необходимые краткие записи определения, свойств и признаков ромба в тетрадях. Определение: 1.Ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны. AB=BC=AC=AD Свойства ромба: 1)∠A = ∠C, ∠B = ∠D; 2) AB ⏐⏐ CD, BC ⏐⏐ AD 3) ∠A + ∠B = 180°, ∠C + ∠D = 180° 4) BO=DO, AO=OD Дано: ABCD – пар-м, BD ⊥ AC Док-во: 1.Прямоугольные треугольники AOB и AOD равны (по двум катетам): BO=OD, AO – общий катет. 2. AB = AD, следует из 1 пункта 3. AB=BC=CD=AD, т.е. ABCD – ромб. Ответ: 1) все углы прямые; 2) все стороны равны Ответ: квадрат обладает свойствами и параллелограмма, и ромба и прямоугольника. | Перед вами первый вид параллелограмма – прямоугольник. Давайте дадим ему определение. Закончите предложение: прямоугольник – параллелограмм, у которого… А как еще можно определить прямоугольник? Сколько достаточно иметь прямых углов параллелограмму, чтобы он стал прямоугольником? А можно ли дать определение прямоугольника через четырехугольник? Если да, то продолжите предложение: прямоугольник – четырехугольник, у которого… Итак, прямоугольник – это параллелограмм, значит какими уже известными вам свойствами, он обладает? А что вы можете сказать о диагоналях прямоугольника? Ребята, а теперь подумайте и ответьте на вопрос. А каков признак прямоугольника? Закончите предложение: параллелограмм – прямоугольник, если… Теорема: Если в параллелограмме диагонали равны, то он является прямоугольником. Особые свойства прямоугольника: 1)все углы прямые; 2)диагонали прямоугольника равны Перед вами второй вид параллелограмма – ромб. Давайте дадим ему определение. Закончите предложение: ромб – параллелограмм, у которого… А как еще можно определить ромб? Равенство, каких сторон параллелограмма достаточно, чтобы он стал ромбом? А можно ли дать определение ромба через четырехугольник? Если да, то продолжите предложение: ромб – четырехугольник, у которого… А теперь давайте сформулируем свойства ромба, кроме тех которые он уже имеет, являясь параллелограммом. Новые свойства касаются диагоналей ромба. Что вы скажите про треугольник АВD? Чем является в этом треугольнике отрезок АО? Каковы же свойства диагоналей ромба? Ребята, а как вы считаете, доказанные выше свойства могут быть и признаками ромба? Закончите предложение: параллелограмм – ромб, если… Признак ромба: Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то он является ромбом. Вывод: 1) все стороны ромба равны; 2) диагонали ромба перпендикулярны; 3) диагонали ромба являются биссектрисами углов. И наконец, самым идеальным видом параллелограмма является квадрат. Посмотрите внимательно на квадрат и давайте дадим ему определение. Закончите предложения: 1) квадрат – ромб, у которого…; 2)квадрат – прямоугольник, у которого … Ребята, а как вы думаете, почему я назвала квадрат идеальным видом параллелограмма? | Контроль, коррекция, самооценка действий |
5. Закрепление учебного материала Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию Задачи: Создание условий для развития умений учащихся применять полученные знания в новых ситуациях. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Квадрат – это параллелограмм, у которого все углы прямые и все стороны равны: AB=BC=CD=AD, ∠ A = ∠C =∠B =∠D = 90° Свойство квадрата: AB ⏐⏐ CD, BC ⏐⏐ AD, BO=DO, AO=OD Признаки квадрата: Если в параллелограмме все стороны равны и все углы прямые, то такой параллелограмм является квадратом Особые свойства квадрата: диагонали квадрата перпендикулярны (BD ⊥ AC), диагонали квадрата равны (BD = AC); диагонали квадрата являются биссектрисами углов. Ученики заполняют пропуски в схеме и проверяют правильность заполнения (Приложение №3) на раздаточном листе и оставляют этот лист у себя, чтобы пользоваться этой схемой на уроках. | Итак, давайте еще раз повторим все, что мы знаем о квадрате. Ребята, для того, чтобы привести в систему все ваши знания о параллелограммах и их свойствах, посмотрите внимательно на следующую схему. (Приложение №2) Заполнить в данной схеме пропуски, вместо которых записать, используя математические обозначения, определения или свойства параллелограммов. | Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Рефлексия способов и условий действия (П) Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
6. Итог урока (рефлексия деятельности) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Задачи: Организация групповой рефлексии относительно достижения учебных целей в форме полилога | ||
Оценивают свою деятельность, понимая нужную фигуру. | Покажите на сигнальных карточках: квадрат – да, ромб – не очень, прямоугольник– нет:
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
7.Задание на дом Цель: на основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся Задачи: На основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
Записывают домашнее задание | Достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. Творческое задание: сочинить мини - сказку о любой геометрической фигуре; на «3» - №399, на «4» - №399, №405, на 5» - №399, №405, №411 |
Приложение №1
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок7
Приложение №2
Приложение №3
Интернет – ресурсы:
- http://dpk-info.ucoz.ru
- http://inf1.info/notationposition
- http://900igr.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Прямоугольник, ромб, квадрат" с использованием ЭОР
План - конспект урока по теме "Прямоугольник, ромб. квадрат" с использованием ЭОР...
Урок "Прямоугольник, ромб, квадрат" (разработка урока)
Класс - 8 Предмет – геометрия Тема урока «Прямоугольник, ромб, квадрат» Цели и задачи: Познакомить с определением и свойствами квадрата Обобщить и систематизировать свойства па...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПАРАЛЛЕЛОГРАММ, ПРЯМОУГОЛЬНИК, РОМБ, КВАДРАТ и ОКРУЖНОСТЬ.
В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими пр...
Математический диктант.Геометрия 8 класс.Прямоугольник,ромб,квадрат.
Данный математический диктант охватывает три темы: "Прямоугольник ", "Ромб", "Квадрат".Выполнен в форме презентации. Проверку(взаимопроверку) можно выполнить на уроке,используя таблицу ответов и сразу...
Конспект урока по теме: "Прямоугольник, ромб, квадрат". геометрия 8 класс
Урок проводится с использованием эвристического метода...
Прямоугольник. Ромб. Квадрат
Презентационное сопровождение к уроку по теме "Прямоугольник. Ромб. Квадрат" можно применять на различных этапах урока: на этапе актуализаций знаний, при изложении нового материала, закреплении, контр...
Разработка урока по теме: "Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат"
Класс: 8Тема урока: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.Тип урока и его структура: урок обобщения и систематизации знаний.Цели урока: систематизировать и обобщить знания о четырех фигурах - п...