Площадь треугольника
план-конспект занятия по геометрии (5 класс) на тему

Солдатова Ирина Валерьевна

Учебное занятие в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Математика

Класс: 5

Тема урока: Площадь треугольника

Цели урока: Содержательная цель: расширение знаний учащихся за счет знакомства с новой формулой.

Деятельностная цель: формирование у  учащихся навыков нахождения площади треугольника при помощи формулы S = (ah) : 2.

для учащихся:

1.Познакомиться с формулой для вычисления площади треугольника.

2. Научиться применять формулу S = (ah) : 2для вычисления площади треугольника.

Образовательный аспект:учащиеся  научатся  находить площадь треугольника по формуле: (ah) : 2; продолжат формирование измерительных навыков для вычисления площадей фигур.

Развивающий аспект:развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Воспитательный аспект:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность,получат дальнейшее развитие умения  излагать и аргументировать свою точку зрения

Формы организации учебной деятельности:индивидуальная, парная, групповая

Используемые технологии:        Проблемное обучение, технология сотрудничества, уровневая дифференциация

Оборудование: интерактивная доска SmartBoard, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, раздаточный материал.

п/№

Этап урока

Продолжительность

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемый образовательный результат

1

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1 мин

Дети здороваются

Оформляют лист

Добрый день,  ребята!

Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу.

А теперь возьмите  лист №1. После выполнения каждого задания вы поставите себе по 1 баллу за каждый верный ответ. Это ваш лист самооценки. Подпишите его и отложите в сторону.

Коммуникативные УУД:

Настрой на изучение предмета, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

3

мин

Выполняют тест.

Возьмите лист №2 и выполните тест-повторение. На это задание вам отводится 1 минута. Поменяйтесь работами и проверьте друг друга по ключу на экране. В лист самооценивания поставьте по 1 баллу за каждый верный ответ.

Регулятивные УУД:

Умение давать  оценку своему партнеру

3

Выявление места и причины затруднения

5 мин

Работают в группах.

Из лодки и паруса

Из прямоугольника, прямоугольных треугольников и произвольного треугольника

Находят площадь парусника, но возникает затруднение при вычислении площади паруса (треугольника)

Предлагают достроить до прямоугольника и посчитать по клеткам.

Не всегда удобно

Использовали формулы

Нет, т.к. нет прямого угла

Внимание на экран. Здесь изображена аппликация парусника из цветной бумаги. Из каких частей он состоит?

А из каких геометрических фигур?

Поработайте в группах и попробуйте найти площадь его частей, а затем и общую площадь этого парусника. Его образец (модель) лежит у вас на столах.

Какие результаты у вас получились?

Где возникло затруднение?

Какими способами можно вычислить площадь этого треугольника?

Всегда ли так удобно вычислять площадь фигур?

Что использовали при вычислении площади прямоугольника и прямоугольного треугольника (лодки)?

Можем ли мы использовать эти формулы при вычислении площади паруса?

Познавательные УУД:

Устанавливают причинно- следственные связи между объектами, осуществляют подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, проводят сравнение, классификацию объектов

Регулятивные УУД:

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Коммуникативные УУД:

Умение строить эффективное

взаимодействие с одноклассниками при

выполнении совместной работы, умение обосновывать и доказывать свою точку зрения. Умение слушать собеседника

4

Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения

6

мин

Научиться вычислять площадь треугольника с помощью формулы

Открывают учебник

Разобьем треугольник на два прямоугольных треугольника с помощью отрезка BD, проведенного под прямым углом к отрезку АС.

Читают определение

S= (ah):2

Площадь треугольника равна произведению высоты на сторону, к которой проведена высота, и, деленное на два.

Определите цель на сегодняшний урок

Тема урока: Площадь треугольника

Откройте учебник на стр. 156 и выполните №568.

Какие будут ваши предложения? Как вычислить площадь треугольника,  не достраивая каждый раз его до прямоугольника?

Да, и этот отрезок, проведенный к стороне под прямым углом называют высотой.

Прочитайте определение на стр.156.

Высоту обозначают буквой h. Длину отрезка АС обозначим буквой а. Используя эти обозначения, постарайтесь записать формулу площади треугольника. Проговорите.

( один учащийся пишет на доске)

Регулятивные УУД:

Умение определить цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение предоставлять результаты работы, умение строить речевые высказывания в

устной и письменной форме,

развитие навыков самооценки и

самоанализа.

Познавательные УУД:

Умение выражать смысл ситуации различными средствами ( символы, знаки, рисунки), умение работать с

различными источниками информации,

5

Реализация проекта.

1 мин

Проводим высоту к противоположной стороне, измеряем высоту и сторону, к которой проведена высота, вычисляем по формуле

А теперь попробуйте сформулировать алгоритм действий для нахождения площади треугольника, т.е пошаговую инструкцию. Этот алгоритм соответствует тому алгоритму, который лежит у вас на столах.

Коммуникативные УУД:

Умение понимать смысл поставленной

задачи,умение ясно, точно,

грамотно излагать

свои мысли в устнойречи.

Регулятивные УУД:

Умение представлять результатыработы.

6

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

8

мин

Работают индивидуально и сравнивают свои построения с построениями на доске

Вычисляют самостоятельно, сравнивают ответы с результатами на доске и оценивают себя в листе самооценки.

Выполняют физкультминутку

Сможем

Нужно провести высоту к известной стороне и вычислить по формуле. А затем сложить все найденные площади. (Проводят вычисления)

Посмотрите на экран и  попробуйте провести высоту в данных треугольниках, используя угольники. Один учащийся строит высоту на доске. В листах самооценивания поставьте себе баллы за правильно проведенные высоты.

А теперь вычислите площадь этих же треугольников, но с указанными измерениями. Сравните свои ответы с ответами на экране и в листе самооценки поставьте количество баллов по количеству верных ответов.

А сейчас, ребята, немного отвлечемся и поиграем в «истинно – ложно» . Встаньте, пожалуйста.

Физкультминутка

Если утверждение истинно, то поднимаем руки вверх, если ложно, то руки в стороны.  

-Делить на нуль нельзя.

- В сотне 10 десятков.

- Прямой угол равен 90°

-Сегодня 23 февраля

- 5*5=35

-Прямоугольник – это квадрат

Отдохнули? Садитесь. Продолжим работу.

Давайте теперь вернемся к нашему паруснику. Сможем ли мы теперь вычислить площадь паруса, а затем и площадь всего парусника?

Что необходимо сделать?

Познавательные УУД:

Умение записывать решение задачи в виде выражения, умение сравнивать и анализировать информацию

Регулятивные УУД:

развитие навыков самооценки, умение представлять результаты

работы и сравнивать их с ответами, сравнивать и анализировать информацию,

делать выводы.

КоммуникативныеУУД:

умение слушатьучителя и одноклассников, аргументировать

свою точку зрения, отвечать на вопросы

7

Самостоятельная работа с самопроверкой

2 мин

С помощью пультов выполняют тест и ставят баллы за верные ответы

А теперь каждый из вас выполнит небольшой тест. Возьмите в руки пульты. Нажимать нужно одну из кнопок с верной, как вы считаете буквой. Если загорится зеленый цвет лампочки, значит ответ верный - ставите 1 балл в лист самооценивания, если красный, то ответ неверный. Время ограничено. Думаем быстро. Готовы?

Регулятивные УУД:

развитие навыков самооценки

Познавательные УУД: умение выбирать

наиболее эффективные способы решения

поставленных задач

8

 Включение в систему знаний и повторение

10 мин

Выполняют задание, сообщают результат и оценивают себя

Чтобы обшить один фронтон нужно 12 кв.м. железа, значит, нужно купить 6 листов железа и заплатить 4800 рублей. ( на два фронтона- 12 листов, 9600 рублей)

Роза: S = 40

С-ть = 80х50 = 4000 руб.

Лилия: S = 24

С-ть = 24х4х60=5760 руб

Тюльпан: S = 15

С-ть=15х20х30 =9000 р.

Считают треугольники, а затем вычисляют их площадь.

Сравнивают свои ответы с ответами на экране и оценивают себя.

1.Нас с вами попросили помочь посчитать сколько листов железа нужно купить для обшивки фронтона дома и определить стоимость этой покупки. Если лист железа имеет форму прямоугольника с размерами 1× 2 м, а стоимость одного листа – 800 рублей.

Выполните  эту просьбу в группах.

У кого сколько получилось?

 Выполнили мы просьбу?

За каждый верный ответ поставьте себе по одному баллу в лист самооценивания.

2. Мы помогли обновить дом. Давайте теперь предложим нашим заказчикам благоустроить их приусадебный участок цветочными клумбами. Ребята, а площадь какой фигуры мы с вами сегодня изучаем? Пусть наши клумбы будут в виде этой фигуры. Посмотрите, как выглядят треугольные клумбы. Я вам предлагаю каталог видов клумб. Каждая группа выберет себе понравившуюся клумбу и рассчитает количество посадочного материала на клумбу и его стоимость.

2.Дифференцированное задание

А теперь поработайте самостоятельно. Перед вами такая задача – вам нужно посчитать  количество треугольников, а затем  вычислить их площади.

 Не забудьте про лист самооценивания- за каждый верный ответ ставим 1 балл.

Личностные УУД:

Применение полученных

знаний в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

Приобретают умения организовать сотрудничество с партнером,

Регулятивные УУД:

развитие навыков самооценки, умение представлять результаты

работы и сравнивать их с ответами.

Познавательные УУД:

Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи.

Умение записывать решение задачи в виде выражения, умение сравнивать и анализировать информацию.

9

 Рефлексия учебной деятельности

4

мин

Научиться находить площадь треугольника по формуле

Да

S= (ah):2

В листах самооценивания продолжают предложения.

Цель нашего урока была….

Удалось ли нам ее достигнуть?

Так как же находить площадь треугольника?

В своих листах самооценивания подчеркните начатые мною предложения или продолжите сами.

Я знал……

Сегодня я узнал…..

Мне захотелось…На уроке я работал…..( доволен собой, не доволен собой)

Урок для меня показался… (интересным или утомительным)

Материал урока мне был ( сложен, но интересен или прост, но скучен) Подведем итог нашего занятия. Посчитайте общее количество баллов в листах самооценивания и поставьте себе отметку в соответствии с критериями на экране. Спасибо, ребята, за вашу активную работу, вы очень талантливы!( Если время осталось, то можно прокомментировать работы по желанию учащихся.)

Регулятивные УУД:

Оценка, осознание уровня и качества усвоения материала

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

площадь треугольника

урок изучение нового материала с использованием ЭОР....

площадь треугольника

Урок обяснения нового материала в 8 классе по теме " Площадь треугольника" с использованием ЭОР....

Урок - Решение задач по геометрии 9 кл. "Площадь треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов."

Решение задач предусматривает умение применять знания в стандартных условиях или при небольших отклонениях от них. Так же рассматриваются задачи, в которых требуется уметь применять знания в усложненн...

Презентация по теме "Площади четырёхугольников. Площадь треугольника

В презентации показаны свойства площадей, теоремы и формулы для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма треугольника....

"Площадь треугольника. Площадь параллелограмма" - метод. разработка 9 класс

Урок с использованием технологии обучения в сотрудничестве....

Краткосрочный план урока геометрии для 9 класса по теме "Решение треугольников (вычисление площади треугольника через радиус вписанной или описанной окружности)".

В работе представлен краткосрочный план урока геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников».  В ходе урока выполняются задания на развитие функциональной грамотности обучающихс...

Контрольная работа № 3 "Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур". для 8 класса

Контрольная работа № 3 "Нахождение площадей треугольников и многоугольных фигур. Площади подобных фигур". для 8 класса...