ТЕМА: ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) на тему

Антоненко Лариса Алексеевна

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ

«МЕТОД КООРДИНАТ»

( ПО УЧЕБНИКУ ПОГОРЕЛОВА А.В. 8 КЛАСС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 имени С.А. Красовского поселка Монино Щёлковского муниципального района Московской области

141171, Московская область, Щёлковский район, п. Монино, улица Комсомольская, дом 10, телефон 8-496-253-45-76, сайт школы Moninoschool3@yandex.ru

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ГЕОМЕТРИИ

«МЕТОД КООРДИНАТ»

( ПО УЧЕБНИКУ ПОГОРЕЛОВА А.В. 8 КЛАСС)

ТЕМА: ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ

Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 8 (общеобразовательный)

Цели урока:

– образовательные – обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля усвоения знаний и умений;

– развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: обобщения, выделение главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию внимания и памяти;

– воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике, умению общаться.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы обучения: тестовая проверка уровня знаний, решение обобщающих задач, самопроверка

Формы организации: индивидуальная, фронтальная

Оборудование:

  • интерактивная доска
  • «Метод координат на плоскости» (презентация учеников)

План урока:

1. Организационный момент

2. Из истории математики о Рене Декарте

3.Повторение изученного материала

4. Диктант с последующей самопроверкой

5. Проверь себя ((тестовые задания на карточках) с самопроверкой)

6. Решение задач

7. Итог урока

8. Задания на дом

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.

Сообщается, что в ходе урока ученики будут набирать баллы и получат оценку в конце урока.

2. Вступительное слово учителя и сообщение учащегося из истории математики о Рене Декарте.

В это время на доске демонстрируется портрет ученого

Текст сообщения (источник: Википедия)

Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат, сторонник аналитического метода в математике, механизма в физике, предтеча рефлексологии.

Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулеза, когда ему исполнился 1 год. Отец Декарта был судьей и он мечтал видеть своего сына юристом. В возрасте 10 лет мальчик поступает в школу, а после ее окончания учится в Университете в Пуатье. Получив звание бакалавра и лицензию юриста, Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину.

В истории математики Рене Декарт занимает видное место. Именно он сыграл решающую роль в становлении современной алгебры тем, что ввел буквенные символы, обозначил последними буквами латинского алфавита (x, y, z …) переменные величины, а известные – первыми буквами латинского алфавита (a, b , c…), ввел нынешнее обозначение степеней, заложил основы теории уравнений. Понятия числа и величины, ранее существовавшие раздельно, тем самым были объединены.

Историческое значение Декартовой геометрии состоит в том, что здесь была открыта связь величины и функции, что преобразовало математику. Применение алгебраических методов к геометрическим объектам, введение системы прямолинейных координат означало создание аналитической геометрии, объединяющей геометрические и арифметические величины, которые со времен древнегреческой математики существовали в раздельности.

Физические исследования относятся главным образом к механике, оптике и строению Вселенной.

Крупнейшим открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и рефлекторной деятельности.

Интересно, что великий русский физиолог Иван Павлов поставил памятник-бюст Декарту возле своей лаборатории, потому что считал Декарта предтечей своих исследований.

3. Повторение основных формул.

а) Длина отрезка, координаты середины отрезка, координаты вектора (с самопроверкой) – без ошибок – 1 балл

б) Какой вид имеет уравнение прямой? Рассматриваются частные случаи, уравнения осей координат (фронтально)

в) Взаимное расположение прямых на плоскости. Связь между коэффициентами (фронтально)

г) Уравнение окружности

4. Диктант с последующей самопроверкой.

1. А ( - 5; 1), В ( - 2; - 3), АВ - ?

2. CD – диаметр окружности, С (4; - 7), D (2; - 3). Найти координаты центра окружности.

3. Е (3; 7). Принадлежит ли она графику уравнения  ?

4.  Что является графиком уравнения?

5. Как расположены прямые x = 3, y =  –1?

5. Проверь себя (самопроверка) – с 1 ошибкой – 1 балл, без ошибок – 2 балла.

6. Решение задач

В ходе решения задач идет накопление баллов учащимися. Тексты задач проецируются на доску, в ходе решения делаются необходимые краткие записи на интерактивной доске.

№1. Определить вид ABCD, если A ( - 2; 2), B (4; 1), C (1; - 7), D ( - 5; - 4). Повторяются виды четырехугольников и их признаки. учащиеся решают самостоятельно, затем решение проверяется.

№2. Определить вид треугольника АВС, найти его площадь, координаты центра и радиус описанной окружности, радиус вписанной окружности, если А (3; 5), В (1; 3), С (4; 4).

№3. Лежат ли точки А ( - 1; 3), В (1; - 1), Е (0; 1) на одной прямой?

№4. Является ли отрезок EF хордой окружности, если Е (7; 3), F ( - 1; 1) ?

№5. Написать уравнение прямой АВ, если А ( - 12; - 7), В (15; 2). Написать уравнение прямой: а) параллельной АВ; б) пересекающей АВ; в) перпендикулярной АВ.

№6. Дано: А (5; 5), В (8; - 3), С ( - 4; 1). Найти координаты точки пересечения медиан треугольника АВС.

7. Итог урока.

Подсчет баллов, выставление оценок.

8. Задание на дом.

Повторить п.71 – п. 80. №14, №16, №35, №50

*Дополнительная задача:

Дано: А (6; 1), В ( - 5; 4), С ( - 2; 5). Написать уравнение прямой, содержащей высоту треугольника, проведенную к стороне ВС.

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

МБОУ СОШ №3

АНТОНЕНКО Л. А.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок геометрии в 8 классе "Декартовы координаты на плоскости"

Обобщающий урок  геометрии  по теме "Декартовы координаты на плоскости". Разработку данного урока можно использовать  при работе с любым УМК....

тест по теме "Декартовы координаты на плоскости"

тест на проверку усвоения первоначальных сведений о декартовых координатах на плоскости ...

Открытый урок “ Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка”

ПЛАН  ОТКРЫТОГО УРОКА с использованием слайд-презентации...

Декартовы координаты на плоскости. Координаты середины отрезка

Цель урока: познакомить с понятиями декартовой системы координат, декартовых координат....

Обобщающий урок по теме "Декартовы координаты на плоскости"

Урок проводится в форме математической игры "Поиск напитка бодрости". Цель урока: 1. Обобщение и систематизация изученного по теме. 2. Развитие чувства взаимопомощи и товарищества. 3. Воспитание интер...

Декартовы координаты на плоскости (решение задач). Геометрия 9 класс

Предлагаемая презентация предназначена для отработки практических навыков применения метода координат для решения ключевых задач темы. Рассматриваются типовы...

Уровневое задание по геометрии на тему "Декартовы координаты на плоскости"

Данное задание уровневой дифференциации. Уровневый подход имеет следующие положительные моменты: • При составлении заданий учитель может четко определить, до какого уровня сложности должно быть дове...