урок по математике "Паркет из правильных многоугольников"
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Потеряева Екатерина Николаевна

занятие по внеурочной деятельности в 5 классе " Паркет из правильных многоугольников" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka1_1.docx338.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №373

Московского района Санкт-Петербурга

«Экономический  лицей»

Занятие по внеурочной деятельности

Паркет из правильных многоугольников

(5 класс)

                  Учитель:

Потеряева Екатерина Николаевна

Санкт-Петербург

Тема занятия:  Паркеты из правильных многоугольников.

Тип занятия: урок открытий новых знаний.

Цели: 

1.Образовательные:  

  • ознакомление учащихся с построением правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки;
  • ознакомление учащихся с правилами построения паркетов из правильных многоугольников;
  • формирование навыка конструирования и моделирования  на компьютере;
  • формирование  способности обучающихся к новому способу действия.

2. Развивающие:

  • развитие воображения, геометрического мышления, внимания;
  • повышение познавательной и творческой деятельности;
  • развитие  умения выстраивать самостоятельную деятельность, обосновывать свое решение.

3. Воспитывающие:

  • воспитание дисциплинированности, аккуратности;
  • формирование самооценки качества своего труда;
  • развитие  умения  коммуникативных навыков.

Учебные задачи: 

  • Составление плана занятия;
  • Построение шестиугольника с помощью циркуля и линейки;
  • Конструирование паркета, состоящих из правильных шестиугольников.

Оборудование к уроку:  персональные компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор, экран, карточки-задания, , циркуль, линейка.


Технологическая карта занятия

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя          

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Создание условий для возникновения желания к новой деятельности, для благоприятного психологического настроя.

Приветствие учеников. Организует учащихся к самостоятельному делению группы  на команды.

Приветствие учителя. Проявление доброжелательности к сверстникам при делении группы на команды.

Рассаживаются за столы по 4-5 человек.

Личностные: смыслообразование, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: сотрудничество  с товарищами при делении на группы;  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Мотивация и целеполагание

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей занятия.

Показывает слайд с картинкой паркета, составленного из правильных

шестиугольников.

Задает вопросы:

Что изображено на картинке? Из каких геометрических фигур состоит паркет? Сможете ли вы начертить такой паркет? Что для этого необходимо знать?  

Предлагает ученикам самостоятельно сформулировать тему занятия и записать план занятия.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Предлагают варианты тем занятия, записывают . Совместно с учителем обсуждают план действий и записывают его.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением партнера.

Регулятивные: целеполагание;  планирование (определение последовательности  промежуточных целей)

Познавательные: 

Общеучебные УД - самостоятельное создание алгоритма при решении проблемы .

Логические УД - анализ объектов с целью выделения общих признаков; построение логической цепочки рассуждения.

Усвоение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы

Раздает карточки с заданиями, на которых  в хаотичном порядке представлен алгоритм  построения с помощью циркуля и линейки  правильного

шестиугольника. Разъясняет задания учащимся.

 При возникновении вопросов и затруднений, помогает ученикам.

Совместный вывод правила построения правильного шестиугольника.

Получают по группам  задание, которое  должны выполнить за 10 минут: расставить в правильном порядке полученный алгоритм и постараться  самостоятельно начертить правильный шестиугольник.

 

Если у ребят возникают затруднения, то обращаются к учителю.

 

После выполнения задания, ученики делятся своими результатами. Делают общий вывод о построении правильного шестиугольника.

Познавательные: 

Общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации(работа с карточками); осознанное построение речевого высказывания;

Логические - построение логической цепочки рассуждения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи.  

Первичное закрепление нового материала.

Предлагает сесть за компьютеры. Задает задание: создать в программе MS Word паркет. Выдает алгоритм выполнения задания. Задает вопрос, ответ на который ребята находят при выполнении задания: "Можно ли такими шестиугольниками замостить всю поверхность?"

Садятся за компьютеры.  Открывают программу MS Word. С помощью встроенной функции ФИГУРЫ находят шестиугольник, производят замощение листа шестиугольниками, придают окрас своему паркету. Отвечают на поставленный учителем вопрос.

Познавательные:

Общеучебные - умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Знаково-символические - работа с моделями;

Регулятивные: контроль за результатом, оценка результатов своей работы, внесение коррективов в план действия(при необходимости).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формой речи.  

Рассказ о правильных паркетах, созданных с помощью правильных многоугольников.

(Приложение1)  

Слушают учителя.  

Познавательные: 

общеучебные - осмысленное чтение

Подведение итогов.

Оценка работы класса, групп и отдельных учащихся

Учитель благодарит учеников за сотрудничество, за хорошее выполнение всех заданий.

 Учащимся в конце урока предлагается игра "Что я узнал ..." По очереди каждый ученик говорит предложение, которое начинается словами "Сегодня я узнал..."

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Домашнее задание.

Обеспечение содержания и способов выполнения домашнего задания

Создание паркета: из картона сделать правильные шестиугольники,. наклеить на лист А4.

Слушают задание. Задают вопросы.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей: психоэмоциональное состояние,  мотивация их собственной деятельности, взаимодействие со сверстниками и учителем.

Предлагает ученикам нарисовать смайлики на доске . (смайлик - улыбчивый, грустный, нейтральный)

По количеству улыбающихся смайликов делает вывод.  

Создают общеэмоциональное "фото" на доске.

Познавательные: рефлексия.

Приложение 1

Паркеты из правильных многоугольников

В старших классах вы будите подробно изучать правильные многоугольники. Изучив  необходимую теорию, вы убедитесь, что правильные паркеты можно получить только  из правильных треугольников, квадратов или шестиугольников.  http://le-savchen.ucoz.ru/Caalla/13Sechen.png

http://le-savchen.ucoz.ru/Caalla/6Sechen.png     http://le-savchen.ucoz.ru/Caalla/5Sechen.png     

Самый простой, но и самый скучный паркет из квадратов. Простой паркет из правильных треугольников. Паркет из правильных шестиугольников можно встретить в мире природы. Пчелы бессознательно решают математическую задачу – они стараются придать сотам такую форму, чтобы при заданном объёме на них шло как можно меньше воска. И хотя они не знают математики, но точно решают эту задачу. Пчелам помогает решать эту задачу инстинкт.

Паркеты из разных правильных многоугольников.

А если использовать квадраты и треугольники, то можно получить более красивые рисунки. Существует ряд паркетов, составленных из различных комбинаций правильных многоугольников.  http://le-savchen.ucoz.ru/Caalla/8Sechen.pnghttp://le-savchen.ucoz.ru/Caalla/7Sechen.pnghttp://le-savchen.ucoz.ru/Caalla/12Sechen.png

http://le-savchen.ucoz.ru/Caalla/9Sechen.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики по теме "Правильные многоугольники" по технологии УДЕ академика П.М. Эрдниева

Данный урок разработан по технологии укрупнения дидактических единиц академика П.М. Эрдниева в серии " Многое об одном". Применение данной технологии на этапе обобщения и закрепления теоретической час...

презентация к уроку обобщения по теме "Правильные многоугольники"

На уроке  уделяется достаточно времени на проверку теории по теме и решению задач по готовым чертежам. Кроме этого   решается задача исследовательского характера на изготовление паркета...

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

конспект урока "Окружность, описанная около  правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник" Атанасян...

Конкурсный урок по геометрии по теме "Правильные многоугольники". Конспект урока. Презентации.

Конспект урока с использованием групповых технологий, метода проектов, практической работы, межпредметных связей....

Конспект урока "Правильные Многоугольники.Периметр многоугольника" 5 класс

Цель урока: формирование понятия многоугольникаЗадачи урока- познакомиться с понятием многоугольника, диагонали многоугольника, периметром многоугольника;- развивать измерительные умения , математичес...

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

Учащиеся решают поставленные перед ними проблемы, используется индивидуальный подход к личности учащегося....

Тест по теме «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности в правильный многоугольник»

Тест по теме  «Правильный многоугольник. Вписанная и описанная окружности. Формулы площади правильного многоугольника , стороны правильного многоугольника  и радиуса вписанной окр...