Площадь треугольника
план-конспект занятия по геометрии (5 класс) на тему
Учебное занятие в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока с применением ИКТ и метода проблемного обучения | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Математика
Класс: 5
Тема урока: Площадь треугольника
Цели урока: Содержательная цель: расширение знаний учащихся за счет знакомства с новой формулой.
Деятельностная цель: формирование у учащихся навыков нахождения площади треугольника при помощи формулы S = (ah) : 2.
для учащихся:
1.Познакомиться с формулой для вычисления площади треугольника.
2. Научиться применять формулу S = (ah) : 2для вычисления площади треугольника.
Образовательный аспект:учащиеся научатся находить площадь треугольника по формуле: (ah) : 2; продолжат формирование измерительных навыков для вычисления площадей фигур.
Развивающий аспект:развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Воспитательный аспект:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность,получат дальнейшее развитие умения излагать и аргументировать свою точку зрения
Формы организации учебной деятельности:индивидуальная, парная, групповая
Используемые технологии: Проблемное обучение, технология сотрудничества, уровневая дифференциация
Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, раздаточный материал.
п/№ | Этап урока | Продолжительность | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Планируемый образовательный результат |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | 1 мин | Дети здороваются Оформляют лист | Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу. А теперь возьмите лист №1. После выполнения каждого задания вы поставите себе по 1 баллу за каждый верный ответ. Это ваш лист самооценки. Подпишите его и отложите в сторону. | Коммуникативные УУД: Настрой на изучение предмета, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности | 3 мин | Выполняют тест. | Возьмите лист №2 и выполните тест-повторение. На это задание вам отводится 1 минута. Поменяйтесь работами и проверьте друг друга по ключу на экране. В лист самооценивания поставьте по 1 баллу за каждый верный ответ. | Регулятивные УУД: Умение давать оценку своему партнеру |
3 | Выявление места и причины затруднения | 5 мин | Работают в группах. Из лодки и паруса Из прямоугольника, прямоугольных треугольников и произвольного треугольника Находят площадь парусника, но возникает затруднение при вычислении площади паруса (треугольника) Предлагают достроить до прямоугольника и посчитать по клеткам. Не всегда удобно Использовали формулы Нет, т.к. нет прямого угла | Внимание на экран. Здесь изображена аппликация парусника из цветной бумаги. Из каких частей он состоит? А из каких геометрических фигур? Поработайте в группах и попробуйте найти площадь его частей, а затем и общую площадь этого парусника. Его образец (модель) лежит у вас на столах. Какие результаты у вас получились? Где возникло затруднение? Какими способами можно вычислить площадь этого треугольника? Всегда ли так удобно вычислять площадь фигур? Что использовали при вычислении площади прямоугольника и прямоугольного треугольника (лодки)? Можем ли мы использовать эти формулы при вычислении площади паруса? | Познавательные УУД: Устанавливают причинно- следственные связи между объектами, осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, проводят сравнение, классификацию объектов Регулятивные УУД: Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Коммуникативные УУД: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения. Умение слушать собеседника |
4 | Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения | 6 мин | Научиться вычислять площадь треугольника с помощью формулы Открывают учебник Разобьем треугольник на два прямоугольных треугольника с помощью отрезка BD, проведенного под прямым углом к отрезку АС. Читают определение S= (ah):2 Площадь треугольника равна произведению высоты на сторону, к которой проведена высота, и, деленное на два. | Определите цель на сегодняшний урок Тема урока: Площадь треугольника Откройте учебник на стр. 156 и выполните №568. Какие будут ваши предложения? Как вычислить площадь треугольника, не достраивая каждый раз его до прямоугольника? Да, и этот отрезок, проведенный к стороне под прямым углом называют высотой. Прочитайте определение на стр.156. Высоту обозначают буквой h. Длину отрезка АС обозначим буквой а. Используя эти обозначения, постарайтесь записать формулу площади треугольника. Проговорите. ( один учащийся пишет на доске) | Регулятивные УУД: Умение определить цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение предоставлять результаты работы, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме, развитие навыков самооценки и самоанализа. Познавательные УУД: Умение выражать смысл ситуации различными средствами ( символы, знаки, рисунки), умение работать с различными источниками информации, |
5 | Реализация проекта. | 1 мин | Проводим высоту к противоположной стороне, измеряем высоту и сторону, к которой проведена высота, вычисляем по формуле | А теперь попробуйте сформулировать алгоритм действий для нахождения площади треугольника, т.е пошаговую инструкцию. Этот алгоритм соответствует тому алгоритму, который лежит у вас на столах. | Коммуникативные УУД: Умение понимать смысл поставленной задачи,умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устнойречи. Регулятивные УУД: Умение представлять результатыработы. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 8 мин | Работают индивидуально и сравнивают свои построения с построениями на доске Вычисляют самостоятельно, сравнивают ответы с результатами на доске и оценивают себя в листе самооценки. Выполняют физкультминутку Сможем Нужно провести высоту к известной стороне и вычислить по формуле. А затем сложить все найденные площади. (Проводят вычисления) | Посмотрите на экран и попробуйте провести высоту в данных треугольниках, используя угольники. Один учащийся строит высоту на доске. В листах самооценивания поставьте себе баллы за правильно проведенные высоты. А теперь вычислите площадь этих же треугольников, но с указанными измерениями. Сравните свои ответы с ответами на экране и в листе самооценки поставьте количество баллов по количеству верных ответов. А сейчас, ребята, немного отвлечемся и поиграем в «истинно – ложно» . Встаньте, пожалуйста. Физкультминутка Если утверждение истинно, то поднимаем руки вверх, если ложно, то руки в стороны. -Делить на нуль нельзя. - В сотне 10 десятков. - Прямой угол равен 90° -Сегодня 23 февраля - 5*5=35 -Прямоугольник – это квадрат Отдохнули? Садитесь. Продолжим работу. Давайте теперь вернемся к нашему паруснику. Сможем ли мы теперь вычислить площадь паруса, а затем и площадь всего парусника? Что необходимо сделать? | Познавательные УУД: Умение записывать решение задачи в виде выражения, умение сравнивать и анализировать информацию Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки, умение представлять результаты работы и сравнивать их с ответами, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. КоммуникативныеУУД: умение слушатьучителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | 2 мин | С помощью пультов выполняют тест и ставят баллы за верные ответы | А теперь каждый из вас выполнит небольшой тест. Возьмите в руки пульты. Нажимать нужно одну из кнопок с верной, как вы считаете буквой. Если загорится зеленый цвет лампочки, значит ответ верный - ставите 1 балл в лист самооценивания, если красный, то ответ неверный. Время ограничено. Думаем быстро. Готовы? | развитие навыков самооценки Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач |
8 | Включение в систему знаний и повторение | 10 мин | Выполняют задание, сообщают результат и оценивают себя Чтобы обшить один фронтон нужно 12 кв.м. железа, значит, нужно купить 6 листов железа и заплатить 4800 рублей. ( на два фронтона- 12 листов, 9600 рублей) Роза: S = 40 С-ть = 80х50 = 4000 руб. Лилия: S = 24 С-ть = 24х4х60=5760 руб Тюльпан: S = 15 С-ть=15х20х30 =9000 р. Считают треугольники, а затем вычисляют их площадь. Сравнивают свои ответы с ответами на экране и оценивают себя. | 1.Нас с вами попросили помочь посчитать сколько листов железа нужно купить для обшивки фронтона дома и определить стоимость этой покупки. Если лист железа имеет форму прямоугольника с размерами 1× 2 м, а стоимость одного листа – 800 рублей. Выполните эту просьбу в группах. У кого сколько получилось? Выполнили мы просьбу? За каждый верный ответ поставьте себе по одному баллу в лист самооценивания. 2. Мы помогли обновить дом. Давайте теперь предложим нашим заказчикам благоустроить их приусадебный участок цветочными клумбами. Ребята, а площадь какой фигуры мы с вами сегодня изучаем? Пусть наши клумбы будут в виде этой фигуры. Посмотрите, как выглядят треугольные клумбы. Я вам предлагаю каталог видов клумб. Каждая группа выберет себе понравившуюся клумбу и рассчитает количество посадочного материала на клумбу и его стоимость. 2.Дифференцированное задание А теперь поработайте самостоятельно. Перед вами такая задача – вам нужно посчитать количество треугольников, а затем вычислить их площади. Не забудьте про лист самооценивания- за каждый верный ответ ставим 1 балл. | Личностные УУД: Применение полученных знаний в практической деятельности Коммуникативные УУД: Приобретают умения организовать сотрудничество с партнером, Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки, умение представлять результаты работы и сравнивать их с ответами. Познавательные УУД: Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи. Умение записывать решение задачи в виде выражения, умение сравнивать и анализировать информацию. |
9 | Рефлексия учебной деятельности | 4 мин | Научиться находить площадь треугольника по формуле Да S= (ah):2 В листах самооценивания продолжают предложения. | Цель нашего урока была…. Удалось ли нам ее достигнуть? Так как же находить площадь треугольника? В своих листах самооценивания подчеркните начатые мною предложения или продолжите сами. Я знал…… Сегодня я узнал….. Мне захотелось…На уроке я работал…..( доволен собой, не доволен собой) Урок для меня показался… (интересным или утомительным) Материал урока мне был ( сложен, но интересен или прост, но скучен) Подведем итог нашего занятия. Посчитайте общее количество баллов в листах самооценивания и поставьте себе отметку в соответствии с критериями на экране. Спасибо, ребята, за вашу активную работу, вы очень талантливы!( Если время осталось, то можно прокомментировать работы по желанию учащихся.) | Регулятивные УУД: Оценка, осознание уровня и качества усвоения материала Коммуникативные УУД: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
площадь треугольника
урок изучение нового материала с использованием ЭОР....
площадь треугольника
Урок обяснения нового материала в 8 классе по теме " Площадь треугольника" с использованием ЭОР....
Урок - Решение задач по геометрии 9 кл. "Площадь треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов."
Решение задач предусматривает умение применять знания в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них. Так же рассматриваются задачи, в которых требуется уметь применять знания в усложненн...
Презентация по теме "Площади четырёхугольников. Площадь треугольника
В презентации показаны свойства площадей, теоремы и формулы для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма треугольника....
"Площадь треугольника. Площадь параллелограмма" - метод. разработка 9 класс
Урок с использованием технологии обучения в сотрудничестве....
Краткосрочный план урока геометрии для 9 класса по теме "Решение треугольников (вычисление площади треугольника через радиус вписанной или описанной окружности)".
В работе представлен краткосрочный план урока геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников». В ходе урока выполняются задания на развитие функциональной грамотности обучающихс...
Контрольная работа № 3 "Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур". для 8 класса
Контрольная работа № 3 "Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур". для 8 класса...